Ранний юношеский возраст (15 – 18 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний юношеский возраст (15 – 18 лет)



Юношество – это последняя достаточно четко выделяемая фаза развития. Хронологические границы юношества определя­ются в психологии по-разному, так как зависят от культурно-исторической обстановки – есть ли необходимость работать или возможность учиться и самому выбирать свой путь; наиболее часто иссле­дователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Юношеский возраст является сензитивным для личностного, социального и профессионального самоопределения; здесь формируется система ценностей и жизненных целей. Юноши и девушки учатся устанавливать зрелые отношения и жить в обществе взрослых.

Когнитивное развитие в юношеском возрасте, как и в подростковом, также происходит на стадии формальных операций. Здесь развивается и совершенствуется абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными предметами и явлениями. Юноши и девушки склонны к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсо­лютной оценке происходящего, философскому осмыслению глобальных проблем.

Обращенность мышления на будущее и на себя проявляется в развитии специаль­ных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональ­ной областью (математических, технических, педагогических и др.). В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие.

Идет активное развитие метапознания – познания человеком своих интеллектуальных возможностей, а также способностей управлять своим интеллектом.

Метакогнитивная осведомлённость – характеризует уровень и тип представлений человека о своих интеллектуальных возможностях, предполагает:

1. знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (особенности памяти, внимания, мышления, способы решения проблем) а также правил интеллектуальной деятельности (мнемонических приёмов, правил эффективного мышления);

2. умение оценивать свои интеллектуальные качества на уровне “хорошие – плохие” стороны и на уровне самопринятия, чувство интеллектуальной состоятельности;

3. готовность использовать приёмы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта, мобилизовать свои интеллектуальные силы для решения проблемы.

Произвольный интеллектуальный контроль включает в себя следующие способности: планировать собственную интеллектуальную деятельность; предвосхищать и учитывать последствия принимаемых решений; прекращать или притормаживать интеллектуальную деятельность на любом этапе её исполнения; выбирать стратегию собственного обучения и при необходимости модифицировать её.

Учебно-профессиональную деятельность Д.Б. Эльконин считает ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, его учебная деятельность приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.

Это проявляется в избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью, посещении подготовительных курсов, начале профессионального обучения, или во включении в реальную трудовую деятельность.

В психологической среде вопрос о ведущей деятельности в юношеском возрасте является дискуссионным: так, другие авторы говорят о ведущей роли ценностно-ориентационной деятельности, профессионального, а также личностного само­определения. Существует также мнение, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопреде­лению, т.е.не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а оп­ределенная зрелость личности, т.е. сформированность психоло­гических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Отсутствие общепризнанного мнения о ведущей деятельности в ранней юности может быть связано с тем, что на определенном этапе развития личности взаимоотношение между личностью и деятельностью изменяется, и личность не включается в ведущую деятельность, а выбирает ее. Поэтому возможно, что для разных старшеклассников будет ведущей разная деятельность: учебно-профессиональная, общение или какая-либо другая.

Тем не менее, вопрос жизненного самоопределения (которое включает в себя личностное, ценностное, профессиональное и т.д.) признается ключевым для юношеского возраста. В широком смысле, самоопределение – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

В общении юношей и девушек активно проявляются две тенденции

1. Расширение сферы общения с окружающими людьми, рост потребности быть принятыми ими, потребности быть признанными обществом.

2. Тенденция к индивидуализации и к социальному обособлению, которая проявляется встрогом разграничение юношеством природы (характера) взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в паре.

При сравнении с подростками, для которых более важно количество отношений в противовес качеству, и которые более сосредоточены на себе, юноши уделяют большее внимание качеству отношений и строят более глубокие отношения, уделяя больше внимания партнеру. Как следствие, отношения становятся более устойчивыми.

Семья остается тем микросоциумом, где юноши и девушки себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом – профессиональные. Жизненные планы юноши и девушки обсуждают и с преподавателями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно, и, конечно, друг с другом.

Общение со сверстниками имеет важное значение для развития личности в юношеском возрасте. Это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

В юношеском возрасте становится актуальным поиск спутников жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, возникает чувство интимности во взаимодействии с некоторыми людьми. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии.

Эмоциональная напряженность дружбы в юношеском возрасте снижается при возникновении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она, что характерно, как бы включает в себя дружбу.

В свиданиях для юношей и девушек на первый план выходят планы на будущее и личность партнера: свидания становятся средством социализации, выбора супруга, удовлетворения сексуальной потребности, и потребности в общении (деловом и межличностном). Как правило, на свидания приглашаются лица такого же статуса, со схожими интересами.

Анализ мотивов первого сексуального сближения обнаруживает четко выраженные гендерные особенности: примерно половина мужчин называют ведущим мотивом любопытство (51%), а 25% —нежные чувства к партнерше. У девушек наоборот: примерно половина назвала нежные чувства к партнеру, а около 25% — любопытство и готовность к сексу.

Развитие личности связано с формированием жизненного самоопределения как осознания юношей своего места в будущем, и характеризуется:

1. изменениями в ценностно-смысловой сфере, формированием личностных ценностей, которые определяют характер отношений личности к миру, к другим людям, к самому себе;

2. изменениями в сфере самосознания, развитием таких его свойств, как самоанализ и самооценка, развитием умения ставить цели (что отражается в уровне притязаний личности) и быть ответственным за их достижение;

3. изменениями в мотивационной сфере, которые связаны с формированием жизненных планов, мировоззрения, выбором профессии и т.д.. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами ученика, его намерениями в будущее; возникает иерархия мотивов; мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого решения; мотивационная сфера в этот период также опосредована мировоззрением и на этой основе сознательно управляема.

Мировоззрение – система знаний, опыта и убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

В теории Эриксона, подростковый и юношеский возраст – это единый период становления идентичности, и здесь заканчивается формирование целостного образа Я, с которым юноша вступает во взрослую жизнь. Однако развитие идентичности может идти разными путями. Так, Джеймс Марсиа описал варианты становления идентичности, которые выделяются на основе 2 факторов:

1. прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений, называемый «кризисом идентичности»;

2. связал ли себя обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.

Варианты формирования идентичности

1. Достижение идентичности – статус идентичности тех, кто прошел кризис и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений. Эта стадия обычно достигается уже после окончания школы.

2. Предрешенность (присвоение идентичности) – статус идентичности тех, кто принял на себя обязательства, не проходя через кризис идентичности, то есть принял то, что предложили родители (или другие авторитеты), не рассматривая другие альтернативы. Возможно влияние других авторитетных людей. Приводит к снижению самоуважения, большей конформности. Такие юноши и девушки поддерживают сильные позитивные связи со значимыми другими, придерживаются более авторитарных ценностей.

3. Диффузия (размывание идентичности) – статус идентичности тех, кто не прошел кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств. Эти подростки составляют группу риска по развитию девиантного повеления; нередко наркотики и алкоголь используются как способ ухода от ответственности. Истоки такого пути развития находятся в пренебрежении и отвержении со стороны родителей;

4. Мораторий — статус идентичности тех, кто находится и самом центре кризиса, они заняты поиском себя. Происходит задержка выбора из-за борьбы. Этот статус ведет к растущей неопределенности и тревоге.

Статус идентичности может быть разным – в зависимости от той стороны жизни, которая рассматривается подростком: профессиональная, сексуальная, политическая или другая.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие 2 фактора определяют вариант развития идентичности у юношей и девушек?

2. Что такое «метапознание» и как оно связано с развитием в юношеском возрасте?

3. В чем заключается различие между общением со сверстниками у юношей и у подростков?

Творческое задание

Вспомните, как менялся ваш профессиональный выбор от подросткового к юношескому возрасту, и проанализируйте его становление с точки зрения возрастной психологии. Что повлияло на Ваш выбор? Как развивалась Ваша профессиональная идентичность?


Список рекомендуемой литературы

Раздел I.

Учебная литература

· Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

· Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: МГППУ, 2010. - 460 с.

· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608 c.

Монографии

· Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. - 448 с.

· Эриксон Э. Детство и общество. Изд-во: Университетская книга, 1996. - 592 с.

· Эриксон Э. Идентичность юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

· Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб: Питер, 2003. - 192 с.

· Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.

· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

· Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000 - 1008 с.

Раздел II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 988; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.022 с.)