Счастье и здоровье в программе жизни человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счастье и здоровье в программе жизни человека



(или к чему готовит детей наша новая школа)

Кто я? Откуда я пришел? Зачем я пришел на эту землю? Куда я уйду?... Эти вопросы в разной интерпретации встают перед каждым человеком в разные периоды его жизни и каждый человек ищет ответы на эти вопросы и каждый человек отвечает на каждый вопрос по-своему. Именно на эти вопросы, по мнению Я. А. Коменского, ученики должны получать ответы, изучая разнообразные школьные предметы. Так, может быть это и есть те главные вопросы для жизни человека, на которые должна давать ответ школа, если она есть «школа жизни», то есть школа подготовки растущего человека к взрослой (подчеркнем – именно к ВЗРОСЛОЙ) жизни?!

И тогда встает вопрос относительно НАШЕЙ НОВОЙ ШКОЛЫ: это чья школа – школа детей? Школа родителей? Школа государства? Школа общественности? Мы не случайно задаем эти вопросы, потому что именно ответы на них определяют цели и задачи обучения в НАШЕЙ НОВОЙ школе, а затем и содержание образования, и методы обучения, и технологии и средства обучения, а также все другие компоненты системы общего образования ЧЕЛОВЕКА как СУБЪЕКТА (то есть активно действующего представителя) человеческого сообщества.

Если задача школы научить человека жить во всем многообразии проявлений именно человеческой жизни, тогда в содержании школьного обучения необходимы учебные дисциплины, предметом изучения в которых были бы, во-первых, каждый конкретный ребенок сам для себя самого как человек и, во-вторых, жизнь этого каждого конкретного ребенка для него самого как явление его собственного существа, а результатом обучения в этом случае становятся: на социальном уровне успешность ребенка и человека в жизни, показателем которой является его умение ставить и достигать своих целей (причем сугубо за счет своих собственных ресурсов, что, однако, не исключает при необходимости помощи со стороны другой людей, к которым человек сам сознательно за помощью обращается), на психосоматическом уровне – ощущение здоровья; на психологическом уровне – переживание состояния счастья, и на духовном уровне – состояние творческой удовлетворенности своей жизнью и устремленность к ее полноценному продолжению.

Достижение всего вышеобозначенного возможно, на наш взгляд, при двух следующих необходимых условиях: во-первых, если в процессе изучения каждой учебной дисциплины школьного курса дети получают ответы на два вопроса: 1) зачем мне нужно получаемое знание и 2) как я этим знанием могу пользоваться в своей собственной жизни для решения своих собственных жизненных задач; и, во-вторых, если в системе школьных учебных дисциплин есть курс, предметом изучения в рамках которого является каждый ребенок сам для себя во всем многообразии своих проявлений – как человека, как личности, как субъекта, как индивид и индивидуальности. Другими словами, если школьно обучение обеспечивает оснащение учащихся способами и средствами реализации программы жизни. Поясним, что вкладывается в данном контексте в понятие «программа жизни».

Прежде всего, следует отметить, что жизнь человеку дается (именно дается(!), ибо человек – это, и прямом, и в переносном смысле слова, существо нерукотворное. Думается, что никто не будет оспаривать тот факт, что ни родители, ни сам человек по своей воле (то есть просто по своему желанию) не может естественным образом (то есть без применения специальных средств) ни задать, ни изменить в себе ни одного параметра организма. Окраска волос, увеличение длины тела при помощи специальных физических упражнений и прочее тому подобные – это уже всё акты культуры, то есть сознательной человеческой деятельности, и потому к природе не имеющие никакого отношения, если под природой понимать все то, что возникает на земле без вмешательства человека, без, и более того, помимо его воли (то есть мир нерукотворный). Ответ на вопрос «кем дается человеку жизнь» – это серьезный философский вопрос, который требует отдельного разговора. Однако для понимания сути программы жизни совершенно неважно кем дается человеку жизнь, важнее понять, для чего, зачем человеку дается жизнь…

Как показывает наш опыт, на этот, совсем не сакраментальный вопрос каждый психически нормальный человек знает ответ с момента сознательного детства. Мало того, каждый человек за свою жизнь многократно проговаривает ответ на этот вопрос в виде пожеланий, которые он высказывает другим людям, поздравляя их с каким-то событием в их жизни. Что мы обычно желаем? С небольшими вариантами это в всегда пожелание «счастья», «здоровья» и «успехов» (в жизни, в любви, в творчестве и пр. т. п., в зависимости от личности того, кому высказывается пожелание). Быть счастливым, здоровым и успешным – это и есть та программа жизни, для реализации которой человек приходит на землю, хотя и не осознает это как программу. Исходя из своего многолетнего опыта выступлений перед различными аудиториями слушателей, осмелимся утверждать, что нет ни одного человека, который бы хотел в своей жизни быть несчастным, больным или неуспешным. В тоже время один из парадоксов жизни заключается в том, что человека любят, если он в своей характеристике имеет три качества, определяемыми словами, начинающими с буквы «б»: если он бедный, больной и бездарный… Тогда его любят, жалеют, ему сочувствуют и помогают. Если человек счастливый, здоровый, богатый и успешный, то…, как можно догадаться, ему завидуют и тихо ненавидят. Или еще как будто бы радуясь на него говорят: «Я завидую тебе «белой» завистью». Однако все дело в том, что зависть не имеет цвета, она не бывает ни черной, ни белой, ни желтой, ни красной… Она просто зависть – чувство убивающее, изничтожающее, иссушающее, причем, не того, кому завидуют, а того, кто завидует.

Что же есть счастье, здоровье и успехи в программе жизни человека? Представим наш взгляд на данный вопрос.

Что такое «счастье»? Читатель может ответить, что нет общего понятия для всех. Да, каждый, скорее всего, понимает счастье по-своему, но логично предположить, что, если есть общее понятие, которым выражается нечто желаемое для всех, и если мы все, как представители рода человеческого устроены в целом структурно одинаково, то и в счастье должно быть и какое-то общее для всех людей содержание, общая основа. Если посмотреть на русское написание слова «счастье», то мы увидим, что корень этого слова – «часть»: с-ЧАСТЬ-е, то есть человек суть часть некоего общего, с которым он составляет гармоничное целое. Отсюда правомерен вывод, что человек чувствует себя счастливым, если ощущает себя органичной частью своего рода, своего народа, своего трудового коллектива, а именно: своей семьи, в которой он родился, в которой его любят, помогают ему расти и развиваться, удовлетворяют его насущные материальные потребности (в пище, в доме, в одежде и т. п.)… Человек чувствует себя счастливым, если по мере взросления он создает свою собственную семью, где его ценят, уважают, почитают, где прислушиваются к его советам и не только прислушиваются, но и следуют им... Человек чувствует себя счастливым, если у него есть любимая работа в коллективе, где его уважают, ценят как работника и специалиста, помогают профессионально развиваться и расти… Человек чувствует себя счастливым, если у него есть возможности организовать свой культурный досуг, если он причастен к культуре и черпает из нее свои душевные силы… Человек чувствует себя счастливым, если ощущает себя органичной частью природы, живет в гармонии с ней и как ее часть получает от природы все необходимые для существования блага… Человек чувствует себя счастливым, если у него есть друзья, с которыми он находится в отношениях гармонии, которые верны и преданы ему и на которых он может положиться, как на себя самого…

Одним словом, человек счастлив, если он – человек – органичная часть окружающего его мира во всем многообразии проявлений этого мира. Это, на наш взгляд, есть то объективное содержание счастья, которое желаемо для каждого человека, а вот объем этого желаемого как в духовном, так и в материальном отношении определяется различными, так сказать, земными факторами, обусловливающими жизнь каждого конкретного человека. Таким образом, можно утверждать, что в приведенной выше формуле программы жизни человека счастье это смысл его жизни. Данный вывод требует подробнее остановиться на содержании понятия «жизнь».

В современной философской трактовке понятие «жизнь» имеет три значения.

В первом значении жизнь – это термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма жизнь мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, в отличие от смерти как небытия.

Во втором значении – это понятие неклассической философии, фундирующее собой философию «жизненного мира» и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); «жизненный порыв» как формотворчество космической силы жизни (Бергсон); жизнь как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель).

В третьем значении жизнь – это термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. В этом понимании жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но, прежде всего, биологии.

Вопрос о сущности жизни и ее определения был и остается предметом дискуссии различных философских и естественнонаучных направлений… Современной наукой обосновано положение о многообразии форм жизни и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности… При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный.

Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ жизни. Результатом осуществления этого уровня стало эпохальное открытие в области биологии, связанное с универсальностью молекулярных основ жизни для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровни организации структур живого, согласно которому, по Дж.Берналу, «жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов» (выделено нами. – Т.О.).

Другой тенденцией в познании сущности жизни является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще В. И. Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения «совокупностей организмов», их комплексов, что позволит открыть и «новые свойства жизни», ее «проявления» на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения жизни на Земле [2, с. 243].

Из вышеприведенной достаточно обширной цитаты следует, что жизнь это некий процесс бытия живых сущностей, обладающих активностью, раздражимостью, способностью к обмену веществ, к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям средыи проявляющейся как на организменном, так и на надорганизменном уровнях организации живого. В проекции на жизнь человека это значит, что активностью, раздражимостью, способностью к саморегуляции, развитию и тем самым совершенствованию обладают все системы человеческой сущности: и тело человека как материальная, заданная природой субстанция, и психика человека как основа его душевной организации, и его разум, интеллект как феномен, характеризующий принадлежность человека к культуре (то есть миру рукотворному) и выводящий человека на уровень высшего «венца природы», способного стать сознательно развивающимися духовным существом. Именно это последнее – возможность и необходимость духовного (то есть сугубо человеческого в истинном смысле этого слова) развития – есть счастье как смысл жизни человека.

Здоровье – вторая позиция формулы программы жизни человека – выступает условием достижения счастья, ибо без здоровья, как показывает практика, человек не способен чувствовать себя счастливым. Думается, что не требуется доказывать значимость здоровья. Каждый, кто хотя бы раз в жизни утрачивал хотя бы небольшую часть своего здоровья, прекрасно помнит свои ощущения, когда «свет не мил». Как говорил Сократ, здоровье, конечно, не всё, но всё без здоровья ничто. Таким образом, в этой своей ипостаси здоровье является средством, обеспечивающим человеку достижение его жизненных целей.

В связи с этим имеет смысл привести слова И. И. Брехмана, который в одной из своих работ пишет: «Здоровье – одна из основных жизненных ценностей, важнейший эмоциональный, социальный, экономический фактор, значение которого в условиях научно-технической революции не уменьшается, а увеличивается». И чуть позже: «Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Здесь следует подчеркнуть, что проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на Земле» [1, с. 12]. Таким образом, здоровье – это одно из наиболее желанных для человека состояний, один из важнейших жизненно необходимых атрибутов жизни индивида, ибо считается, что утрата здоровья несовместима с жизнью. Здоровье – это тот дар, который дается человеку от природы при рождении, но для сохранения которого человеку необходимо прикладывать усилия, все более значительные и неуклонно возрастающие прямо пропорционально прожитым годам. Здоровье – это ценность, имеющая не только индивидуальную личностную, но и общечеловеческую значимость.

И, наконец, третий элемент формулы, раскрывающей программу жизни человека – это успехи, успешность, представляющая собой цель жизни человека. Успешность – это тот результат человеческой деятельности, к достижению которого стремится каждый человек. Успешный человек – это человек, умеющий, прежде всего, ставить цели и успешно (то есть с достижением желаемого результата) достигать их, причем преимущественно за счет активизации своих собственных ресурсов.

Заключая все вышесказанное, можно обобщенно раскрыть смысл главной задачи школьного обучения – это подготовка растущего человека к взрослой жизни, то есть жизни, прежде всего, самостоятельной, и очень желательно – счастливой, здоровой и успешной. Отсюда, все школьные предметы должны давать учащимся ответы на вопросы о том, что есть человек как культурно-природное, биосоциальное, духовно-нравственное существо; какие жизненные задачи решает человек на протяжении всего периода своего земного существования; каковы истинно человеческие способы решения этих жизненных задач и т. д. Коротко говоря, задача школы – оснастить ребенка как дозревающего человека (ибо ребенок приходит в мир незрелым на уровне всех своих структур и сфер: телесной, психической и психологической, духовной и социальной) всеми необходимыми и достаточными для счастливой, здоровой и успешной жизни сугубо человеческими способами жизни.

Литература

1. Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества / И. И. Брехман. – 2-е. изд. – М.: Наука, 1980. – 119 с.

3. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. – Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образцы библиографического описания литературных источников
в списке использованной и цитируемой литературы
в научно-исследовательских работах

Книга одного автора

1. Пушкин, А. С. Борис Годунов: трагедия / А. С. Пушкин. – М.: Дет. лит., 1988. – 125 с.

2. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде; пер. с фр. Е. Морозовой. – СПб.: Алетейя, 1998. – 249 с.

3. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. – 3-е изд., перераб. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 365 с.

Книга двух авторов

1. Бурлачук, Л. Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. – М.: Рос. пед. агентство, 1998. – 262 с.

2. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1965. – 316 с.

3. Николов, Н. Загадка тысячелетий: Что мы знаем о памяти / Н. Николов, Г. Нешев; под ред. М. И. Самойлова. – М.: Мир, 1988. – 142 с.

Книга трех авторов

1. Орлов, Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. С. Косарева. – М.: Высш. шк., 1989. – 60 с.

2. Скляренко, В. 100 знаменитых художников. XIX-XX вв. / В. Скляренко, Т. Иовлева, И. Рудычева; худож.-оформ. Л. Д. Киркач. – Харьков: Фолио, 2003. – 511 с.

Издание в целом

1. Самойлов, Д. С. Избранные произведения: в 2 т. / Д. С. Самойлов; вступ. ст. И. Шайтанова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т. 1: Стихотворения. – 558 с. – Т. 2: Поэмы. Стихи для детей. Портреты. – 333 с.

или (другой вариант описания)

1. Самойлов, Д. С. Избранные произведения: в 2 т. / Д. С. Самойлов; вступит, ст. И. Шайтанова. – М.: Худож. лит., 1989. – 2 т.

Отдельный том

1. Самойлов, Д. С. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. Поэмы. Стихи для детей. Портреты / Д. С. Самойлов. – М.: Худож. лит., 1989. – 333 с.

2. Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. / В. Д. Казьмин. – М.: ACT: Апрель, 2002. – Ч. 2.: Детские болезни. – 2002. – 503 с.

Статья из многотомного издания

1. Кисунько, В. Музыкальная проблематика в работах А. В. Луначарского, 1903-1920 гг. / В. Кисунько // Луначарский А. В. О музыке и музыкальном театре: в 3 т. / А. В. Луначарский. – М., 1981. – Т. 1. – С. 9-74.

2. Гомер. Песнь пятая. Подвиги Диомеда / Гомер // Илиада: поэма: в 2 т. / Гомер; пер. с греч. Н. И. Гнедича. – М., 2003. – Т. 1. – С. 92-117.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.041 с.)