Семинар №1. Особенности культуры древних славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №1. Особенности культуры древних славян



Практические занятия

1. Особенности культуры древних славян

Поэзия свадебного обряда

3. Былина как жанр русской народной поэзии. «Илья Муромец и Калин-царь»

4. Волшебная сказка в работах В.Я. Проппа и его последователей

5. Несказочная проза: предания, легенды, мифологические рассказы

6. Лирические народные песни

Русская народная баллада

8. Народный театр

9. А.Н. Афанасьев и А.Н. Веселовский о происхождении фольклора и его изучении

10. Проблемы современного сбора и изучения устно-поэтических текстов

Лабораторные занятия

1. Заговоры

2. Русские народные сказки. Волшебные сказки

3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок

4. Духовные стихи

Практикум семинарский

Семинар №1. Особенности культуры древних славян

Цель семинара: учить излагать современные концепции фольклористики об особенностях культуры древних славян, периодизации славянского язычества, мифологические представления, работать с научной и справочной литературой.

План занятия:

1. Бытовой и социальный уклад древних славян (территория, занятия, князья и жречество, религия, календарь).

2. Периодизация славянского язычества (концепция Б.А. Рыбакова).

3. Мифологические представления древних славян:

а) вселенная в представлении древних славян-язычников; мировое древо: архетипная семантика образа (вертикальная и горизонтальная ось), мировое яйцо, Вырий.

б) микрокосм человеческой жизни: Доля / Недоля, Правда / Кривда, Лихо; культ предков Род (анимизм, тотемизм), представления о посмертной жизни человека.

4. «Голубиная книга» и «Велесова книга» как возможные источники сведений о древнеславянской культуре. Проблема подлинности «Велесовой книги».

5. Высшие языческие божества. Мужские и женские божества в славянской мифологии, культ огня, солнца и грозовой миф (Сварог/Даждьбог, Хорс/ Перун, Макошь/ Мокошь и Параскева Пятница).

6. Низшая демонология: домовой, кикимора, леший, русалка, водяной, овинник и др. Мифологические представления о духах дома, природных пространств и домашних построек.

7. Героические мифы славян. Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, Чех, Лях, Крак.

8. Христианская культура в Древней Руси и её взаимодействие с языческой культурой. Феномен двоеверия.

Список практических заданий

Подготовьте сообщение об 1-2 персонажах или понятиях славянской мифологии (Перун, Хорс, Велес, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Сварожич, Ярило, Род, Дый, Лада, Мокошь (Макошь), Морена (Марена, Морана), Мать Сыра земля, Симаргл (Семаргл), Чур, Алконост, Гамаюн и Сирин, Озем и Сумерла, явь, навь и правь, Ирий, Беловодье, Пекло, леший, водяной, домовой, рожаницы, вилы, русалки и мавки, алатырь-камень или др.).

Список дополнительной литературы:

1. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.

2. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб.: Евразия, 2004.

3. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия, 1988.

4. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. – Л.: Наука, 1977.

5. Трубачёв О. Н. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания // Вопросы языкознания. 1994. № 6. С. 8.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1997 (или другое издание). (Периодизация славянского язычества).

7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980 (или другое издание гл. IX, X о культе деревьев; ХХ, XXI, XXII - табу).

8. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2002.

9. Мифы народов мира: в 2-х тт. Статьи: «Древо мировое», «Славянская мифология» (любое издание)

10. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2001.

11. Серяков М.Л.Голубиная книга. Священное сказание русского народа. – М.: Вече, 2012.

Список практических заданий

1. Изучите раздел хрестоматии, посвященный свадебной поэзии. Проведите анализ песенных жанров, в которых отражается обрядовая идея перехода от старой жизни к новой.

2. Проведите анализ одной песни, исполняемой во время встречи свадебного поезда.

3. Проведите анализ одной песни, связанной с ритуалом расставания невесты с красой/красотой/волей, отметив основные черты поэтики, обрядово-магическую основу, мифологическую образность.

4. Проанализируйте причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ одного причета).

5. Проанализируйте величальную и корильную песни, посвященные молодым.

Список дополнительной литературы:

1. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985.

2. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989.

3. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. (См.: «Свадебные обряды и обычаи»).

4. Обрядовая поэзия. Семейно-бытовой фольклор. 1997.

5. Обрядовая поэзия. – М., 1989. С. 17-28, 322-563, 569-598.

  1. Свадебный обряд села Лучки Прохоровского района (Белгородско-Курский регион). – Экспедиционная тетрадь. – Вып. 2. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 77 стр.

Семинар №3.Былина как жанр русской народной поэзии.

«Илья Муромец и Калин-царь»

Цель семинара: сформироватьпредставление о круге проблем отечественного эпосоведения,формировать умение анализировать тексты и определять черты поэтики былины, развивать навыки работы с научной и учебной литературой

План занятия:

1. Былина как жанр УНТ. Вопрос о происхождении былин в фольклористике (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

2. Периодизация былинного эпоса (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

3. Состав и классификация русских былин (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

4. Былины Киевского цикла, их идейно-тематическое своеобразие.

5. Своеобразие былин Новгородского цикла (на примере одной из былин о Садко).

Список практических заданий

1. Законспектировать одну из статей (по любому полному изданию): Скафтымов А.П. «Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах», Рыбаков Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм», Лихачев Д.С. «Эпическое время былин», Миллер В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса»

2. Проанализировать былину «Илья Муромец и Калин-царь», обратив внимание на вопросы:

1) роль вступления к былине. Завязка всех событий;

2) как рисуются враги? Есть ли в этом изображении историческая правда?

3) поведение ханского посла в Киеве. Требования врагов;

4) как ведет себя в это время князь Владимир?

5) при каких обстоятельствах появляется в Киеве Илья Муромец?

6) Илья Муромец как олицетворение русской народной силы. В чем состоит поэтическая идеализация образа?

7) действия Ильи в лагере врагов;

8) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщение;

9) сопоставление образов Ильи и князя Владимира;

10) использование в былине гипербол, параллелизмов, сравнений, постоянных эпитетов, повторов и т. д.;

11) идейное содержание былины.

Список дополнительной литературы:

1. Тексты былин по хрестоматиям:

· Русское устное народное творчество: хрестоматия: учебное пособие / сост., вступ. ст., коммент. В.П. Аникина. – М., 2006.

· Русское устное народное творчество: хрестоматия-практикум/ под общ. ред. С.А. Джанумова. – М., 2007.

· Русский фольклор. Хрестоматия/сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – 4-е изд. – М., 2003.

· Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия/сост. Ю.Г. Круглов. – СПб., 1993.

2. Учебники и пособия:

· Аникин В. П. Устное народное творчество: учебник. – 4-е изд, перераб. и доп. – М., 2011.

· Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М., 2008.

· Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. – М., 2004.

· Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.

· Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Л.,1987.

· Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: учебник для филологических специальностей университетов. – М.,1983.

3. Монографии и научные статьи:

· Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964.

· Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958. –С. 179-257, 277-286, 301, 374-387/.

· Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. – М., 1971.– С. 190-206/.

· Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

· Селиванов Ф.М. Поэтика былин. – М., 1977.

Список практических заданий

Законспектировать работу Проппа В.Я. «Исторические корни волшебной сказки» (любое издание).

Законспектировать книгу Проппа В.Я. «Морфология сказки» (любое издание).

Список дополнительной литературы:

1. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л., 1928. (в поздних изданиях «Морфология волшебной сказки»)

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946 (1986).

3. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю.,. Новик Е.С, Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С.11-121

4. Рафаева А. В., Рахимова Э.Г., Архипова А. С.Еще раз о структурно-семиотическом изучении сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С. 199-233

5. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С. 122-162

Мифологические рассказы

Цель семинара: привести в систему знания о жанрах несказочной прозы, учить излагать современные концепции фольклористики, свободно оперировать терминологией, вести грамотный анализ жанров несказочной прозы.

План занятия:

1. Жанровая классификация несказочной прозы. История собирания и изучения.

2. Предания. Определения жанра. Отношение предания к другим жанрам несказочной прозы. Сюжетно-тематические группы преданий.

3. Типы мифологических рассказов. Быличка и бывальщина: сходства и отличия жанров. Характеристика главных мифологических персонажей.

4. Легенда: определение жанра, отличие от сказки и от литературных произведений. Основные темы и персонажи легенд.

Список практических заданий

Законспектировать статьюПомеранцевой Э. В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности (любое издание).

Изучить раздел хрестоматии, провести анализ по одному произведению каждого жанра.

Список дополнительной литературы:

1. Предания русского Севера. – СПб., 1991.

2. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975.

3.Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.

4.Устно-поэтические легенды Белгородской области/ сост. В.П. Кичигин. –Белгород, 2000

5. Былички и бывальщины Воронежского края (сетевая публикация, найдите её самостоятельно).

6. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза. – СПб., 2001. Т. 1. (одна из глав по выбору).

 

Список практических заданий

Привести по два примера каждого художественного приёма, использующихся в лирических народных песнях.

Выписать из сборников и проанализировать лирические песни Белгородчины с точки зрения идейно-тематического и художественного своеобразия.

Проработать статьи:

· Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля (конспект).

· Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора Композиция лирической песни (тезисный план).

· Колпакова Н. П. Типы народной частушки (план статьи) или Зырянов И.В. Вариативность частушки

Список дополнительной литературы:

1. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. –Саратов, 1966.

2. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

3. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

4. Лирические народные песни /подг. Е.Лопырева. – Л., 1961.

5. Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. – М., 1960.

6. Русские народные песни /сост. А.М.Новикова. – М., 1957.

7. Лирические песни Белогорья: Поздние лирические песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 23 / ред.-сост. Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2009. – 52 с.

 

Семинар №7. Русская народная баллада

Цель семинара: систематизировать представление о жанре баллады, учить излагать современные концепции фольклористики, свободно оперировать терминологией, вести грамотный анализ текста, определять основные жанровообразующие признаки.

План занятия:

1. Баллада как жанр устного народного творчества: история термина, жанровые признаки.

2. Поэтика народной баллады: сюжет, роль диалога, элементы трагического, система образов, психологизм.

3.Тематические группы баллад (исторические, любовные, семейные, социальные).

4. Ранние баллады как разновидность исторической песни. Сюжет полона («Теща в плену у зятя», «Спасение полонянки» и др.). «Авдотья-Рязаночка»: поэтика баллады, сказочно-былинные образы, мотивы и их балладная мотивировка.

5. Поэтика любовных баллад. «Василий и Софья»: балладная ситуация, символика, мифологическая природа образов и балладная фантастика.

6. Семейно-бытовые баллады. «Князь Роман жену терял», «Рябинка»: поэтика, образная система, конфликт и балладный драматизм, роль диалогов. Семейные отношения в балладном мире.

7. Городской романс и баллада.

Список практических заданий

Распределите все тексты раздела «Баллада» из хрестоматии на мифологические, классические и новые (поздние).

Список дополнительной литературы:

1. Балашов Д.М. Народная баллада // Народные баллады. – М.-Л., 1963. – С. 4-32.

2. Кулагина А.В. Русская народная баллад. – М., 1977. – С. 16-36.

3. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. – М.-Л., 1965.

4. Петровский М. Езда в остров любви или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984, № 5.

5. Костюхин Е.А. Жестокий романс в контексте русской культуры // Русская литература, 1998, № 3.

6. Ковылин А. В.Русская народная баллада: происхождение и развитие жанра. Автореф. дис… к. ф.н. – М., 2003

7. Исторические песни. Баллады. – М., 1991.

8. Народные баллады. – М.-Л., 1963.

Семинар №8. Народный театр

Цель семинара: закрепитьпредставление о разных видах народного театра, их происхождении, сюжетных и стилевых особенностях, формировать умение анализировать тексты и определять их основные жанровые признаки, развивать навыки работы с научной литературой

План занятия:

1. Происхождение народного театра. Связь драматического действия с народными играми и обрядами. Драматическое исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. (Привести примеры синкретизма).

2. Вертеп. Происхождение вертепа, его виды. Время представлений. Устройство театра: куклы и реквизит. Репертуар: тематика пьес, основные образы и стиль.

3. Театр Петрушки: описание, происхождение, особенности игры. Репертуар: тематика, персонажи, стиль.

4. Раек: устройство, тексты, темы, стиль.

5. Народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»: происхождение, варианты, бытование, средства создания образов, стиль.

Список практических заданий

1. Изучить одну из статей и составить её развернутый тезисный план: Крупянская В.Ю. «Народная драма «Лодка»»; Савушкина Н.И. «Народная драма «Царь Максимилиан»» или «Сюжетно-композиционные типы народной драмы» (по любому изданию).

2. Прочитать раздел по фольклорной драме в одной из хрестоматий

3. Проанализировать данные тексты, определить их принадлежность к конкретному виду народного театра, указав основные признаки жанра:

А) Покалякать здесь со мной подходи, народ честной: и парни, и девицы, и молодцы, и молодицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат!

Вот смотрите в оба: идет парень и его зазноба, надели платья модные да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная – баба здоровенная, чудо красоты, толщина в три версты, нос в полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!...

Друзья сердечные, тараканы запечные, карманы держите да дальше смотрите. Вот на Ходынском поле гуляет франт: сапоги в рант, брови колесом, шишка под носом, подле носа папироса, кудри завиты, глаза подбиты, так фонари и светят до зари. А вот и еще три: один в шапке, другой в тряпке, третий на железной подкладке, нос в табаку, сам провалился в кабаку. Раздолье!

А вот в городе Цареграде стоит султан на ограде. Он рукой махает, Омер-пашу призывает: «Омер-паша, наш городок не стоит ни гроша!» Вот подбежал русский солдат, банником хвать его в лоб, тот и повалился, как сноп... Ловко!

Поворачиваю еще машину, а вы дайте по алтыну старику на водку, промочу свою глотку. Перед вами барин, не то еврей, не то татарин, а то, может быть, и грек, очень богатый человек. Он по бульвару спокойно гуляет, вдруг кто-то из кармана платок таскает. Барин это слышит, да нарочно еле дышит. На то он и держит банкирскую контору, чтоб не мешать никакому вору. Сам, видно, с маленького начинал. Чисто!

 

Б) Ирод (зовет Воина). Воин мой, воин,

Воин вооруженный,

Стань передо мною,

Как лист перед травою,

Слушай мои приказания!

Воин (с мечом входит и останавливается перед Иродом).

О грозный царь Ирод,

Почто своего верного воина призывавши

И какие грозные приказы повелеваеши?

Ирод. Прогони отсюда сего старого бродягу!

Воин прогоняет Отшельника в одну сторону, а с другой стороны является Смерть с косою и начинает речитатив.

Смерть. О Ироде, Ироде,

Полно тебе грешити,

Пора смерти просити!

Ирод в ужасе встает на своем троне быстро и порывисто.

Смерть. Вот я к тебе пришла —

Настал твой смертный час:

Склони твою голову на мою косу.

Ирод (просит отсрочки). Дай отсрочки один год!

Смерть. Ни на один месяц

Ирод. Дай на один день.

Смерть. Ни на один час

Ирод. На одну минуту.

Смерть. Ни на одну секунду!

Ирод покорно склоняет голову на косу, а Смерть, отрубив голову, плавно удаляется одним ходом, а другим вбегают черти с визгом и хохотом, окружают тело Ирода и под предводительством огромного Черти тащат тело в ад.

В) Атаман. Эсаул! Спой любимую мою песню.

Эсаул вместе со всеми разбойниками поют:

Вниз по матушке по Волге...

Атаман (перебивая песню). Эсаул!

Подходи ко мне скорей,

Говори со мной смелей!

Не подойдешь скоро,

Не выговоришь смело -

Велю тебе вкатить сто,

Пропадет твоя эсаульская служба ни за что!

Эсаул. Что прикажешь, могучий Атаман?

Атаман. Возьми подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Смотри во все стороны:

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест?

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Эсаул берет картонную трубку и осматривает кругом.

Атаман (кричит). Зри верней, сказывай скорей!

Эсаул. Смотрю, гляжу и вижу!

Атаман. Сказывай, что видишь?

Эсаул. Вижу: на воде колода!

Атаман (как бы не расслышав).

Какой там черт – воевода!

Будь их там сто или двести -

Всех их положим вместе!

Я их знаю и не боюсь,

А если разгорюсь,

Еще ближе к ним подберусь.

Эсаул-молодец!

Возьми мою подозрительную трубку,

Поди на атаманскую рубку,

Посмотри на все четыре стороны,

Нет ли где пеньев, кореньев, мелких мест,

Чтобы нашей лодке на мель не сесть!

Гляди верней, сказывай скорей!

Список дополнительной литературы:

1.Фольклорный театр. – М., 1988.

2. Народный театр. – М., 1991.

3. Гусев В.Е. Истоки русского театра. – Л., 1977.

4.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. – М.: Флинта, Наука, 1998.

Список практических заданий

Познакомьтесь с разделом «история фольклористики» в учебнике Зуевой Т.В., Кирдана Б.П.

Законспектируйте статьи А.Н. Афанасьева «Происхождение мифа, метод и средства его изучения», «Свет и тьма», «Небесные стада» и А.Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов».

Подготовьте справочную информацию об Афанасьеве и Веселовском как фольклористах (до 1,5 стр).

 

Список дополнительной литературы:

1. Академические школы в русском литературоведении. – М. 1975.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (любое издание). Можно использовать избранные статьи из этого труда в книге: А.Н. Афанасьев. Древо жизни. Избранные статьи. М. 1983.

3. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Историческая поэтика. – М. 1989. С. 155 - 231

Список практических заданий

Изучите сайт «Белгородского государственного центра народного творчества», опишите его структуру. Исследуя материалы сайта, ответьте на вопросы:

Изучите сборники «Лирические песни Белогорья» и «Скакал казак через долину», опишите их состав, сформулируйте основные идеи вступительных статей, сделайте свои выводы о бытовании лирической песни на Белгородчине.

Познакомьтесь с двумя экспедиционными тетрадями (список со ссылками см. ниже), дайте их развернутые рецензии.

Список дополнительной литературы:

1. Померанцева Э. В. Как собирать фольклор// Богатырев П. Г., Гусев В. Е. и др. Русское народное творчество.

2. Котеля В.А. Компьютерные технологии записи, систематизации и обработки, оформления и хранения образцов фольклора. – Комплекс учебно-методических материалов к семинару-практикуму фольклористов, методистов по фольклору РОМЦ (ТОМЦ). – Белгород: Издание БГЦНТ. – 2007. – 44 стр.

3. Лирические песни Белогорья: Поздние лирические песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 23 / Ред.-сост. Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2009. – 52 стр. с нот.

4. «Скакал казак через долину». – Сборник казачьих песен Белгородской области / ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 73 стр. с нот.

5. Женский головной убор сорока. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 1. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 31 стр.

6. Частушка-веселушка. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 3. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 45 стр. с нот.

7. Песни над рекой Оскол (Волоконовский район). – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 4. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 76 стр. с нот.

8. От Рождества до Крещения: Зимние народные праздники Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 5. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 51 стр. с нот.

9. Зелёные святки: Семицко-троицкие праздники Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 6. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 33 стр. с нот.

10. Традиционная культура Чернянского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 7. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 105 стр. с нот.

11. Традиционная культура Корочанского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 8. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1999 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 120 стр. с нот.

12. Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 9. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 87 стр. с нот.

13. Традиционная культура Валуйского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 10. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 60 стр. с нот.

14. Традиционная культура Краснояружского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 11. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 63 стр. с нот.

15. Традиционная культура Губкинского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 12. - Белгород: издание БГЦНТ, 2001 - 44 стр. с нот.

16. Традиционная культура Новооскольского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 13. - Белгород: издание БГЦНТ, 2001 - 64 стр. с нот.

17. Традиционная культура Шебекинского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 14. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2002 года / науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 88 стр. с нот.

18. Традиционная культура Вейделевского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 15. - Белгород: издание БГЦНТ, 2002. - 90 стр. с нот.

19. Традиционная культура Ровеньского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 16. - Белгород: издание БГЦНТ, 2003. – 59 стр. с нот.

20. Традиционная культура Борисовского района // Экспедиционная тетрадь. Вып. 17 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, И.П. Зотова, В.А. Котеля. - Белгород: издание БГЦНТ, 2004. – 70 стр. с нот.

21. Традиционная культура Красногвардейского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 18 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Г.А. Анищенко, Н.В. Кривчикова, - Белгород: издание БГЦНТ, 2006. - 56 стр. с нот.

22. Традиционная культура Ракитянского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 19 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Г.А. Анищенко, Н.В. Кривчикова, – Белгород: издание БГЦНТ, 2007. – 55 стр. с нот.

23. Троицкие святки: Троицкие обряды и песни Белгородской области: Экспедиционная тетрадь. Вып. 20 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2005. – 47 стр.
с нот.

24. Иван Купала: Купальские обряды и песни Белгородской области: Экспедиционная тетрадь. Вып. 21 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2006. – 24 стр. с нот.

 

Практикум лабораторный

Практикум состоит из четырёх лабораторных работ.

Для успешного выполнения лабораторных работ необходимо четко следовать предлагаемому алгоритму освоения теоретических источников и анализа текстов.

Общие требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения

Перед выполнением лабораторной работы необходимо создать папку «Ваша фамилия_Лаб №» (В эту папку в ходе выполнения работы необходимо сохранять требуемые материалы.

Перед выполнением лабораторной работы изучите материал учебного пособия по УНТ, а затем приступайте к освоению научных публикаций и анализу текстов.

Задания лабораторной работы необходимо выполнять последовательно, при необходимости результат выполнения сохранять в свою папку. Обратите внимание на то, что текст лабораторной работы нужно технически отредактировать (выровнять по ширине, установить абзацный отступ 1,25 см, интервал одинарный, не путать тире и дефис, заменить в скопированном материале длинное тире на среднее («EM DASH» на «EN DASH»), избавиться от лишних пробелов и иных непечатаемых знаков). Файлу необходимо дать имя в формате: «Ваша фамилия Лаб №.zip» и отправить преподавателю по электронной почте, указав тему письма.

Способ оценки результатов выполненных работ: работа в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки оценивается до 2,5 баллов.

Преподаватель оценивает полноту ответа, умение выделять главное и анализировать научные тексты и тексты заговора, учитывая оформление ответа.

Общая постановка задачи

Ответ на каждый вопрос требует обращения к нескольким фундаментальным трудам, размещенным в ФЭБ «Русская литература и фольклор» и других сетевых источниках. Отбирая главное, сопоставляйте точки зрения ученых

Список заданий

1. Найдите определения заговора в разных источниках. Есть ли отличия в трактовке термина?

Соколов Ю., Шор Р. Заговор // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929–1939. Т. 4. – [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. – Стб. 276–285. Электронная публикация ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/encyclop/le4-276-.htm

Крушевский Н. В. Заговоры, как вид русской народной поэзии [1876] // Крушевский Н. В. Избранные статьи и работы по языкознанию / РАН. Отд-ние лит. и яз. Комис. по истории филол. наук; Сост. Ф. М. Березин. – М.: Наследие, 1998. – С. 25–47. ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/critics/krz-025-.htm

 

2. Каково происхождение заговора (приведите разные точки зрения)

 

Капица Ф. С. О книге Н. Ф. Познанского // Познанский Н. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул / Ст., примеч., сост. списка источников Ф. С. Капицы. – М.: Индрик, 1995. – С. 328–332. ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/poz/poz2328-.htm

 

3. Составьте разные классификации заговоров, учитывая работы Кляус В. Л., Сахарова И.П., Ефименко П.С.

См.: П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги (М., 1878)

"Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым"http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm (см. ресурс: Библиотекарь.Ру (Библиотекарь Точка Ру) - электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений)

Кляус В. Л. Предисловие // Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян / РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наследие, 1997. – С. 3–13. //feb-web.ru/feb/zagovory/indexes/kly/kly-003-.htm

Кляус В.Л. (по заговорным сюжетам)

Ефименко П.С. (по тематике)

Сахаров И.П. (по магическим особенностям: чародейство, кудесничество, знахарство, ворожба)

 

4. Какова композиция заговора?

Юдин А. В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. – М., 1997. Изучите вводную часть словаря: «Восточнославянский заговор: структура, семантика и прагматика текста»

КелтуялаВ.А.О заговорах // Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Пособие для самообразования. С.-Петербургъ, Типография Попечительства Император. Человеколюб. О-ва, 1906. Режим доступа:
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/zagovory.htm

Соколов Ю., Шор Р. Заговор // Литературная энциклопедия: В 11 т. – [М.], 1929–1939. Т. 4. – [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. – Стб. 276–285. Электронная публикация ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/encyclop/le4-276-.htm

Заговоры на оружие: (Рассмотрение материала) // Елеонская Е. К изучению заговора и колдовства в России. Вып. I / Издание Комиссии по Народной словесности при Этнографическом отделе И. О. Л. Е. А. и Э. – 1917. – С. 41–59. ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/critics/ele/ele-041-.htm

5. Кратко представьте историю собирания заговоров

Капица Ф. С. О книге Н. Ф. Познанского // Познанский Н. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул / Ст., примеч., сост. списка источников Ф. С. Капицы. – М.: Индрик, 1995. – С. 328–332. ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/poz/poz2328-.htm

 

6. В чем отличия между заговором и молитвой? Для ответа используйте следующий материал:

Келтуяла В.А.О заговорах// Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Пособие для самообразования. С.-Петербургъ, Типография Попечительства Император. Человеколюб. О-ва, 1906. Режим доступа: http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/zagovory.htm

Заговоры на оружие: (Рассмотрение материала) // Елеонская Е. К изучению заговора и колдовства в России. Вып. I / Издание Комиссии по Народной словесности при Этнографическом отделе И. О. Л. Е. А. и Э. – 1917. – С. 41–59. ФЭБ http://feb-web.ru/feb/zagovory/critics/ele/ele-041-.htm

Что такое заговор? Что говорит о заговорах православие? Что значит заговорить на удачу, приворожить кого-то? Чем заговор отличается от молитвы?// Православие и мир. http://www.pravmir.ru/zagovor.html

 

7. Выполните анализ трех текстов заговоров, учитывая полученную при выполнении заданий информацию. Выбранные тексты должны представлять различные функциональные (лечебные, промысловые и т.д.) и композиционные типы.

Источники текстов:

Заклинания, наговоры, обереги // Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Собр. П. С. Ефименком. – М.: Типо-лит. С. П. Архипова и К°, 1878. – Ч. 2. Народная словесность. – С. 139–222. – (Изв. Имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии; Т. XXX, вып. 2: Тр. Этногр. отд. Имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те / под ред. Н. А. Попова. Кн. V). http://feb-web.ru/feb/zagovory/default.asp

 

Анализ должен представлять собой связный текст, включающий

1. Указание на субъект действия (кто произносит заговор и выполняет магические действия), описание ритуала и композицию заговора (молитвенное обращение; зачин; эпическая часть: мифологический сценарий; заклинание, проклятие; угроза; перечисление сравнение; «закрепка»; молитвенное завершение или «зааминивание»).

2. характеристику мифологической картины мира, представленной в заговоре: пространство, время, персонажи, предметный мир, тип действия, совершаемого мифологическим персонажем.

 

8* Почему один из наиболее известных трудов о заговорах – "Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым" отсутствует в ФЭБ? Ответ сформируйте, опираясь на статьи Кореповой К.Е. и Топоркова А.Л.

Корепова К. Е. В преддверии научного собирания и публикации сказок//Полное собрание русских сказок http://sobranieskazok.ru/b-s-3.htm

Топорков А.Л. Русский волк-оборотень и его английские жертвы // Новое литературное обозрение.

http://www.nlobooks.ru/sites/default/files/old/nlobooks.ru/rus/magazines/nlo/196/1855/1869/index.html (Обратите внимание на корректность формулировок. Учтите, что публицистику вносить в материалы работы не нужно, идеологические взгляды Топоркова, его неприятие славянофилов – это не дискурс науки)

Теоретическая часть

В основе данной работы лежит выполненное самостоятельно изучение монографии В.Я. Проппа и обсуждение проблемы жанра волшебной сказки в ходе семинара.

Общая постановка задачи

Опираясь на работы В.Я. Проппа, его выводы о функциях (мотивах) и системе персонажей волшебной сказки, его пример анализа сказки «Гуси-лебеди», проведите анализ одной сказки из сборника А.Н. Афанасьева.

Список заданий

1. Выполнить анализ волшебной сказки (на выбор: «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» №168, «Царевна-лягушка»№269(18), «Морозко»№95, «Перышко Финиста ясна сокола»№234, «Баба Яга и заморышек»№ 105, «Марья Моревна»№159) Тексты сказок // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. – М.: Наука, 1984–1985. – (Лит. памятники). ФЭБ. ЭНИ «Сказки» feb-web.ru/feb/skazki/default.asp?/feb/skazki/texts/af0/af1/af1r-300.html)

по плану:

1) главные принципы в обрисовке героев сказки;

2) черты характера героев, которые проявляются в их действиях;

3) роль чудесных помощников и волшебных предметов;

4) бытовые картины и черты фантаст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.268 с.)