Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и функции Грандиозного Япри патологическом нарциссизме
Наиболее традиционно, в рамках различных психодинамически-ориентированных теоретических направлений, Грандиозное Я рассматривается как защитное по отношению к Неполноценному Я образование, как структурный носитель отрицающей реальность способности к всемогущему контролю. И в качестве объекта психодиагностических исследований, и в качестве объекта психотерапевтических фокусировок, Грандиозное Я выступает чаще всего в обобщенно-недифференцированном виде. Так, в первом случае, при проведении психодиагностических исследований, обращается внимание не столько на специфическое содержание фантазий, в которых проявляет себя Грандиозное Я, а скорее на степень, «количество» активности по выполнению им функции защиты от болезненных переживаний посредством «галлюцинаторного» удовлетворения желаний. Во втором случае, при проведении психотерапии, также достаточно часто не уделяется должного внимания специфике принципиально качественно разных форм проявления Грандиозного Я. В центре внимания в основном находятся различные психотерапевтические технологии, нацеленные на осознание пациентом нереалистических амбиций Грандиозного Я и усиление способности пациента к эффективному тестированию реальности. Как показывают психотерапевтический опыт и результаты наших исследований, Грандиозное Я раскрывает свою специфичность за счет четырех качественно разных форм проективно-идентификационной связи с Другим, реализуя при этом четыре основных функции. Формы и функции Грандиозного Я представлены в таблице 1. Формы и функции Грандиозного Я
Далее описываются наиболее типичные феноменологические проявления разных форм Грандиозного Я в психотерапевтическом процессе (в основу описания легли результаты качественного анализа текстов-транскриптов психотерапевтических сессий и рефлексии контрпереносных чувств). Богоподобно-Грандиозное Я: функция отторжения Другого
О реализации Богоподобно-Грандиозным Я функции отторжения Другого сигнализируют контрпереносные чувства отвержения и обиды, нарастающее желание прекратить общение. Пациент обращается с психотерапевтом как с ничтожеством. Он держится высокомерно-отстраненно, как бы не замечая психотерапевта. С самого начала он может сообщить о своем крайне скептическом отношении к возможности быть понятым психотерапевтом. Любым попыткам психотерапевта вести диалог противопоставляется молчание либо монолог. Пациент или односложно и скупо отвечает на вопросы психотерапевта (в основном молчит), или многоречиво вещает, не давая тому сказать ни слова. Агрессивно-Грандиозное Я: функция разрушения Другого Реализуя функцию разрушения, Агрессивно-Грандиозное Я обращается с Другим как с «мальчиком для битья» или как с «мусорным ведром» (Ф.Перлз). В психотерапевта «вкладываются» различные негативные чувства: тревога, печаль, растерянность, зависть, стыд, унижение, страх и т.д. Состояние психотерапевта становится «тревожно-депрессивным», когда пациент живописует свои страдания, приводит мельчайшие детали психотравмирующей ситуации, из которой «нет выхода», в красках рисует картину внезапно обрушившихся на него бедствий. Жалобы пациента звучат почти как гипнотическое внушение. Многие его высказывания начинаются с характерных оборотов: «Не дай Вам Бог пережить такое, когда…», «Когда ты все это переживаешь…» и т.д. Иногда пациент как бы непреднамеренно подчеркивает, что «никто ни от чего не застрахован», что «никто не знает, какие еще страшные события ждут впереди». Пациент может как бы между прочим заметить, «сколь тонка грань, отделяющая здоровье от безумия» или сообщить, например, такой «научный факт», что «к самоубийству склонны люди независимо от профессии и уровня образования». Пациент буквально обрушивает на психотерапевта поток информации, доказывающей, насколько ужасен мир и насколько бренно человеческое существование. Психотерапевт начинает чувствовать зависть, когда пациент многократно упоминает о своем высоком социальном статусе, о доступности ему любых благ, о безграничности своих возможностей и т.д. Он не преминет продемонстрировать что- либо из того, чем владеет, придя на прием с сотовым телефоном или ноутбуком, надев старинные драгоценности, принеся с собой фотографии, сделанные во время последней поездки за рубеж и т.д. Неважно, какую именно конкретную основу — нематериальную или материальную — находит Агрессивно-Грандиозное Я, чтобы вызвать в Другом чувство зависти. Важно, что поиск происходит до тех пор, пока не удастся реализовать функцию разрушения.
Психотерапевт может почувствовать стыд, когда пациент постоянно возвращается к разговору о религии, о значимости духовных ценностей, о «падении нравов». Чувство стыда и смущения может возникнуть и в том случае, если пациент постоянно возвращается к разговору об интимных отношениях, причем в «обнаженной» манере, шокируя психотерапевта описаниями подробностей. Психотерапевт чувствует себя униженным, когда пациент крайне пренебрежительно отзывается о его профессиональной компетентности, причем делает это неоднократно. Пациент выражает скепсис по поводу любых исходящих от психотерапевта предложений, в язвительной манере комментирует большинство его высказываний, может настаивать на изменении времени приема, так как у него «более важные дела». В результате реализации Агрессивно-Грандиозным Я функции разрушения страдает профессиональная самоопенка и чувство собственного достоинства Другого. Психотерапевт может почувствовать страх, когда пациент регулярно угрожает ему «неприятностями». В то время, когда Агрессивно-Грандиозное Я реализует функцию разрушения таким способом, как «наполнение» Другого страхом, пациент общается в критически-требовательной манере. Для него непереносима малейшая задержка во времени приема; он не терпит очередей; любое непредвиденное изменение в графике приема, в какой-то мере затрагивающее интересы пациента, расценивается им как вопиющая несправедливость. В резкой форме он требует, чтобы его права неукоснительно соблюдались, иначе «будут неприятности». Пациент с самого начала ставит психотерапевта в известность, что знает «телефон руководства», прозрачно намекая, чго с ним «опасно связываться». В некоторой степени пациент, Агрессивно-Грандиозное Я которого реализует функцию разрушения, представляет собой реальную угрозу безопасности и социальному престижу психотерапевта своей склонностью распускать сплетни, писать жалобы и требовать проверок его работы. Пациент может внушать психотерапевту страх, утверждая о своих экстрасенсорных способностях и приводя примеры, когда ему удавалось «наказать» Другого, «наведя на него порчу» и т.д. Однако впечатление о себе как о «черном маге» никогда не достигает у пациента степени бредовой убежденности, ему важно лишь убедить в этом Другого. Достаточно редки, но тем не менее возможны ситуации, когда пациент приходит на прием, имея при себе «орудие устрашения», например, нож или пистолет, и как бы походя показывает его психотерапевту. В нашей практике был случай, когда пациент, находящийся на лечении в стационаре и все свободное время занимавшийся резьбой по дереву, пришел на прием с ножом. Он неожиданно вытащил его и раскрыл прямо перед носом у психотерапевта, чтобы придать больше «живости» своему рассказу о разрушении имущества друга, не вернувшего ему долг (по словам пациента, он проколол этим ножом шины иномарки, принадлежавшей должнику). Такая прямая демонстрация «орудия устрашения», сопровождающая рассказ о «наказании должника», конечно, нетипична. Для пациента, Агрессивно-Грандиозное Я которого реализует функцию разрушения, типичным является обращение к психотерапевту, несущее в себе угрозу: «Вы должны мне, а то…»
Альтруистически-Грандиозное Я: функция поддержки Другого Когда Альтруистически-Грандиозное Я реализует функцию поддержки, психотерапевт чувствует себя «обласканным»; нередко поддержка следует за разрушением Другого. Пациент начинает «напитывать» психотерапевта оптимизмом и энергией, верой в себя в тот самый момент, когда состояние последнего становится «тревожно-депрессивным». Тогда пациент начинает заботиться о нем, как о беспомощном существе. Он обязательно поинтересуется, был ли у психотерапевта перерыв для отдыха, не нуждается ли тот в том, чтобы выпить чаю, пообедать и т.д. Пациент всячески старается помочь: он может, например, предложить свои услуги по озеленению и оформлению кабинета, по ксерокопированию необходимых психотерапевту бланков, по информированию других пациентов о времени приема и т.д. Иногда уже при первой встрече пациент предлагает свою профессиональную помощь (в качестве парикмахера, портного, юриста и т.д.). Он также выражает надежду, что его случай «поможет научному исследованию». Когда Альтруистически-Грандиозное Я пациента реализует функцию поддержки, тот склонен делать психотерапевту подарки. Причем, дарится, как правило, или что-то «съедобное» или то, что может помочь психотерапевту в организации работы (например, ежедневник, органайзер). В общении с психотерапевтом пациент держится деликатно и предупредительно. Он выражает готовность помочь психотерапевту «разобраться в его состоянии». Пациент подробно рассказывает о себе, охотно делясь предположениями, чем вызвано и как может быть объяснено его «неблагополучие». Он убеждает психотерапевта, что «все не так уж страшно», что «все обойдется». Он старается приободрить психотерапевта, пошутить, поднять настроение. Пациент, чье Альтруистически-Грандиозное Я реализует функцию поддержки, всегда находит возможность отметить что- то удачное, по его мнению, в действиях психотерапевта, чтобы тот почувствовал себя увереннее как профессионал. Многие высказывания пациента строятся таким образом, чтобы внушить психотерапевту надежду на лучшее: «Удача обязательно улыбнется», «Жизнь — полосатая, трудности не бесконечны» и т.д.
Необыкновенно-Грандиозное Я: функция внушения восхищения Другому Реализуя функцию внушения восхищения, Необыкновенно-Грандиозное Я обращается с Другим как с «зеркалом успехов». Психотерапевт начинает чувствовать восхищение, когда пациент обрушивает на него мощный поток информации о своих уникальных способностях, выдающихся успехах, близких отношениях с яркими и известными личностями. Пациент не преминет сообщить о своем «благородном происхождении» («бабушка — выпускница Смольного института благородных девиц, дедушка — знаменитый художник») или, наоборот, подчеркнуть, как много ему удалось добиться, несмотря на то, что он «из простой семьи». Пациент склонен рассказывать о себе массу удивительных историй. Болтая без умолку, он перебивает психотерапевта всякий раз, когда тот пытается высказать что-либо помимо своего восхищения. Иногда, в доказательство правдивости самых невероятных историй о себе, пациент может принести на прием фотографии, на которых он запечатлен в удивительном месте или в окружении удивительных людей. Так, например, один наш пациент приносил на прием целые альбомы фотографий; на одной из них он был запечатлен беседующим со знаменитой Клаудией Шиффер. В качестве «вещественных доказательств» своих успехов пациент может принести на прием книгу своих стихов или свои рисунки и т.д. Он может преподнести в подарок психотерапевту какой-либо из «продуктов» своего творчества, часто с автографом. Вообще, подарок пациента, чье Необыкновенно- Грандиозное Я реализует функцию внушения восхищения, как правило, нестандартен. Пациент дарит «не то, что все», показывая, что он «не как все». Нас поразил и, действительно, восхитил своей тонкостью подарок одного пациента, по профессии архитектора, представлявший собой композицию из живых цветов и трав. Находясь на лечении в ночном стационаре, пациент сотворил из пустой пластмассовой бутылки нечто вроде вазочки. В больничном парке он подыскал несколько ярких камешков, веточек и травинок. Поместив яркие камешки на дно «вазочки», он закрепил ими стебелек цветущей крапивы, веточку ландыша и разные изящные травинки.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.) |