Занятие 6. «Горе и потери в жизни ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 6. «Горе и потери в жизни ребенка



И их влияние на поведение. Ложь».

Задачи.

1. Дать представление о том, как ребенок переживает горе и потерю и как ему можно помочь.

2. Способствовать развитию способности к анализу своего и детского поведения в ситуации, когда ребенок лжет.

3. Способствовать расширению репертуара эффективных форм взаимодействия с приемным ребенком.

4. Получить опыт регуляции эмоционального состояния замещающих родителей.

 

· Приветствие

· Обсуждение в кругу мыслей и переживаний, которые появились участников за период с последней встречи.

· Ролевая игра «Таня» Ведущий предлагает участникам разыграть ситуацию, для этого выбирают добровольцев на роль Тани и замещающих отца и матери и дает им ознакомиться с ситуацией на карточке. Затем ведущий просит каждого из участников рассказать всей остальной группе о себе из роли, например: «Я Таня, мне 14 лет. У меня умерли мама и папа…» Далее участники разыгрывают то событие, которое описано на карточке.

Ситуация «Таня»

 

«Тане 14 лет. У нее умерли мать и отец. В детский дом она попала непосредственно из семьи. У нее постоянно подавленное настроение, она всегда всем недовольна. Видно, что она нуждается в помощи и эмоциональной поддержке, однако девочка ведет себя вызывающе и отвергает все попытки эмоционального сближения со стороны взрослых, холодна и эгоцентрична. Таня находится в замещающей семье 6 месяцев. Начались сильные проблемы с одеждой. Девочке не нравится все, что у нее есть, она требует поехать с ней на рынок, вы долго выбираете там одежду, покупаете вещи по ее выбору. На следующий день она заявляет, что все это ей не нравится, она это носить не будет. Таня устраивает истерику, со слезами закрывается у себя в комнате. Ваши действия».

Обсуждение.

Вопросы ко всем участникам игры. Что вы чувствуете? Что сейчас происходит? Почему так себя ведешь?

Вопросы к «родителям». Что будете делать? Покажите без слов. Сделайте то, что считаете нужным. Действуйте!

Ведущий просит участников время от времени поменяться ролями и повторить последние реплики или действия друг друга: родитель может побыть на месте ребенка и послушать, как звучат для ребенка его слова. Участники делятся своими чувствами после обмена ролями.

Вопросы к группе. Как вам видится эта ситуация? Каковы причины такого поведения Тани? Как бы вы предложили вести себя замещающим родителям?

· Мини лекция «Горе и потеря. Стадии переживания». Чувство горя, связанное с потерей, различно для каждого из нас, и мы выражаем нашу печаль по-своему. На чувство печали оказывает влияние несколько факторов, такие как замкнутость в межличностных отношениях, обстоятельства потери, опыт потери в прошлом, личностные характеристики, темперамент и культуральные особенности. Несмотря на то, что реакция каждого уникальна, существуют узнаваемые другими и самим собой паттерны (устойчивые формы поведения). Во многих случаях процесс переживания горя принимает форму предсказуемых этапов.

1. Потрясение и недоверие. Когда наша модель мира уничтожена, мы не чувствуем себя способными справляться с жизнью. Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет - неизвестно. Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приемную семью. Кроме того, дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей - тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие вновь принятые в семью дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными.

2. Отрицание. Главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: "ему все нипочем". Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется не долго - либо последует "взрыв", когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения - "аффект тормозит интеллект"), капризы и слезы "без повода", ночные кошмары, расстройств желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т.п.

3. Стадия гнева и смешения чувств. Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу.

а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи, и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность, и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко.

б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодавлеюшим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т.д. Они могут гневаться на "предавших" их родителей. На "разлучников" - милицию и детский дом, которые "вмешались не в свое дело". Наконец, на приемных воспитателей - как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит.

в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, замещающие родители помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса.

г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Даже у взрослых людей боль может ассоциироваться с наказанием за что-то. "Почему это случилось со мной?", "Я - плохой ребенок, со мной что-то не так", "Я не слушался родителей, плохо помогал им - и меня забрали". Такие и подобные им утверждения высказывают дети, лишившиеся родителей. Суть происходящего в том, что ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей или наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности.

д) Тревога. В критических случаях она может перерасти в панику. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями. Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также - за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. В тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, он может боятся, что родные родители разыщут его и заберут.

В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит "цементом", скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, имеет смысл обратиться за помощью к специалистам.

· Групповая работа «Способы оказания поддержки ребенку, переживающему горе и потерю. Обсуждение ситуации Таня (продолжение)». Информация ведущего. То, что первоначально казалось конфликтом из-за одежды, на самом деле было проявлением тяжелого душевного состояния девочки. Горе у детей может проявляться в том числе и в трудном поведении. Сильное неприятие своего внешнего вида обычно свидетельствует о неприятии себя, своей жизни и сопровождается тяжелыми душевными переживаниями. Замещающие родители должны быть «специалистами по потерям». Ведь каждый приемный ребенок имеет опыт утраты своей кровной семьи.

Вопросы для обсуждения. Как вам кажется, чем замещающие родители могут помочь девочке? Как мы взрослые переживаем разлуку, потери, утрату, когда переезжаем в другую квартиру, меняем работу, уезжаем в другой город, разводимся или теряем близких?

Ведущий просит участников закрыть глаза и подумать о периоде из своей жизни, когда они испытывали разлуку или потерю, пояснив, что они не обязаны делиться этим опытом с кем-нибудь из группы. Что вам помогло справиться с этими чувствами (были ли это какие-то люди, события, какие-то внутренние ресурсы или что-то еще).

Информация ведущего. Собственный травматический опыт может как помочь, так и помешать отношениям с горюющим ребенком. Если вы пережили утрату, и она придала вашей жизни новый, более глубокий смысл, заставила серьезнее и бережнее относится к другим людям, привела к намерению помочь детям со сложной судьбой - вы окажетесь неоценимым проводником для такого ребенка на пути, по которому прошли сами. Более того - помогая ребенку, заботясь о нем, вы поможете и себе. Но если личное горе не принято, и острота его не стала меньше со временем, - переживания детей могут резонансом усилить ваши чувства и "выбить из колеи". Очевидно также, что страдающему человеку трудно выдерживать агрессию, которую неизбежно будут выражать дети.

· Мини-лекция «Что могут сделать замещающие родители» «Дать определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Покажите ребенку его комнату, его кровать и шкаф, объясните, что это его пространство. Спросите, хочет ли он побыть один или вместе с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить: «Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру, сходим погулять во двор и магазин». Утешить: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы помочь ребенку. Если ребенок расплакался – не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе, и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать. Заботиться: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Проследите, чтобы ночью горел ночник, если ребенок боится темноты. Укладывая спать, посидите с ребенком подольше, поговорите с ним, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно – подождите, пока он уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже не маленький, плачет – обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Если ребенок напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами. Проявлять инициативу: проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы и выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно не ждать ответного тепла сразу. Слушайте, сохраняйте воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Если возможно отложите свои дела на потом. Если его рассказ вызывает у вас сомнение или смешанные чувства, помните – ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Храните памятные вещи: фотографии, игрушки, одежду – все что связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением его жизни. Помогайте в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте. Вы можете обсуждать и планировать его дела вместе, давать конкретные советы, писать записки. Важно поддерживать ребенка, когда он злится на себя («мы справимся» и т.д.). Пожалуйста помните, исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

· Мозговой штурм «Почему дети лгут». Ведущий предлагает участникам высказать причины, почему, по их мнению, приемные дети лгут. Записать все причины, присваивая им порядковые номера. Продолжаем мозговой штурм до тех пор, пока участники будут называть новую причину.

· Упражнение «Случай из жизни» Инструкция. Одному или нескольким из участников предлагается рассказать ситуацию лжи приемного ребенка. Участники занятия по очереди высказывают свое видение причин лжи ребенка и предлагают возможное решение ситуации. Участник, предложивший ситуацию, выступает в качестве наблюдателя и анализирует происходящее вместе с ведущим, опираясь на свой опыт.

· Мини лекция «Ложь». « Слово «лгать» по латыни означает то же самое, что «идти против совести». Между выражениями «говорить ложно» и «лгать» есть существенное различие. «Говорить ложно» - значит говорить вещи, которые не соответствуют истине, но тем не менее воспринимаются говорящим как истина, а «лгать»- это говорить одно, а про себя знать совершенно другое. Нужно и можно ли бороться с детской ложью?Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии. «Говорить ложно». Маленький ребенок до определенного возраста лгать не способен. Именно поэтому дети так доверчивы. Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Это наиболее значительные достижения в психическом развитии малыша. Речь ложится в основу формирования его логического мышления, а воображение позволяет абстрагироваться от непосредственно воспринимаемой реальности и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать. Функции его сознания как бы удваиваются: с одной стороны, он продолжает постигать окружающий мир – тяжелое тонет, огонь жжет, а с другой – осваивает мир воображения, игры и фантазий. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Надо знать, что первая, наивная и непосредственная “ложь” еще не признак проблемы. Более того, в определенном смысле она – показатель развития ребенка. Поэтому не стоит излишне драматизировать ситуацию, но и не стоит выпускать ее из-под контроля. Если и малыш изредка прибегает к маленьким хитростям, например, съев выданную ему конфетку, приходит к вам за второй, сокрушаясь, что первую утащил кот Мурзик, следует ему “поверить”. Но если подобные уловки становятся нормой поведения, необходимо разобраться в их причинах. Как правило, родителей удивляет, что ребенок “изворачивается” в подобных ситуациях, а не говорит прямо. “Что же, нам для него лишней конфеты жалко?” Скорее всего не жалко, но знает ли об этом ребенок? Не получал ли он от вас раньше чересчур резкого отказа, не выслушал ли нудной нотации о здоровых зубах и вреде сладкого? Вы уже и забыли об этом, а он помнит и заранее подстраховывает себя. Вообще, утрата непосредственности в отношениях со взрослыми – верный признак того, что ребенок успешно развивается. У него формируются социальные эмоции: стыдливость, тактичность, гордость, чувство вины. Созревание меняет личность ребенка и его поведение, побуждая его к своеобразным “обходным” маневрам, чтобы объяснить взрослым “законность” своих просьб, желаний, требований. Сколько их, строгих запретов, которыми вы окружили малыша? Если их очень много, а наказания за провинности слишком суровы, то ребенок неизбежно будет вас обманывать. Первая ложь ребенка это либо неточность, связанная с особенностями мышления и восприятия окружающего мира, либо попытки изменить окружающую действительность. Когда взрослые уличают, упрекают ребенка во лжи, они не задумываются о том, что это не ложь, а искаженное, неправильное отражение реальности. Ребенок совершенно иначе, чем взрослые, воспринимает этот мир. «Я нашел яйца динозавра!» - кричит ребенок, нашедший в собственном саду гладкие камни, которых он раньше никогда не видел и уверен, что вы тоже никогда их не видели. Ребенок не лжет, он несет радостное известие, за которое его наказывают. Дошкольник обладает магическим мышлением – ему представляется, что мир послушен его воле, события происходят или не происходят, подчиняясь его желанию. Это возрастная особенность детей 4-6 лет. Если называть эту особенность склонностью к вранью, то можно получить ребенка, который будет считать себя вруном, не способным противиться проявлению своих склонностей, и который готов обманывать там, где в этом нет особой нужды. Первая сознательная ложь появляется чаще всего из страха быть наказанным. В первой лжи виноваты взрослые, а не ребенок. С помощью лжи избегают наказания, иногда ложь может привести к поощрению. Тенденция лгать не естественна для детей. Это результат научения - механизм обращения с родительскими попытками манипулировать с детьми с помощью поощрения-наказания. Дети редко лгут в семьях, где они приняты и их свобода уважается. Родители первые учителя лживого поведения. «Ой, какое вкусное лекарство – попробуй!», «Ешь, а то тебя злой дядя заберет!», «Нет, тебе не будут делать уколы!». Дальше - больше и чаще: «Меня нет дома», Поведение взрослых это руководство для детей по обучению и выработке практических навыков лживого поведения. Дети видят примеры лицемерия дома: «Черти его принесли!» - «Как мы рады вас видеть»! Обман заключается в не выполнении своих обещаний, как хороших, так и неприятных: «Если ты еще раз так сделаешь, я тебя…..» - и за этим ничего не следует, никакого наказания. Дети быстро обучаются, и уже к 5 годам они понимают, что можно говорить и не делать, можно соглашаться на определенные правила, а потом их нарушать. Шутки, которые дети не понимают, также воспринимаются ими как ложь: «Молодец, возьми с полки пирожок», - ребенок радостный бежит к шкафу и не находит там пирожок, он приходит со слезами на глазах, чем вызывает взрыв хохота. Это только в кино маленький мальчик говорит взрослому дяде, который дал ему пустой фантик: «Дядя Петя, ты дурак?». В жизни маленький ребенок не посмеет так сказать маме или папе. Он НЕ ПОНИМАЕТ, что происходит. И в такие моменты он учится лжи, цинизму и черствости.

Рекомендации родителям

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку.

2. Сдерживайте свои обещании как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний.

3. Старайтесь быть искренним и честным при ребенке даже в мелочах.

4. Постарайтесь понять почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10% случаев это особенность детского восприятия. Не поленитесь и объясните, как все обстоит на самом деле. В 20% ситуаций лежит желание ребенка получить или продолжить запретное удовольствие. В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно лгать.

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимание на его лжи. Не следует «уличать» ребенка во лжи, приписывать ему «коварные планы», «наличие дурных генов». В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не ставит цель солгать, он учится жить, решать проблемы. Удовлетворять свои желания. От вас зависит, какая жизненная стратегия у него сложится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье и школе. Может быть в жизни ребенка слишком много «нельзя», а он активен, любознателен. И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют эти «нельзя». А если ребенок дошкольного возраста – убрать из поля зрения то, что нельзя трогать, есть, смотреть.

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать каким бы серьезным ни был проступок, или вы рискуете никогда больше не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь Фразы: «Тебе 6 лет, а ты уже врешь… Ты хочешь вырасти лгуном или преступником»? деструктивны и содержат в себе негативное программирование, побуждающее ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный. Почему же ты не сказал правду?»

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что вы поняли, что за этим стоит. «Тебе наверное папа запретил, поэтому ты просишь у меня? Хочешь получить - иди к папе».

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает игрушки, просит прощения, ищет в магазине именно такие конфеты, какие он съел. Если вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладости, нагуляться и т.д. – вы закрепили привычку. Задача взрослых не позволить получить психологическое и физическое удовольствия от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытывает при ликвидации собственной лжи, не позволят ему поступать так в следующий раз.

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку

 

· Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». Ведущий. «Поменяйтесь местами те, кто получил практическую помощь от наших занятий, кто стал лучше понимать своих детей, у кого хорошее настроение, и т.д.». Участники, которые входят в названную категорию, меняются местами. Ведущий старается занять свободный стул. Участник, оставшийся без стула, становится ведущим.

· Упражнение-релакс «Предки». « Вспомните свое расслабленное состояние, вспомните и почувствуйте его. Вы можете вспомнить какое-то конкретное место, где обычно чувствуете себя комфортно, расслаблено, это может быть место на диване, может быть полянка в лесу или берег моря…

Вы идете по дороге… по своей жизненной дороге…постарайтесь почувствовать насколько вам комфортно идти, легко ли вам дышать? Обратите внимание на то, что вам мешает, а что помогает. Что притягивает ваш взгляд слева или справа, что видите впереди. Посмотрите себе под ноги, а теперь обратите взгляд вверх, посмотрите, какая погода, время года, время суток…

А теперь представьте, что сзади вас появились ваши родители, а за ними их родители – ваши бабушки и дедушки…, их братья и сестры… и даже если вы никогда не видели никого из них и даже никогда не слышали ни о ком из них – они все реально существовали, жили, работали, читали книги, разговаривали друг с другом, со своими друзьями, соседями…

У каждого из них были свои родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки…. Представьте их всех, стоящих за вашей спиной…Их может быть тысяча, или 10 тысяч, или даже несколько миллионов…Теперь повернитесь к ним и посмотрите - как много людей являются вашими предками. Если вам трудно увидеть их, попробуйте почувствовать их присутствие. Вы можете увидеть их лица, рассмотреть их одежду…кто-то из них может быть одет в домашний халат или рыцарские доспехи. Среди ваших предков могут быть крестьяне и полководцы, живописцы и изобретатели…. Сейчас вы можете подойти к любому из них…кого-то обнять…у кого-то попросить совета…. Каждый из них и все они вместе готовы помогать, поддерживать Вас…..

Теперь, когда вы собрали их всех вместе, они всегда будут рядом, вы можете им доверять. Еще раз посмотрите на ваших предков. Частичка каждого из них есть и у вас. Они будут давать вам силы, здоровье, помогать принимать решения, помогать учиться. Посмотрите им в глаза, вглядитесь в их лица…. Они хотят, чтобы вы были счастливы. Их жизнь могла быть очень разной – иногда героической, иногда счастливой, иногда не очень счастливой…, но всегда, когда они думали о своих потомках, когда они думали о вас, они думали только о том, чтобы потомки жили еще лучше, были более счастливыми, были более успешными. Примите их помощь и поблагодарите их за это….

А теперь возвращайтесь на дорогу своей жизни, осмотритесь, запомните те изменения, которые произошли вокруг вас… и теперь, двигаясь по этой дороге, вы чувствуете поддержку всех ваших поколений, всех ваших предков… Они находятся за вами, и они все за вас… Они хотят, чтобы вы были счастливы, жизнерадостны, успешны, и вы обязательно оправдаете их надежды…. В любой момент времени энергия ваших предков будет с вами.

И сейчас, двигаясь по этой дороге, вы чувствуете эту энергию, теперь вы знаете, что в любой момент, когда вам будет нужна поддержка, вы можете обратиться к ним… И вы можете почувствовать, что ваша счастливая жизнь является совершенно закономерной, можно сказать даже обязательной, чтобы оправдать ожидания ваших предков, вы готовы приложить любое количество усилий, чтобы сделать свою жизнь счастливой, тем самым повлиять на жизнь ваших близких, ваших родственников, ваших друзей, знакомых. Сделать счастливой жизнь людей, которые вас окружают….и у вас есть для этого огромное количество энергии, количество людей которые вас окружают и вы всегда можете почувствовать эту поддержку, эту энергию… для этого иногда просто нужно вспомнить о них..

В какой-то ситуации, просто закрыв глаза представить их всех, думающих о вас..., думающих о вас с поддержкой..., с улыбкой…,с хорошими пожеланиями..

Теперь эта энергия и поддержка всегда будет с вами. И у вас сейчас будет столько времени сколько необходимо, чтобы еще лучше запомнить эту поддержку, эту энергию, это состояние. Затем вы можете вернуться в настоящее, каждый со своей скоростью, и можете сделать глубокий вдох и резкий выдох, открыть глаза..., посмотреть вокруг…,обнаружить себя в настоящем.

· Завершение тренинга. Рефлексия полученного опыта.

· Анкетирование.

7. Описание используемых методов, приемов, технологий. Групповой метод работы с замещающими родителями в последнее время завоевывает все большую популярность. Этот метод можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. В программе используются тренинговые (интерактивные) методы работы: кейс-метод, работа в мини-группах (по 2-5 человек), групповые дискуссии, ролевые игры, мини-лекции, мозговой штурм, психогимнастические упражнения.

Кейс-метод предполагает обсуждение в мини-группе конкретных ситуаций, взятых из практики консультирования замещающих родителей. В мини-группе участникам легче открыться, их меньше пугает критика, им легче приступить к обсуждению таких вопросов, которые они постеснялись бы обсудить в большой группе. Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить или изменить мнения, позиции и установки участников группы, выслушивать разнообразные мнения других. Ролевая игра — одна их основных техник психодрамы (Я.Л.Морено). Ролевые игры направляют участников группы на поиск новых способов выхода из ситуации, помогают осознанию собственных чувств, позволяют увидеть ситуацию «глазами» другого, например, ребенка. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию, полученную на тренинге.

Метод «мозгового штурма» представляет собой технику быстрой генерации идей. Суть его состоит в том, чтобы выдвинуть как можно быстрее и как можно больше идей по тому или иному вопросу. Поскольку это предполагает спонтанность, важен запрет на критику во время выдвижения идей. Этот метод помогает изменить темп занятия и является особенно хорошим способом стимулировать обсуждение. В качестве базовых методов используются психогимнастические упражнения, направленные как на обеспечение положительной психологической атмосферы, так и на содержательный анализ проблемных вопросов по темам занятий программы. В качестве традиционных форм обучения в программу включены мини-лекции с продолжительностью не более 20 мин. В программе используются различные арт-терапевтические техники, получившие свое развитие благодаря идеям К.Г Юнга, К. Роджерса и А. Маслоу о развитии личности через самовыражение и самопознание. Использование данных техник создает положительный эмоциональный настрой, позволяет обратиться к тем проблемам, которые затруднительно обсуждать вербально, дает возможность на символическом уровне лучше понять чувства и состояние приемного ребенка. Упражнения с использованием визуализаций и биологической обратной связи предлагают замещающим родителям действенные способы воздействия сознания на тело для понижения общего на­пряжения и уменьшения стресса. Групповой эффект дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей. На протяжении всех занятий программы обязательным компонентом выступает прием обратной связи — это высказывание каждым участником группы своих мыслей, чувств и рассказ о своем опыте по окончании упражнения, темы, занятия и всего тренинга. Обратная связь необходима не только для того, чтобы узнать мнение участников, но и для того, чтобы участники в процессе тренинга обучались слушать и слышать мнение других людей.

8. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы. Ограничений и противопоказаний нет.

9. Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы. Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации. Ведущий исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека. Одним из условий прохождения программы является добровольность. В связи с этим заключается договор о сотрудничестве с замещающими родителями, в котором обозначены права и обязанности сторон. Участники программы (замещающие родители) извещаются о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

10. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, родителей). Ведущий специалист обязан: проводить занятия согласно расписания занятий, с которым участники знакомятся в начале программы; соблюдать этические нормы психолога, обеспечить участников программы необходимым раздаточным материалом. Группу могут посещать один или сразу двое родителей, иногда они могут меняться (по очереди посещать группу). Это могут быть и близкие родственники (старшая сестра, бабушка) при родственной опеке, но обязательно те, кто непосредственно занимается воспитанием приемного ребенка. Участники группы не обязаны посещать все занятия, основным принципом посещения является принцип добровольности. Соблюдать режим занятий, имеют право выражать свое мнение о занятии, имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы или от участия в программе.

11. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы:

-Требования к специалистам, реализующим программу. Ведущий программы должен иметь: высшее психологическое образование; навыки групповой работы или опыт личного участия в тренингах; общее представление о факторах, способствующих и препятствующих эффективному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в замещающей семье (усыновителей, опекунов, приемных родителей); навык работы хотя бы с одной из категорий детей:

-воспитанниками интернатных учреждений;

- имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы;

- жертвами жестокого обращения;

- имеющими травматический опыт разрыва с матерью.

Эта программа предполагает наличие у ведущих определенных качеств: открытости, гибкости, рефлексии, готовности делиться своими идеями, придумывать новое, умения не унывать, когда что-то не получается или идет не по плану. Задача ведущего создать рабочую обстановку в группе. Для этого нужна атмосфера доброжелательности, открытости.

Необходимо помнить:

· Взрослые обучаются лучше всего в неформальной обстановке, где нет барьера между «преподавателем» и «учеником», где «преподаватель» не перекла-дывает ответственность за успех обучения на «ученика».

· Взрослые нуждаются в руководстве, но не в подчинении. Их нужно поощрять изучать новое и использовать свой жизненный опыт.

· Взрослые обучаются лучше всего, когда к ним относятся как к взрослым, уважительно, а не снисходительно.

· Взрослым нравится задавать вопросы и искать на них ответы.

 

-Требования к материально-технической оснащенности. Обязательным требованием при проведении программы является наличие помещения для тренинговых занятий, позволяющее активно перемещаться при выполнении психогимнастических упражнений максимум 15-ти участникам. Необходимо наличие доски (флип-чарта), набора маркеров, бумаги, блокнотов для участников и другого инструментария, необходимого для проведения конкретного занятия (например, мяча, наборов карандашей, бумаги для рисования, ручек и т.д.).

-Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы. Для реализации программы библиотека, Интернет и т.д. не требуются.

-Требования к организации и проведению программы. Оптимальное количество участников занятий от 10 до 15 человек. Занятия проводятся одним ведущим. Сочетание гибкости и стабильности – основа работы «открытой» группы замещающих родителей. Тематика встреч оговаривается заранее, но на практике ведущему нужно быть готовым, по крайней мере, к 2-3 новым темам в связи с изменением состава группы, актуальными запросами и настроением участников. Опыт показывает, что как группы не похожи одна на другую, так и занятия в разных группах отличаются по стилю, темпу, настроению. Например, имеет значение состав группы по форме семейного устройства. Хотя темы, предложенные в программе полезны любому замещающему родителю, существует тем не менее определенная специфика в проведении занятий для усыновителей, опекунов, приемных родителей. Так, усыновителей и некоторых опекунов больше интересуют психологические особенности младенцев и детей младшего возраста, проблемы открытия тайны усыновления и взаимодействия с кровными родителями детей. Для родителей-воспитателей из приемных семей и опекунов более актуальными являются проблемы с обучением опекаемых детей, поведенческие отклонения у подростков, вопросы дисциплинирования детей, последствий травматического опыта жестокого обращения и многое другое. Поэтому ведущим надо уметь учитывать особенности каждой конкретной группы и в зависимости от этого гибко планировать занятия.

Эффективность участия в тренинге во многом зависит от общих установок родителей на групповую работу, от готовности и умения слышать различные позиции людей, извлекать из этого опыт. Важно, чтобы в результате такой работы у участников группы появилась возможность самостоятельно решать возникающие проблемы, поэтому ведущему следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.

12. Сроки и этапы реализации программы. Программа «Трудное поведение приемного ребенка» реализуется в течение полутора месяцев (6 занятий с периодичностью один раз в неделю, длительность занятия 4 академических часа).

Этапы реализации программы:

- подготовительный (организационный) (подбор группы, заключение договоров с органами опеки);

- ос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.076 с.)