Тематический блок 1. Развитие речи. Психологические барьеры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематический блок 1. Развитие речи. Психологические барьеры



Информирование. Процесс формирования речевой деятельности можно разделить на основных 4 этапа: 1) подготовительный (0 – 1 год), 2) преддошкольный (1 – 3 года), 3) дошкольный (3 – 7 лет), 4) школьный (7 – 17 лет). Четвертый этап связан с систематическим обучением языку в школе [14]. По сути, поэтапный процесс овладения речью состоит в формировании и развитии речевой компетентности, культуры речи, направленных на овладение языковой системой знаний. Речевая компетентность определяется как индивидуально-психологическая характеристика личности, включающая систему знаний, умений и навыков в области интонационных, грамматических, семантических правил речевого высказывания [32]. Культура речи понимается как владение языковыми нормами и как использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения [27].

Однако переход от знаний языка к его конкретному использованию определяется десятилетиями: достаточно сравнить речь дошкольника и школьника, речь школьника младших классов и студента. Кроме того, переход от знаний языка к его конкретному использованию осложняется влиянием психологических барьеров, среди которых принято выделять: личностные, семантические и информационные [33].

Личностные барьеры связаны с индивидуально-психологическими особенностями человека (низкая самооценка, экстернальный локус контроля, доминирование мотива избегания неудач) и спецификой эмоциональных проявлений (повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к проявлению чувства вины). Важным условием преодоления этих трудностей является выявление перечисленных выше индивидуальных особенностей и осознание необходимости их коррекции.

Семантические барьеры возникают в результате ошибочного понимания значения слова. Осознание смыслового содержания зависит от общей эрудиции, от опыта литературного чтения, уровня развития познавательных процессов. С целью снижения влияния трудностей семантического характера необходима работа по обогащению словарного запаса, развитие когнитивной сферы.

Информационные барьеры выражаются в ошибочном структурировании информации. Эти трудности, в большей степени, имеют место на этапе построения: отдельного конкретного высказывания или речевого целого, а также при транслировании мысли в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Основной причиной возникновения информационного барьера могут быть признаки ригидности памяти, мышления, речи и других познавательных психических процессов. Снижение влияния информационных барьеров достигается за счет развития способности анализировать, обобщать, разрабатывать альтернативные способы видения ситуации.

Обобщая сказанное, можно сделать следующее заключение: условием снижения негативного влияния психологических барьеров является познавательная деятельность через актуализацию видов речевой деятельности: чтение, письмо, слушание, говорение и рефлексивная коррекция тех личностных особенностей, которые осложняют процесс овладения речью.

 

Задание 1

Определение мотивации к избеганию неудач, методика Т. Элерса [24].

Инструкция. Вам предлагается список, составленный из 30 строк по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите из 3-х слов только одно, которое наиболее точно вас характеризует, и отметьте его.

    От
1. Смелый 2. Кроткий 3. Осторожный 4. Непостоянный 5. Неумный 6. Ловкий 7. Хладнокровный 8. Стремительный 9. Незадумывающийся 10. Оптимистичный 11. Меланхоличный 12. Трусливый 13. Опрометчивый 14. Внимательный 15. Рассудительный 16. Предприимчивый 17. Взволнованный 18. Малодушный 19. Пугливый 20. Исполнительный 21. Предусмотрительный 22. Укрощенный 23. Осторожный 24. Разумный 25. Предвидящий 26. Поспешный 27. Рассеянный 28. Осмотрительный 29. Тихий 30. Оптимистичный Бдительный Робкий Решительный Бесцеремонный Трусливый Бойкий Колеблющийся Легкомысленный Жеманный Добросовестный Сомневающийся Небрежный Тихий Неблагоразумный Быстрый Осторожный Рассеянный Неосторожный Нерешительный Преданный Бойкий Безразличный Беззаботный Заботливый Неустрашимый Пугливый Опрометчивый Рассудительный Неорганизованный Бдительный Предприимчивый Упрямый Пессимистичный Внимательный Недумающий Предусмотрительный Удалой Боязливый Непредусмотрительный Чуткий Неустойчивый Взволнованный Боязливый Смелый Мужественный Предусмотрительный Робкий Бесцеремонный Нервный Авантюрный Отчаянный Небрежный Терпеливый Храбрый Добросовестный Беззаботный Пессимистичный Предприимчивый Боязливый Беззаботный

Обработка и интерпретация данных тестирования

Совпадение вашего выбора с выбором, приведенным в ключе, оценивается в 1 балл. Первая цифра означает номер строки, вторая цифра после косой черты – номер столбца, например, 1/2 означает, что получившее 1 балл слово – это слово в первой строке, во втором столбце.

1/2, 2/1, 2/2, 3/1, 3/3, 4/3, 5/2, 6/3, 7/2, 7/3, 8/3, 9/1, 9/2, 10/2, 11/1, 11/2, 12/1, 12/3, 13/2, 13/3, 14/1, 15/1, 16/2, 16/3, 17/3, 18/1, 19/1, 19/2, 20/1, 20/2, 21/1, 22/1, 23/1, 23/3, 24/1, 24/2, 25/1, 26/2, 27/3, 28/1, 28/2, 29/1, 29/3, 30/2.

Уровень мотивации к избеганию неудач, к защите зависит от суммы баллов.

От 2 до 20 баллов – низкий уровень.

От 11 до 16 баллов – средний уровень.

От 17 до 20 баллов – высокий уровень.

Свыше 20 баллов – очень высокий уровень.

Задание 2

Инструкция. На каждый вопрос дайте ответ, выбирая одну из 3-х альтернатив (а, b, c).

 

1. Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника: а) бандитом, b) святым, c) тучей.

 

2.Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову “неточный”, это:

a) небрежный, b) тщательный, c) приблизительный.

 

3.Какое из 3-х слов не связано с двумя другими: а) кошка, b) близко, с) солнце.

 

4.Дом так относится к комнате, как дерево: а) к лесу, b) к растению, с) к листу.

 

5.Я думаю, что правильным числом, которое про­должит ряд 1, 2, 3, 6, 5, будет: a) 10, b) 5, c) 7.

 

6. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 60 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы: а) отстают, b) идут правильно, с) спешат.

 

7.Какое из трех слов менее связано с двумя другими:

а) думать, b) видеть, с) слышать.

 

8.Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии: a) двоюродным братом, b) племянником, с) дядей.

Примечание. Список вопросов выделен из 16-факторного опросника Р. Кеттела – форма С [24]. Номера вопросов 1-8 соответствуют в опроснике Р. Кеттела номерам: 3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105

Обработка результатов

Каждый ответ оценивается по трехбалльной шкале: 0, 1, 2. В “ключе” первая цифра – номер вопроса, затем следует оценка в баллах по a, b, c:

1 a b1 c; 2a b1 c; 3a b1 c; 4a b c1; 5a1 b c; 6a b c1; 7 a1 b c; 8a b1 c

Максимальный суммарный балл равен 8. При низких оценках человеку свойственна буквальная интерпретация информации. При высоких – сообразительность и склонность к логическим рассуждениям, что может быть интерпретировано как показатель абстрактного мышления.

Адаптация любого теста, в том числе и опросника Р. Кеттела, представляет собой трудоемкую исследовательскую работу, направленную на адекватное понимание вопросов испытуемыми другой культуры. Вопросы, приведенные выше, оцениваются как адекватные для испытуемых, представляющих разные культуры.

 

Обсуждение

1. Каждый из перечисленных ниже признаков указывает на определенный психологический барьер. Конкретизируйте психологический барьер по характеризующему его признаку.

а) ошибочное понимание значения слова;

б) высокий/очень высокий уровень мотивации к избеганию неудач;

в) затруднения при решении логических задач.

 

2. Прочитайте следующие предложения. Признаки, каких психологических барьеров можно выделить? Внесите необходимые исправления.

 

–Горькая доля досталась крестьянам-крепостникам.

– Дождливый, теплый и осенний был день.

– Он был высок ростом и улыбался.

– Он сосредоточенно сконцентрировался на одном вопросе.

– В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.

3. Перечислите признаки проявления информационного барьера. Составьте предложение таким образом, чтобы в нем можно было бы обнаружить один из признаков информационного барьера. В составленное вами предложение внесите необходимые исправления.

 

4. Какие действия целесообразны для снижения влияния того или иного психологического барьера?

 

Запись на психологическую консультацию проводится на добровольной основе.

 

Задание для самостоятельной работы см. в приложении 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.013 с.)