Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические исследования политического лидерства в России
Проблема изучения политического лидерства сегодня является одной из самых актуальных для анализа политических процессов. Для России социологические исследования, посвященные лидерству, уже не являются чем-то совершенно новым. Вместе с тем, российская политическая социология еще находится в начале освоения этой проблематики. Одним из наиболее важных и необходимых направлений в изучении политического лидерства является разработка методологии исследования того, как политические лидеры воспринимаются российскими гражданами. Для определения характеристик востребованного российскими гражданами типа политического лидера исследователи используют ряд социологических методов:
В чем заключаются достоинства и недостатки выделенных методов? Анкетный опрос, проводимый с использованием анкеты, содержащей в основном закрытые вопросы, имеет одно существенное достоинство – это облегчение процедуры обработки полученных материалов. Недостатком является то, что респондент имеет суженные возможности для выделения характеристик «идеального» политического лидера, поэтому дает очень приблизительные представления о них. Использование исследователем открытых вопросов позволяет расширить возможности респондента и получить более достоверную информацию о желаемом политическом лидере, но опрашиваемый, как правило, опирается на существующие стереотипы и представления, чем на личные требования, предъявляемые к политическому лидеру. Метод ассоциаций и проективные тесты оказываются при изучении типов политического лидерства более эффективными. В результате их использования исследователь получает информацию о широком круге требований и возможных типах политических лидеров. Они также в большей степени выявляют бессознательные установки граждан. Ограничением этих методов выступает статичность образов лидеров, их отрыв от конкретного социального и политического контекста. Метод фокус-групп имеет еще большие возможности при изучении идеального образа политического лидера, поскольку он позволяет учитывать особенности конкретной социальной и политической ситуации. Недостатком является, в первую очередь, субъективизм исследователя в интерпретации полученных результатов, а также влияние особенностей модератора.
Метод контент-анализа позволяет получить информацию о качествах лидера, анализируя тексты выступлений как самого лидера, его сторонников, так и других политиков, его противников. Достоинством является то, что он не требует участия большого количества людей. Недостатком – сложность в разработки методики и субъективизм исследователя. Российские исследователи, опираясь на результаты анкетных опросов, выделили ряд требований, предъявляемых российскими гражданами к политическим лидерам. Особенно много прогнозов о наличии необходимых качеств у политического лидера появляется в период подготовки к выборам или сразу же после их окончания. Так, например, Б. Макаренко выделяет такие черты политика, как способность понимать (ум, кругозор, опыт) и гарантии моральной порядочности (честность, некоррумпированность и верность закону) [31]. Таким политического лидера хотели видеть избиратели в период выборов Президента России в июне 1996г. Возвращаясь к идеальному образу политика необходимо отметить, что он отражает установки и ценности населения, готовность принять определенного политического лидера. Изменение политической ситуации влечет за собой изменение требований, предъявляемых населением к политикам, и смену самих политиков. В зависимости от условий значимыми оказываются то одни требования, то другие. Например, в условиях стабильной политической системы важными качествами оказываются компетентность и профессионализм, нестабильной, особенно в ситуации кризисности, - отсутствие опыта может восприниматься положительно, как несвязанность с прошлой коррумпированной властью. Правомерен ли интерес исследователей к «идеальному» типу лидера? Отражает ли он реальные предпочтения граждан? Некоторые исследователи утверждают, что «данные опросов общественного мнения показывают, что все ожидания в отношении реальных политиков достаточно далеки от идеального образа» [32]. По мнению В. Лапкина, причиной, объясняющей этот феномен, является не только и не столько изменение у населения представлений о политическом лидере (хотя этот факт необходимо учитывать), а прежде всего недостаточная разработанность методов исследования личных предпочтений [33]. В связи с этим, он считает, что для исследователей вопрос выделения качеств российских политиков, которые приводят к успеху, остается до сих пор незавершенным.
Исследователи ВЦИОМа выделили 16 основных черт, по которым, по их мнению, необходимо сравнивать реальных политиков:
Важно отметить, что для получения общей оценки личности политика надо оценивать не каждое качество в отдельности, а сумму положительных оценок по всем характеристикам. Достоинством данной методики является возможность выведения корреляции между суммой положительных черт и вероятностью голосования за политиков. Серьезные исследования по восприятию крупных политических лидеров были проведены под руководством Е.Б. Шестопал [35]. В этих исследованиях качества, приписываемые политикам и характеризующие их привлекательность, были разделены на три шкалы: 1) привлекательность - непривлекательность: 2) сила – слабость; 3) пассивность – активность [36]. В качестве объектов оценок были выделены следующие:
Параллельно исследователями использовался метод ассоциаций, который позволил выявить неосознаваемые уровни установок респондентов к политикам через ассоциации с запахом, цветом, животными, литературным героем. Интересно отметить, что на всех этапах проводимого исследования моральные и психологические черты у большинства политиков были решающими, хотя все политические лидеры воспринимались по-разному. Например, в фигуре Г. Явлинского наиболее уязвимым местом являлась внешность, которая не нравилась большинству респондентов, среди достоинств были отмечены сила и активность (данные на 1996 г.). Причем, если Г. Явлинский был самым привлекательным с точки зрения морально-психологических качеств, то В. Жириновский имел эту оценку с максимально выраженным противоположным знаком, т.е. крайне негативную. На всех этапах исследования главным недостатком у российских политиков являлся такой фактор, как отсутствие конкретного дела. Так, в исследовании 1999 г. значимым требованием, предъявляемым к политическим лидерам, было наличие деловых, а не политических характеристик. Построение избирательной кампании политических лидеров общественно-политического движения «Единства» строилось с использованием именно такой модели. Как мы сегодня можем отметить, эта кампания являлась несомненно успешной.
С 1996 г. происходит как изменение самих политических лидеров, так и требований к ним. Если в начале 90-х, по мнению исследователей, Россия нуждалась в «необыкновенном» лидере [37], то в 1998-1999 гг. среди качеств, необходимых Президенту России, были названы простота, близость к народу [38]. Конструирование образа В. Путина строилось с учетом этих требований. По данным социологического исследования (до начала выборов), одним из достоинств В. Путина респондентами выделялась нормальность, обычность: «нормальный человек, вопрос даже не в том, чтобы быть выдающимся, а в том, чтобы быть хотя быть нормальным», «скорее нормальный, нельзя сказать, что очень умный» [39]. Среди В. Путина опрашиваемыми были отмечены следующие: молодость и энергичность, наличие ума («ум простой, понятный»). Однако по некоторым качествам мнения разошлись, одни респонденты выделили самостоятельность и независимость В. Путина, другие, наоборот, зависимость от Б. Ельцина. Главными недостатками были признаны его скрытность и неизвестность («человек «неоткуда»; «непонятно, что ждать от него завтра»), чуть реже степени отмечалась непривлекательная внешность (маленький рост, неулыбчивость, хитрые глаза, взгляд) [40]. В целом В. Путин воспринимается как самый сильный среди современных российских политических лидеров. По мнению респондентов, он сможет навести порядок в стране. Несомненно, что результаты, полученные с помощью анкетного опроса, важны и интересны. Совершенно иную возможность для изучения политического лидерства дает метод фокус-групп, который, как уже отмечалось выше, позволяет встраивать качества лидера, его имидж в политический и социальный контекст. И.К. Владыкина и С.Н. Плесовских предлагают использовать метод коллективного группового конструирования сказочных сюжетов для анализа характеристик прототипа идеального лидера [41]. Авторы считают, что использование конструкции сказочных сюжетов, как результата коллективного творчества, способствует осознанию тех тенденций в общественной жизни, которые характерны для конкретной социальной группы, для общества в целом в тот или иной промежуток времени. Другим социологическим методом, позволяющим изучать качества политического лидера является, контент-анализ. Одна из подобного рода методик контент-анализа была предложена М.В. Новиковой-Грунд[42]. В своем исследовании автор, анализируя тексты телевыступлений Г. Явлинского, Г. Зюганова и В. Путина, использует подразделение глаголов (и шире – предикаты) на две группы – «внешние» предикаты и «внутренние» предикаты. «Внешние» предикаты описывают ситуацию, свидетелем которой может быть и посторонний наблюдатель (например, глаголы «пошел», «сказал», «написал», «выстрелил»). «Внутренние» предикаты дают характеристику ситуации, которая не может быть передана никакими органами чувств и известна только тому, кто ее пережил (например, «знал», «понимал», «хотел»). Выделяется также промежуточная группа предикатов, которые обращаются не слуху или зрению, а другим органам чувств (вкус, осязание, обоняние) – это проксимальные ощущения.
«Внутренние» предикаты активно вынуждают читателя к самоотождествлению с политическим лидером. Не менее сильным манипулятивным воздействием обладают также «синтаксические конструкции, в которых субъект действия либо отсутствует в принципе, либо грамматические наличествует, но семантически расплывчат и неопределен, поскольку выражен неодушевленным существительным с абстрактным или собирательным значением» [43]. Первый тип конструкций называется безагенсными (агенс – субъект действия), второй – псевдоагенсными. Особенностью безагесных и псевдоагенсных конструкций является существенное снижение критического восприятия текста, поэтому текст, содержащий большое количество выделенных конструкций воспринимается читателем как несущий истинное сообщение, даже если никакого отношения к истине не имеет. Еще большим манипулятивным воздействием обладают сообщения, состоящие из безагенсных и псевдоагенсных конструкций с «внутренним» предикатом. Этот феномен заключается в том, что читатель приобщается к «истине», которая ни за что не даст в себе усомниться. Результаты исследования предвыборных заявлений трех лидеров – Явлинского, Зюганова и Путина на основе предложенных конструкций представлены в таблице [44]. Таблица.
Полученные результаты показывают, что В. Путин почти не использует «внутренние» предикаты. По мнению автора, он в своем дискурсе «не совсем человек», он оказывается лишенным пароксимальных ощущений, т.е. он живет в мире без вкуса и запаха, ему несвойственны колебания и сомнения, его же соперниками являлись «совсем люди», которые могут бояться, опасаться, надеяться… Избирателю легче идентифицировать себя с Г. Явлинским и Г. Зюгановым, в этом отношении В. Путин им проигрывает. С другой стороны, среди избирателей существует мнение, что спасти Россию может именно «не совсем человек», т.н. «человек судьбы».
Таким образом, приведенные в этой работе методы социологического исследования, используемые для изучения такого феномена, как политическое лидерство, доказывают свою неоднозначность. Так, с точки зрения исследований, проведенных С.В. Нестеровой, В. Путин создает имидж обычного, простого человека, а исследования М.В. Новиковой-Грунд доказывают его особенность и сложность. Оценивая сложившуюся ситуацию в отношении использования тех или иных социологических методов для изучения характеристик политического лидера необходимо еще раз подчеркнуть, с одной стороны, их потенциальную взаимодополняемость (применение не одного, а нескольких методов позволяет создать исследователю более целостное представление о политике), с другой стороны, еще недостаточную разработанность существующих методик. Вопросы для самоконтроля
Литература для самостоятельного изучения
[1] Цит по: Гринстайн Ф. Личность и институт современного американского президентства // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.200. [2] Зеркин Д.П. Политология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. С.333. [3] Гринстайн А.Ф. Личность и политика // Социально-политические науки. 1995. №10. C.69. [4] Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социально-политический журнал. 1993. №1-2. С.31. [5] Абашкина Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях политического лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. 1993. №4. C.16. [6] Цит по: Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978. С.43. [7] Абашкина Е.Б., Косолапова Ю.Н. О теориях политического лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. 1993. №4. C.16-17. [8] Hermann M.G. Ingredients of Leadership // Political Psychology. Contemporary Problems and Issues. San Francisco, L., 1986. [9] Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996. С.211. [10] Там же. С.213. [11] Гринстайн Ф. Личность и институт современного американского президентства // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.198. [12] Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. С.214. [13]Там же. С.220. [14] Schroder H. M., Driver M.Y., Streufert S. Human information processing. N.Y., 1967. [15] Tetlock P. Cognitive Style and Political Ideology // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 45. P.118-126. [16]См., например, Suedfeld P., Rand A.D. Revolutionary leaders. Longterm success as a function of changers in conceptual complexity // Journal of Personality and Social Psychology. 1976. Vol. 34. P.164-178. [17] Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996. С.229-230. [18] Антонова Л.А. Штрихи к политическому портрету Дж. У. Буша // США – Канада: экономика, политика, культура. 1999. №11. С.52-61. [19] Там же. С.55. [20] Блондель. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С.18. [21] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.646-648. [22] Там же. С.141. [23] Там же. С.141. [24] Ашин Г.К. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. №2. C.120. [25] См.: Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С.26. [26] Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С.66. [27] Там же. С.66. [28] Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Психология и психоанализ власти. Том 1. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1999. С.517. [29] Морозова Е.Г. Менеджер избирательной кампании // Избирательная кампания. М.: Российский центр избирательных технологий, 1995. C.60. [30] Там же. C.60. [31] Макаренко Б. Феномен политического лидерства и восприятии общественного мнения // Вестник Российского общественно-политического центра. 1996. №2. [32] Нестерова С.В. Кого же на самом деле выбирают наши граждане? Соотношение идеальных прототипов и реальных лидеров в современной России // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2000. №5. С.93. [33] Лапкин В.В. Пейзаж перед битвой. Российский электорат за 2 года до президентских выборов // Политические исследования. 1998. №3. С.61-73. [34] Экономические и социальные пермены: Мониторинг общественного мнения. 1999. №2. С.18. [35] Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера // Политические исследования. 1997. №6. С.57-73; Шестопал Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов 12 ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Политические исследования. 1996. №5; Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность // Политические исследования. 1995. №4. [36] Шестопал Е.Б., Новикова-Грунд М.В. Восприятие образов 12 ведущих российских политиков (психологический и лингвистический анализ) // Политические исследования. 1996. №5. С.169. [37] См.: Буралцкий Ф.М. Русские государи. Эпоха реформации. М., 1996. С.383. [38] Нестерова С.В. Кого же на самом деле выбирают наши граждане? Соотношение идеальных прототипов и реальных лидеров в современной России // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2000. №5. С.96. [39] Там же. С.96. [40] Там же. С.97. [41] Владыкина И.К., Плесовских С.Н. Конструирование сказочных сюжетов как метод выявления прототипа идеального лидера среди молодежи // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2000. №5. С.98-103. [42] Новикова-Грунд М.В. «Свои» и «чужие»: маркеры референтной группы в политическом дискурсе // Политические исследования. 2000. №4. С.82-93. [43] Там же. С.88. [44] Случайным образом из текстов телевыступлений Явлинского, Зюганова и Путина были отобраны состоящие из ста слов фрагменты, в которых затем был подсчитан процент «внутренних» предикатов, безагенсных и псевдоагенсных, а также безагенсных конструкций, включавших в себя «внутренний» предикат Глава 11.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.035 с.) |