Об избранном народе и справедливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об избранном народе и справедливости



 

Ключевые понятия и категории: иудаизм, десять заповедей,декалог,

 

Моисей - законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма. Он исходил из того, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, верховенство закона.

С именем Моисея связан кодекс нравственного поведения, состоящий из 10 заповедей (10 речений, Десятисловие, Декалог). 10 заповедей сформулированы в Библии дважды, в книгах "Исход" и "Второзаконие", но между ними есть несколько разночтений. Заповеди, хотя и в иной редакции, излагаются ещё в книге "Левит ". О жизни и учении Моисея в целом нам известно по приписываемым ему первым 5 книгам Библии (Пятикнижие, в иудейской традиции - Тора, т.е. "учение".

1. Жизнь и миссия Моисея

Она заключается в религиозной и нравственно-законодательной деятельности - вывести евреев из египетского рабства. Моисей родился тогда, когда фараон приказал умерщвлять новорождённых еврейских мальчиков. Мать спрятала и оставила его в камышах на берегу Нила, где младенца нашла дочь фараона, которая и дала ему имя Моисея. Родился Моисей на рубеже XIV-XIII вв. до н.э.

Моисей рос при дворе фараона и, став взрослым, однажды увидел, как надсмотрщик бьёт работающего еврея. Оскорбившись этим, он убил египтянина и спрятал его в песок. Спасаясь от фараона, он убежал на северо-восток страны и нашёл приют и жену в доме жреца Иофора.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел охваченный огнём, но не сгорающийкуст терновника ("неопалимая купина").Голос из куста, обращаясь к нему, представился как Бог его предков и объявил о своём решении спасти свой народ от рук египтян и о том, что сделать это его именем должен Моисей:"Иди и выведи мой народ, сынов Израиля, из Египта".

Моисей засомневался, что он недостоин такой миссии. Но Бог обещает быть рядом с ним: "Так сказал сынам Израиля: Яхве, Бог ваших отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам."Моисей продолжает сомневаться: "А если израильтяне не поверят, что мне явился Яхве-Бог?"

Бог научает Моисея трём чудесам, которые должны стать знамением его избранности. По приказу Бога Моисей превращает свой посох в змея, воду - в кровь, его рука поражается проказой и вновь выздоравливает. Тогда Моисей говорит, что он лишён красноречия и заикается. Бог отвечает, что он научит Моисея нужным речам, а до народа эти речи будет доносить его старший брат Аарон. Моисей вынужден согласиться.

 

Человек, выступающий в роли вождя и учителя народа, оказывается в нравственно двусмысленном положении, ибо всегда остаётся немой вопрос: "А достоин ли он этой роли?"

В самом деле: святой, считающий себя святым, святым не является.Бог освобождает Моисея от такой двусмысленности тем, что берёт на себя ответственность за его высокую миссию .

Сомнения Моисеяпо поводу своих способностей быть предводителем народа говорят о его высоких моральных качествах.

Моисей с женой и детьми возвращается к своему народу. Ему 80 лет. Вместе с Аароном они объявляют израильтянам волю Яхве, которую народ принимает. Они передают фараону просьбу израильтян отпустить их в пустыню на расстояние трёх дней, чтобы принести жертвы своему Богу. Фараон отклонил эту просьбу и, чтобы евреи не предавались праздным мыслям, велел усилить гнёт.

Чтобы добиться своего, Яхве подвергает египтян страшным наказаниям: отравляет воду Нила; наводит лягушек на всю страну; земной прах превращает в комаров; устраивает тяжёлый мор скоту; заражает людей и скот оспенной язвой; проливает дождь сильным градом, убивающий всё под открытым небом; устраивает непроглядную тьму; и, наконец, умерщвляет всех первенцев египтян. Это так называемые десять казней египетских.Им подвергаются именно египтяне. Евреи чудесным образом остаются нетронутыми. И когда стали гибнуть все первенцы - фараон сдался. Путь к спасению был открыт .

 

Бог, указывая днём путь облачным, а ночью огненным столбом, повёл евреев по пустынной дороге, чтобы у них не появилось искушения вернуться. Фараон, догадавшись, что евреи ушли не для одноразового совершения обряда, а навсегда, снарядил погоню.Шестьсот отборных египетских колесниц во главе с самим фараоном настигли израильтян у берега Красного моря. Гибель последних казалась неминуемой.

 

Тогда Моисей своим посохом разделяет воды и превращает море в сушу. Когда наутро вслед за ними по тому же пути пустились египтяне, Моисей вернул море на своё место, и оно поглотило преследователей. Так был найден чудесный выход из безвыходно положения, подтверждающий всемогущество Бога и необходимость веры в него.

 

Через 3 месяца израильтяне достигли подножия священной горы в пустыне Синай. Моисей, поднявшись на гору, услышал слова Бога о том, что сыны Израиля, если они будут слушать Бога и соблюдать союз с ним, станут для него святым народом, более близким, чем остальные, и что через три дня он спустится на гору в облаке, чтобы израильтяне навеки поверили Моисею.

Так и случилось. Бог Яхве сошёл на гору Синай в огне под сильный трубный звук. Бог к 10 основным заповедям добавляет множество предписаний юридического, нравственного и религиозно-ритуального характера.

 

Народ обещал исполнить всё, что говорил Яхве. Так был заключён договор между Яхве и израильским народом. После этого Яхве вновь призвал к себе Моисея, чтобы вручить ему каменные таблицы с повелениями. Моисей снова взошёл на гору и был там 40 дней и ночей .

 

Остававшийся народ пришёл в волнение из-за долгого отсутствия Моисея, поэтому израильтяне решили сделать себе других Богов, чтобы вообще не остаться без них. Золотые серьги были переработаны в золотого тельца, который заменил им Яхве. Яхве, узнав об этом, возмутился и хотел уничтожить это необузданное племя и заново создать великий народ, но Моисей заступился за евреев.

 

Спустившись вниз с 2 плитами, на которых перстом Божьим были выведены законы, Моисей увидел разнузданную пляску вокруг тельца и был настолько разгневан, что бросил в сторону плиты, которые разбились, взял изображение тельца, сжёг его, истолок в мельчайшие кусочки, посыпал ими воду и заставил всех испить её.

Затем приказал представителям своего колена, дома Левиев, мечом привести народ к покорности. За день было истреблено около 3.000 человек. На следующие утро Моисей объявил израильтянам, что хотя они "согрешили великим грехом", он попробует очистить их перед Богом .

Моисей по указанию Яхве посылает небольшую группу - по одному человеку от каждого племени в страну Ханаан,чтобы они могли разведать, какова она - обильна или нет, слаб или силен там народ. Сорок дней они осматривали ту землю и вернулись, поражённые её благоустройством и плодородием. Они нашли, что живёт там народ сильный, рослый, которого евреям не одолеть. Израильтяне стали сомневаться во всей этой затее исхода из Египта и думать о том, чтобы вернуться назад.

 

Яхве вновь разгневался на этот народ и уже собирался поразить его моровой язвой. Моисей снова заступился за неразумных соплеменников. Яхве прощает евреев, но обрекает их на блуждание по пустыне в течение сорока лет - по году на день пребывания еврейских представителей в стране Ханаан, пока не умрут все кому 20 лет и старше.

В течение этих долгих странствий по пустыне Моисей предводительствует свой народ, наставляя и защищая его, подавляя гнев и ропот, творя справедливость и укрепляя в нём сознание богооизбранности, приучая его к нравственной, юридической и ритуальной дисциплине. Но Моисею самому не суждено вступить на обетованную землю. Это наказание ему за грехи израильтян и собственные колебание. Бог дал Моисею лишь возможность бросить предсмертный взгляд на обетованную землю с горы, расположенной напротив Иерихона. Могила его неизвестна.

 

2. Десять заповедей

Моисей не только мудрый вождь своего народа, он и духовный отец нации. Для того чтобы племена переплавились в народ, необходимо, чтобы они сплотились духовно.Одного кровного родства мало - отношения должны цементироваться общей верой, идеалами праведности и справедливости.

 

Если в этическом смысле евреи происходят от Иакова (Израиля), то в историческом - происходят от Моисея, который разработал свод правил, регулирующий все сферы жизни народа - от благочестия до элементарной гигиены.

 

Основой этого свода являются 10 заповедей, которые содержат самые общие религиозно - нравственно - юридические принципы поведения. Эти заповеди выходят далеко за пределы еврейско-иудаисткой культуры.

Первые 3 заповеди предписывают почитать одного лишь Яхве, запрещают создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога .

 

Предостерегая от практикуемого другими народами многобожия, Моисей подчёркивает, что они приносят в жертву богам своих сыновей и дочерей, наносят себе порезы, колдуют, ворожают, вызывают духов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.013 с.)