Часть 4. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 4. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов



На стадии одного слова ребенок уже может выразить себя, выразить то, чего он хочет. Однако не всегда его поймут правильно. Что значит «мяч» - «отдай мяч», «давай играть в мяч» или просто «это мяч»?

На следующей стадии ребенок учится строить и произносить фразы сначала из 2, затем и из 3 слов. Продолжает расширяться его словарь, развиваться мышление. На этой стадии ребенок осознает, что между словами существуют какие-то отношения, и научится их выражать, комбинируя слова внутри предложения.

Обычные дети начинают использовать фразы из 2 слов, когда их активный словарный запас (количество слов, используемых в речи самим ребенком) насчитывает примерно 50 слов, что происходит в возрасте 19-24 месяца.

Дети с синдромом Дауна в среднем достигают этой стадии примерно в 3 года (по разным исследованиям, в возрасте от 2 до 5 лет, причем к возрасту 5 лет обычно способны построить такое предложение подавляющее большинство детей с синдромом Дауна).

[Если вашему ребенку с синдромом Дауна уже исполнилось пять лет, но он еще не использует фраз из 2 слов, обязательно проверьте его слух, зрение, проконсультируйтесь с логопедом, а также проверьте, нет ли у ребенка дополнительных диагнозов, таких как аутизм.]

Что касается активного словарного запаса, он в среднем к началу данной стадии также не меньше 50 слов (жестов), как и у обычных детей, однако у детей с синдромом Дауна и в этом существует значительный разброс (от 8 до 226 слов).

На этой стадии ребенок может передать значительно больше информации. Фразы будут разнообразны по структуре и многие из них аграмматичны (т.е. построены с нарушением правил грамматики): «Папа ушел», «Еще сок», «Мама туфли» (в смысле «мамины туфли»). Как правило, произношение на данном этапе также далеко от идеала. В это время ребенок обычно использует только знаменательные слова, оставляя освоение служебных слов (предлоги, союзы и проч.) на потом.

Стадия фразы – важный прорыв в развитии мышления и речи вашего ребенка. Теперь он сочетает уже знакомые ему слова для выражения МЫСЛИ. (Следует понимать, что сочетания типа «тетя Аня» не являются фразами из 2 слов, ребенок заучивает их как единую единицу и использует их как одно слово.)

Вы задумываетесь, как помочь ребенку перейти от стадии отдельного слова к стадии фразы из 2-3 слов. Один из наилучших способов – повторение с расширением. Вы повторяете отдельное слово, которое произносит ребенок, а затем присоединяете к нему еще одно, новое слово. Например, малыш играет с машинкой и произносит: «машина», а вы говорите: «машина, машина едет».

С помощью этого способа вы: (1) повторяете слово за ребенком, тем самым даете ему правильный образец произношения слова и показываете, что вы его слушаете; (2) подтверждаете, что то, что он сказал, правильно, повышаете его самооценку и мотивацию продолжать общение; (3) прибавляете на одно слово больше к высказыванию, самостоятельно построенному ребенком.

Разумеется, вам придется поступать так много раз, прежде чем ребенок построит свою первую фразу. Обратите внимание всех членов семьи, няни, работников детского сада на то, что с вашим ребенком нужно общаться именно так, подсказывая ему новое слово впридачу к уже сказанному.

Если ребенок не произносит слова спонтанно, когда играет, с этим способом могут возникнуть трудности. Тогда сам родитель должен начать обсуждать игру с ребенком, и, когда ребенок повторит за вами какое-нибудь слово, используйте этот трюк. Не забывайте также, что малыш может «начать разговор» и без слов, указывая или просто глядя на какой-нибудь предмет. Сначала вы назовете этот предмет («мяч»), а потом расширите фразу: «Хочу мяч».

Не выделяйте отдельного времени для занятий, просто постоянно поступайте так, общаясь с ребенком – во время игры, кормления, переодевания, любых игровых и бытовых моментов.

В книге Л.Кумин рекомендуется сделать небольшую доску с сигналом для ребенка, что в свое предложение ему нужно включать два (три) слова. Можно разместить на такой доске два (а затем и три) ярких, шершавых кружочка. Проговаривая «машина едет», вы указываете поочередно на первый (первое слово) и на второй (второе слово) кружок. Возьмите руку ребенка в свою, повторите фразу, прикасаясь его рукой поочередно к кружкам. Использование такой доски подключает зрительную и тактильную опору и напоминает ребенку, что нужно употреблять более развернутые фразы. Для детей с синдромом Дауна это довольно эффективный способ.

Как уже говорилось выше, на этой стадии дети зачастую не используют правильных окончаний. Повторяйте за ребенком правильную форму, но не заставляйте ребенка непременно и немедленно имитировать верный вариант. Постарайтесь акцентировать внимание на произнесении окончаний, выделяйте его голосом. Как правило, дети с синдромом Дауна начинают осознавать, что между словами существуют определенные отношения и что они имеют формальное выражение, задолго до того, как начинают правильно употреблять маркеры этих отношений в собственной речи.

Всегда хвалите ребенка, когда он использует предложение из 2 слов, можете его обнять и сказать, что теперь он говорит совсем «как большой». Попросите всех людей в окружении ребенка стимулировать его к использованию предложений из 2-3 слов.

Когда ребенок последовательно и самостоятельно использует в своей речи предложения из 2 слов, вы можете таким же способом побуждать его строить предложения из трех слов.

Повторяйте за ребенком то, что он сказал («машина едет»), а потом расширяйте высказывание («машина едет быстро, брррмм…» или «большая машина едет»).

Если вам кажется, что ребенок может строить предложения из трех слов, но не хочет, подключите песенки. Сами пропевайте какие-нибудь предложения или произносите их с повышенным драматизмом. Показывайте, как это весело и забавно. Придумывайте предложения из 3 слов вместо слогана, пропеваемого в телерекламе, на такой же мотив.

Выделите для себя структуры стандартных предложений из 2 и из 3 слов, которым надо научить ребенка. Ниже приведены примеры лишь немногих подобных фраз.

Я хочу + (слово)

Мне нравится + (слово)

Дай + (позднее «дай, пожалуйста, +») (слово)

Где + (слово)

В это время пора учиться употреблять предлоги места.

Ребенок способен спросить «где», он должен научиться и отвечать на этот вопрос. Начинайте играть с ним в «прятки»: «Где кукла (Саша, Маша, сам ребенок, братик или сестренка)? В коробке. На коробке. За коробкой. Под столом» и так далее.

Учите ребенка употреблению слова «куда». Первым ответом малыша, конечно, будет универсальное «туда». «Куда пойдем?». Сначала малыш может отвечать «кухня», «садик». Всегда поправляйте его: «в кухню», «в садик».

Когда ребенок осознает роль понятий, символов, его игры становятся более разнообразными. Он может делать вид, что пьет из игрушечной чашки или кормит куклу. Чуть позже ему захочется построить мост из кубиков и провозить машинку по нему и под ним. Подключайте игры для развития речи. Не забывайте, что для этого лучше использовать любимые игрушки ребенка, с вниманием относиться к желаниям и инициативе ребенка. Используйте описанный выше способ повторения с расширением.

Не упускайте возможность потренироваться в бытовых ситуациях: в магазине, на кухне, где малыш может помочь вам печь печенье или готовить суп.

Чтение и разглядывание картинок в книжках – также отличный способ потренироваться. Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и крупным шрифтом, с толстыми страницами, чтобы ребенок мог сам их перелистывать. Дети любят повторение, и в данном случае это вам также на руку. Если малышу нравится какая-то книга, читайте ее снова и снова. Если ребенок тычет пальцем в картинку, обязательно объясните ему, что там изображено. Читайте выразительно, эмоционально. Сами указывайте на слово (например, имя героя), а затем на его изображение в книге, чтобы ребенок начинал запоминать облик букв и слова в целом.

Прочитав интересную историю, подберите игрушки, которые могли бы исполнять роль героев книги, и разыграйте сюжет вместе с ребенком. Побуждайте его говорить за героев.

Закончив чтение абзаца или отрывка на отдельной странице (особенно если сюжет книги уже хорошо знаком ребенку), задавайте вопросы: где герой? куда он пошел? (в зависимости от развития ребенка, он может сначала показывать пальцем на картинку, а затем и отвечать словами). Если малыш не может ответить на ваш вопрос, отвечайте сами, давайте ему модель.

О том, как чтение помогает развивать речь и мышление, подробно описано в книге Ромены Теодоровны Августовой «Говори! Ты это можешь», вышедшей на русском языке. Насколько нам известно, это единственное пособие подобного рода, специализирующееся на развитии речи у детей с синдромом Дауна.

Подробнее о книге Ромены Августовой.

Подборка статей "Дети и книги" на сайте Лены Даниловой.

На этой стадии ребенок учится использовать слова, обозначающие различные характеристики, такие как цвет, размер и форма предметов, учится комбинировать существительные-субъекты действия и глаголы-действия. Он начинает употреблять предлоги и может уже отвечать на вопросы «где», «куда», «когда» и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.02 с.)