Государственный служащий: понятие и классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный служащий: понятие и классификация



Государственный служащий - гражданин РФ, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ.

В зависимости от вида государственной власти в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различать работающих в:

- представительных органах;

- судебных органах;

- органах исполнительной власти;

- иных органах.

В зависимости от квалификационных разрядов государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы:

- высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные должности (4-я группа);

- ведущие государственные должности (3-я группа);

- старшие государственные должности (2-я группа);

- младшие государственные должности (1-я группа).

В зависимости от характера объёма полномочий государственные служащие подразделяются на следующие группы:

- представители административной власти - лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции);

- оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (например, экономисты и юрисконсульты);

- вспомогательные состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа (например, технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (например, нотариусы).

Государственный служащий- гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Государственные служащие - кадровый состав только государственных органов.

Черты государственного служащего:

1. Гражданин РФ. Не допускаются к государственной службе иностранные граждане, лица без гражданства, с двойным гражданством (исключение - их доступ прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением).

2. Исполняющий обязанности по государственной должности, т.е. установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, с денежным содержанием и ответственностью за результаты своей деятельности.

3. Исполняющий не любую государственную должность, а должность, отнесенную к государственной службе (категории Б и В). Перечень этих должностей дан в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденном Указом Президента РФ от января 1995 г. № 33, в реестрах субъектов РФ.

4. Исполнение государственной службы независимо от ее вида предполагает вступление госслужащего в определенного рода правовые отношения:

- с госорганом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности;

- с третьими лицами, организациями или гражданами в связи с исполнением государственно-властных полномочий (издание соответствующих указаний и распоряжений, принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.);

- отношения по поводу осуществления профессионального служения возникают в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением (в правовой литературе их именуют «внутренними» отношениями), регулируются нормами административно-служебного права.

 

Муниципальная служба

Муниципальная служба - процесс управления на муниципальном уровне, наиболее приближён к гражданам. Государство передаёт свои функции на уровень муниципального образования на определённый, длительный срок. Отношения государственной и муниципальной службы строятся на законных основаниях, действуют на правовом уровне.

Муниципальная служба является одним из инструментов осуществления местного самоуправления.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, не является выборной. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация местного самоуправления определяется Уставами.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» устанавливают общие принципы муниципальной службы и основы правого положения муниципальных служащих РФ.

Основные принципымуниципальной службы:

- верховенство Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов над иными правовыми актами;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

- самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

- гласность и законность в деятельности муниципальной службы;

- профессионализм и компетентность муниципальной службы;

- ответственность местного самоуправления за принимаемое решение, а также неисполнение, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- равный доступ гражданина к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

- единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учёт исторических и местных традиций;

- правовая и социальная защищённость муниципальных служащих;

- внепартийности муниципальных служащих;

- подконтрольность и ответственность перед населением МО.

Основные цели и задачи муниципальной службы:

- обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человеку и гражданину на территории муниципального образования;

- обеспечение самостоятельности решения населением местного значения;

- подготовка, принятие, исполнение и контроль за исполнением решений (органами) в пределах полномочий органов МО;

- обеспечение охраны общественного порядка.

 

Депутатские комиссии

В составе представительных органов имеются функционально-структурные звенья. Это постоянные и временные депутатские комиссии. Численный состав комиссии обоих видов определяется представительным органом. Комиссии несут перед думой ответственность, они ей подотчетны.

В ведении комиссии находится решение следующих вопросов: разработка проектов решений представительного органа, подготовка заключений по правовым актам думы, проведение депутатских слушаний, контроль за исполнением решений представительных органов. Комиссии выполняют преимущественно организационно-подготовительные и контрольные функции.

Формой работы постоянных и временных комиссий являются их заседания, периодичность проведения которых определяется регламентами представительных органов.

Территориальные органы думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. Подобные образования были широко распространены наряду с производственными депутатскими группами в советское время.

Организационно-правовыми формамидеятельности местных представительных органов являются их заседания. Потребность в них диктуется коллективным стилем работы представительной власти. На заседаниях происходит формирование ее руководящих органов, решаются важнейшие вопросы местного значения, находящиеся в исключительном ведении представительных органов, реализуются их контрольные функции. Наконец, на заседаниях осуществляется правотворческая функция представительной власти. Все это в совокупности объясняет ведущее положение заседаний в общем числе организационно-правовых форм ее деятельности.

Заседаниямогут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми.

Очередные заседанияпроводятся в установленные регламентами сроки. Они созываются руководителем думы. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседанийособый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее постоянных комиссий или группы депутатов определенной численности. Возможность настаивать на проведении внеочередного заседания обычно предоставляют также главе муниципального образования.

Открытое заседаниепредполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство заседаний.

Закрытые заседанияорганизуются в особых случаях (например, при обсуждении вопроса об отзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о характере заседания решается самим представительным органом.

 

Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления

Депутат– это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Срок полномочий депутатане может быть менее 2 и более 5 лет. Исчисление полномочий депутата начинается со дня (момента) его избрания. А вот завершение полномочий депутата сопряжено с началом работы представительного органа нового созыва. Основания: признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим, вступление в законную силу обвинительного приговора суда. Депутатские полномочия прекращаются также в случае избрания депутата представительного органа местного самоуправления депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного органа субъекта Федерации или представительного органа другого муниципального собрания.

Депутат, работающий в представительном органе на постоянной основе, не имеет права заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или творческой.

Прекращение гражданства России и выезд за ее пределы на постоянное место жительства – еще два способа досрочного прекращения депутатских полномочий.

Поводом к досрочному завершению полномочий депутата служит его отзыв избирателями.

Основные направления и формы депутатской деятельности

Теории и практике известны два направления депутатской работы:с избирателями, в представительном органе местного самоуправления.

В рамках работы с избирателямидепутат организует прием граждан, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, изучает общественное мнение и информирует избирателей о своей деятельности.

Формами депутатской деятельности в представительном органе местного самоуправления выступают: участие в его заседаниях, заседаниях постоянных комиссий, выполнение поручений думы, участие в депутатских слушаниях, обращение с депутатским запросом, вопросами к должностным лицам местного самоуправления. Участвуя в работе представительного органа, его постоянных комиссий, депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, отнесенным к компетенции думы.

 

 

Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования

Местная администрацияпредставляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию в установленном законом порядке.

Местная администрация обладает следующими признаками:

1) с 1991 г. (со времени появления Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР») администрации обособились от Советов, превратились в организационно и функционально автономные органы местного самоуправления. Таковыми они остаются и в настоящее время;

2) администрации являются органами общей компетенции, осуществляющими организационно-распорядительные и исполнительные полномочия по предметам ведения муниципальных образований. Именно это обстоятельство обеспечивает местным администрациям функциональную самостоятельность и организационно-структурное своеобразие;

3) местные администрации приобрели статус обязательных органов в системе муниципальной власти;

4) местные администрации, которые в соответствии с уставами муниципальных образований обладают правами юридических лиц, регистрируются в форме муниципальных учреждений;

5) администрация имеет разветвленную и неоднородную структуру, которая включает в себя руководителей исполнительного органа, аппарат, подразделения администрации.

Основными направлениями работы аппарата являютсяорганизационное, юридическое, информационное, материально-техническое обеспечение администрации. Аппарат выполняет также контрольные функции. Структурные звенья аппарата не пользуются правом издания юридических актов. Руководители соответствующих подразделений не распоряжаются кредитами.

Функциональные звенья администрации (комитеты по экономике, управлению муниципальным имуществом, финансово-бюджетные управления) выполняют функции, охватывающие все или многие отрасли местного хозяйства.

Статус специализированных отделов и управлений характеризуется несколькими признаками.

Во-первых, они являются органами специальной компетенции. Их компетенция определяется либо местной администрацией как органом общей компетенции, решающим вопросы местного значения, либо вышестоящими органами управления.

Во-вторых, они функционируют на основе положений о них, утверждаемых главой администрации.

В-третьих, окончательное решение о создании того или иного подразделения до настоящего времени принадлежало в основном руководителям администраций, которые утверждали его структуру и штаты.

 

Глава муниципального образования: статус и полномочия

Глава муниципального образования– это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных или исполнительно-распорядительных полномочий по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения.

Термин «глава муниципального образования»был введен Законом «О Счетной палате РФ» для обозначения выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления.

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений: представительские, нормотворческие, контрольные полномочия, полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т. д.). Полномочия глав могут быть перераспределены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти.

Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от имени муниципальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием правовых актов по вопросам организации и деятельности представительного органа.

Глава – руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации – распоряжения.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случаях смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или умершим, вступления в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы страны на постоянное местожительство, прекращения российского гражданства, отзыва избирателей, установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования, досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из его состава.

 

Вопросы к теме 8

 

1. Что должны знать и уметь специалисты-управленцы?

2. Что является объектом управленческой деятельности специалистов-

управленцев?

3. Как можно определить культуру кадров управления?

4. Что такое культура управленческих кадров?

5. Что такое трудовые ресурсы, персонал, кадры?

6. Что такое кадры государственной службы?

7. Какую задачу имеет управление человеческими ресурсами?

8. Какова роль государства в управлении человеческими ресурсами?

9. Что такоекадровая политика?

10. Что такоеуправление персоналом?

11. Что является субъектом кадровой политики?

12. Что понимается под государственной кадровой политикой?

13. В чем суть государственной кадровой политики РФ, функции государства

в кадровой политике?

14. Основные направления кадровой политики РФ?

15. Кто и каким образом реализует государственную кадровую политику РФ?

16. Что такоекадровая политика государственной службы?

17. Назовите основные направления кадровой политики государственной

службы.

18. Что такоекадровое обеспечение?

19. Что обеспечивает эффективное функционирование системы

государственной службы?

20. Назовите приоритетные направления государственной кадровой политики

государственной службы.

21. Что такое кадровая служба, ее функции?

22. В чем суть тезиса «Государство есть общее дело народа», получившего

международное правовое закрепление в Международном пакте о

гражданских и политических правах 16 декабря 1966 г. (ст. 25).

23. Что такое государственная служба, ее формирование, цель, функции,

аспекты?

24. Государственная служба, ее функции

25. Функции организации государственной службы

26. Задачи государственной службы

27. Что такоеминистерство, его функции?

28. Кто такойгосударственный служащий?

29. Черты государственного служащего

30. Основные принципы муниципальной службы

31. Основные цели и задачи муниципальной службы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.064 с.)