В чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей»



В чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей»

 

Работу выполнила: Чечнева Людмила Павловна, студентка группы VI-С, специальность «Сестринское дело», углубленная подготовка СПО, направление «Организация сестринского дела».

Главная медицинская сестра ГБУЗ «Бюро СМЭ»

Руководитель: Михайлова Елена Вячеславовна

 

Петрозаводск

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Введение …………………………………………………... стр. 4
  1.1. Актуальность темы ………………………………… 1.2. Цель, объект и предмет исследования …………… 1.3. Новизна работы ……………………………………. стр. 4 стр. 5 стр. 6
II. Теоретическая часть …………………………………… стр. 6
  2.1. Общая часть ………………………………………….. 2.2. Пример работы судебных медиков при ликвидации террористического акта …………...………………… 2.3. Судебная медицина как наука ………………………. 2.4. Основные этапы развития судебной медицины за рубежом и в России …………………………………. 2.5. История судебно-медицинской экспертизы Карелии ……………………………………………….. 2.6. Нормативно-правовая документация ГБУЗ «Бюро СМЭ» …………………………………………………. 2.7. Структура и основные задачи судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия …………………… 2.8. Цели и задачи работы ГБУЗ «Бюро СМЭ» Республики Карелия ………………………………… 2.9. Работа Бюро судебно-медицинской экспертизы при ЧС …………………………………………………….. 2.10. Сотрудничество с другими службами и населением …………………………………………… III. Практическая часть ………………………………… стр. 6 стр. 9 стр. 15 стр. 15 стр. 17 стр. 19   стр. 20 стр. 23 стр. 26 стр. 27 стр. 28
  3.1. Материально-техническое оснащение ГБУЗ «Бюро СМЭ» …………………………………………. 3.2. Анализ кадрового состава среднего медицинского персонала ГБУЗ «Бюро СМЭ» …… 3.3. Анализ работы ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» при ликвидации ЧС в июне 2011 года... 3.4. Интервью с заведующим отделом дежурной службы Маниным Артемом Владимировичем …...... 3.5. Интервью с заведующим отделом исследования трупов Берая Романом Федоровичем ………………. 3.6. Результаты анкетирования ………………………… 3.7. Анализ нормативной документации ГБУЗ «Бюро СМЭ» регламентирующей деятельность в ЧС …….. 3.8. Расчет специализированного табеля оснащения ….. 3.9.Разработка модели работы главной медицинской сестры Бюро судебно-медицинской экспертизы при ликвидации последствий ЧС с массовой гибелью людей применительно к Республике Карелия ……   стр. 30   стр. 34 стр. 40 стр. 42   стр. 47 стр. 52 стр. 59 стр. 61   стр. 63
IV. Выводы. Заключение …………………………………… стр. 67
V. Библиография……………………………………………. стр. 73
VI. Приложения……………………………………………… стр. 77

I. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы.

История развития земной цивилизации неразрывно связана с постоянно возникающими чрезвычайными ситуациями. Наши далекие предки постоянно испытывали на себе влияние в основном природных явлений и факторов. В эпоху Средневековья добавились страшные эпидемии болезней, которые поражали континенты, страны, города, приводили к массовой гибели людей. Бурное развитие техники и новых технологий в XIX-XX веках привело к росту числа чрезвычайных ситуаций в результате возникновения аварий и катастроф техногенного характера.[17,23]

На всем историческом пути развития человек создавал условия для возникновения техногенных аварий и катастроф. Изобретение колеса, создание машин, покорение атома, открытие электромагнитных колебаний и многое другое, наряду с благом, приносило человеку беды и страдания. Ежеминутно в мире гремят взрывы, возникают пожары, выбрасываются в окружающую природную среду сотни тонн вредных и опасных продуктов, происходят аварии в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, что приводит к травмированию, заболеванию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей, огромным экономическим и экологическим потерям. Человечество вынуждено платить очень высокую цену за технический прогресс общества.[8,9,14,15]

Каждая авария, либо техногенная катастрофа имеет свои отличительные черты по виду, масштабу разрушений, комплексу действующих повреждающих факторов, длительности их воздействия, которые в совокупности определяют количество человеческих жертв и характер разрушений объектов. Указанные факторы определяют потребность в различных силах и средствах, обусловливают объем работы задействованных служб, принимающих участие в проведении аварийно-спасательных работ, направленных на спасение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде, а также сосредоточенных на локализации зоны ЧС. Техногенные катастрофы, аварии и стихийные бедствия определяют необходимость постоянной готовности медицинских формирований, в том числе судебно-медицинской службы в субъектах РФ, поскольку, обязательным условием при ЧС, особенно с тяжелыми последствиями, является проведение судебно-медицинской экспертизы, в задачу которой входят идентификация личностей погибших, определение причин смерти, обеспечение сохранности трупов и выдача их родственникам. Наряду с этим, эксперты устанавливают характер и степень телесных повреждений у пораженных для решения последующих правовых и социальных вопросов.[7,11,31]

За историю существования судебно-медицинской службы России накоплен значительный опыт по медицинскому обеспечению различных ЧС, в том числе и техногенного характера, однако, проблема организации обеспечения ликвидации последствий катастроф в судебно-медицинском отношении требует дополнительных исследований и разработки оптимизированной модели судебно-медицинского обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

Новизна работы.

Впервые в Республике Карелия формируется модель действий главной медицинской сестры Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия для обеспечения работы Бюро в чрезвычайной ситуации с массовой гибелью людей, применительно к Республике Карелия.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Общая часть.

В обыденной жизни все отклонения от обычного, нормального хода событий люди склонны относить к чрезвычайным ситуациям. В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией (ЧС) (Приложение №1) понимают обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Медицинскими последствиями чрезвычайных ситуаций являются санитарные потери среди населения, стрессовые нарушения психики у людей в очаге поражения, осложненная санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка в районе ЧС, дезорганизация системы управления территориального здравоохранения, потери медицинских сил и средств. [14,17,20]

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья граждан, на снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных опасных факторов. Аварии и катастрофы на различных объектах промышленности, транспорте и т.д. уносят десятки тысяч жизней и требуют не только экстренных мер в сложившейся ЧС, но и слаженной работы правоохранительных органов, каждой службы, в том числе и судебно-медицинской. [17,20]

Для примера ниже приведен краткий список наиболее резонансных техногенных катастроф в России в 2007-2011 годах. 2007 год, 19 марта. Взрыв метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Погибло 110 человек. 2008 год, 14 сентября. Падение Boeing-737 у Перми. Погибло 88 человек. 2009 год, 17 августа. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, погибло 75 человек. 2010 год, 9 мая. Катастрофа на шахте «Распадская» в Кемеровской области. Погиб 91 человек, ущерб составил порядка 300 миллионов долларов. 2011 год, 10 июля. Катастрофа с теплоходом «Булгария» на Волге. 122 человека погибли. 2011 год, 7 сентября. Крушение самолета ЯК-42 в Ярославле. Погибло 44 человека – практически в полном составе хоккейная команда «Локомотив». 2011 год, 18 декабря. В Охотском море при транспортировке затонула буровая платформа «Кольская». Погибло и пропало без вести 53 человека. Авиакатастрофа, произошедшая в Республике Карелия, дополнила этот трагический список. В ночь с 20 на 21 июня 2011 года под Петрозаводском, не долетев до аэропорта Бесовец, потерпел катастрофу самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», совершавший рейс по маршруту Москва-Петрозаводск. Самолет совершил жесткую посадку на автодорогу Петрозаводск-Суоярви. При посадке самолет разрушился и загорелся. На борту находились 52 человека, 44 человека погибли на месте и еще 3 человека скончались в больницах от полученных травм.

 

Место падения самолета

И еще одна трагедия произошла в Карелии. 8 июля 1990 года, вечером, на неохраняемом переезде железной дороги Петрозаводск — Суоярви на 15 километре трассы пассажирский автобус, следовавший по маршруту Падозеро — Петрозаводск, столкнулся с пригородным поездом № 6383, следовавшим из Суоярви в Петрозаводск. Из более 80 пассажиров автобуса в катастрофе погибли 35 человек.

Обелиск, недалеко от места трагедии.

Пример работы судебных медиков при ликвидации террористического акта.

На сегодняшний день реальную угрозу для многих стран, в том числе и для России, представляет международный и внутренний терроризм, приобретающий характер войны в планетарном масштабе, рост которого приводит к гибели большого количества людей на всех континентах. В последние годы появился новый вид терроризма, который нацелен на совершение крупномасштабных террористических акций против мирных граждан: трагедия 11 сентября 2001 года в США, захват заложников в театральном центре в Москве или террористическая акция 1 сентября 2004г. в Беслане.[4,18,23,24,31]

Проследим поэтапное осуществление работ судебными медиками по ликвидации последствий террористического акта в г. Беслане. А так же увидим на этом примере, какие могут возникать проблемы и сбои в этой работе. После получения сообщений о вынужденном штурме школы № 1 в г. Беслане для освобождения заложников, около 15-ти часов 3.09.2004г. сотрудниками прокуратуры была дана команда прибыть судебно-медицинским экспертам на место происшествия. По прибытии 9-ти экспертов на место происшествия было установлено, что продолжаются активные боевые действия в районе школы, идет стрельба, здание школы окутано клубами дыма, в связи, с чем производить осмотр трупов не представлялось возможным. Вместе с тем было установлено, что часть погибших перенесена на территорию Бесланской больницы, где расположено Правобережное районное отделение БСМЭ и находится морг с одним секционным столом. Эксперты переместились на территорию больницы, где стало очевидно, что проводить работу по исследованию уже доставленных 74-х трупов в имевшихся условиях невозможно, при учете того, что ожидалось поступление не меньшего количества погибших. По согласованию с работниками прокуратуры, заместителем начальника бюро решено было произвести перевозку трупов в г. Владикавказ и начать работу в морге БСМЭ. Эксперты вернулись на рабочие места в бюро, потеряв три часа времени, так как не было координатора работы на этом этапе. К моменту возвращения экспертов во Владикавказ в морг БСМЭ уже было доставлено 5 трупов из Беслана, исследование которых было начато дежурным экспертом и ассистентом кафедры после обозначения их номерами с 1-го по 5-й, так как с места происшествия они были доставлены без маркировки. Доставка погибших регистрировалась в журнале поступлений трупов по сквозной нумерации, а затем в ходе исследования трупов регистрация производилась под двумя номерами: порядковым по журналу исследований и номером доставки с места происшествия. Поскольку с места происшествия 3-го сентября 2004 года было доставлено 74 трупа, произошло использование первых 74-х номеров. Указанные трупы не были осмотрены на месте происшествия следователями прокуратуры, поэтому перед судебно-медицинским исследованием производился совместный наружный осмотр экспертами и следователями на территории бюро СМЭ. Стало известно также, что 3 трупа с места происшествия были забраны родственниками погибших и в последующем, 4-го и 5-го сентября, осматривались следователем и экспертом на дому. Работа по исследованию доставленных трупов проводилась практически всю ночь, и параллельно с этим происходило опознание трупов, в том числе и сотрудников МЧС и спецподразделения «Альфа», тела которых были выданы для транспортировки к месту службы в 6 часов утра 4.09.2004 г. с оформлением врачебного свидетельства смерти. В ходе выполнения большого объема работы при наличии трех секционных столов в морге бюро СМЭ и двух - в патологоанатомическом, при отсутствии достаточного количества мест в холодильных установках и ожидаемого большого потока тел погибших, стало ясно, что осуществление полного исследования трупов не возможно, в связи с чем, совместно с прокуратурой было принято решение проводить экспертизы по наружному исследованию. Прибывшим в г. Владикавказ по приказу Минздравсоцразвития РФ и.о. директора РЦ СМЭ МЗ и СР РФ проф. Клевно В.А. в ранге руководителя рабочей группы судмедэкспертов для производства судебно-медицинских экспертиз трупов сформирована бригада врачей судебно-медицинских экспертов из 27 человек. Работа была организована в четыре этапа. Первый этап: осмотр трупа на наличие телесных повреждений с оформлением протокола осмотра трупа. Второй этап: предъявление трупа для опознания родственниками с оформлением протокола опознания. Третий этап: назначение судебно-медицинской экспертизы трупа с вынесением постановления. Четвертый этап: производство судебно-медицинской экспертизы с оформлением «Заключения эксперта» (в черновике) и выдачей медицинского свидетельства о смерти. В 10 часов утра 4-го сентября работа по исследованию ранее доставленных трупов была продолжена, а к 11-ти часам стали поступать трупы с места происшествия в школе №1 г. Беслана, осмотренные и маркированные вновь с 1-го номера двумя экспертами Правобережного межрайонного отделения и следователями прокуратуры. Это было второе нарушение маркировки трупов, так как номера доставленных с места происшествия стали повторяться до 74 номера. Трупы были доставлены сотрудниками МЧС на грузовых автомашинах. При осуществлении разгрузки и размещении трупов на территории двора БСМЭ, несмотря на требования экспертов, не была осуществлена сортировка тел на группы по половому и возрастному признаку: «мужчины, женщины, дети», в связи, с чем в дальнейшем возникли сложности при проведении опознания. Кроме того, наличие повторяющихся номеров вынудило экспертов произвести свою повторную маркировку вновь доставленных тел, с учетом уже обозначенных ранее номеров. Таким образом, каждый труп, доставленный с 4-го сентября, имел двойную нумерацию поступления и порядковый номер по журналу регистрации исследованных трупов (всего три номера). Поскольку количество поступивших 4 сентября тел погибших значительно превзошло, все ожидаемые прогнозы и произошло заполнение практически всей территории двора БСМЭ, было решено производить наружное исследование трупов вне здания. Для этой цели формировались бригады в составе: следователь прокуратуры, эксперт, лаборант, каждой из которых определялся объект исследования, в соответствии с порядковым номером поступления. Работа велась планомерно, в соответствии с Правилами исследования трупов неустановленных лиц при наличии постановления на производство экспертизы с регистрацией в журнале исследования трупов. В связи с тем, что перед зданием Бюро скопилось большое количество родственников погибших, требовавших опознания и выдачи мертвых тел для погребения, прокуратурой было принято решение сначала произвести опознание, а потом уже исследование опознанных трупов. На этапе опознания не выполнены требования экспертов производить опознание тел небольшими группами родственников, чтобы не создавать столпотворения и исключить возможность ошибки при опознании, так как большинство тел было разрушено или подверглось воздействию открытого пламени до неузнаваемости, как и 13 трупов лиц, расстрелянных с 1 по 3 сентября, выброшенных из здания школы и обнаруженных с далеко зашедшими гнилостными изменениями. Невыполнение этого требования привело к ошибочным опознаниям, в основном неблизкими родственниками, и сопровождалось либо возвратом в БСМЭ уже «опознанных» трупов, либо к более позднему опознанию уже захороненных трупов на основании генетического исследования. Опознания происходили по существующим методикам, с указанием особых примет, стоматологического статуса, с описанием сохранившихся частей одежды, в сомнительных случаях с определением групповых свойств крови по системе АВО. Следует отметить, что отсутствие условий для производства экспертизы и хранения большого количества трупов, привели к сбою в работе в связи с изменениями погодных условий. Так, 4-го сентября, в солнечную погоду, работа экспертов и следователей осуществлялась под открытым небом. 5-го сентября произошло резкое снижение температуры окружающей среды, пошел дождь, затрудняющий продолжающуюся работу бригад, так как опознание родственниками тел погибших, находящихся в полиэтиленовых мешках, не прекращалось. Последовали жалобы родственников погибших, на отсутствие элементарных условий для сохранения трупов и опознания их. 6-го сентября сотрудниками МЧС по запросу прокуратуры были предоставлены палатки и тенты, под которые были перемещены остававшиеся неопознанными трупы, было организовано электрическое освещение их. Переноска трупов производилась солдатами, которым не были полностью разъяснены задачи максимального сохранения опознавательных элементов, что при неоднократном грубом перемещении тел привело к утрате фрагментов одежды, заколок, бантиков, обуви и других предметов, важных для процесса опознания. Новое изменение погодных условий привело к необходимости привлечь для сохранности трупов авторефрижераторы, которые оказались крайне неудобными в процессе опознания. Загруженные в них тела неоднократно выгружались на улицу, при этом неминуемо терялись опознавательные элементы, в частности такие, как зубные протезы. Терялись также бирки с маркировочными номерами, что приводило к неоднократным осмотрам одних и тех же трупов разными экспертами в разные дни. В связи с этим трупы были помещены в железнодорожные вагоны-рефрижераторы, размещенные на товарном дворе, с проведением их сортировки по возрастному и половому признакам. Продолжение процесса опознания было организовано на товарном дворе с участием выделенных для этих целей судебно-медицинских экспертов. Следует отметить, что сведения об идентификационных признаках разыскиваемых лиц и их фотографии родственниками погибших предоставлялись в прокуратуру. При проведении опознания, эксперты и следователи, непосредственно участвующие в этом процессе, ориентировались только на скудные устные сведения родственников в момент осмотра трупов, без предварительной систематизации поисковых признаков, что значительно затруднило работу опознающих бригад и искусственно увеличило количество неопознанных трупов. Помимо изложенных выше факторов, осложнивших работу экспертов, большие трудности вызывало отсутствие единого информационного центра. Данные о погибших, включающие в себя сведения о количестве взрослых и детей, количестве и списках опознанных в разные временные промежутки, причинах смерти требовались у экспертов различными структурными подразделениями: Минздрав РСО-Алания и РФ, Минтруда РСО-А, МЧС разных уровней, МВД, прокуратура, а также представителями СМИ не только РФ и РСО-А, но и других стран. Поскольку специально выделенных для этих целей сотрудников Бюро СМЭ в наличии не было, приходилось заниматься и этим видом деятельности, отвлекающим от основной работы. При сверке сведений, полученных указанными подразделениями не только в Бюро СМЭ, но и в прокуратуре без учета времени поданной информации, возникали недоразумения по поводу расхождений полученных данных, разрешение которых также требовалось от сотрудников Бюро, что вносило в работу нервозность и предполагало дополнительные затраты времени. Тела погибших выдавались после получения от следователей протоколов их опознания, а выдача врачебных свидетельств о смерти начала производиться с 9-го сентября 2004 года, после предоставления документов, удостоверяющих личность погибших. Это позволило корректировать списки погибших и избежать ошибок в оформлении судебно-медицинской документации, так как при опознании, родственниками нередко указывались имена и фамилии погибших, не соответствующие их паспортным данным и свидетельствам о рождении. Всего в Бюро СМЭ МЗ РСО-Алания было исследовано 329 трупов погибших в результате террористического акта. Поскольку смерть заложников происходила в условиях очевидности, и для сотрудников прокуратуры установление конкретной причины смерти не являлось остро необходимым, была проведена экспертиза трупов по наружному осмотру, установлены только факторы, приведшие к смерти. Работа судебных медиков завершилась, как полагается, оформлением Заключений экспертов, включающих фототаблицы. [4,18,24] Бесчеловечный террористический акт, произошедший в г. Беслане, унес многие жизни ни в чем не повинных людей. Но, несмотря на огромное количество жертв в г. Беслане, судебные медики РСО-Алании работали дружно и слажено.

Республики Карелия.

Основным назначением судебно-медицинской экспертизы является оказание высококвалифицированной помощи органам следствия. Нередко заключения судебно-медицинских экспертов, построенные на точной и научной основе, являются основным доказательством совершенного преступления и служат основой при вынесении судебного приговора.[20,27]

Вторым назначением судебной медицины является оказание помощи органам здравоохранения в деле профилактики, диагностики лечения различных заболеваний. Судебно-медицинские экспертные учреждения осуществляют важную функцию по определению причин и сущности дефектов в оказании медицинской помощи, способствуя повышению её качества. При неблагоприятном или летальном исходе исключительно результаты судебно-медицинской экспертизы позволяют объективно оценить качество оказанной медицинской помощи пациенту. В случае же судебного разбирательства только заключение комиссионной судебно-медицинской экспертизы рассматривается как доказательство вины или невиновности медработника.[20,27]

К компетенции судебно-медицинской экспертизы относятся различные группы вопросов:

Ø судебно-медицинская экспертиза трупов в случаях насильственной смерти; судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или при других обстоятельствах, обуславливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;

Ø экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское обследование граждан для определения характера и тяжести вреда здоровью, возраста, половых состояний и разрешения других вопросов, требующих познания в судебной медицины;

Ø экспертиза вещественных доказательств с помощью применения лабораторных методов исследования;

Ø экспертиза по материалам гражданских и уголовных дел.

В задачи Бюро судебно-медицинской экспертизы Карелии входит:

1. Проведение судебно-медицинских экспертиз трупов (в первую очередь для определения причины смерти, для решения вопросов о характере и механизме образования повреждений, давности наступления смерти). Этот вид экспертиз имеет большое значение для органов следствия, дознания и суда, так как полноценно проведенное исследование и научно-обоснованное, аргументированное заключение зачастую определяют исход дела.

Отдел исследования трупов Бюро СМЭ в г. Петрозаводске обслуживает территорию не только города, но и Прионежского и Пряжинского районов, а также, в особо сложных случаях, на базе отдела проводятся исследования трупов из районов республики. Кроме этого, исследования трупов проводятся на базе патологоанатомических отделений ЛПУ города – Республиканской больницы им. В.А.Баранова, Детской республиканской больницы, Больницы скорой медицинской помощи, Отделенческой клинической больницы на ст. Петрозаводск. Это сделано с целью улучшения взаимодействия морфологов и врачей клинических специальностей.

2. Проведение судебно-медицинских экспертиз живых лиц. Этот вид экспертиз встречается наиболее часто и назначается для решения вопросов состояния здоровья, о степени причинения вреда здоровью человека, о половых состояниях при преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Под вредом здоровью понимают либо телесные повреждения (т.е. нарушения анатомической целостности органов, тканей или их физиологических функций), либо заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических.

3. Проведение судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств. Этот вид экспертиз требует специальной подготовки судебно-медицинских экспертов. Объектами исследования таких экспертиз, как правило, являются органы, ткани и биологические жидкости организма человека, предметы одежды. Эти исследования проводятся в судебно-биологическом, судебно-химическом и медико-криминалистическом отделениях.

4. Проведение судебно-медицинских экспертиз по материалам дела. Этот вид экспертиз является особым видом исследований и осуществляется по материалам гражданских и уголовных дел, с приложением медицинских документов. Этот вид экспертизы проводится, как правило, комиссионно.

Таким образом, структура Бюро соответствует основным видам и задачам проводимых судебно-медицинских экспертиз.

III. Практическая часть

Объект исследования: работа ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей на территории Республики Карелия.

Предмет исследования: роль главной медицинской сестры в организации обеспечения бесперебойной работы ГБУЗ «Бюро СМЭ» Республики Карелия в чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей.

Цель исследования: сформировать модель работы главной медицинской сестры Бюро судебно-медицинской экспертизы при ликвидации последствий ЧС с массовой гибелью людей применительно к Республике Карелия.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и оценить готовность функциональных подразделений учреждения, его специалистов, к работе в условиях ЧС, с массовой гибелью людей.

2. Проанализировать нормативную документацию ГБУЗ «Бюро СМЭ», регламентирующую деятельность учреждения в случаях аварий и катастроф (ЧС) техногенного характера с массовой гибелью людей.

3. Разработать модель действий главной медицинской сестры Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия для обеспечения работы Бюро в случаях чрезвычайной ситуации с массовой гибелью людей, применительно к Республике Карелия.

Гипотеза: от действий главной медицинской сестры зависит эффективная работы Бюро судебно-медицинской экспертизы в случаях ЧС с массовой гибелью людей.

Новизна работы: впервые в Республике Карелия формируется модель действий главной медицинской сестры Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия для обеспечения работы Бюро в чрезвычайной ситуации с массовой гибелью людей, применительно к Республике Карелия.

Выбраны и применены наиболее адекватные поставленным задачам следующие методы исследования:

- количественный;

- качественный;

- наблюдения;

- интервьюирования респондентов

- анкетирования.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия «Бюро судебно-медицинской экспертизы» и обращалось внимание на особенности организации и деятельности судебно-медицинской службы в условиях конкретной чрезвычайной ситуации – авиакатастрофы самолета Ту-134 произошедшей 20 июля 2011 года. В ликвидации последствий этой ЧС автор настоящей работы принимала личное участие.

БЕРАЯ Романом Федоровичем.

Вторым и третьим этапами ликвидационных мероприятий являются проведение экспертизы трупов, забор биологического материала для исследования, выдача документов и тел погибших. Вся эта работа ложится в основном на отдел исследования трупов. Я взяла интервью у заведующего отделом исследования трупов ГБУЗ «Бюро СМЭ» Берая Романа Федоровича – непосредственного участника всех событий, происходивших в июне 2011 года (вопросы интервью – Приложение № 5).

      Р.Ф. – скажите, пожалуйста, какое количество трупов в случае массовой гибели людей одномоментно может быть размещено в судебно-медицинском морге, в общем, и холодильных камерах, в частности? Ответ: Одномоментно в судебно-медицинском морге г.Петрозаводска, в случае, массовой гибели людей может быть размещено около 30 трупов из них 20 трупов в холодильных

камерах, 10 трупов на каталках в помещении около холодильной камеры и на секционных столах.

Р.Ф - кто был дополнительно привлечен (кроме штатных сотрудников учреждения) для проведения работ по ликвидации последствий ЧС?

Ответ: Кроме штатных сотрудников, по личной инициативе приехали эксперты Ленинградского областного Бюро и Российского центра СМЭ. Для контроля проведения процесса опознания тел погибших эксперты передвижного судебно-медицинского пункта, участвующие во всех случаях массовой гибели людей на территории Российской Федерации.

Р.Ф. - по Вашему мнению, существовали какие-либо проблемы при организации работы Бюро в данном конкретном случае, начиная с момента получения сообщения о катастрофе и заканчивая выдачей тел погибших родственникам?

Ответ: Основными проблемами были - отсутствие помещений для опознания тел погибших, их хранения, а также несогласованность действий сотрудников следственного комитета, в рамках опознания тел погибших и своевременного вынесения постановлений о назначении судебно-медицинской экспертизы.

Р.Ф. – сколько трупов погибших было исследовано в первые сутки после катастрофы?

Ответ: В первые сутки после возникновения ЧС происходило поступление трупов в морг, их сортировка, маркировка, фотографирование, составление опознавательных карт для сотрудников МЧС, работающих по опознанию тел погибших. Было произведено наружное исследование всех поступивших трупов. Полное исследование трупов не могло быть произведено в первые сутки, т.к. отсутствовали постановления СК о назначении судебно-медицинской экспертизы и не было произведено опознание трупов. Все трупы были исследованы на вторые и третьи сутки.

Р.Ф – оцените, с Вашей точки зрения, готовность сотрудников отдела исследования трупов к работе в условиях ЧС с массовой гибелью людей?

Ответ: Сотрудники Бюро были готовы к работе, не смотря на такое количество погибших, все имеют достаточную квалификацию и опыт.

Р.Ф. - существовало ли совместное взаимодействие различных служб по ликвидации последствий катастрофы? (каких?)

Ответ: В данном конкретном случае взаимодействовали МЧС, СК, МВД и МЗиСР. Команды Северо-Западного центра следственного управления носили двойственность. На месте происшествия тормозили работу в части осмотра места происшествия, осмотра трупов и ликвидации последствий, что задержало доставку трупов для судебно-медицинского исследования на 6 часов.

Р.Ф. - на моей памяти это второе ЧП с большим количеством жертв (1990г – переезд а/д Петрозаводск-Суоярви). Какой опыт приобретен нашими сотрудниками в результате ликвидации последствий катастрофы 2011 года? Проводилось ли обсуждение результатов работы и подведение каких-либо итогов?

Ответ: Проводилось обсуждение результатов работы, подведены итоги. Одним из которых стала необходимость разработка плана работы учреждения в условиях ЧС с массовой гибелью людей с созданием нескольких бригад из сотрудников Бюро для возможности сменной работы, что способствовало снижению нагрузки на сотрудников и обеспечило упорядоченность действий.

Р.Ф. - что было самым трудным в работе по ликвидации последствий ЧС?

Ответ: Самым трудным был осмотр места происшествия, в связи с отсутствием подобного опыта у сотрудников следственного комитета, прием, сортировка трупов и опознание тел погибших родственниками.

Р.Ф. - что Вы можете сказать о материально-техническом обеспечении работы судебно-медицинских бригад?

Ответ: На момент работы по ликвидации последствий ЧС, сотрудники были обеспечены всем необходимым в достаточном объеме.

Р.Ф. - как показал себя персонал, участвующий в ликвидации последствий?

Ответ: Сотрудники, участвовавшие в ликвидации последствий ЧС, показали себя как профессионалы высокой квалификации, обладающие хорошей работоспособностью.

Р.Ф. - оказывалась ли нашим сотрудникам помощь психологов? Нужна ли была такая помощь в данной ситуации?

Ответ: Помощь психологов сотрудникам не оказывалась, хотя, по моему мнению, такая помощь просто необходима в данных ситуациях.

Р.Ф. - на территории Карелии существует вероятность возникновения ЧС с массовой гибелью людей, наша судебно-медицинская служба в числе других служб должна быть готова к ликвидации последствий, связи с этим, на что мне, как главной медицинской сестре учреждения, необходимо обратить внимание в своей работе при подготовке к таким ситуациям?

Ответ: С учетом материально-технической базы и финансирования Бюро, я считаю, что главная медицинская сестра, на момент данного случая, была готова к сложившейся ситуации. Оказывала содействие в вопросах обеспечения расходными материалами, оперативно снабжала всем необходимым.

Р.Ф. – пожалуйста, определите роль главной медицинской сестры в организации работы Бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Карелия чрезвычайных ситуациях с массовой гибелью людей».

Ответ: Основной ролью главной медицинской сестры в работе Бюро в ЧС с массовой гибелью людей заключается в своевременной подготовке среднего и младшего медицинского персонала к работе в ЧС, обеспечение работ расходными материалами в необходимых объемах и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима при массовом скоплении трупов.

В условиях существующего судебно-медицинского морга, где имеется всего 1 секционный зал с 3 секционными столами, в течение короткого времени, в целях своевременного погребения тел жертв авиакатастрофы, были исследованы 44 трупа. Часть вскрытий производилось на медицинских каталках, поскольку в судебно-медицинском морге имеются только три секционных стола. Часть погибших была рассредоточена в помещении патологоанатомического отделения больницы скорой медицинской помощи и в траурном зале на ул.Вольной.

С первых же минут наши специалисты столкнулись с разного рода проблемами. Лето, конец июня, отпускной период, многие сотрудники отдыхали за пределами Карелии, отсюда отсутствие возможности максимально задействовать штат сотрудников для организации нескольких вскрывающих бригад сменяющих друг друга для предоставлени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.065 с.)