Анимация в туристской индустрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анимация в туристской индустрии



АНИМАЦИЯ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Курс лекций


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..5

I. АНИМАЦИЯ КАК ВИД КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………..6

Определение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туристский досуг», «культурно-досуговая деятельность»

II. ИСТОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНЕСТВ И ЗРЕЛИЩ ………...… 15

2.1. Хронология развития массовых празднеств и зрелищ ……………….15

2.2. Русская народная культура как основа анимационного сервиса …... 20

2.3. Календарь русских народных праздников …………………………... 22

III. СУЩНОСТЬ АНИМАЦИИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ
СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ …………………………………………………. 27

3.1. Основные понятия туристской анимации …………………………… 27

3.2. Функции туристской анимации ……………………………………… 28

3.3. Типология анимации ………………………………………………….. 29

3.4. Виды анимации ………………………………………………………... 33

3.5. Анимация и спорт ……………………………………………………... 34

3.6. Особенности и значение гостиничной анимации …………………… 35

3.7. Понятие «менеджмент анимации» …………………………………… 37

IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ
АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ …………………………………….. 44

V. Роль аниматоров в организации и реализации анимационных
программ ………………………………………………………………….. 49

5.1. Особенности работы с туристами разных категорий ………………. 49

5.2. Формы работы с разными возрастными группами отдыхающих ….. 51

5.3. Национальные особенности туристов ……………………………….. 54

5.4. Анимационные программы для семейного круга …………………… 56

5.5. Гостиничные анимационные услуги и программы …………………. 58

VI. РЕКРЕАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ

ТУРИСТСКОЙ АНИМАЦИИ ………………………………………….. 60

6.1. Отдых и рекреационная деятельность в туризме …………………… 60

6.2. Валеология как теоретическая основа туристской анимации ……… 61

VII. ДРАМАТУРГИЯ АНИМАЦИОННО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ
ПРОГРАММ ………………………………………………………………. 65


7.1. Сценарий как основной вид драматургии …………………………… 65

7.2. Особенности сценария анимационной программы …………………. 68

7.3. Использование средств в сценарной работе ………………………… 72

7.4. Принципы построения сюжета ………………………………………. 73

7.5. Монологические и диалогические формы информационно-
анимационной деятельности ……………………………………………… 75

VIII. Подготовка и разработка анимационных программ, массовых
праздников, организация концертов, вечеров отдыха ……………… 78

8.1. Особенности подготовки и разработки анимационных программ … 78

8.2. Организация концертов и вечеров отдыха …………………………... 80

8.3. Стадии и процесс разработки новых анимационных программ ….. 84

8.4. Танцевально-развлекательные и конкурсно-игровые программы... 86

8.5. Принципы и методы туристско-анимационной деятельности ……. 88

IX. ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ ………………………………………. 90

9.1. Игра в образовательном и воспитательном процессе ……………... 90

9.2. Классификация игр …………………………………………………... 93

9.3. Психолого-педагогические возможности игры ……………...…….. 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 100

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 102

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, совершенствует знания, умения, навыки людей, в том числе и в сфере общения. Деятельность порождает определенные отношения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды, убеждения, идейно-нравственные качества. Поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время – досуговой деятельности, которая в туристском пакете определяется как анимация и имеет ряд предпосылок. Развлекаясь, человек удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем.

Социальная направленность развития анимационной индустрии выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Анимационная индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего, воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.

Профессиональная деятельность специалиста анимационной сферы весьма разнообразна и, как всякая деятельность, имеет мотивацию, цель и средства.

Мотивы профессиональной деятельности анимационной сферы представляют собой сложное психологическое явление, составляющими которого являются: осознание общественной полезности и значимости своего труда в развитии культуры, в создании условий для культурного досуга людей; состояние творческой удовлетворенности, радости и успеха; желание быть с людьми, вести их за собой в творческом процессе анимационной деятельности; стремление занимать лидирующее положение в группе отдыхающих при организации их досуга, всегда быть на виду, осознавать себя нужным людям.

Цель профессиональной деятельности специалиста-аниматора обусловлена необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей личности, ее эмоционально-эстетического, интеллектуального потенциала, развития творческих способностей в условиях досуга.


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зимние праздники

Рождество – один из любимейших праздники» русского народа, открывающий Святки. Рождество по времени совпадало с днем зимнего солнцестояния, после которого, по наблюдениям наших далеких предков, начинался поворот к весне, постепенно увеличивался световой день. Праздник нового рождения праздновался 25 декабря и ассоциировался с будущим весенним возрождением природы. Празднуется 7 января (25 декабря)10. В христианской религии это один из главных христианских праздников, установленный церковью в память о рождении Иисуса Христа. Предшествует Рождеству сорокадневный рождественский (Филипповский) пост. Накануне Рождества отмечается Рождественский сочельник, во время которого с появлением первой звезды разрешается есть сочиво – особое блюдо из вареных зерен пшеницы, приправленное медом и сухофруктами, чтобы подготовиться к последующему принятию пищи. С утра рождественского дня было принято колядование, в котором принимали участие дети и молодежь, иногда взрослые. Хождение из дома

В скобках указывается празднование по старому стилю


в дом со звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду15, а также пение рождественских гимнов, славящих Христа, – важнейшие составные элементы праздника.

Святки празднуются с 7 января (25 декабря) по 18 января (6 января). Праздничные дни от Рождества до Крещения. Первые 6 дней назывались «святые вечера», вторые 6 – «страшные вечера». У древних славян на этот период приходились праздники, связанные с культом природы, с возрождением, с поворотом солнца к весне и увеличением продолжительности светового дня.

Васильев вечер (или «щедрый вечер») празднуется 13 января (31 декабря). Отмечался в середине Святок, т. е. в канун Нового года. Дети и молодежь ходили по домам с поздравлениями и песнями. Колядующие получали особую обрядовую еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных, а также пироги, ватрушки. Некогда ряженье несло высокий смысл и связывалось с культом предков и плодородия, но со временем оно превратилось в чисто развлекательное представление.

Крещение отмечается 19 января (6 января). Христианский праздник, в основе которого лежит евангельское сказание о крещении Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Главное событие праздника – водосвятие – обряд великого освящения воды: в одном из водоемов на установленном месте во льду делается прорубь в виде креста, которая по традиции называется Иорданью.

Масленица празднуется с понедельника по воскресенье за 50 дней до Пасхи. Древнеславянский праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны. Обязательные для Масленицы блины не только символизируют чаще появляющееся солнце, олицетворяющее круговорот в жизни и природе, но и являются древней обрядовой поминальной пищей всех восточных славян. Осуществляется также обряд сжигания соломенного чучела. Масленицу называли честной, широкой, веселой. Величали ее и барыней Масленицей, госпожой Масленицей. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными мероприятиями: обрядовыми и театрализованными действами, традиционными играми и забавами. Каждый день праздника имел свое название: первый день – понедельник – назывался «встреча Масленицы»; второй день праздника – «заигрыши»; третий день – среда – «лакомка»; четвертый день – «широкий четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки».

Весенние праздники

Сороки выпадает на 22 марта. В день весеннего равноденствия и начала астрономической весны праздновалась встреча весны. Хозяйки к

15 Вифлеемская звезда – загоревшаяся в небе новая звезда, известившая о рождении Иисуса Христа. По преданию именно эта звезда указала путь волхвам.


этому дню выпекали из теста весенних птичек – жаворонков. Подбрасывая их вверх, дети пели зазывные песни-веснянки, звали весну.

Благовещение выпадает на 7 апреля. Христианский праздник – день, когда ангел принес Деве Марии благую весть о том, что она родит Христа. В этот день каждый православный считал грехом заниматься каким-нибудь делом.

Пасха первый воскресный день после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля. Главный христианский праздник, несущий в себе идею воскрешения, установленный христианской церковью в честь воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Последняя неделя перед Пасхой – страстная, посвященная страстям (страданиям) Христа. По всей России готовятся к встрече Пасхи: убирают, моют, пекут куличи, красят яйца. В ночь Великой субботы полагается святить в храме кулич и пасху, крашеные яйца. На Пасху все ходят друг к другу в гости, «христосуются», желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами.

Радуница – вторник следующей после Пасхи недели, означает поминание умерших предков. В этот день куличи, крашеные яйца брали с собой на кладбище. Считается, что, устраивая весенние поминки, мы и радуем души предков, и печемся, заботимся о них.

Красная ГоркаФомино воскресенье (вторая неделя после Пасхи). Это один из народных праздников весны. В этот день предки встречали весну, ходили с песнями по улицам, водили хороводы, играли, пели веснянки – обрядовые песни. Горы и пригорки всегда почитались у древних славян, наделялись магическими свойствами. Горы – это по преданию колыбель человечества, обитель богов. В горах издавна погребали умерших. Отсюда обычай после обедни в этот день идти на кладбище: поминать усопших, приводить в порядок и украшать цветами могилы. Празднование Красной горки сопровождалось разными обрядами. Под предводительством хороводницы водили хороводы, держа круглый хлеб в одной руке и красное яйцо в другой, и приветствовали весну.

Летние праздники

Семик – четверг на седьмой неделе после Пасхи. Семик знаменовал конец весны и начало лета. Украшали жилище свежей зеленью и пахучими травами, ветками березы и т. п. В основу обрядности положен культ растительности. Сохранилось и другое название семика – зеленые святки. Они справлялись в рощах, лесах, на берегах рек, где молодежь до глубокой ночи пела, плясала, плела венки, завивала березки и т. д. Пожилые женщины объясняли молодым девушкам, что означали различные положения венков, учили читать по ним, как сложится судьба. Веселая толпа часто направлялась к реке бросать венки: та девушка, чей венок первым приплывет к берегу, первой выйдет замуж, если венок закручивается на одном месте, девушке не суждено выйти замуж и т. п.


Завивание березки – обряд, пришедший из далекой древности. Девушки верили, что так они связывают себя крепко-накрепко с полюбившимся парнем. Целительная сила березовых веток именно в эти дни возрастала. Именно семицкий четверг был тем днем, когда предсказывали, чему быть: если завитые ветки березы не завяли до Троицы, это означало, что задуманное обязательно сбудется.

Троица (Пятидесятница) празднуется через 50 дней после Пасхи. Накануне Троицы, в субботу, был традиционный день поминовения усопших. В этот день принято посещать кладбище, служить молебны, жечь поминальные костры. Ритуал очищения огнем тесно связан с культами земли и предков. Христианский смысл Троицы основан на библейском сказании о сошествии Святого духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа, после чего они стали понимать все языки. В этот праздник принято украшать храм и жилища ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами. Символом праздника стала русская береза: наряжать березу, вить венки, украшать окна домов свежими березовыми ветками, собирать в эти дни лекарственные травы – все эти обычаи берут свое начало в верованиях древних славян.

Иван Купала (День Иоанна Крестителя) – 7 июля (24 июня). В день Ивана Купалы по традиции разводили костры, купались, обливали друг друга водой, собирали целебные растения, которые в этот день наполнены особой лечебной силой. Солнце в этот день выезжает на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом; оно веселится и рассыпает по небу огненные стрелы.

Основные ритуальные элементы этого дня – погружение в воду, традиционные купанья, разжигание костров («купальниц»), совместная (купная) трапеза. Приготовление в огромных котлах каши имело также символический смысл. Совместная обрядовая трапеза символизировала единение людей, обилие, достаток, плодородие земли. Главным символом растительного мира был папоротник. Купание в реках, бесшабашное веселье, смывание с себя тоски-кручины, болезней, сглаза – все это было овеяно древним язычеством, обычаем поклонения огню и воде.

Ильин день – 7 августа (20 июля). Этот день служил ориентиром для проведения сельскохозяйственных работ, с ним связано окончание сенокоса и начало жатвы. Он считался также ориентиром в перемене погоды, ознаменовал начало дождей. На праздничное торжество собирались всей деревней, закалывали бычка, устраивали общую трапезу, варили пиво из зерен. На народном календаре этот день отмечался изображением колеса. Колесо с шестью спицами в качестве оберега от грозы распространено было как у русских, так и у белорусов и украинцев.

Медовый Спас – 14 (1) августа. Начиная с этого дня по народной примете пчелы уже перестают носить медовую взятку с цветов. В этот день русские люди ходили друг к другу в гости, пробовали первый новый мед.


Яблочный Спас – 19 (6) августа. По всей России начинали собирать и есть яблоки и фрукты, которые в этот день освящали в храмах. До этого дня нельзя было есть яблоки. Дни, следующие за яблочным Спасом, называют «лакомки». Тщательно соблюдался обычай делиться яблоками и другими фруктами со всеми неимущими. С этого времени приступали к полной уборке урожая огородных и садовых культур.

Ореховый Спас (Спас на полотне) – 29 (16) августа. По евангельскому преданию в этот день Иисус Христос вытер полотенцем лицо, и на ткани осталось отображение божественного лика. В русской православной церкви праздник получил особое признание.

Осенние праздники

Осенины празднуются 15 сентября. Обычай встречать осень был широко распространен. По времени он совпадал с бабьим летом. Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда, встречали матушку Осенину с круглым овсяным хлебом.

Капустницы (капустки) отмечались после сбора капусты. Хозяева приглашали гостей в гости. Соседи приходили в дом, поздравляли хозяев с хорошим урожаем, затем с особыми песнями рубили капусту, солили ее. По окончании устраивалась общая трапеза, для которой заранее варилось пиво и пеклись пироги с капустой.

Среди осенних земледельческих праздников следует отметить начало жатвы – зажинки и ее окончание – дожинки. Обычно зажинки и дожинки приходятся на период празднования трех Спасов. К этому времени оканчивается жатва ржи.

Зажинки – начало жатвы. Первый сноп сжинался священником, знахаркой. Иногда он обмолачивался отдельно и его зерна смешивались с семенами, собранными для посева. Эти действия сопровождались особыми песнями, содержащими жалобы на тяжесть труда и обращения к Богу с просьбой о помощи.

Дожинки – окончание уборки урожая. Существовал обычай оставлять на полосе несколько несжатых колосьев, которые завязывали узлом, прижимали к земле со словами: «Илье на бороду, чтобы святой угодник не оставил нас на будущий год без урожая». Последний сжатый сноп украшался лентами, лоскутами, цветами. Его также ставили под образа, где он стоял до самого Покрова. По преданию, сноп обладал магической силой, сулил благополучие, оберегая от голода. В день Покрова его торжественно выносили во двор и с особыми заклинаниями скармливали домашним животным, чтобы не болели. Закормленная таким образом скотина считалась подготовленной к долгой и суровой зиме. С этого дня ее уже не выгоняли на выпас, так как наступали холода.

Покров – 14 (1) октября. Праздник пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима».


Основные понятия туристской анимации. Туристская анимация сегодня

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета свободного времени и изменение в связи с этим интересов и потребностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации Гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педагогических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Рис. 7. Предпосылки возникновения туристской анимации

 

Хотя и прослеживается история связи развлечений и гостеприимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации (рис. 7).


Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби).

Урбанизация создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствие является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, познакомиться и пообщаться с ними. И, как следствие этого, – повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентирован-ные туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (анимационных программ), которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

Функции туристской анимации

Анимационная деятельность играет важную роль в структуре туристского продукта и выполняет ряд очень важных функций. Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации (рис. 8):

- адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки
к свободной, досуговой;

- компенсационную, освобождающую человека от физической и
психической усталости повседневной жизни;

16 Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 72


- стабилизирующую, создающую положительные эмоции и
стимулирующую психическую стабильность;

- оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

- информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

- образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в
результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

- совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

Рис. 8. Основные функции туристской анимации

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило большое количество видов анимационной деятельности, а также анимационных программ и мероприятий.

Типология анимации

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалитетах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских,


студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для национальных меньшинств и т. д.).

Типология туранимации17 представлена на рис. 9.

Рис. 9. Типология туранимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация – это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие.

17 Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб. пособие / Н. И. Гаранин, И. И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 22.


При подготовке анимационных программ необходимо учитывать возраст туристов, национальность, место проведения анимационной программы.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

1. Анимационные туристские маршруты (анимационно-туристские маршруты) – целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, перемещения от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби). К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

 

 


2. Дополнительные анимационные услуги в технологических
перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных
туристских услуг, оговоренных в турпакете, действующие в
обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в
случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров,
на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных
курортах и т. д.

3. Гостиничная анимация – комплексная рекреационная услуга,
основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и
совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной

 


программой туркомплекса. Преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении.

Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл; для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении удовлетворяет потребность современного
человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными
переживаниями;

- анимация через переживание удовлетворяет потребность в
ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях,
а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация удовлетворяет потребность человека в
творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и


установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация и спорт

Основа единства анимации и спорта состоит в том, что и туристская анимация, и спорт способствуют стимуляции жизненных сил, вовлекают отдыхающих в активную деятельность, т. е. выполняют спортивно-оздоровительную функцию.

В настоящее время практически ни один отель, турбаза, туркомплекс не обходятся без спортивных площадок, тренажерных и спортивных залов. Конечно, большую часть отдыхающих настоящими спортсменами не назовешь, но приобщение их к активной деятельности, спортивным играм, регулярным занятиям спортом является уже само по себе шагом к оздоровлению и способствует стимулированию жизненных сил.

Для проведения спортивных мероприятий на высоком уровне необходимы квалифицированный персонал для каждого из предлагаемых видов спорта и хороший инвентарь. Спортивные игры, соревнования, занятия аэробикой, плаванием в туркомплексах и отелях организуют тураниматоры под руководством опытных спортивных менеджеров-инструкторов. Организацией специализированных туров на спортивные игры, соревнования, олимпиады занимаются туристские фирмы.

Крупные курортные и туристские комплексы имеют отдельные специализированные спортивные клубы, при создании которых обязательно учитываются географические, рекреационные особенности местности и традиции страны.

Если туркомплекс находится на берегу моря или какого-то крупного водоема, туристам предлагаются занятия парусным спортом, серфингом, водными лыжами, гребля на каноэ и др. Туркомплексы, расположенные в горах, предоставляют возможность катания на горных лыжах и пр. В том или ином туркомплексе при наличии соответствующей материальной базы и тренеров в качестве основных могут быть предложены и другие виды спорта и развлечений: верховая езда, теннис, стрельба из лука, полеты на аэростате, футбол, боулинг, бильярд, гольф и др.

Специализированные спортивные клубы при туркомплексах разрабатывают и предлагают свои мероприятия и программы, работая в


тесном сотрудничестве с анимационной службой комплекса. Чем теснее будет содружество спорта и туристской анимации, тем больший оздоровительный и экономический эффект оно принесет.

Наряду с отдельными видами спорта в туркомплексе могут предлагаться и спортивные занятия общеукрепляющего характера (пробежка по утрам, лодочные прогулки, джип-сафари, рафтинг, велосипедная, пешеходная прогулка, ритмичные занятия под музыку, танцы, водная аэробика). Анимация и спорт тесно взаимосвязаны и имеют большое значение в туризме, поскольку являются привлекательными факторами для туристов.

Принципы построения сюжета

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное

положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения,

политической организации и т. д.; внутреннее убеждение человека,

определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и

деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора21.

Литературно-повествователъный принцип: сюжет раскрывается описательными средствами, способами рассказа. Например, литературно-музыкальную композицию раскрывают персонажи литературных

Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/dic. (дата обращения: 1.10.2011 г.)


произведений. Можно вводить в действие новые лица – автора произведения, современного читателя, критика; в музыкальных представлениях – композитора, слушателей, музыкальных героев или образы, навеянные музыкой.

Драматический принцип: основное действие, событие создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц. Особое значение приобретают характеры, обстоятельства, поведение персонажей в определенной сценической ситуации, столкновение характеров в героико-драматической или комедийной борьбе.

Литературно-повествовательный и драматический принципы имеют свою специфику, однако их различие не исключает возможности применения одинаковых литературных приемов построения сюжета.

Сюжет-сопоставление – сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций.

Сюжет-аллегория (буквально – изображение отвлеченной идеи посредством образа) – аллегорический перенос смысла на аналогичное событие из жизни животных или сказочных персонажей.

Сюжет-метафора – перенесение свойств одного предмета на другой. Метафорическое построение сюжета украшает вечер или театрализованное представление. Яркость, образность – залог успеха. Необходимо уметь находить новые поэтические образы (например, приход весны - новая жизнь; восход солнца – перемена судьбы).

Сюжет-гипербола – намеренное преувеличение значимости события, ситуации, факта, определенной черты характера.

Сюжет-пародия – сознательная имитация в иронических и юмористических целях, построенная на обобщенных и обостренных конфликтных ситуациях или столкновениях персонажей на сцене.

Сюжет-гротеск (причудливый, комичный) – вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.097 с.)