Тема 4. Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка.



 

Задания

1. Составить таблицу, отражающую виды языковых норм и их суть (с примерами).

 

2. Проанализировав коммуникативные качества своей речи, составьте свой речевой портрет.

Письменно ответьте на вопросы.

1. Правильность речи:

− Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?

− Что мешает моей речи быть правильной?

− Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

2. Эффективность речи:

− Что мешает моей речи быть эффективной?

− Какие способы развития эффективности речи для меня являются наиболее действенными? Почему?

3. Уместность речи:

− Что мешает моей речи быть уместной?

− Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

4. Богатство речи:

− Какие средства повышения уровня богатства речи я использую?

− Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

5. Точность речи:

− Что мешает моей речи быть точной?

− Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

6. Чистота речи:

− Что мешает моей речи быть чистой?

− Какие способы развития чистоты речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

7. Логичность речи:

− Что мешает моей речи быть логичной?

− Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

8. Выразительность речи:

− Какие средства выразительности я использую?

− Что мешает моей речи быть выразительной?

− Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

9. Речевой этикет:

− Какие средства повышения уровня этикета речи я использую?

− Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

 

Тема 5. Культура письменной речи. Орфографические нормы.

Задания

1. Определите принципы написания выделенных букв:

1. Ж и знь, ш е лк, шосс е, э к замен, ане к дот, с а пог, ст а кан, вещ ь, брош ь, дал е кий, ш и рокий.

2. Подж е г дом – услышать о подж о ге; к а мпания – к о мпания; об е жать – об и жать; о рел – О рел.

3. И з дать, без ы дейный, ва нн ая, з десь, с ы грать.

 

2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.

Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.

3. Разделите следующие существительные на 2 группы – пишущиеся слитно и через дефис.

Под/отдел, лже/Дмитрий, сверх/прибыль, секретарь/референт, пол/лимона; контр/удар, Жан/Жак/Руссо, тепло/ход, северо/восток, перекати/поле, перво/курсник, Ростов/на/Дону, койко/место, социал/демократия, пила/рыба, пол/день, проф/организация, зав/кафедрой, данс/клуб, масс/медиа, разно/травье, пол/Москвы.

Тема 6. Орфоэпические нормы, их динамика.

Задания

1. Выпишите слова с сочетанием ЧН в следующем порядке: 1) сочетание ЧН произносится как [ШН]; 2) сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием; 3) допускается двоякое произношение сочетания.

Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, вербовочник, взяточник, войлочный, гречневый, горничная, девичник, десятикпеечный, закусочная, Ильинична, игрушечный, конечно, конечный, копеечный, коричневый, Лукинична, молочный, нарочно, порядочно, порядочный, прачечная, пустячный, сердечный (друг), сердечный (удар), скворечник, сливочный, скучно, троечница, Фоминична, яблочный, яичница.

 

2. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы, используя слова для справок:

Слова для справок: агрЕссор, алфавИт, баловАть, бан[д’э]роль, блеклый, бытиЕ, вероисповЕдание, горькА, грУбы, закУпоривать, клАла, клАли, прИданы, прожитА.

 

Вид трудности Правильный вариант Неправильный вариант
Произношение звука [э] или [о] на месте буквы Е под ударением а[ф’э]ра а[ф’о]ра
Произношение твердого и мягкого согласного в заимствованных словах перед буквой Е [р’э]льс [рэ]льс
Правильная постановка ударения в именах существительных договОр дОговор
Правильная постановка ударения в кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах в прошедшем времени прАвы прнятА взялА правЫ прИнята взЯла
Правильная постановка ударения в глаголах звонИт звОнит

3. Из произведений художественной литературы подобрать строки с ассонансом и аллитерацией.

Для справки:

Ассонанс (от лат. assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Аллитерация (от лат. al – к, при и litera – буква) – повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стихотворному, особую звуковую и интонационнуювыразительность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.006 с.)