Видовое разнообразие документов 20-го века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Видовое разнообразие документов 20-го века



Документ, как материальный объект, отражает в своих конкрет­ных материальных формах историю применения человеком мате­риалов, средств, приемов, техники коммуникации в разные периоды развития земной цивилизации.

Появление новых видов документов, смена одних видов другими — закономерный процесс, протекающий с постоянным ускорением.

Архивные фонды формируются, главным образом, на основе до­минирующих видов документов, образующих разные по объему, вре­менной протяженности и физической специфике массивы. Для архи­вов наличие протяженных и тупиковых ветвей документации, раз­ных видов и разновидностей документов с огромным многообразием свойств и разной долговечностью — достаточно «штатная» ситуация и, в то же время, сложнейшая базовая проблема. Превращение доку­мента в массовый общественный продукт, в средство оперативной ком­муникации лишь усложнило проблему сохранности архивных фондов.

С конца 19 века на волне естественнонаучных открытий, техни­ческих, технологических и промышленных достижений изменилась и структура документопотоков.

На базе древесной бумаги, синтетических красителей, машино­писи в 70—80-х годах 19-го столетия появляется машинописная до­кументация — главная составная часть архивных фондов 20 века. Уже отмечалось, что машинописная документация прошла началь­ный этап многообразия форм, в которых наряду с черной машинопи­сью широко применялись цветные средства текстонанесения.

В 40-70-х годах 19 века появляется фотограф ия, фотоматериалы, фототехнологии получения изображений на светочувствительных средах (желатиновые галоидосеребряные слои). Создается возмож­ность документально фиксировать события окружающего мира сна­чала в статике, а затем и в динамике. Появляется новый вид доку­ментов — фотодокументы на металле, стекле, бумаге. Синтезируют­ся полимеры — нитроцеллюлоза, ацетилцеллюлоза — которые по­зволили получить прозрачные пленочные материалы. Формируется новая документационная ветвь — пленочные фото- и кинофотодо­кументы, а позже микрофильмы и микрофиши.

В микрофильмах впервые масштабно воплотилось стремление изменить формат документа, сжать информацию в объеме носителя, решить задачу сохранения информации путем ее переноса (мигра­ции) на новый материальный носитель. Компактность впервые стали использовать как средство страхового хранения информации и ее оперативного использования (страховые фонды и фонды пользова­ния на микропленках).

Увеличение светочувствительности фотоматериалов к разным уча­сткам спектра (1873 г.) дало импульс развитию фоторест аврации[34] — способам и методам криминалистического, архивного, музейного выявления невидимых изображений, усиления слабоконтрастных и угасших текстов документов [55].

Постепенно проявились и слабые стороны фотодокументации, как нового архивного объекта. Цветные фотодокументы не могли долго храниться при комнатной температуре. Тупиковой ветвью, опасной в хранении, стала фотодокументация на нитропленке, разлагающейся с выделением крайне агрессивных окислов азота (нит­ратный синдром). В настоящее время вызывает опасения «ацетатный синдром» — медленное разрушение ацетатных пленок с выделением уксусной кислоты. Таким образом, фотодокументы, как и бумажная документация, также прошли переходный этап несовершенства, ха­рактерный для новых образцов продукции [56].

Запись звука была впервые выполнена на фонографе Эдисона (1877 г. — механическая звукозапись на восковых валиках) и на те-леграфоне Поульсена (1898 г. — магнитная звукозапись на стальной проволоке). Развитие механического способа привело к появлению значительного количества фонодокументов на твердых металличе­ских и полимерных носителях (грампластинки, граморигиналы), к поступлению в архивы редких и уникальных звукозаписей первой половины 20-го века [57]. Параллельно шло развитие способа маг­нитной звукозаписи на гибких пленочных носителях: целлулоиде и бумаге (20-е годы), затем на диацетате целлюлозы (30-40-е годы). В этот период начинается практическое применение магнитных лент в радиовещании, в работе военных, дипломатических, других служб. В послевоенный период магнитофоны поступают в продажу, в том числе транзисторные (1956 г.) и кассетные (1961 г.). В разных стра­нах мира, наряду с архивами кинофотодокументов, создаются архи­вы звукозаписей [58].

Магнитные носители информации также достаточно быстро про­явили себя как недолговечные архивные объекты. Магнитная лента — сложный, многослойный, композиционный материал, в котором тру­дно совместить противоречивые требования гибкости, прочности к истиранию, адгезии многих слоев и стабильности, причем не просто в хранении, а в жестких условиях применения звукозаписей. [59]. Использование разных полимеров (ацетатов целлюлозы, поливинил-хлорида, поликарбонатов, полиэфиров) улучшило показатели, но не решило до конца проблему долговечности магнитных звукозаписей. Они требовали перезаписи на новые пленки через 15-20-30 лет, а кроме того — специальной защиты при хранении от электромагнит­ных полей [59]. В 70-80-х годах стало очевидно, что сохранить до­кументы на основе магнитных записей и цветных фотоматериалов можно лишь путем их перевода на новые носители. При огромных масштабах этих фондов и растущих объемах поступлений перспек­тива перезаписи выливалась в сложнейшую финансовую, техниче­скую и организационную архивную проблему. Было очевидно так­же, что перезапись — это потеря части информации и проводить ее многократно нельзя. Перспективы осложнялись, кроме того, неиз­бежной сменой поколений техники. Однако неизбежность этих пер­спектив была принята архивами мира как очевидный факт и, в част­ности, нашла отражение в отечественной концепции сохранности архивных документов конца 80-х годов [51]. Прогнозировалось, что сохранение нестойких нетрадиционных новых видов документов бу­дет осуществляться, главным образом, на основе их перезаписи с од­новременным уменьшением.объемов реставрационно-консервационных работ. Для традиционной бумажной документации реализация этой тенденции прогнозировалась с инерционным отставанием, с уче­том физического различия бумажных оригиналов и копий. В это же время применительно к бумажной документации был сформулиро­ван избирательный принцип обеспечения сохранности, разработана методология и методика выявления приоритетов документов [50].

С учетом реальной обстановки трансформировались и представ­ления о возможностях и перспективном значении основных четырех направлений традиционной архивной деятельности, базирующихся на традиционной концепции сохранности документа, как единого материального объекта [52].

Первое направление (целевое создание долговечных документов) стало нереальным в условиях открытого товарооборота и рыночных отношений, в условиях быстрой смены способов и средств создания документов. В настоящее время главным фактором повышения дол­говечности становится конкуренция производителей, заинтересованных в улучшении продукции, в том числе в сфере документооборота и архивного хранения информации. Для архивной отрасли крайне ак­туальной остается задача оценки этой продукции в качестве объек­тов архивного хранения и применения.

Второе направление (создание условий хранения) — является ва­жнейшим в современных условиях, особенно на этапе изменения ко­нцепции сохранности и появления новых видов документов.

Третье на правление (реставрация) — было и остается единствен­ным средством продления жизни оригинала. Однако в современных условиях реставрация, лишенная квалифицированных кадров и оста­ющаяся малопроизводительным ручным процессом, перестала быть количественно значимым фактором обеспечения сохранности для основной массы хранящихся материалов. Сохранившиеся очаги рес­таврации необходимо поддерживать даже в ущерб рентабельности, а ее потенциал использовать лишь для целевого спасения уникальных объектов.

Четвертое направление — воспроизведение документов — спо­соб и средство сохранения документной информации. Вплоть до 90-х годов оно было ориентировано, главным образом, на микрофильми­рование и частично — на фотореставрацию документов. Периодиче­ски казалось, что фототехнологии, микрофильмирование, фотореставрация исчерпали свой технический ресурс. Однако в последнее время оно вновь приобрело важное значение, как средство получе­ния долговечных микрокопий документов. В 60-70-х годах долго­вечность микрофильмов оценивалась в 100—150 лет, т.е. на уровне бумажных носителей. Сегодня новые пленки, видимо, обеспечивают долговечность микрозаписей около 500 лет. Появились также цвет­ные пленки нового поколения (Кодак, Фудзи, Агфа-Геверт) с гидро­фобными компонентами, пригодные для изготовления страховых до­лговечных микрокопий. В 2001-2002 гг. на базе РГАНТД планиру­ется исследовательская и практическая проработка технологических вопросов создания страхового фонда на цветных пленках. Дальней­шее развитие получит новая фотореставрация, сочетающая высокую чувствительность фотоматериалов к разным участкам спектра и со­временные возможности электронных технологий по коррекции и усилению слабых сигналов.

Таким образом, в конце 20 века архивные документы были пред­ставлены тремя основными видами — фото, фоно и бумажными. Каждый вид был обособлен, имел присущую только ему специфику материалов, способов создания, хранения, воспроизведения. Межви­довые границы, сложившиеся в ходе развития этих видов, казались естественными и непреодолимыми. Эти три вида имели лишь одно общее свойство: они появились и развивались как аналоговые ин­формационные системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.006 с.)