Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оба метода прошли большой исторический путь развития, и в разные эпохи в разных философских системах им давались прямо противоположные оценки их познавательной значимости.
Под диалектикой (от греч. dialegomai - вести беседу, спор) в настоящее время понимается прежде всего учение о наиболее общих закономерных связях и законах развития природы, общества и познания и, уже во-вторых, исходя из этого - метод творчески познающего мышления. Диалектика считает, что все в мире взаимосвязано, притом, не только внешне, но и внутренне, сущностно, все находится в вечном движении (изменении) и развитии. Развитие же понимается как качественное изменение, имеющее прогрессивную направленность, то есть как преобразование, превращение одних вещей, явлений в другие, как уничтожение или отмирание всего старого, отжившего и утверждение на его месте нового, более совершенного. Считается также (и это очень важно), что источник развития находится внутри самой вещи, явления. Дело в том, что с точки зрения диалектики все в мире - любая вещь или явление - имеет в себе две противоположные стороны, две тенденции изменений. Стороны обусловливают и в то же время отрицают друг друга. То есть каждая из сторон является условием существования другой стороны, а вместе с этим и целого и в то же время тенденции, стремления сторон прямо противоположны, полярны. Такое отношение сторон называется диалектическим противоречием. Это противоречие ведет к борьбе сторон, в ходе которой происходит развитие вещи, явления в целом, то есть их качественное изменение, переход в другую вещь, явление. При этом важно, что развитие предстает как саморазвитие вещи, явления и, таким образом, отпадает нужда во внешней причине, в конечном итоге в Боге. Разумеется, борьбу сторон не следует понимать лишь как физическое противоборство (хотя в качестве момента развития оно может присутствовать в живой природе и обществе). Диалектически понимаемая борьба - это сложный процесс взаимодействия сторон, в котором каждая из них, стараясь совершенствоваться и этим влиять на другую, приводит к качественному изменению вещи в целом. Простейший пример диалектического развития: превращение посаженного в почву семени в растение, где борьба двух тенденций - быть или не быть - заканчивается при соответствующих благоприятных условиях победой жизни, но при этом зерно переходит в новое качественное образование - растение. Диалектика ярко видна в развитии всего живого через взаимодействие мужского и женского начал.
Термин «метафизика» многозначен, о чем конкретно (как и о его происхождении) можно прочесть в философском словаре. Мы же в данном случае рассмотрим метафизику лишь как философский метод познания. По мнению сторонников метафизического подхода к анализу действительности, все вещи и явления связаны друг с другом только внешне. Никакого внутреннего деления на противоречивые стороны в вещах и явлениях нет и, значит, в них нет не только борьбы, но и движения, а тем более развития как качественного изменения. Развитие признается метафизиками лишь как количественное изменение, то есть как простое увеличение или уменьшение готовых, неизменных качеств вещи. К примеру, семя растения это не что иное как просто растение в миниатюре и в процессе его роста оно качественно не меняется. Основным состоянием вещи метафизики считают покой, понимаемый как отсутствие движения (в противоположность этому диалектика понимает покой лишь как момент движения, в котором сохраняется качество и состояние вещи, явления). Из состояния покоя вещь может вывести, по мнению метафизиков, лишь какая-либо внешняя сила, а в конечном счете Бог. Диалектика и метафизика, исторически развиваясь, принимали различные формы - в зависимости от общего уровня познания в том или ином историческом периоде, а также от особенностей задач научного познания и социальных условий для познавательной деятельности в определенную эпоху. Конкретный анализ этих форм и их оценка будут даны при изучении соответствующей программной темы курса философии. Социальная роль философии. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, по она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.44 (0.007 с.) |