Билет № 11.Охарактеризовать показатели оборачиваемости активов предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет № 11.Охарактеризовать показатели оборачиваемости активов предприятия.



Билет № 39.Оценка безубыточности выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности является анализ безубыточности.

При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:

· Определение точки безубыточности (также встречается наименование «точка равновесия» и английское словосочетание break-event point) - минимального объема выручки от реализации, при котором деятельность организации остается безубыточной (прибыль от основной деятельности неотрицательна).

· Определение " запаса прочности " организации с точки зрения прибыльности - степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.

Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение “запаса прочности” организации.

Точка безубыточности в денежном выражении

При неотрицательной маржинальной прибыли точка безубыточности (BEP) в денежном выражении рассчитывается по формуле

если Выручка от реализации - Переменные затраты > 0

В расчетах используются фактические данные о выручке и затратах за период. Данные должны относиться к одному и тому же интервалу анализа.

Из формулы расчета видно, что для проведения анализа безубыточности обязательным условием является разделение затрат на переменную и постоянную составляющие.

В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.

Основные этапы анализа

  1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
  2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
  3. Расчет величины исследуемых показателей.
  4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
  6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
  • пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.

 

№ 53.Финансовый раздел бизнес-плана предприятия, его состав и структура

Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

 

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

· изменение курса рубля к доллару.

· перечень и ставки налогов.

· рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта).

· формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.

· порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

· отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам).

· планом движения денежных средств (Кэш-Фло).

· балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.

Показатели эффективности проекта:

· Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).

· Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index (PI)

· Внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).

· Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)

Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:

· показатели общественной эффективности - к обществу в целом;

· показатели коммерческой эффективности проекта - к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;

· показатели эффективности участия предприятия в проекте - к этому предприятию;

· показатели эффективности инвестирования в акции предприятия - к акционерам предприятий - участников проекта;

· показатели эффективности для структур более высокого уровня - к этим структурам;

· показатели бюджетной эффективности - к бюджетам всех уровней.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.

 

№ 54.План финансового оздоровления предприятия.

По результатам анализа финансового состояния предприятия составляется бизнес-план финансового оздоровления. Он должен включать описание наиболее полного набора факторов финансового оздоровления и обоснование наиболее эффективного варианта. Меры финансового оздоровления должны предусматривать:

1. Анализ материальных активов с целью выявления возможностей их дальнейшего использования. По каждому элементу основных, фондов, незавершенному капитальному строительству, материалам и иным запасам необходимо принять одно из следующих решений:

оставить в производстве в неизменном виде;

отремонтировать, модернизировать для собственного использования;

сдать в аренду;

продать;

обменять;

утилизировать.

В процессе оздоровления предприятия необходимо учитывать и наличие непроизводственных основных фондов. Эти фонды отягощают расходы предприятия, но могут послужить зародышем новых видов деятельности.

2. Анализ нематериальных активов может стать базой формирования новой номенклатуры и / или источником ресурсов при их реализации.

3. Анализ видов выпускаемой продукции с целью принятия решения об увеличении производства, сохранении объемов, модернизации, свертывании производства.

4. Анализ финансовых активов (долгосрочных и краткосрочных) должен дать ответ на вопрос: что более выгодно с точки зрения доходов предприятия — сохранение или продажа? Дочерние фирмы предприятия-банкрота могут стать основой возрождения материнской фирмы за счет своих ресурсов.

5. Анализ товаропроводящей сети. Посреднические структуры могут служить источником полезной информации и дополнительного финансирования для предприятия-банкрота.

6. Реорганизация предприятия — изменение производственной структуры и структуры управления предприятием — может стать главным условием финансовой стабильности. Анализ дебиторов и кредиторов, источников целевого финансирования. Постоянные поставщики и покупатели, банки и различные федеральные ведомства входят ь технологическую цепочку и стремятся к стабильности производственной системы в целом, могут оказать консультационную и финансовую помощь.

8.

Квалификация кадров, прежде всего менеджеров высшего и среднего уровня, требует своего повышения. Это связано прежде всего с отсутствием переподготовки экономистов и финансистов, с уходом многих квалифицированных специалистов в торговлю, банки, сферу управления и иные структуры. К разработке путей выхода из кризиса следует привлечь как можно больше специалистов.

9. Формирование разумной маркетинговой политики, которая должна включать ассортиментную политику, обновление номенклатуры, ассортимента, оптимальную ценовую политику, политику продвижения товара и стимулирования сбыта.

10.Система управления предприятием, система учета и контроля, внутренние хозяйственные отношения, методы и формы принятия управленческих решений. В ряду первоочередных мер принято централизовывать управленческие функции на предприятии, установить жесткую систему контроля затрат.

П.Наиболее результативным способом финансового оздоровления, применяемым в совокупности с обозначенными выше, служит реализация антикризисных инвестиционных проектов и программ. Формирование портфеля инвестиционных проектов основывается на следующих принципах:

инвестиционные проекты направлены на развитие производства товаров, обоснованных маркетинговой стратегией;

условия предоставления инвестиционных ресурсов соответ-

ствуют платежеспособности санируемого предприятия;

риск инвестиционных проектов относительно низок;

финансовая состоятельность и экономическая эффективность

Инвестиционных проектов подтверждены тщательной прора-

боткой бизнес-планов;

денежные потоки по инвестиционным проектам согласованы

с результатами других антикризисных мер.

При выборе проектов наряду с оценкой окупаемости в расчет принимается ряд условий, обеспечивающих надежность реализации бизнес-плана, его социальную правомерность, экологическую чистоту и вероятные приоритеты предприятия, его инвесторов, региональных и федеральных органов власти.

 

№ 55.Финансовые взаимоотношения предприятия с кредитной системой

Банковское кредитование – это метод финансирования потребностей предприятия на условиях платности, срочности и возвратности.

Кредитные отношения могут принимать разные формы. Кредитные отношения могут быть организованы в форме банковского кредита, а также в форме коммерческого кредитования, когда отношения между предприятиями (заемщиком и кредитором) оформляются векселем. Коммерческий кредит может впоследствии трансформироваться в банковский посредством предоставления банком ссуды под залог векселя или посредством учета векселя.

Обычно выделяется прямое банковское кредитование, когда кредитные отношения предприятия изначально возникают как отношения с банком, и косвенное банковское кредитование, когда первоначально возникают кредитные отношения между предприятиями, которые впоследствии обращаются в банк в поисках способа досрочного получения денег по векселю-

Кредитные операции являются самой доходной статьей банковского бизнеса, за счет которой формируется основная часть чистой прибыли банков. Но с кредитными операциями связаны и основные риски банков, в частности риск непогашения заемщиком основного долга и процентов по кредиту.

Кредитование обычно осуществляется по укрупненным объектам. Такими укрупненными объектами, например, для предприятий промышленности, транспорта, связи, строительства, бытового обслуживания являются материальные запасы и производственные затраты, включаемые в нормированные оборотные средства: отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил; выставляемые аккредитивы и т.д. Кредитование по укрупненным объектам значительно расширяет права предприятия, позволяет ему с учетом собственных потребностей маневрировать заемными средствами в пределах общей суммы предоставленного кредита Банковским кредитом, однако, не должны покрываться финансовые потребности предприятия, вызванные убытками, неснижаемыми запасами товарно-материальных ценностей и затратами производства, которые должны покрываться собственными оборотными средствами, произведенная сверхплановая продукция, имеющая ограниченный сбыт, сверхплановые и неиспользуемые остатки товарно-материальных ценностей.

Предприятие имеет право на получение кредита и в том банке, где ему открыт расчетный счет, и в любом другом банке. Такой порядок дает предприятию возможность, ориентируясь на собственные интересы, выбрать банк, где кредитная политика отличается большей гибкостью, быстрее и четче выполняются операции, лучше информация, шире перечень предоставляемых услуг.

Кредитование предприятий производится на основе кредитного договора. В договоре определяются права и обязанности предприятия-заемщика и банка с учетом характера предоставленного кредита и финансового состояния предприятия, устанавливается ответственность сторон за нарушение условий договора. В кредитном договоре в качестве необходимых условий также определяются: цели кредитования, размер кредита; сроки и основные условия выдачи и возврата ссуды; способы обеспечения кредитного обязательства; процентные ставки за кредит; перечень расчетов и сведений, необходимых для кредитования, а также сроки их представления.

В зависимости от срока выдаваемой ссуды кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет).

Прежде чем принимать решение о предоставлении кредита, банк анализирует кредитоспособность предприятия.

Под кредитоспособностью предприятия понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок. Кредитоспособность предприятия определяется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, текущим финансовым состоянием и возможностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников.

Каждый банк использует свою систему оценки кредитоспособности предприятия, составляющую коммерческую тайну банка. Обычно система оценки использует три категории кредитоспособности: надежный (кредитоспособный), неустойчивый (ограниченно кредитоспособный), ненадежный (некредитоспособный).

Заемщик, признанный надежным, кредитуется на общих условиях; в этом случае может быть применен и льготный порядок кредитования. Если заемщик оказывается неустойчивым клиентом, то при заключении кредитного договора предусматриваются дополнительные нормы контроля за его деятельностью и возвратностью кредита (например, необходимость залога, гарантии, поручительства, ежемесячная проверка обеспечения, применение повышенных процентных ставок и т.д.). Если предприятие – ссудозаявитель признано ненадежным клиентом, то его кредитование осуществлять нецелесообразно. В этом случае банк может предоставить денежные средства только на особых условиях, специально предусмотренных в кредитном договоре.

Главными причинами необеспечения кредитоспособности предприятия являются наличие дебиторской задолженности, нарушение обязательств, накопление избыточных производственных и товарных запасов, низкая эффективность хозяйственной деятельности, замедление оборачиваемости оборотных средств и т.п.

Банк осуществляет контроль за выполнением условий кредитного договора, использованием предприятием полученного кредита, своевременным и полным его возвратом. В этих целях осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения, при необходимости проводится проверка денежных и расчетных документов, бухгалтерских записей, отчетных материалов,

Если предприятие нарушает условия кредитования, банк применяет к нему санкции – меры кредитного воздействия. Банк, например, вправе прекратить полностью или частично кредитование, досрочно взыскать ссуду в случаях возникновения необеспеченной задолженности, использования выданных средств не по целевому назначению или с нарушением установленных правил кредитования, продажи или израсходования заложенных ценностей без обращения полученных сумм на погашение задолженности банку, неудовлетворительного хранения товарно-материальных ценностей, являющихся обеспечением ссуд банка, уклонения от банковского контроля.

При систематическом нарушении сроков погашения ссуд Предприятие теряет право на новый кредит и лишь в отдельных случаях может пользоваться им под особую гарантию (поручительство). Если у предприятия возникла просроченная задолженность, и оно не имеет свободных денежных средств, банк прекращает кредитование и вправе использовать заложенные товарно-материальные ценности (залог) для погашения задолженности по ссудам. Если ссуда была выдана под гарантию другой организации, то при отсутствии средств для ее погашения на расчетном счете предприятия-заемщика задолженность взыскивается в бесспорном порядке со счета гаранта.

По инициативе банка к предприятию-заемщику, не выполняющему обязательств по своевременному возврату полученных кредитов, могут быть предприняты следующие меры:

• передача оперативного управления администрации, назначенной с участием банка-кредитора;

• реорганизация;

• возбуждение в арбитражном суде дела о признании предприятия несостоятельным (банкротом).

Билет № 11.Охарактеризовать показатели оборачиваемости активов предприятия.

Показатели оборачиваемости показывают, сколько раз в год (или за анализируемый период) оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Коэффициент оборачиваемости запасов, иногда также называемый показателем интенсивности использования запасов, определяется как отношение выручки к запасам компании:

Коэффициент оборачиваемости запасов = «Чистая выручка»
 
«Запасы»

Если данный коэффициент положителен (выше среднего отраслевого показателя), это значит, что компания не имеет излишков неликвидных запасов, требующих дополнительного финансирования. Излишние запасы, разумеется, непродуктивные и представляют инвестиции с низким или нулевым доходом. Высокая оборачиваемость запасов является также своего года подтверждением названного выше коэффициента текущей ликвидности.

Если низкий коэффициент оборачиваемости запасов сочетается с чрезмерно высоким показателем ликвидности, это свидетельствует о том, что компания располагает устаревшими запасами, реальная стоимость которых ниже официально указанной в бухгалтерских документах стоимости.

Средний срок покрытия дебиторской задолженности, или средний срок инкассо. Используется при оценке счета «Дебиторская задолженность». Выводится следующим образом: дебиторская задолженность делится на средний показатель дневной выручки. Результат – количество дней до инкассо денег, представляющих ежедневную выручку (т.е. продолжительно пребывания выручки в форме дебиторской задолженности вплоть до ее погашения).

Сред. срок покрытия дебиторской задолженности = "Деб. задолженность покуп., заказчиков
 
«Чистая выручка» / 360 дней

 

Товар продается фирмами за наличные средства и в кредит, но информация о продаже в кредит не общедоступна. Поэтому при расчете можно использовать данные об общей выручке компании. Разумеется, в разных фирмах доля товаров, проданных в кредит, неодинакова, ввиду этого при выведении среднего срока покрытия дебиторской задолженности возможны ошибки. Для расчета ежедневной выручки принято брать не 365, а 360 дней (Здесь, как и в рассмотренных выше ситуациях, было бы лучше опираться на средние показатели: средний показатель месячных остатков, средний показатели дебиторской задолженности (среднее между состоянием на начало и конец года значение). Средний срок покрытия дебиторской задолженности полезно проанализировать с точки зрения соблюдения условий платежа. Если средний срок покрытия дебиторской задолженности превышает срок, предусмотренный платежными условиями, значит, коммерческие партнеры не оплачивают вовремя свои счета. В случае сохранения подобной ситуации фирме следовало бы принять меры для ускорения инкассо своих платежных требований.

Коэффициент оборачиваемости основных средств, или показатели интенсивности использования активов, измеряет эффективность, с которой компания использует свои здание и оборудование. Рассчитывается как отношение выручки к внеоборотным активам (основным средствам).

Коэффициент оборачиваемости основных средств = «Чистая выручка»
 
«Внеоборот.активы»

 

От этого показателя зависит принятие решения о приобретении новых средств производства.

Использование данного показателя при сравнении разных предприятий – достаточно серьезная проблема. Все активы (кроме наличности) учитываются в бухгалтерских документах в исторических ценах (ценах приобретения). Вследствие инфляции многие активы, приобретенные в прошлом, значительно обесцениваются. При сравнении коэффициентов оборачиваемости основных средств у фирмы, которая давно приобрела свои активы, с вновь возникшей фирмой, которая свои активы приобрела недавно, выяснится, что у первой фирмы данный показатель выше. Однако в большинстве случаев это вызвано не низким уровнем эффективности использования своих активов новой фирмой, а несовершенством бухгалтерских методов оценки активов в условиях инфляции (Существует методика оценки активов с учетом инфляции. С точки зрения финансового анализа данная методика более объективно отражает ситуацию, чем методика оценки в исторических ценах, тем не менее на практике она не используется предприятиями). Сравнение разных предприятий было бы менее проблематичным, если бы бухгалтерский учет опирался на методику оценки активов, принимающую во внимание последствия инфляции, т.е. отражающую стоимость активов в текущих ценах. Но, как правило, аналитики не располагают данными, необходимыми для внесения соответствующих корректив, поэтому все, что они могут, – это иметь в виду названную проблему и в своем окончательном заключении сделать на нее определенную ссылку.

Коэффициент общей оборачиваемости активов.

Данный коэффициент измеряет общую оборачиваемость, или интенсивность использования, активов. Отношение выручки к общей стоимости активов характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их образования, то есть показывает, сколько раз за год (анализируемый период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов.

Коэффициент общей оборачиваемости активов = «Чистая выручка»
 
Активы

С коэффициентом общей оборачиваемости активов связаны те же проблемы, что и у показателя оборачиваемости основных средств (внеоборотных активов). С точки зрения способа оценки активы представляют собой неоднородную группу, что отражается на качестве и степени информативности рассматриваемого коэффициента.

Коэффициент оборачиваемости активов следует рассматривать только с качественными характеристиками предприятия: значительная оборачиваемость активов может наблюдаться не только в силу эффективного использования активов, но и в связи с отсутствием вложений на развитие производственных мощностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.046 с.)