Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первичный ролевой дефицит при задержках развития
В случае расстройств, возникших в раннем возрасте и, возможно, приведших к псевдоолигофрении, условия для ролевой терапии во многом являются сходными; однако прогноз при систематической ролевой терапии является здесь более благоприятным. Клиенты, которых коснулась та или иная форма ролевого дефицита, образовавшегося вследствие задержки развития, соответственно своему возрасту и направленным на них ожиданиям своего окружения (ролевым ожиданиям) обычно чувствуют, что от них требуют более дифференцированного ролевого поведения. Однако из-за блокирующих воздействий они лишь в редких случаях отваживаются это поведение апробировать, а потому в еще более редких случаях оно им удается. Постоянные фрустрации усиливают их чувство неполноценности и в дополнение к уже имеющейся задержке развития зачастую вызывают еще и регрессию (которая в зависимости от вида ролевой задержки может выражаться в депрессивной, гебефренической или иной симптоматике). Пример: Мальчик, воспитывавшийся в условиях гиперопеки со стороны матери, был практически отстранен ею от занятий спортом. Примерно в возрасте тринадцати лет, когда совместное времяпрепровождение сверстников почти всегда так или иначе связано со спортом, он становится аутсайдером. Вначале он пытается примкнуть к другим, однако его роль спортсмена крайне недоразвита, за что его или высмеивают, или просто игнорируют. К тому же у него возникает ролевой конфликт, поскольку — как вскоре ему приходится констатировать — роль изнеженного маменькиного сынка и роль спортивного озорника взаимно исключаются. Следуя по пути наименьшего сопротивления, он останавливается на роли маменькиного сынка и, устранив этим конфликт, первое время испытывает некоторое облегчение. В результате, однако, его роль аутсайдера становится еще более выраженной; у него пропадает радость к учебе, которая дается ему теперь лишь ценой огромного напряжения. Со временем он превращается в депрессивного невротика, страдающего навязчивостями. В данном случае в зависимости от стадии нарушения, в которой юноша приходит к врачу, психодрамотерапия может принимать разные формы. Если бы он обратился на первой стадии, когда еще пытался примкнуть к сверстникам и хотел обучиться разным спортивным ролям, то самым многообещающим средством была бы центрированная на группе психодрама с его товарищами — если бы таковая была возможна. В роли протагониста товарищи клиента могли бы осознать, насколько сильно блокирован он (в том числе и ими) в развитии данной роли и насколько сильно он от этого страдает. Возможно, в связи с этим новым пониманием его трудностей протагонист стал бы вызывать у них большую симпатию или по крайней мере он сделался бы для них более приемлемым, что позволило бы относиться к нему в будущем более терпимо. Они могли бы оказать ему содействие в спортивном развитии и интегрировать в свою социоэмоциональную структуру отношений по критерию «спорт». Кроме того, их товарищество облегчило бы разрешение его ролевого конфликта в духе прогрессии, то есть освоения новых ролей, и воспрепятствовало бы его застреванию в роли маменькиного сынка.
Если центрированный на группе подход невозможен, то в другой психодраматической группе могут изыскиваться возможности, позволяющие клиенту устранить свой ролевой дефицит, например путем вступления в спортивную группу для начинающих. В разыгрывании будущего могут быть предупреждены и сглажены проблемы, связанные со взаимоотношениями с более юными членами спортивной группы. В психодраме может быть также переработан и разрешен за счет усиления способности клиента к самоутверждению и его конфликт с матерью. Если обсессивный невроз уже проявился, то его психодраматическая терапия начнется со сцен, относящихся к тому времени, когда он еще не начался, и продолжена с использованием психодраматических техник, которые должны помочь клиенту, так сказать, наверстать упущенное и развить его умение утверждать себя в такой степени, чтобы успешно противостоять своей матери (128). Работа с нею в психодраматической группе могла бы в решающей степени облегчить процесс семенной терапии.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.003 с.) |