Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия древнего китая. конфуцианство, даосизм.
Философия древнего Китая. Даосизм и конфуцианство. Китайская философия, совокупность философских учений, получивших развитие в Китае в период с древнейших времен до наших дней; характеризуется ярко выраженной самобытностью. Ключом ко всей философии Китая может служить идея гуманизма: человек и общество были основными темами, которые занимали китайских мудрецов древности;этические и политические дискуссии преобладали над метафизическим умозрением. Однако следует отметить, что концепция божественного никогда не противоречила этому гуманизму. Наоборот, основным положением китайской философии является утверждение неразрывной связи человека и божественного (Небесного) начала. История китайской философии делится на четыре периода: классический, неодаосско-буддийский, неоконфуцианский и современный. В классический период (6—3 века до н. э.) получили разработку категории дао («путь»), дэ («добродетель»), жэнь («человеколюбие»), и («справедливость») и инь— ян (космические элементы, символизирующие пассивное и активное, темное и светлое начала). В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Во второй период (3—11 века) произошел резкий поворот к метафизике. Опираясь на идею Лао-цзы о непостижимости природы, его последователи сконцентрировали внимание на проблемах бытия и небытия, сущности и явления, всеобщего и единичного. Неодаосские школы оказали влияние на распространившийся в Китае буддизм. Это привело к возникновению самобытных школ китайского буддизма, в центре внимания которых оказался принцип проявления всеобщего в единичном. В неоконфуцианский период (11—19 века) влияние буддизма и даосизма побудило конфуцианских философов к разработке метафизической базы для своей этики. Двумя основными категориями этого периода являются син («природа») и ли («принцип»). В противовес буддийской концепции нереальности мира и даосской концепции небытия, воспринятым конфуцианством как негативные и мистические, было оформлено учение о «принципе», ли, как совокупности позитивных, конкретных и рациональных законов, которые охватывают все существующее и всегда есть благо. Согласно неоконфуцианцу Чжу Си (1130—1200), ли является первопричиной всего сущего. В человеческой природе присутствует ли, которое универсально для всех людей. Соединяясь с ци («дыхание», «воздух»), оно становится уникальным и отличает одного человека от другого. Ци затемняет человеческую светлую сущность, поэтому необходимо следовать универсальному принципу (ли), возвращающему человека к первоначальной сущности. Таким образом, неоконфуцианство признало первичность закона и вторичность материи. Любопытно отметить, что три описанных выше периода находятся как бы в диалектическом движении и развитии: учения классического периода рассматривали «земные» проблемы, неодаосизм и буддизм — трансцендентные, а неоконфуцианство связало их воедино.В современный период (20—-21 века), напротив, трудно выделить какую-либо одну преобладающую тенденцию. Китайская философия 20 века прошла через стадии «вес-тернизации», реконструкции традиционной философии и триумфа марксизма. В начале 20 века в Китай потоком хлынули работы представителей различных философских направлений,начиная с Платона, Канта и Гегеля и кончая Ницше, Шопенгауэром, Бергсоном, Кропоткиным и другими. Это обусловило трансформацию и расширение поля философской мысли Китая, которая приобрела прагматический, научный и позитивистский характер. В современном Китае марксизм, идеи которого появились в этой стране в начале века, стал официальной философией. К 1949 году произошел переход от ленинизма к маоизму. В настоящее время официальная идеология строится не на пропаганде философского наследия Китая, а на его критике. Основные категории даосизма К ведущим даосским концепциям относятся принципы цзы жань (самоестественность, спонтанность) и у вэй (недеяние). Первый из них дословно означает «то, что само по себе (цзы) таково, каково оно есть (жань)». В данном случае речь идет о том, что дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования дао, т.е. поведения, согласующегося в микрокосме с дао (природой) человека, а в макрокосме — с дао Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен «следовать вещам» (шунь у). Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и со Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы «плыть по течению в нужном направлении». Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяют «мягкому побеждать твердое» и «слабому превозмогать сильного». Принципы цзы жань и у вэй стали важными источниками методологических и мировоззренческих основ китайской системы психофизической тренировки, применяющейся в том числе и в воинских единоборствах. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом — для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее прирожденным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Другим очень существенным для даосизма понятием является категория «ци». Под ци понимается исходная первосубстанция, из которой как бы состоит все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, ци становится веществом, утончаясь — духом. В промежуточном состоянии ци представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в природе и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом геле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле — одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений, лежащих в основе различных систем ци гун (работа с ци). Первоначальное ци (юань ци) просто и внекачественно, однако в процессе порождения Универсума оно как бы поляризуется и дифференцируется. Два важнейших космологических состояния единого ци — это инь и ян (инь-ци и ян-ци) — т.е. женское, покой, холодное, темное, мягкое, с одной стороны, и мужское, движение, горячее, светлое, твердое — с другой. Эти два состояния находятся в абсолютной гармонии и взаимопереходе. Идея гармонии этих взаимодополняющих и коренящихся друг в друге противоположностей была закреплена в даосизме в понятии «Тай Цзи» («Великий Предел»). Принципы конфуцианства Понятие традиции тес нейшим образом связано с понятием культуры. Культура не может существовать отдельно от ее передачи, от преемственности. Представить себе культуру, существующую независимо от традиции, было бы примерно равнозначно представлению о живом организме, в котором прекращен обмен веществ. Совокупность информации, составляющая содержание понятия «культура», живет в традиции. Культура немыслима без традиции, как традиция немыслима без культуры. Эти термины обозначают, т.о., не два различных феномена, а два аспекта одного феномена. Для Кснфуция традиция воплощалась в понятии «ли», которое переводится на европейские языки как «обряды», «этикет», «ритуал», «правила благопристойности». «Ли» — не только правила вежливости и благопристойного поведения, но и религиозный ритуал, ритуал охоты, дипломатии, управления. В древнекитайском городе-государстве любая социально значимая форма деятельности требовала своего ритуала. В «ли», следовательно, включались не только правила вежливого обхождения; в форме ритуала символизировались и религиозные взгляды народа, и его культурные традиции, и представления о добре и зле. Соблюдение «ли» означало не только выполнение определенных правил; в понимании Конфуция сюда входило и принятие ценностей, в этих правилах воплощенных. Конфуций большей частью употребляет данное слово в паре со словом «юэ», которое принято переводить как «музыка». В первую очередь оно обозначает ритуальные танцы, исполнявшиеся при дворах древнекитайских правителей под аккомпанемент музыкальных инструментов. Каждый звук и жест «музыки» воспринимались как нечто значимое, символизирующее чувства и действия исторических героев и помогающее почувствовать прошлое как нечто неотделимое от настоящего. Интерпретация музыкального произведения бывала весьма далека от беспристрастного анализа. Через историю она всегда вела к этике, к основным вопросам человеческих взаимоотношений и жизни общества. Обряды («ли») вместе с музыкой («юэ») образуют в китайской традиции культуру, обозначаемую словом «вэнь». Это понятие возводится Конфуцием к Вэнь-вану (XI в. до н. э.), основателю династии Чжоу. В таком отождествлении качества с именем сказывается одна из особенностей мышления древних китайцев, связанная со структурой древнекитайского языка. Дело в том, что, в отличие от европейских языков, в древнекитайском полностью отсутствует категория времени. В древнекитайском языке для этого необходимо упоминание каких-то конкретных имен и событий. При такой структуре языка исчезает принципиальная разница между прошлым, настоящим и будущим. Отсюда, с одной стороны, как бы постоянное «присутствие» фигур прошлого; с другой—глубоко укоренившаяся привычка к приведению исторических прецедентов. Иначе говоря, определенный деятель становится, как правило, воплощением определенного качества, и, вместо того чтобы сказать «деспот», называли имя деспота. Историк Сыма Цянь рассказывает, что Вэнь-ван отличался исключительными нравственными достоинствами. Возникает принцип «вэнь», сочетающий в себе миролюбие, нравственность и культуру, выступающий как контраст воинственности Термин «вэнь» объединяет в себе широкий спектр значений, однако после того, как в качестве основного этического понятия Конфуций выдвинул принцип «жэнь» («человечность»), в понятии «вэнь» все более сосредоточивается то, что характеризует культуру как таковую Доказательство преимущества «вэнь», понимавшегося как путь мира, человеколюбия и культуры, над путем войны стало с тех пор популярной темой политических размышлений конфуциански настроенных мыслителей. Понимание огромной роли, какую играет культура в жизни отдельного человека и всего общества, было настолько глубоко внедрено ранним конфуцианством в китайскую общественную мысль, что в сочинении крупнейшего мыслителя Ив до н э. Дун Чжун-шу принцип «вэнь» фигурирует, как конституирующее начало для всей эпохи Чжоу
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.006 с.) |