Всякое действие или ритуал имеет свой чисто ритуальный смысл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всякое действие или ритуал имеет свой чисто ритуальный смысл



Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое значение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала.

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма, хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения. Однако красота многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценности ритуального поведения вообще. Ритуал ценен своим соответствием особым потребностям социального человека.

Одна из таких потребностей, в которой заинтересовано все общество, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора средств в естественном, целенаправленном поведении.

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей, стоящих над “естественными” целями отдельных индивидов, и тем самым, не подавляя их свободы, обеспечивает нужную степень предсказуемости событий. Если мы уверены, что те, с кем нам приходится общаться, считают самоценным поддержание неких норм вежливости, то этим уже сильно облегчается наше общении. И при этом уже гарантируется некоторая свобода и нужная степень предсказуемости чужого поведения.

Таким образом для культуры в целом, как сложной, самоорганизующейся системы, для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов (см. ранее) т. е. демократическое устройство и потребности в оптимальном, гармоничном, устойчивом воздействии на людей характерна ее опора на грань, разделяющую эти полюса.

Эмпирически, уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая середина между свободой человека и его порабощением, детерминации его поведения социокультурными нормами определена. Эта грань носит название золотого сечения, эта математическая пропорция лежит в основе поведения людей, и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли материал, позволяющий думать, что человек, взаимодействуя с миром,часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации и категорий, которые привычны для естественнонаучной практики. Конечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией в которую он включен: яблоко сладкое для сорвавшего его ребенка, желто-красное для художника-колориста, спелое для садовода, слабокислое для винодела. Однако, для того чтобы обсудить логику этого вычерпывания качеств, интересно выяснить, каким является нам объект при достаточно неопределенных «условиях задачи». Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств, это означало бы существование механизмов закономерно «упаковывающих» опыт общения субъекта с миром в некие специальные структуры. «Согласно гипотезе А.Б.Запорожца (1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то, что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм, музыкальных звуков, цветов спектра, фонем родного языка и т. д. Подобные образования были названы Л.А.Венгером “сенсорными эталонами”. Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивного восприятия объекта.

 

 

Регулирование человеческого поведения начинается с его стереоти-пизации, затем оформляется и укладывается в границы ритуалов, обычаев и традиций, которые служат средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, позволяют не только осуществлять отбор информации и опыта, сохранять их, но и обновлять. Роль традиций в регламентации социального поведения, поддержании внутри-групповой сплоченности, освящении различных объектов и сложившихся социальных отношений, связывающих прошлое, настоящее и будущее, показана в работах А.К. Байбурина, Э.С. Маркаряна, К.С. Сарингуляна, И.П. Смирнова, Ю.А. Шрейдера и др14.

 

 

ритуалы складывались как одна из форм регулятивного начала нормативного поведения, имеющего адаптивный смысл. Ритуалы и обряды - стереотипное и формализованное поведение, имеющее символическое значение, способствующее упрочению связей между постоянными членами группы, либо между группами, нацеленное на сохранение равновесия между человеческой группой и природой, между индивидом и группой. В работе отмечается, что ритуалы создают сообщество; сообщество — это причина, процесс и следствие ритуалов. Через символическое и перформативное содержание ритуальных действий сообщество порождает и упрочивает свою идентичность, а также проецирует себя на индивида. Ритуалы и обряды первичны для конституирования социокультуры, потому как они строго регламентируют человеческие действия, пронизывают всю повседневную жизнь людей, прежде всего, ее семейные и производственные отношения. Особенно значимым для автора является положение о том, что влияние сообщества и его ритуалов проявляется в способности человека осваивать регулятивные механизмы. Далее в работе раскрывается, как стереотипы и ритуалы становятся основой обычаев — еще одной формы регуляции поведения, которая вырабатывается, воспроизводится в сообществе и является привычной для его членов на протяжении длительного времени. Обычаи служат средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, позволяют не только осуществлять отбор информации и опыта, сохранять их, но и обновлять, они регламентируют поведение индивидов, поддерживают внутригруп

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.005 с.)