Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Психологическое наблюдение за спортсменами в период соревновательной деятельности
2.1. Психологическое состояние спортсменов в период подготовки к соревнованиям. Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как пред рабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Именно таким исследованием мы и занялись. Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность - это одно из важнейших условий положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими (т.е. повышают жизнедеятельность организма) и астеническими (угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме). Наша команда провела анкетирование, в котором приняли участие 10 футболистов, защищающих честь РЭУ им. Плеханова. Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов: касающиеся занятий спортом и физической культурой в университете и самостоятельных занятия обучающихся вне университета. Начать игру надо в темпе и постараться быстро захватить инициативу. Хорошо, если с первой попытки удастся заранее подготовленная эффективная стандартная комбинация, она вызовет в стане соперника настороженность. Уже с начала игры желательно продемонстрировать смелость, решительность и бескомпромиссность в единоборствах. Дружное начало наверняка задаст высокий эмоциональный фон всей игре. А если на первых же минутах соперничества удастся и материальный перевес получить (забить гол), то можно не только вызвать в рядах соперников некоторую растерянность, а и сломать их игру, нарушить тактические планы. Желание играть у футболистов огромно. Перед началом матча они оживлены и эмоционально возбуждены — так и рвутся поскорее выйти на поле! Тем не менее одним удается сохранять уверенность и внешнее спокойствие, другие излишне волнуются, нервничают, переживают. Некоторое предстартовое волнение вполне обоснованно и оправданно, поскольку равнодушных к игре среди них нет и не должно быть. Но излишнее волнение может помешать самым горячим правильно действовать на поле тактически. На вопрос, касающийся эмоционального фона посещающих занятие, то большинство респондентов (50%) испытывает приподнятое настроение, 40% находятся в спокойствия. В тоже время оставшиеся 10% отмечают напряжение и волнение.
Стимулирующее влияние на спортсменов оказывает присутствие на соревнованиях и тренировках других (особенно – значимых) людей. Однако нередко наблюдается и обратный эффект. Например, если футболист знает, что за ним наблюдает тренер сборной и решает, стоит ли брать его в команду, эффективность игры спортсмена может снизиться из-за чрезмерного старания показать себя. Здесь следует учитывать наблюдение академика В. М. Бехтерева, который выделял людей социально возбудимых, социально тормозимых и индифферентных. Высокотревожные спортсмены скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие болельщиков, чем низкотревожные, а спортсмены с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно. Большое значение имеет степень сложности и прочности навыков: простые и прочные навыки в присутствии других людей в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации могут выполняться хуже. Мы хотели узнать, какие чувства испытывает спортсмен во время игры на поле. Влияние болельщиков на состояние футболистов, во время игры, опрашиваемые оценили следующим образом: 60% - поддерживают, 40% - безразлично. А вот присутствие близких, родственников, друзей и любимых для 60% это является важным и играет большую роль, для 20% отвлекает и не дает сконцентрироваться и для 20% - является безразличным. Уверенность в победе- это так называемый пласт знаний и умений, применимых каждым спортсменом в игре. Нашу силу во многом определяет сила духа. Благодаря ей мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия, становимся сильными, харизматичными и способными на поступок. 20% нами опрошенных футболистов полностью уверены в победе до начала игры, 70% - немного находятся в состоянии волнения, а 10% не уверены в победе.
Необходимое условие успешной работы команды является ее сплоченность. Большинство опрошенных нами футболистов считают свою команду сплоченной. Это говорит о том, что сплоченная команда, в отличии от группы лишь совместимых людей, способна успешно преодолевать кризисы на пути своего развития. Монолитность команды во многом зависит от взаимоотношений игроков в процессе игры. Никто не должен сразу же реагировать на ошибки партнера негативно. Надо продолжать играть так, будто ничего не случилось. А как благотворно действует на игрока поддержка товарищей! В игре не должно быть упреков в адрес партнера, тем более грубого выражения недовольства: ведь каждое — даже малейшее проявление несдержанности не только выводит из равновесия, допустившего ошибку, но и портит настроение всем остальным. Даже ошибка, стоившая гола, не должна расстраивать партнеров, вызывать грубой и недостойной футболистов реакции. Испортить настроение партнеру — значит испортить его игру. Кто является не менее важным человеком в жизни и карьерной деятельности спортсмена? Конечно же тренер. Это человек, который обладает уникальным специфичным переплетением навыков и умений. Авторитет тренера в значительной степени зависит от высокого уровня сформированности его организаторских и коммуникативных умений. При этом особо важен характер взаимодействии тренера с воспитанниками в процессе организации спортивной игры. 80% опрошенных футболистов считают, что критика со стороны тренера их мотивирует и лишь 20% - что нет. Главные средства воздействия тренера на психику футболиста — слово, голос, интонация. Слово тренера может поднять игрока на спортивный подвиг, а может и свести все усилия на нет. Слово тренера должно быть справедливым, убедительным, доходчивым и верным. В нем — не место упрекам, бестактности, грубости. Голос тренера должен меняться в зависимости от обстоятельств и от того, с кем наставник ведет разговор. Но в принципе он должен сохранять среднюю тональность и не переходить ни на высокие ноты, ни (тем более) на грубый окрик или крик. Надо знать, когда повысить, а когда снизить тон. Успехи в спорте во многом зависят от системы спортивной тренировки. Отличие отечественной системы спортивной тренировки состоит в ее оздоровительной направленности. Она характеризуется прогрессивными принципами, научным подбором средств и методов, высоким уровнем организации педагогического и врачебного контроля, обеспечения необходимых гигиенических условий. Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользуются понятиями «тренированность» и «спортивная форма». Состояние тренированности отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием тренировочных нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособности. Тренированность есть мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая тренировкой. Футболисты РЭУ им.Плеханова на вопрос о том, какое количество времени тратят спортсмены в день на тренировки, ответили, что в среднем: 1,5 часа. Футбол способствует развитию молодых людей, совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера, как творческая активность, ответственность за порученное дело, целеустремленность. А это, безусловно, очень важно. Человек, обладающий такими качествами, способен принести большую пользу обществу. Футбол - это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Как заметил лучший футболист современности, бразилец Пеле, «футбол-это трудная игра, ведь в нее играют ногами, а думать надо головой». Футбол - это искусство. Пожалуй, ни один вид спорта не может с ним сравниться по популярности. В анкете был представлен вопрос: какую цель они преследуют в спорте. 40% респондентов ставят перед собой несколько целей: занимать лидирующие места на соревнованиях и повышать личные силовые показатели. 20% - лишь занимать лидирующие места на соревнованиях, 30%- повышать личные силовые показатели и всего 10% -интересует сам процесс игры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.006 с.) |