Особенности правового регулирования иностранных инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций



Степень развития нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс оказывает существенное влияние на инвестиционный климат страны.

Привлечение иностранного капитала в страну и его функционирование в настоящее время регулируется довольно большим количеством документов, которые подразделяются на четыре основных группы:

· международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия;

· базисные нормативные акты общефедерального характера;

· нормативные документы непосредственно регулирующие приток и деятельность иностранного капитала в России, в том числе подзаконные акты федеральных министерств и ведомств; региональные нормативные акты;

· региональные нормативные акты.

Россия является участницей ряда международных договоров и конвенций и соглашений, которые направлены на защиту поощрение взаимных инвестиций.

Многосторонние соглашения. Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами была подготовлена при участии Всемирного банка, действует с 1966 г. и предусматривает создание Международного центра урегулирования инвестиционных споров при МБРР в Вашингтоне (International Center for the Settlement of Investment Disputes — ICSID). Число государств — участников конвенции близко к ста, в случае возникновения разногласий между ними и действующими на их территории иностранными инвесторами последние могут не прибегать к защите страны своего происхождения, а обратиться в международный центр. Россия подписала Вашингтонскую конвенцию в 1992 г.

Другим важнейшим документом является Сеульская конвенция 1985 года, вступившая в силу в 1988 г. Благодаря ей, система частного и государственного страхования дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. Во исполнение этой конвенции создано Многостороннее агентство гарантий инвестиций, В функции агентства входит заключение договоров страхования и перестрахования некоммерческих рисков, которым могут подвергнуться инвестиции стран - участниц конвенции. Агентство также может выделять дополнительные ассигнования в целях расширения притока инвестиций в развивающиеся страны — участницы конвенций, которые рассматриваются как развивающиеся в интересах конвенции. Россия подписала и ратифицировала Сеульскую конвенцию в 1992 г.

Двусторонние соглашения. К ним относятся соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций. По типовому проекту таких договоров Россией, в последние годы, были подписаны соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией и др..

К двусторонним соглашениям относятся также нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила такие соглашения, — Германия, США, Великобритания, Франция, Япония, и др. (всего более 70 государств).

Документы общефедерального характера в большинстве своем не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм, однако не вызывает сомнения, что деятельность иностранного капитала в России в первую очередь должна подчиняться именно им. Среди них - гражданский, налоговый, таможенный и другие кодексы, законы о таможенном тарифе, о приватизации, об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и многие другие.

К документам, напрямую регулирующим деятельность иностранного капитала и нерезидентов, работающих на территории России, относится наибольшее число документов, среди которых законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения правительства, а также подзаконные нормативные правовые акты министерств и ведомств - инструкции, приказы и т. д. Цель и задача последних состоит главным образом в детализации, разъяснении и (или) уточнении механизма действия статей законов, указов и постановлений.

Кратко рассмотрим основные нормативно-правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции в российскую экономику.

В июле 1999 г. вступил в силу Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»,который регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. Отношения же, складывающиеся в результате зарубежных инвестиций в банки и иные кредитные учреждения, в страховые организации, а также в некоммерческие организации, в том числе образовательные, благотворительные или религиозные, этим законом не регулируются. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях. Закон предполагает привести в соответствие с ним иные нормативные акты страны.

В законе вводится понятие «приоритетный инвестиционный проект» это проект, включенный в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень.

В декабре 1995 года вступил в силу Закон «О соглашениях о разделе продукции» № 225 –ФЗ. Данный закон имеет непосредственное отношение к привлечению иностранных инвестиций. Соглашение о разделе продукции заключается между государством и инвесторами, является договором, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на указанном в соглашении участке недр и на ведение связанных с этим работ. Инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Перечень участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть представлено инвесторам, устанавливается федеральными законами.

Раздел продукции в соответствие с соглашением предполагает определение:

· общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

· частей продукции приходящихся на долю государства и инвестора.

Инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей за исключением:

· налога на прибыль, где налогообложения является стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору на условиях соглашения;

· платежей за пользование недрами;

· платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников – граждан России;

· платежей в государственный фонд занятости населения.

Статус закона – действует со значительными дополнениями и ограничениями.

Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть передано на условиях раздела продукции» от 21.07.97. № 112-ФЗ определяет месторождения полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Следующим законом, который можно отнести к регулированию иностранных инвестиций в экономику России, можно отнести ФЗ «О лизинге» от 29.10.98 № 164 –ФЗ. Устанавливает следующее понятие: международный лизинг, при котором лизингополучатель или лизингодатель являются нерезидентами России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.01 с.)