Сущность банковского менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность банковского менеджмента



В самом общем виде под банковским менеджментом понимается система управления коммерческим банком, ориентированная на оптимизацию прибыли, снижение расходов и повышение устойчивости в быстро изменяющихся условиях финансового рынка.

Банковский менеджмент следует рассматривать, во-первых, как объективно существующий раздел общей теории управления со свойственным набором принципов, методов и приемов; во вторых, как процесс управления реально существующей кредитной организации, с целью повышения эффективности выполняемых операций.

Выделение менеджмента как отдельную научную дисциплину вполне обосновано. Дело в том, что банковские технологии значительно отличаются от технологий предприятий производственной сферы и сферы услуг.

Спецификой банка как предприятия является то, что банк осуществляет свою деятельность на финансовом рынке в качестве посредника, который обеспечивает движение временно свободных денежных средств к юридическим и физическим лицам, которые испытывают потребность в этих ресурсах. Кроме того, банки выполняют также посредническую функцию в проведении денежных расчетов. Следует отметить, что перечисленные виды операций являются исключительно банковскими.

Таким образом, банки выполняют важные общественные функции. С одной стороны, в банках хранятся денежные средства юридических и физических лиц, с другой стороны, банки активно используются государством в системе денежно-кредитного регулирования экономики.

Деятельность коммерческого банка проходит на фоне постоянно изменяющейся общеэкономической, а также социально – политической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на общеэкономическую устойчивость кредитной организации. В связи с этим основное внимание коммерческого банка должно быть сосредоточено на организационно – экономических мероприятиях, комплексной оценки финансово – экономической политики банка, на совершенствовании информационно – аналитического обеспечения и банковских финансовых технологий.

Банковский менеджмент, представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением маркетинговой деятельностью, а также управлением персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами банковский менеджмент – это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

Финансовый менеджмент охватывает управление формированием банковского капитала и его размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка в рамках достижения генеральной цели любого банка – обеспечение защиты интересов клиента при получении максимальной прибыли с минимальными рисками.

Эту же генеральную цель преследует и управление персоналом. Но работа с людьми помимо общих знаний, опыта, конкретного подхода требует от руководителя такта и умения создать сильный профессиональный коллектив, в котором каждый его член смог бы максимально реализовать свои возможности. Научной основой управления персоналом является психология и деловая этика.

Эти две сферы управленческой деятельности банков связаны и взаимообусловлены, но в то же время каждая из них имеет самостоятельное значение.

Как управленческая деятельность банковский менеджмент представляет собой систему, включающую следующие элементы: объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение.

Объектом управления являются:

- операции, совершаемые банком (активные, пассивные и забалансовые), в результате чего банк добивается достижения целей и задач;

- результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи;

- персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.

В последние годы в связи с усложнением банковского дела и усилением конкуренции в банковской сфере объект управления стал всё больше включать качественные процедуры деятельности банка. Это означает управление не только объёмами активов и пассивов, но и их качеством, т.е. рискованностью, ликвидностью и прибыльностью.

Субъекты банковского менеджмента можно подразделить на внешние и внутренние. К внешним субъектам относится государство в лице законодательного органа и Банк России как надзорный орган. Управление ими банковской системой и конкретными банками осуществляется посредством принятия определённых законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Цель такого управления, сводящегося к правовому регулированию, надзору и контролю – обеспечить устойчивость банковской системы, доверия к ней общества.

Такое управление не касается принятия банком самостоятельных решений в процессе своей деятельности. Эту задачу решают внутренние органы управления банка (Совет директоров и исполнительное руководство (менеджмент) банка). Менеджмент банка включает высший исполнительный орган (Правление банка), руководителей функциональных и управленческих подразделений, а также комитетов (Кредитного комитета, Казначейства, Службы внутреннего контроля и т.д.).

Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов (коэффициентов), регулирующих деятельность банка.

К общебанковским инструментам относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты, методики и т.д. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности и т.д. Использование каждого инструмента сопровождается применением соответствующих процедур, т.е. определённых действий. Банковская политика как инструмент предполагает использование таких процедур, как изучение сложившегося состояния банка и потребностей клиентов; постановка целей и задач развития банка; разработка предложений каждым подразделением по достижению этих целей и задач; обсуждение и координация выдвинутых предложений, принятие решений.

Предметом банковского менеджмента как науки управления является исследование законов и закономерностей жизнедеятельности коммерческих банков, а также система отношений, возникающих в трудовом коллективе коммерческого банка и окружающей его среде.

Предметом банковского менеджмента как практики управления является исследование процессов, связанных с выполнением банковских технологий: управление финансовой деятельностью, управление кадрами, контроль и анализ хозяйственной деятельности, маркетинговое управление и др.

Метод банковского менеджмента – это научный анализ поведения специалистов кредитной организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации, совокупность подходов, позволяющих выявлять и решать возникающие управленческие проблемы.

Наряду с традиционными методами, которые используются во всех дисциплинах, для банковского менеджмента особенно важным является метод системного анализа, под которым понимается рассмотрение банковского управления как совокупности отдельных взаимосвязанных задач.

Необходимость применения данного метода объясняется укрупнением масштаба кредитных организаций, которая в ряде случаев приводит к ухудшению управляемости. Применение системного подхода для анализа деятельности кредитной организации требует применения последних достижений в области математического моделирования и анализа управленческой деятельности в сфере принятия и реализации управленческих решений.

Другим важным методам банковского менеджмента является метод эксперимента, который позволяет на практике определить состоятельность той или иной точки зрения по проблемам управления кредитной организации.

С точки зрения практики, банковский менеджмент следует определить как способ решения возникающих управленческих проблем и приемы управленческой работы.

Грамотность и профессионализм менеджера можно определить по богатству его управленческого инструментария и опыта, а также потому, на сколько своевременно и целесообразно он применяет его на практике.

Таким образом, с точки зрения практики, банковский менеджмент следует определить как совокупность способов решения менеджером возникающих управленческих проблем и приемов управленческой работы. Метод – это общее направление достижения поставленной цели. В том же случае, когда менеджер решает разовую задачу, следует говорить о способе.

Чрезвычайно важное значение в определении сущности банковского менеджмента принадлежит формулированию его целей и задач. Выделяют экономические и социальные цели банковского менеджмента. Экономическая цель банковского менеджмента состоит в максимизации стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объёмов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды. Социальная цели банковского менеджмента заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг, быстроте выполнения заявок, культуре обслуживания, а также в содействии банков развитию экономики посредством вложения ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, в экономику различных регионов. Указанные цели определяют и задачи банковского менеджмента, а именно:

– обеспечение рентабельной работы банка как хозяйствующего субъекта в условиях финансового рынка при обеспечении допустимого риска банковского бизнеса;

– обеспечение ликвидности банка при оптимизации объёма прибыли;

– обеспечение управления рисками;

– обеспечение конкурентной позицией банка в части общих итогов деятельности, а также в части банковского продукта и услуг;

– создание эффективной системы подготовки, переподготовки и расстановки специалистов, позволяющей наиболее полно реализовать их потенциальные возможности.

Следует отметить, что выбор целей в системе менеджмента имеет особое значение как для развития его теории, так и для практики, поскольку, в конечном счете, цели определяют его стратегию и тактику.

В соответствии с указанными целями банковский менеджмент ориентируется на достижение ряда количественных, качественных и социальных показателей.

Количественные показатели используются во всех сферах управления банковской деятельностью. К ним относятся: количество клиентов банка и их счетов, объем депозитов, кредитных вложений, инвестиций, операций и услуг, совершаемых банком, и т.д.

Качественные показатели характеризуют как работу банка с точки зрения клиентов по степени удовлетворенности последних объемом и структурой оказываемых услуг, так и результативность деятельности банка в виде рентабельности и производительности.

Социальные показатели характеризуют развитие профессионального уровня персонала банка, межличностные отношения, психологический климат в коллективе и др.

С точки зрения процесса управления содержание финансового менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование и контроль.

Каждая из составляющих финансового менеджмента нацелена на достижение целей банковского менеджмента.

Планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферы, масштабы и возможные результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов- прогнозов. Эти документы должны обеспечить коллективу банка общее понимание задач, стратегии и тактики их выполнения, представление о желаемых результатах деятельности.

Планирование определяет условия и границы, в которых предстоит работать коллективу. Оно позволяет координировать все стороны деятельности банка через сводные показатели посредством системы материального стимулирования труда, увязывать их выполнение с интересами коллектива. Планы позволяют определить направление поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке банковских услуг.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка:

перспективных планов, делающих акцент на формировании и размещении ресурсов в долгосрочной перспективе в целях достижения целей и задач, стоящих перед банком;

текущих планов (бизнес-планов), определяющих конкретные параметры деятельности банка в краткосрочной перспективе и реализующих долгосрочные цели и задачи банка.

В планах должны найти отражение: содержание стратегических целей и задач банка; анализ банковской и общеэкономической ситуации; постановка текущих задач; формулирование стратегии банка, т.е. общих подходов к достижению соответствующих задач; механизмы распределения ресурсов; формы контроля за выполнением плановых показателей.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый под определенным ракурсом. Главными направлениями анализа являются:

- оценка развития объемных показателей деятельности банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка;

- оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского кредита); стабильной и неустойчивой части депозитов; депозитов с устойчивой и колеблющейся ставкой и др. Анализ осуществляется на основе классификации отдельных статей ресурсов банка, расчета и изучения динамики структурных показателей, их сравнения с показателями других банков. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка, политики управления активами и пассивами;

- оценка состояния активов банка; объема, структуры и основных тенденций в развитии составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов); активов, приносящих и не приносящих доход; активов разной степени ликвидности и рискованности. Анализ осуществляется на основе классификации активов банка, расчета и изучения динамики структурных показателей; их сравнения с показателями других банков. Результаты анализа являются основой для разработки кредитной и инвестиционной политики банка, политики управления активами и пассивами;

- оценка ликвидности банка на основе: расчета финансовых коэффициентов и их сравнения с критериальными уровнями, выявления факторов, влияющих на изменение уровня показателей; определение степени сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам (ГЭП). Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью;

- оценка доходности банка на основе анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках с помощью расчета системы количественных и качественных показателей, характеризующих доходность и прибыльность банка, эффективность использования активов, структуру доходов и расходов банка. Этот анализ является основой для разработки политики в области управления прибыльностью банка;

- анализ и оценка деятельности банков- партнеров, позволяющие установить лимиты их кредитования.

Наряду с этими направлениями сводной аналитической работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям деятельности: анализ кредитного портфеля банка, портфеля ценных бумаг, кредитоспособности клиентов, достаточности собственного капитала, процентной маржи, прибыльности отдельных операций и подразделений, показателей ликвидности и др. Материалы проведенных аналитических процедур используются для выработки политики в области управления отдельными сферами деятельности банка.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, к обеспечению достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В этой связи система внутрибанковского регулирования направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установленных Банком России.

Вместе с тем система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления:

- совершенствование организационной структуры банка, в частности создания новых подразделений банка, обеспечивающих повышения качества управления (аналитические службы, отделы планирования, маркетинга и т.д.);

- разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исход из реально складывающейся ситуации;

- принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля;

- разработку мер по изменению объема и структуры портфелей банка (кредитного, депозитного, инвестиционного);

- изменение объемов резервных фондов, объема и структуры собственного капитала и т.д.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют Совет банка, менеджеры в соответствии с их полномочиями, также специальная служба внутреннего контроля, созданная в каждом банке в соответствии с указаниями Банка России. Главным назначением внутрибанковского контроля является защита интересов инвесторов, самих банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении действующего законодательства, нормативных актов Банка России и внутрибанковских положений и инструкций, отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Контроль – это оценка результатов, их измерение и корректировка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.026 с.)