Теории о происхождении и сущности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории о происхождении и сущности государства



План семинарского занятия:

1. Теории о происхождении государства. Их достоинства и недостатки

2. Теории о сущности государства. Их достоинства и недостатки

Термины для запоминания:

1. теологическая теория

2. патриархальная теория

3. договорная теория

4. теория насилия

5. психологическая теория

6. марксистская теория

7. расовая теория

8. диффузная теория

9. теория элит

10. технократическая теория

11. теория государства «всеобщего благоденствия»

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Заполните таблицу:

Название теории Представители, время появления Сущность теории Достоинства и недостатки
теологическая      
патриархальная      
договорная      
теория насилия      
психологическая      
социально-экономическая      
расовая      
инцестная      
спортивная      
диффузная      

 

2. Что объединяет следующие теории происхождения государства:

а) патриархальную и социально-экономическую,

б) теологическую и теорию насилия?

3. Приведите примеры влияния психологического фактора на процесс появления государства.

4. Приведите пример влияния экологического фактора на процесс появления государства.

 

Тест:

1. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор этой цитаты: «... Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых»:

а) теологической,

б) психологической

в) историко-материалистической

г) договорной

 

2. Теория, согласно которой государство возникло в результате увеличения численности и объединения семей.

а) Теория насилия

б) Патриархальная теория.

в) Органическая теория.

 

3. Теория, согласно которой государство является результатом действия сил природы, создавшей его наряду с человеком и обществом

а) Теория насилия

б) Патриархальная теория.

в) Органическая теория

 

4. Теория происхождения государства и права, представителями которой были Гоббс, Локк, Руссо, Дидро, Радищев, Пестель и др.

а) Естественно-правовая теория

б) Теория насилия

в) Органическая теория

 

5. Теория происхождения государства и права, представители которой считали, что государство и право покоятся на общественном договоре

а) Естественно-правовая теория

б) Теория насилия

в) Органическая теория

 

6. Теория происхождения государства и права, представители которой объясняют возникновение государства и права прежде всего социально-экономическими причинами

а) Органическая теория

б) Марксистская теория

в) Психологическая теория

 

7. Теория, согласно которой государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества

а) Теория элит

б) Технократическая теория

в) Марксистская теория

 

8. Теория, представители которой считают, что властвовать, управлять могут и должны только менеджеры

а) Теория элит

б) Технократическая теория

в) Марксистская теория

 

9. Теория, представители которой доказывают, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу

а) Теория элит

б) Технократическая теория

в) Марксистская теория

 

10. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

а) основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны, а второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Процесс возникнове­ния государств подобен процессу сотворения Богом мира; б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, образовались классы. Потребовалась сила, чтобы управ­лять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защища­ла интересы богатых. Такой силой стало государство; в) человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помо­щью государства и законов; г) после многолетних кровавых споров о том, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие — их слушаться, платить налоги, нести военную службу; д) государство происходит из семьи в результате ее разрастания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи; е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильна потребность вла­ствовать, а у других — подчиняться. Народ — пассивная масса, предназ­наченная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лиде­ров, правителей, хозяев.

 

11. Соответствие между представителями и теориями происхождения государства:

1. Галлер а) договорная

2. Аристотель б) патриархальная

3. Гоббс в) патримониальная

4. Энгельс г) марксистская

 

12. Соответствие между представителями и теориями происхождения государства:

1. Энгельс а) психологическая

2. Фрейд б) теологическая

3. Руссо в) договорная

4. Ф.Аквинский г) материалистическая

 

Функции государства

План семинарского занятия:

1. Понятие функций государства.

2. Классификация функций государства по различным основаниям. Сравнительный анализ классификаций функций государства

3. Формы осуществления функций государства

Термины для запоминания:

1. внешние функции

2. внутренние функции

3. государственные функции

4. охранительные функции

5. формы осуществления функций государства

6. правовые формы осуществления функций государства

7. организационные формы осуществления функций государства


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Какие факторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития?

2. Влияют ли на функции государства административно-территориальное устройство, степень демократизации общества, сущность и социальное назначение государства, правовая культура общества?

3. Приведите примеры различных форм реализации экономической политики государства (финансовая деятельность, приватизация, промышленное производство).

4. Приведите примеры из истории страны, когда государство осуществляло свои функции не опираясь на позитивное право, действовало на основе произвола.

5. Целесообразно ли, по Вашему мнению, разделять функции государства на внешние и внутренние?

6. В периодической печати найдите характеристики выполнения отечественным государством экономических, экологических, политических функций, а также функций, направленных на развитие науки, образования, культуры.

7. Какие методы осуществления функций государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Какие формы реализации функций государства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

Тест:

1. Что относится к внешним функциям государства?

а) оборона

б) захват территории

в) дипломатическая функция

г) функция взаимопомощи

д) поддержание мира

е) защита государственного строя

ж) экологическая функция

2. Какая функция не является государственной

а) Социальная

б) Политическая

в) Религиозная

г) Экономическая

д) Все ответы верны

 

3. Функции государства – это:

а) методы осуществления государственной власти,

б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом,

в) виды государственной деятельности,

г) объективные трудности, решение которых представляет существенный интерес для общества и входит в круг полномочий государства.

 

4. Укажите, какая из функций является регулятивной:

а) экономическая

б) охраны правопорядка

в) экологическая

г) защиты государства от внешней угрозы

 

5. Укажите, какие факторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития:

а) административно-территориальное устройство

б) степень демократизма

в) национально-государственное устройство

г) сущность и социальное назначение государства

 

6. Назовите современное понимание социального назначения государства:

а) утверждение нравственности в обществе

б) обеспечение общей безопасности

в) воплощение всеобщей свободы

г) достижение социального компромисса в условиях верховенства права

 

7. Укажите, какая из функций государства является важнейшей для демократических стран на современном этапе:

а) экономическая

б) идеологическая

в) охраны прав и свобод граждан

г) насилия

 

8. Назовите одну их охранительных функций государства:

а) функция взаимодействия с другими государствами

б) экологическая

в) хозяйственная

г) культурно-воспитательная

 

9. Укажите, к какой функции государства относится деятельность по развитию сети общеобразовательных учреждений:

а) экологической

б) социальной

в) охраны законности и правопорядка

г) экономической

 

10. Укажите, проявлением какой их функций государства является его участие в военно-политических блоках и союзах:

а) защиты общества и государства от внешней угрозы

б) взаимодействия с международными организациями

в) взаимодействия с другими государствами

г) идеологической

 

11. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является принятие Государственной Думой Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»:

а) правотворческой

б) правоисполнительской

в) правоохранительной

г) нет верного ответа

 

12. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является участие войск РФ в составе миротворческого контингента сил ООН в Боснии:

а) защиты общества и государства от внешней угрозы

б) взаимодействия с международными организациями

в) взаимодействия с другими государствами

г) легализованного осуществления принуждения в отношении отдельных социальных групп и индивидов.

 

13. Соответствие между понятием организационных форм осуществления функций государства и их значением:

1. организационно-регламентирующая а) оперативно-техническая и хозяйственная работа

2. организационно-хозяйственная б) разъяснение вновь изданных нормативных актов, формирование общественного мнения

3. организационно-идеологическая в) текущая работа по обеспечению функционирования органов государства

 

Форма государства

План двух семинарских занятий по данной теме:

Семинар №1

1. Понятие формы государства, ее элементы

2. Понятие формы правления

3. Монархия и ее виды

 

Семинар №2

4. Республика и ее виды

5. Понятие формы государственного устройства.

6. Федеративное, конфедеративное и унитарное государства: их сравнительный анализ

7. Политико-правовой режим как элемент формы государства. Демократический, тоталитарный, авторитарный и другие политические режимы

 

Термины для запоминания:


1. форма государства

2. форма правления

3. форма государственного устройства

4. политический режим

5. монархия

6. республика

7. дуалистическая монархия

8. парламентарная монархия

9. президентская республика

10. парламентарная республика

11. федерация

12. унитарное государство

13. конфедерация

14. авторитарный политический режим

15. демократия

16. президент

17. глава государства

18. сецессия


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Пользуясь справочной литературой определите все элементы формы государства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим) указанных ниже государств и заполните следующую таблицу:

 

государство форма правления форма гос. устройства политический режим
Австрия      
Бельгия      
Бразилия      
Великобритания      
Дания      
Израиль      
Иордания      
Испания      
Италия      
Канада      
Катар      
Китай      
Колумбия      
Кувейт      
Марокко      
Мексика      
Норвегия      
Оман      
Россия      
Саудовская Аравия      
США      
Украина      
Франция      
ФРГ      
Швейцария      
Швеция      
Япония      

2. Какие факторы определяют существование в том или ином государстве конкретной формы правления?

3. Всегда ли монархия менее предпочтительна, чем республика? Ответ аргументируйте.

4. Что такое контрасигнация? В какой стране она существует и в чем заключается ее назначение?

5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?

6. В чем особенности России как федерации?

7. Приведите примеры конфедераций. Дайте характеристику конфедерации.

8. Что такое автономия? Приведите примеры автономий. Выделите формы автономий.

9. Экономисты считают, что в условиях тоталитарного общества рынок труда появиться не может. Согласны ли Вы с этим мнением?

10. Почему тоталитарные режимы недолговечны? Поясните на конкретных примерах.

11. Какие черты гражданского общества влияют на форму государства?

12. Как влияет сущность государства (особенно классовая) на его форму?

13. В Конституции РФ найдите нормы, в наибольшей степени отражающие классовые интересы наемных рабочих, буржуазии (частных собственников средств производства, аппарата управления).

14. Найдите в периодической печати статьи, характеризующие деятельность Российского государства. Выделите стороны этой деятельности, направленные на реализацию объективных интересов различных социальных групп общества.

15. Чьи классовые интересы выражает политика социальной защиты общества? Насколько она способствует прогрессивному развитию страны?

16. Проанализируйте организацию верховной власти в РФ согласно Конституции РФ и состояния реальной деятельности государства. Признаки каких форм правления в ней закреплены?

17. Достаточно ли характеризовать государство только с точки зрения формы правления и государственного устройства? Обоснуйте Ваш ответ.

18. Какая наука занимается анализом и классификацией политических режимов?

19. Какой политический режим характерен в данное время для России?

20. Что такое содружество? Каковы его признаки и цели?

 

Тест:

1. Государственное устройство - это:

а) принципы организации государственной власти;

б) уровень гарантированности прав и свобод;

в) административно-территориальная организация государственной власти;

г) все ответы неверны.

 

2. Конфедерация - это:

а) союз независимых государств;

б) единое государство с административно-территориальным делением;

в) государство, имеющее в своем составе республики и автономные единицы;

г) все ответы неверны.

 

3. Унитарное государство характеризуется:

а) автономностью субъектов

б) авторитетностью центра

в) временным характером существования

г) все ответы неверны.

 

4. Какая форма государственного устройства обладает многоуровневой системой власти

а) унитарное государство

б) федерация

в) конфедерация

 

5. Республика характеризуется:

а) сильной концентрацией власти в одних руках

б) наличием конституции

в) наличием законодательного органа

г) ответы б, в

 

6. Какая форма правления характерна для развитых стран

а) конституционная монархия

б) республика

в) абсолютная монархия;

г) ответы а, б

 

7. Исключить несуществующий вид республики:

а) конституционная республика

б) смешанная республика

в) президентская республика

г) парламентская республика

 

8. Конституционные монархии бывают:

а) абсолютными

б) деспотическими

в) парламентарными

г) президентскими

 

9. Россия - это:

а) президентская республика

б) смешанная республика

в) парламентская республика.

 

10. В парламентской республике правительство:

а) представляется президентом, а утверждается парламентом

б) формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой

в) формируется парламентским большинством, а распускается президентом

 

11. Какой из видов субъектов федерации НЕ представлен в Российской Федерации:

а) область

б) автономная область

в) автономный край

г) город федерального значения

д) край

12. Политический режим - это:

а) принципы организации государственной власти

б) уровень гарантированности прав и свобод

в) административно-территориальная организация государственной власти

г) все ответы неверны.

 

13. Авторитаризм характеризуется:

а) ущемление прав во всех сферах жизни общества

б) ущемление политических прав общества

в) свобода общества во всех сферах

г) все ответы неверны

 

14. Тоталитаризм характеризуется:

а) ущемление прав во всех сферах жизни общества;

б) ущемление политических прав общества;

в) свобода общества во всех сферах;

г) все ответы неверны.

 

15. Совокупность приемов, способов и методов, с помощью которой осуществляется государственная власть:

а) форма правления

б) политический режим

в) функции государства

г) правильного ответа нет

 

16. Какие из перечисленных политических режимов существовали и известны истории:

а) аристократический

б) бонапартистский

в) военно-полицейский

г) теократически-монархический

д) «просвещенного абсолютизма»

е) правильного ответа нет

ж) все ответы правильные

 

17. Когда и где впервые возник фашизм

а) в 1920 г., в Германии

б) в 1919 г., в Италии

в) в 1921 г., во Франции

г) в 1920 г., в Испании

 

18. Что не относится к основным характеристикам демократического режима:

а) политический плюрализм

б) наличие гражданского общества

в) разделение властей

г) правильного ответа нет

 

19. Государство, в котором власть передается по наследству, называется:

а) унитарным государством

б) монархией

в) авторитарным государством

г) республикой

д) федеративным государством

 

20. Признаки тоталитарного политического режима:

а) слияние партийного и государственного аппарата

б) полный контроль над средствами массовой информации

в) политическому контролю подлежит только политическая сфера общества

г) децентрализация государственной власти

д) признание и осуществление принципа разделения властей

е) систематический массовый террор

ж) нетерпимость к инакомыслию

 

21. Тоталитаризм – это…

а) политическая система (строй) общества в целом

б) политический режим

в) характер функционирования государственной власти

г) форма государства

д) форма правления

 

Контрольная работа №1

 

Для контроля знаний студентов, после изучения комплекса тем планируется проведение промежуточной контрольной работы, общая тема которой «Некоторые аспекты теории государства». Данная работа будет охватывать темы с 1 по 5 и включать 3 задания по изученным темам.

Для выполнения первого задания Вам необходимо будет кратко осветить теоретический вопрос по изученным темам. Вопросы, которые будут представлены на данной контрольной работы соответствуют вопросам планов семинарских занятий.

Второе задание предполагает знание терминов и понятий. Вам может быть дано от 1 до 3 терминов, а Вы должны будете написать к ним определения. Третье задание предполагает ответы вопросы тестового характера.

Критерии контрольной работы следующие:

Ø оценка «отлично» предполагает полный, конкретный, логически связанный ответ на 1 вопрос, будет приветствоваться указание студентом проблемных вопросов по данной теме и выражение собственного мнения автора. Для ответа на данный вопрос студент помимо лекции должен использовать различную литературу. Студент должен также правильно определить термины, предложенные ему во втором задании и ответить правильно не менее, чем на 80% вопросов теста. Оценка «отлично» соответствует _____ баллам по рейтинговой системе.

Ø оценка «хорошо» предполагает полный, конкретный, логически связанный ответ на 1 вопрос, изложенным по материалам лекции. Студент должен также правильно определить термины, предложенные ему во втором задании и ответить правильно не менее, чем на 70% вопросов теста. Оценка «хорошо» соответствует _____ баллам по рейтинговой системе.

Ø оценка «удовлетворительно» предполагает ответ на первый вопрос, имеющий отдельные недостатки – неполное изложение, частичное отступление от заданного вопроса, непоследовательное изложение вопроса и др. Студент должен тем не менее правильно определить термины, предложенные ему во втором задании и ответить правильно не менее, чем на 60% вопросов теста. Оценка «удовлетворительно» соответствует _____ баллам по рейтинговой системе.

Ø оценка «неудовлетворительно» предполагает наличие одного из перечисленных условий:

· отсутствие или неясное понимание первого вопроса студентом,

· неверные определения терминов по второй части работы,

· неправильные ответы более, чем на 50 % тестовых заданий

Оценка «неудовлетворительно» должна быть пересдана до окончания курса. Студент, не выполнивший контрольную работу или не пересдавший неудовлетворительно выполненную контрольную работу, не допускается до экзамена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.165 с.)