Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи.



СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи.

Цели изучения темы: научиться различать понятия язык и речь, языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.

 

Литература.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева. Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону, 2000.-С.46-56.

2. Введенская Л.А., Червинский. П.П.Теория и практика русской речи /Новые темы в программах для школы и вуза. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.45-46.

3. Русский язык и культура речи /Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.- С.8-31.

4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учеб ник. – М., 2004. – С.6-16.

5. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.О. Юрченко, - Улан-Удэ, 2005. – С. 13-16.

 

Задания по теме

 

Задание 1. Внимательно прочитайте таблицу 1. Подготовьте устный комментарий к таблице, используя рекомендованную литературу.

 

Таблица 1

ЯЗЫК РЕЧЬ
1) абстрактен (содержит абстрактные аналоги единиц речи) 1) материальна (акустически и визуально: слух, зрение)
2) имеет уровневую организацию, вертикальное, виртуальное устройство 2) линейна (горизонтальная последовательность слов, актуализированное устройство)
3) нет 3) отнесена к объектам действительности, может быть истинной или ложной
4) абстрактен, воспроизводим 4) конкретна, неповторима
5) потенциален 5) актуальна
6) инвариантен 6) вариантна
7) отражает опыт коллектива 7) отражает опыт индивидуума
8) объективен и обязателен 8) субъективна и произвольна
9) независим от обстановки 9) ситуативно обусловлена
10) статическое явление 10) динамична, развертывается во времени и пространстве
11) ограничен набором составляющих 11) бесконечна

 

Задание 2. Найдите единицы, находящиеся за рамками литературного языка. В каких предложениях оправдано употребление таких единиц? Объясните свой выбор.

1. …Одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе (Н.В. Гоголь).

2. А Макс глотнул еще фанты и форматнул крутейший винт… (из Интернета).

3. Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит? (из анекдота).

Задание для самоконтроля

Заполните схему, приведите примеры.

 

Лексика, находящаяся за рамками литературного языка
 
     
Примеры: Примеры: Примеры:

Тема 5. Речевое общение.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева. Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону, 2000.-С.163-210.

2. Русский язык и культура речи /Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.- С.16-51.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учеб ник. – М., 2004. – С.28-61.

4. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.О. Юрченко, - Улан-Удэ, 2005. – С. 64-71.

 

Задания по теме

Задание 1. Определите свой стиль общения по тесту «Ваш стиль общения» (О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 203-207).

 

Задание 2. Произнесите перед зеркалом отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Проделайте следующие упражнения с этим отрывком.

 


Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас –

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой дитя, судьбой монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, -

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ- могил!

Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнёс:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.


 

1. Передает ли мимика вашего лица чувства, обуревающие героя поэмы? Внесите изменения в мимику, чтобы она правильно передавала соответствующие эмоции.

2. Проследите за жестами, которыми вы сопровождаете воспроизведение отрывка. Придают ли они большую выразительность при передаче слов Мцыри? Внесите коррективы в свою жестикуляцию.

3. Какую позу вы считаете наиболее подходящей для этой части монолога Мцыри?

Задание для самоконтроля

 

Заучите наизусть этот отрывок. Воспроизведите его с учетом результатов выполнения задания 2.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи.

Цели изучения темы: научиться различать понятия язык и речь, языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.

 

Литература.

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева. Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону, 2000.-С.46-56.

2. Введенская Л.А., Червинский. П.П.Теория и практика русской речи /Новые темы в программах для школы и вуза. – Ростов-на-Дону, 1997. – С.45-46.

3. Русский язык и культура речи /Под ред. В.И. Максимова. - М., 2000.- С.8-31.

4. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учеб ник. – М., 2004. – С.6-16.

5. Русский язык и культура речи: Учеб.-метод. пособие / Сост. О.О. Юрченко, - Улан-Удэ, 2005. – С. 13-16.

 

Задания по теме

 

Задание 1. Внимательно прочитайте таблицу 1. Подготовьте устный комментарий к таблице, используя рекомендованную литературу.

 

Таблица 1

ЯЗЫК РЕЧЬ
1) абстрактен (содержит абстрактные аналоги единиц речи) 1) материальна (акустически и визуально: слух, зрение)
2) имеет уровневую организацию, вертикальное, виртуальное устройство 2) линейна (горизонтальная последовательность слов, актуализированное устройство)
3) нет 3) отнесена к объектам действительности, может быть истинной или ложной
4) абстрактен, воспроизводим 4) конкретна, неповторима
5) потенциален 5) актуальна
6) инвариантен 6) вариантна
7) отражает опыт коллектива 7) отражает опыт индивидуума
8) объективен и обязателен 8) субъективна и произвольна
9) независим от обстановки 9) ситуативно обусловлена
10) статическое явление 10) динамична, развертывается во времени и пространстве
11) ограничен набором составляющих 11) бесконечна

 

Задание 2. Найдите единицы, находящиеся за рамками литературного языка. В каких предложениях оправдано употребление таких единиц? Объясните свой выбор.

1. …Одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе (Н.В. Гоголь).

2. А Макс глотнул еще фанты и форматнул крутейший винт… (из Интернета).

3. Эй, чувак, как бросить кости на Пешков-стрит? (из анекдота).

Задание для самоконтроля

Заполните схему, приведите примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.013 с.)