Лабораторная работа «Проектирование пользовательского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторная работа «Проектирование пользовательского



ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Методические указания

к лабораторному практикуму

 

 

Специальность 080801.65 – Прикладная информатика


СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа «Проектирование пользовательского

интерфейса»............................................................................................. 4

1. Цель работы.......................................................................................... 4

2. Программно-техническая платформа.............................................. 4

3. Теоретическая часть............................................................................ 4

4. Перечень заданий к лабораторной работе..................................... 16

5. Порядок выполнения лабораторной работы................................ 20

6. Содержание отчета по лабораторной работе............................... 23

Лабораторная работа «Разработка диаграмм потоков данных

с использованием CASE-технологии»............................................ 24

1. Цель работы........................................................................................ 24

2. Программно-техническая платформа............................................ 24

3. Теоретическая часть.......................................................................... 24

4. Перечень заданий к лабораторной работе..................................... 27

5. Порядок выполнения лабораторной работы................................ 29

6. Содержание отчета по лабораторной работе............................... 39

Список литературы.............................................................................. 40

Приложения........................................................................................... 41


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Проектирование

Пользовательского интерфейса»

Цель работы

Целью работы «Проектирование пользовательского интерфейса» является закрепление навыков в области разработки иерархического меню, проектирования экранных форм и отчетов при создании АРМ управленческого персонала. В ходе работы студенты приобретают практические навыки проектирования стандартного интерфейса Windows (многоуровневое меню, формы, отчеты) с помощью средств MS Access 2003.

Программно-техническая платформа

В качестве программного обеспечения используются приложения Microsoft Office 2003 Microsoft Access 2003 и Microsoft Word 2003.

Минимальные требования к технической платформе: персональный компьютер Pentium III и выше, 128 Мб оперативной памяти.

Теоретическая часть

Проектирование отчетов

Отчет представляет собой наилучшее средство для представления информации из базы данных в виде печатного документа. По сравнению с другими средствами вывода информации на печать отчеты обладают двумя принципиальными преимуществами:

· они предоставляют широкие возможности для группирования и вычисления промежуточных и общих итогов для больших наборов данных;

· отчеты могут быть использованы для получения красиво оформленных счетов, заказов, материалов для презентаций и других документов.

Результаты проектирования отчета представляются в виде таблицы 3.

Таблица 3.

Реквизитный состав формы отчета

Наименование реквизита Источник данных Имя поля в таблице Формула для вычисления
       

Перечень заданий К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

1. АРМ кладовщика;

2. АРМ менеджера по продажам;

3. АРМ менеджера по закупкам;

4. АРМ инспектора отдела кадров;

5. АРМ маркетолога;

6. АРМ сотрудника кредитного отдела банка;

7. АРМ библиотекаря

Задание 1. Разработка системы меню для АРМ кладовщика склада материалов.

Результатом выполнения этого задания станет иерархическое двухуровневое меню (см. рисунок 4). Выбор пунктов меню «Приход», «Справки / Наличие материалов на складе», «Выход» завершается выполнением соответствующих операций; выбор оставшихся пунктов («Помощь», «Расход», «Справки / Движение материалов за период») завершается появлением заглушки.

Пример выполнения задания представлен в приложении 1 «Иерархическое меню склада материалов».

Задание 2. Разработка экранных форм для ввода, редактирования и отображения информации.

Результатом выполнения задания станут 3 формы.

· Форма «Справочник "Материалы"». В форме отображается номенклатура материалов, с которыми работает склад.

· Результатом проектирования содержания экранной формы является ее реквизитный состав с указанием метода контроля (см. таблицу 4). Форма «Приход». В данной форме отображается информация о приходе материалов на склад. После формирования списка пришедших материалов, необходимо предусмотреть возможность распечатки приходного ордера. Количество пришедших материалов прибавляется к текущим остаткам формы «Справочник "Материалы"». Предыдущие приходы не сохраняются. В таблице 5 приведен реквизитный состав формы «Приход» с указанием метода контроля.

· Форма «Ввод количества». Вспомогательная форма для ввода количества пришедших материалов. Реквизитный состав проектируемой формы представлен в таблице 6. Предполагаемый результат выполнения задания представлен в приложении 2 «Экранные формы АРМ кладовщика склада материалов».

 



Рис. 4. Иерархическое меню АРМ кладовщика склада материалов

 

Таблица 4.

Реквизитный состав формы «Справочник "Материалы"»

Наименование реквизита Имя поля в таблице Тип данных Размер поля Метод контроля Описание реквизита
Наименование материала Материал Текстовый   Визуальный контроль Уникальное наименование материала
Единица измерения Измерение Текстовый   Подстановка значений из списка Единица измерения размерности материала
Цена Цена Денежный   Условие на значение (от 0 до 15000) Цена за единицу
Количество на складе Остаток Числовой Целое Заполняется автоматически при проведении прихода Остаток материала на складе

 

Таблица 5.

Реквизитный состав формы «Приход»

Наименование реквизита Имя поля в таблице Тип данных Размер поля Метод контроля Описание реквизита
Наименование материала Материал Текстовый   Заполняется автоматически при выборе из формы «Справочник "Материалы"» Уникальное наименование материала
Количество Количество Числовой Целое Заполняется автоматически из формы «Ввод количества» Количество приходуемого материала

 

 

Таблица 6.

Реквизитный состав формы «Ввод количества»

Наименование реквизита Имя поля в таблице Тип данных Размер поля Метод контроля Описание реквизита
Количество материала Количество Числовой Целое Ограничение размера поля; условие на значение (от 0 до 1500); Количество приходуемого материала

 

 


Задание 3. Разработка отчетов.

Необходимо разработать два отчета: «Приходный ордер» и «Отчет о наличии материала на складе».

Реквизитный состав проектируемого отчета «Приходный ордер» представлен в таблице 7.

Реквизитный состав отчета «Отчет о наличии материала на складе» представлен в таблице 8.

Предполагаемый результат выполнения задания представлен в приложении 3 «Отчеты АРМ кладовщика склада материалов».

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

По завершении лабораторной работы студент должен представить на кафедру информационных систем в экономике отчет в распечатанном и электронном видах. Зачет по лабораторной работе основывается на качестве выполненных заданий и результатах собеседования студента с руководителем лабораторного практикума.

Отчет по лабораторной работе «Проектирование пользовательского интерфейса» должен содержать базу данных MS Access с созданными иерархическим меню, экранными формами и отчетами.

Образец титульного листа отчета по лабораторной работе представлен в приложении 7 «Образец оформления титульного листа отчета по лабораторной работе».

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Разработка диаграмм потоков данных

Цель работы

Целью лабораторной работы «Разработка диаграмм потоков данных с использованием CASE-технологии» по дисциплине «Проектирование информационных систем» является ознакомление с возможностями CASE-средств для построения и анализа функциональной модели информационной системы.

Лабораторная работа посвящена рассмотрению структурного подход к анализу информационных систем, предусматривающего построение функциональной модели в виде иерархии диаграмм потоков данных – DFD (Data Flow Diagrams).

В процессе выполнения лабораторной работы студенты изучают порядок разработки диаграммы потоков данных в информационных системах управления экономическими объектами с использованием CASE-технологии (Computer Aided System Engineering) на примере программного средства Design/IDEF 3.5.

ТеоретическАЯ ЧАСТЬ

Диаграммы потоков данных (D ata F low D iagrams – DFD) используются для представления функциональной модели информационной системы. Эти диаграммы в основном предназначены для анализа предметной области, представления моделей типа AS IS (как есть) и TO BE (как должно быть). Методология DFD моделирования во многом похожа на методологию IDEF0. Однако в ней помимо процессов отражаются объекты предметной области. Диаграммы потоков данных могут быть полезны как развитие функциональных моделей анализа предметной области по методологии IDEF0 (стандартная методология SADT), а также для разработки программного обеспечения.

Моделирование предметной области с помощью DFD диаграмм дополняется построением моделей типа «сущность–связь» (E ntity R elationship – ER) и «переходов состояния» (S tate T ransiting D iagrams – STD).

В основе методологии моделирования потоков данных, поддерживаемой программным средством Design/IDEF (IDEF – I ntegrated DEF inition), лежит иерархия диаграмм потоков данных, описывающая процессы преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи пользователю.

Основными компонентами DFD являются:

· приемники данных (так называемые внешние сущности по отношению к информационной системе);

· процессы обработки (вычислительные процессы, соответствующе функциям системы);

· хранилища (накопители) данных;

· потоки данных.

В качестве основных символов DFD могут быть использованы следующие (см. таблицу 9).

Как видно из обозначений DFD, эти диаграммы идентифицируют основные компоненты CASE-модели.

Внешняя сущность – это материальный предмет или физическое лицо, представляющее собой приемник или источник информации, находящийся вне информационной системы.

Процесс обработки обозначает преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом.

Хранилище (накопитель) данных является прообразом будущей базы данных.

Поток данных определяет информацию, передаваемую по некоторому каналу от источника к приемнику.

 

Таблица 9.

Символы диаграмм потоков данных

Символы DFD Нотация Гейна-Сарсона Нотация Йордана
Поток данных  
Процесс обработки    
Хранилище данных    
Внешняя сущность    

При построении иерархически взаимосвязанных DFD должны выполняться следующие правила [1]:

· правило балансировки – при детализации процесса детализирующая диаграмма в качестве внешних источников/приемников данных может иметь только те компоненты (процессы, внешние сущности, накопители данных), с которыми имеет информационную связь детализируемый процесс на родительской диаграмме;

· правило нумерации – при детализации процессов должна поддерживаться их иерархическая нумерация. Например, процессы, детализирующие процесс с номером 12, получают номера 12.1, 12.2, 12.3 и т.д.

Диаграммы верхнего уровня иерархии (контекстные диаграммы) отражают укрупненные процессы (или подсистемы) информационной системы и их связи с источниками и потребителями информации [3].

Контекстные диаграммы детализируются при помощи диаграмм нижнего уровня. Такая декомпозиция процессов продолжается до тех пор, пока процессы нижнего уровня не становится просто описать (специфицировать) на алгоритмическом языке с целью дальнейшей автоматической кодогенерации.

После построения функциональной модели информационной системы ее необходимо верифицировать (проверить на полноту и согласованность). В полной модели все процессы, потоки данных и хранилища должны быть подробно описаны. В согласованной модели все внешние сущности, процессы и хранилища должны быть связаны между собой потоками данных.

Графическое представление диаграммы потоков данных на экране дисплея обеспечивает наглядность моделирования и удобство корректировки основных компонентов модели в интерактивном режиме.

Поскольку графического представления недостаточно для точного определения компонентов DFD, используются текстовые описания и другие средства конкретизации процессов обработки и структуры данных.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

По завершении лабораторной работы студент должен представить отчет по обеим частям лабораторной работы «Разработка диаграмм потоков данных с использованием СASE-технологии».

Отчет представляется на кафедру информационных систем в экономике в распечатанном и электронном видах. Зачет по лабораторной работе основывается на качестве выполненных заданий и результатах собеседования студента с руководителем лабораторного практикума.

Отчет должен содержать следующие разделы:

1. Машинная реализация заданной DFD-диаграммы (на примере АРМ кладовщика склада материалов):

· контекстная диаграмма потоков данных АРМ кладовщика склада материалов, построенная в точном соответствии с предложенной преподавателем схемой;

· декомпозиция контекстной DFD-диаграммы, построенная в точном соответствии с предложенной преподавателем схемой.

2. DFD-диаграмма АРМ управленческого персонала:

· содержательное описание функционирования выбранной студентом информационной системы или ее подсистемы;

· контекстная DFD-диаграмма в соответствии с содержательным описанием.

· декомпозиция одного из процессов контекстной диаграммы, содержащая 2 и более уровней.

Образец титульного листа отчета по лабораторной работе представлен в приложении 7 «Образец оформления титульного листа отчета по лабораторной работе».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.

2. Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592 с.

3. Жарков С. Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ. – М.: BHV-СПб, 2002. – 320 с.

4. Калашян А.Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

5. Михеева В.Д. Access 2003: Наиболее полное руководство/ Михеева В.Д., Харитонова И.А. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2004. – 1069 с.

6. Прикладная информатика в экономике: Учеб. пособие / Бугорский В.Н., Емельянов А.А., Порховник Ю.М., Соколов Р.В., Фомин В.И., Чиркова М.Ю / Под ред. д-ра экон. наук, профессора Михайлушкина А.И.. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005. – 412 с.

7. Проектирование и реализация баз данных Microsoft SQL Server 2000: Учебный курс Microsoft / Пер. с англ. – М.: Русская редакция, 2006. – 476 с.

8. Рабочая программа дисциплины проектирование информационных систем: рег. №2993 / Сост. Р.В. Соколов, М.Ю. Чиркова. – СПб.: СПбГИЭУ, кафедра ИСЭ, 2007. – 17 с.

9. Смирнова Г.Н. Проектирование экономических информационных систем: Учебник/ Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 510 с.

10. Программный продукт Design/IDEF 3.5. – Internet: http://spb-lta-kafapp.narod.ru/Soft.htm, 2006.

11. Седельников А. Основные принципы проектирования интерфейсов http://www.nestor.minsk.by/kg.

12. Федотова Д.Э., Семенов Ю.Д., Чижик К.Н. CASE-технологии. Практикум. – М.: Горячая линия – Телеком, 2003. – 160 с.

13. Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 192 с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 
 

Иерархическое меню АРМ кладовщика склада материалов

 

 

Приложение 2

Экранные формы АРМ кладовщика склада материалов

Экранная форма «Приход»

 
 

Приложение 2 (окончание)

 


Экранная форма «Справочник "Материалы"»

Экранная форма «Ввод количества»

 
 

Приложение 3

Отчеты АРМ кладовщика склада материалов

 


Приложение 4

Реквизитный состав таблиц АРМ кладовщика

склада материалов

 
 

Реквизитный состав таблицы «Материалы»

 
 

Реквизитный состав таблицы «Приход»

Приложение 5

Макросы и модули, используемые в АРМ кладовщика

склада материалов

Макрос выбора наименования материала

из формы «Справочник "Материалы"»,

приходование которого осуществляется на склад

(форма «Приход», кнопка «Подбор материала»)

Private Sub Подбор_Материала_Click()

On Error GoTo Err_Подбор_Материала_Click

Dim strDocName As String

Dim strLinkCriteria As String

strDocName = "Справочник_Материалы"

DoCmd.OpenForm strDocName,,, strLinkCriteria

Exit_Подбор_Материала_Click:

Exit Sub

Err_Подбор_Материала_Click:

MsgBox(Err.Description)

Resume Exit_Подбор_Материала_Click

End Sub

Приложение 5 (продолжение)

Макрос проведения прихода материалов на склад

(форма «Приход», кнопка «Проводка прихода»)

Private Sub Провести_приход_Click()

On Error GoTo Err_Провести_приход_Click

With CodeContextObject

Dim i As Integer

DoCmd.GoToRecord acForm, "Приход", acFirst

f: DoCmd.OpenForm "Справочник_Материалы", acNormal, "", "",, acNormal

DoCmd.FindRecord Forms!Приход!Материал, acEntire, True,, True, acCurrent, True

DoCmd.GoToControl "[Остаток]"

Forms!Справочник_Материалы!Остаток = Forms!Приход!Количество + Forms!Справочник_Материалы!Остаток

DoCmd.Close acForm, "Ввод количества"

DoCmd.GoToRecord acForm, "Приход", acNext

If Forms!Приход!Количество = 0 Then

Exit Sub

Else: GoTo f:

End If

End With

Exit_Провести_приход_Click:

Exit Sub

Err_Провести_приход_Click:

MsgBox Err.Description

Resume Exit_Провести_приход_Click

End Sub

 

Приложение 5 (продолжение)

Макрос для печати приходного ордера

(форма «Приход», кнопка «Приходный ордер»)

Private Sub Приходный_ордер_Click()

On Error GoTo Err_Приходный_ордер_Click

Dim stDocName As String

stDocName = "Приходный Ордер"

DoCmd.OpenReport stDocName, acPreview

Exit_Приходный_ордер_Click:

Exit Sub

Err_Приходный_ордер_Click:

MsgBox (Err.Description)

Resume Exit_Приходный_ордер_Click

End Sub

Макрос для закрытия формы «Приход»

(кнопка «Выход»)

Private Sub Выход_Click()

On Error GoTo Err_Выход_Click

DoCmd.DoMenuItem acFormBar, acEditMenu, 9,, acMenuVer70

DoCmd.DoMenuItem acFormBar, acEditMenu, 6,, acMenuVer70

DoCmd.Close

Exit_Выход_Click:

Exit Sub

Err_Выход_Click:

MsgBox Err.Description

Resume Exit_Выход_Click

End Sub

Макрос для ввода количества приходуемого на склад

материала (форма «Ввод количества», кнопка «ОК»)

Приложение 5 (окончание)

Макрос для закрытия формы «Ввод количества»

(кнопка «Отмена»)

Private Sub Ввод_количества_Отмена_Click()

On Error GoTo Err_Ввод_количества_Отмена_Click

DoCmd.Close

Exit_Ввод_количества_Отмена_Click:

Exit Sub

Err_Ввод_количества_Отмена_Click:

MsgBox Err.Description

Resume Exit_Ввод_количества_Отмена_Click

End Sub

Макрос для переноса наименования материала,

оприходование которого осуществляется на склад

из справочника в форму «Приход»

(форма «Справочник "Материалы"»

кнопка «Пометить материал»)

 

 


Приложение 6

Запрос на выборку в АРМ кладовщика склада материалов


Приложение 7

Образец оформления титульного листа отчета

по лабораторному практикуму

Министерство образования и науки

Бирский филиал ФБГОУ ВПО

«Башкирский государственный университет»

Факультет физики и математики

Кафедра математического моделирования
и информационных систем

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по дисциплине проектирование информационных систем

на тему:

«______________________________________________________»

(Название темы лабораторной работы)

 

Выполнил: ____________________________________

(Фамилия И.О.)

студент _____ курса _________ направление __________

(срок обучения) (номер)

Группа: __________ № зачетной книжки _____________

Подпись:_______________________________________

Преподаватель: _________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность:_____________________________________

(уч. степень, уч. звание)

Оценка: __________ Дата: _________________________

Подпись:_______________________________________

 

 

Бирск

Г.


Приложение 8

Приложение 9

Образец декомпозиции контекстной диаграммы

 


 


[1] Данные правила разработаны американским специалиста в области проектирования интерфейсов Якобом Нильсеном (Jakob Nielsen) совместно с Рольфом Моличем (Rolf Molich).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Методические указания

к лабораторному практикуму

 

 

Специальность 080801.65 – Прикладная информатика


СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа «Проектирование пользовательского

интерфейса»............................................................................................. 4

1. Цель работы.......................................................................................... 4

2. Программно-техническая платформа.............................................. 4

3. Теоретическая часть............................................................................ 4

4. Перечень заданий к лабораторной работе..................................... 16

5. Порядок выполнения лабораторной работы................................ 20

6. Содержание отчета по лабораторной работе............................... 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.3.137 (0.175 с.)