Теоретический и практический курс русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический и практический курс русского языка



 

 

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»

 

Профили подготовки: «Педагогика и методика начального образования» и «Информатика», «Педагогика и методика дошкольного образования»

 

Квалификация: Бакалавр

 

Срок обучения: 5 лет

 

Разработчик: старший преподаватель И.В.Пацина

 

Утверждено на заседании кафедры (протокол №_____ от ____________________________________________)   Зав.кафедрой_______________________В.А.Антохина

 

 

Калуга, 2012

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

В системе общего среднего и высшего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла в силу той роли, которую он играет в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности школьника и студента вуза.

В современной лингвистике достаточно утвердилось положение о том, что не только общество влияет на развитие языка - в языке отражается сознание, но и язык, в свою очередь, определяет развитие общества, формирует общественное сознание. Значительную роль в этом играет и начальная школа. Особые нравственные понятия, освоенные, ставшие лексикой ученика, влияют на формирование нравственного облика будущего члена общества и профессионала.

Кроме того, освоение языка является важнейшей составляющей приобщения к национальной культуре, носителем и хранителем которой в значительной степени и является язык.

Обогащение активного словаря детей и сознательное усвоение ими основ языкового строя родного языка является необходимым условием развития у них логического мышления, осознанного эмоционального восприятия и эстетической оценки явлений окружающей действительности, важным воспитательным стимулом, способствующим формированию личности.

Предмет “Русский язык” в начальных классах многоаспектен; он предполагает и обучение детей грамоте, и становление навыков чтения, каллиграфии, грамотного письма, и формирование речевых навыков, читательских умений, и приобщение учащихся к истории русского языка, культуре народа - создателя и носителя языка, - и развитие эстетического вкуса, лингвистического сознания, языковых способностей личности. Ознакомление детей с теоретическими основами науки о русском языке должно быть органически связано с работой по развитию детской речи, её правильности, точности и выразительности, с развитием у детей языкового вкуса. Следовательно, познание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального, нравственного развития школьника.

Эти задачи могут быть успешно решены лишь в том случае, если сам преподаватель имеет глубокие знания, ясно представляет себе лексику, фонетику, грамматический и синтаксический строй русского языка как систему, свободно владеет нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи.

Цель дисциплины - изучение студентами основных закономерностей развития и функционирования языковой системы, единиц различных уровней языка, их взаимосвязей и зависимостей, приобретение будущими учителями начальных классов прочных умений и навыков анализа языковых единиц разных уровней, а также развитие у них критического взгляда на трактовку языковых явлений и фактов, умений анализа разных точек зрения и выработки собственной аргументированной позиции.

Задачи дисциплины:

· изучение теоретических основ русского языка: основных понятий, теоретических положений, современных представлений об устройстве и функционировании языка; уровней и единиц языковой системы, функционирования и функции единиц каждого уровня; межуровневых и внутриуровневых отношения.

· формирование самостоятельного творческого осмысления фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в лингвистической науке;

· развитие личности как носителя языка с ее этнографическими и психологическими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность;

· воспитание у студентов любви к русскому языку, развитие языкового вкуса, чувства слова.

Дисциплина ориентирует на преподавательскую, научно-методическую и культурно-просветительнуювиды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

  • овладение содержанием предмета «Теоретический и практический курс русского языка» в соответствии с образовательной программой;
  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей;
  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой с учетом психолого-физиологических особенности младших школьников;
  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
  • использование современных научно обоснованных и наиболее целесообразных приемов, методов, средств обучения;
  • применение современных средств оценивания результатов;
  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения уровня своей компетентности.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» относится к блоку Б.3 Профессиональные дисциплины и входит в вариативную часть блока, устанавливаемую ВУЗом совместно с работодателем.

Целью данной дисциплины является формирование у студентов языковой компетентности, т.е. знания закономерностей функционирования языковой системы. Знание системы предполагает осознание глубинных взаимосвязей между различными явлениями языка, их особенностей. Для достижения данной цели за период освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования студенту требует определенный уровень языковой подготовки, полученный в общеобразовательной школе. Студент должен:

  • представлять себе структуру русского языка и каждого его уровня,
  • узнавать основные языковые единицы и их признаки,
  • владеть навыками лингвистического анализа языковых единиц, заключающимися в перечислении свойственных данной единице существенных признаков.

Дисциплина «Теоретический и практический курс русского языка» необходима (как сопутствующая) для изучения таких дисциплин как «Методика преподавания русского языка и литературы в начальной школе» и «Теоретические основы развивающего обучения русскому языку», она является предшествующей для изучения дисциплины «Культура речи». Кроме того, данная дисциплина тесно связана с историко-литературными курсами, такими как «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Детская литература», «Актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе» и «Актуальные проблемы изучения современной детской литературы в начальной школе», т.к. анализ языковых особенностей художественного произведения является важной составляющей литературоведческого анализа текста.

 


3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Обучение дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка» связано с реализацией следующих требований:

· изучение данной дисциплины должно сформировать четкое представление студентов о языке как открытой динамической нелинейной системе взаимосвязанных элементов. В процессе обучения студенты должны познакомиться с основополагающими работами по языкознанию и русскому языку и овладеть терминологическим аппаратом современной синтаксической науки;

· профессиональная направленность преподавания русского языка в вузе предполагает координацию современных научных тенденций и направлений в развитии русского языка с трактовкой языковых фактов в историческом аспекте развития лингвистической науки;

· изучение теоретического материала должно сочетаться с интенсивной самостоятельной работой студентов.

Исходя из указанных требований, процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО 050100.62 Педагогическое образование):

Общекультурные компетенции:

- ОК – 1: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- ОК – 3: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами диалога и сотрудничества;

- ОК – 4: способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

- ОК – 6: способность логически верно строить устную и письменную речь;

- ОК – 7: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

- ОК – 8: готовность использовать основные методы, способы и средства хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;

- ОК – 9: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- ОК - 13: готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- ОК – 14: готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- ОК – 16: способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

Общепрофессиональные компетенции:

- ОПК – 1: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (изучив систему языка, осознать ее сложность и важность формирования верных представлений о ней у учащихся начальных классов; уметь отбирать из множества научной информации только необходимые младшему школьнику сведения о языке);

- ОПК – 2: способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

- ОПК – 3: владение основами речевой профессиональной культуры;

- ОПК – 4: способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (осознавать необходимость последовательного и тщательного формирования знаний о родном языке как носителе национальной культуры и основном средстве общения);

- ОПК – 5: способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

- ПК – 1: способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов русского языка в начальной школе;

- ПК – 2: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

- ПК – 3: готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебного процесса;

- ПК – 4: способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- ПК – 5: способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебного процесса (уметь активно и продуктивно использовать научную литературу, электронные ресурсы в области русского языка, Интернет);

- ПК – 6: готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

- ПК – 7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, из творческие способности;

- ПК – 9: способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения (формирование у студентов в процессе изучения курса «Русский язык» знаний о языке как носителе национальной культуры, о его истории, его выразительных возможностях);

- ПК – 10: способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

- ПК – 11: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

- ПК – 12: способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

- ПК – 13: способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • базовую понятийно-терминологическую систему дисциплины «Теоретический и практический курс русского языка»;
  • фонетические, фонологические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические закономерности русского языка в диахронии и синхронии;
  • предметное содержание начального образования по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»как средство развития личности младшего школьника.

Уметь:

· определять научные понятия;

· квалифицировать различные языковые явления и иллюстрировать их фактическим материалом;

· разграничивать языковые единицы и анализировать их значение и форму;

· определять системные связи языковых единиц и их функции;

· производить полный лингвистический анализ языковых единиц, делать выводы по результатам проведенного анализа;

· свободно ориентироваться в современных лингвистических направлениях;

· совершенствовать владение нормами русского литературного языка;

· комментировать особенности употребления слов, синтаксических единиц, грамматических форм;

· пользоваться различными энциклопедическими, лингвистическими и литературоведческими словарями и справочниками;

· самостоятельно пополнять и углублять лингвистические знания;

· анализировать лингвистическое содержание учебных комплектов по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»для начальной школы.

Владеть:

· навыками фонетического и фонологического анализа;

· навыками лексического анализа;

· навыками морфемного и словообразовательного анализа;

· навыками морфологического анализа слов разных частей речи;

· навыками синтаксического анализа словосочетания, предложений разных типов, текста;

· навыками анализа лингвистическое содержание учебных комплектов по дисциплине «Теоретический и практический курс русского языка»для начальной школы.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
               
Аудиторные занятия (всего)                  
Лекции (Л)                  
Практические занятия (ПЗ)                  
Самостоятельная работа (всего)         +       +
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   З - - Э - З - Э
Общая трудоемкость   часов                  
зачетных единиц          

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.044 с.)