Тема «Основы учения о клетке» (цитология) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Основы учения о клетке» (цитология)



Ботаника

 

 

Методические указания и задания к выполнению контрольных работ
для студентов заочного отделения

 

 

Миасское, 2011

 

 

1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

Цели и задачи курса

Курс ботаники, изучаемый в сельскохозяйственном институте, включает в себя следующие разделы:

— цитологию растений, рассматривающую строение и жизнедеятельность растительных клеток;

— гистологию растений, изучающую растительные ткани, их расположение в органах растений и выполняемые функции;

— органографию, описывающую органы растений, их внешнее и внутреннее строение в связи с выполняемыми функциями;

— систематику растений, классифицирующую все многообразие существующих видов и устанавливающую родственные связи между группами растений;

— экологию растений, исследующую взаимосвязь растений с окружающей средой, влияние последней на структуру и жизнедеятельность растительных организмов;

— фитоценологию — науку о растительных сообществах (фитоценозах);

— географию растений, изучающую распределение видов и растительных сообществ по поверхности Земли в зависимости от климата, почв и геологической истории.

Следовательно, ботаника как наука дает всестороннее представление о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их распространении по поверхности Земли, а также о взаимоотношениях друг с другом и окружающей средой.

Задача курса ботаники — дать студенту основные знания в области морфологии, анатомии, систематики, фитоценологии и фитогеографии, ознакомить с методами научно-ботанических исследований.

Ботаника в сельскохозяйственном вузе является фундаментальной наукой, создающей основу для изучения специальных дисциплин и практики агропромышленного производства.

Ботанические знания необходимы при исследовании и оценке растительных сообществ, получении максимального урожая сельскохозяйственной продукции. Особо следует подчеркнуть роль ботаники при разработке вопросов рационального использования, преобразования и охраны природы. По видовому составу и жизненности растений можно правильно оценить состояние окружающей среды. Агроном должен быть знатоком природы, замечать происходящие в ней изменения и способствовать повышению продуктивности фитоценозов с учетом охраны природных условий.

В результате изучения курса ботаники студенты приобретают навыки и умение работы с микроскопом, описания морфологического строения растений, проведения наблюдений за фазами роста и развития, правильного подхода к вегетативному и семенному размножению растений, определения видов, геоботанического описания фитоценозов и др.

Ботаника тесно связана с такими дисциплинами, как растениеводство, овощеводство, плодоводство, селекция и семеноводство, генетика,

фитопатология, луговодство, лесоводство, кормопроизводство и другими.

1.2. Распределение учебного времени на изучение дисциплины

По учебному плану, утвержденному советом ВСХИЗО 28.02.90 г., на первом курсе студент должен изучить разделы— цитологию, гистологию, органографию и размножение растений, выполнить одну контрольную работу, сдать зачет и экзамен и один зачет.

На втором курсе необходимо усвоить разделы — флорография и систематика растений, основы фитогеографии и экологии растений, написать и защитить вторую контрольную работу и сдать экзамен.

В межсессионный период и во время сессии проводятся индивидуальные консультации по интересующим студента вопросам. Можно получить письменную консультацию, направив письмо на кафедру.

Специфической частью работы является проведение наблюдений в природе, сбор, определение растений, подготовка и оформление гербария. Методика этой работы описана в специальных Методических указаниях (см. библиографический список, № 10).

Студент 2 курса должен лично представить на кафедру морфологический и систематический гербарий в количестве 20 экземпляров, знать русские и латинские названия 60 видов и сдать зачет по гербаризации, который проводится путем индивидуального собеседования. Сдача гербария на втором курсе, обязательна. Без зачета по гербарию студент не допускается до экзамена.

Для самостоятельной работы в межсессионный период и при подготовке к занятиям во время сессии рекомендуется следующая литература.

 

Библиографический список

а) основная литература:

1. Андреева И. И., Родман Л.С. Ботаника. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Колос, 1999.

2. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М. Эдито-риал УРСС, 2000

3. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И., Ботаника. Морфология и анатомия растений. - 2-е изд., пе­рераб. - М.: Просвещение, 1988.

4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. - М.: Высш. школа, 1990.

5. Практикум по анатомии и морфологии растений: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.П. Викторов, М.А. Гуленкова, Л.Н. Дорохина и др.; Под ред. Л.Н. Дорохиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Практикум по систематике растений и грибов растений: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьева, Н.М. Ключникова и др.; Под ред. А.Г. Еленевского. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

б) дополнительная литература:

1. Артюшенко З.Т., Федоров Ал. А. и др. Атлас по описательной морфологии высдшх растений. М.- Л.: Изд. - во АН СССР, 1956 -1990.

2. Воронин Н. С, Руководство к лабораторным занятиям по анато­мии и морфологии растений. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.

3. Губанов И. А., Киселев К. В., Новиков В. С, Тихомиров В. Н. Оп­ределитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-е, до­полненное и переработанное. М.: Аргус, 1995.

4. Тахтаджян А. Л. Система магнолиофитов. - Л.: Наука, 1987.

5. Хржановский В. Г., Викторов С. В., Литва П. В., Родионов Б. С, Родман Л.С. Ботаническая география с основами экологии растений (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Колос, 1994.

6. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. М.Просвещение, ч. 1, 1996, ч. 2, 1997.

1.3 Общие методические рекомендации по изучению разделов и тем курса

Большой объем и разнообразие материала дисциплины «Ботаника» вызывает трудности в ее изучении. Это требует от студента систематической самостоятельной работы. Предлагаем придерживаться следующего плана изучения разделов и тем в соответствии с тремя уровнями усвоения знаний:

1. Подобрать литературный источник, изучить в нем соответствующую тему, выделить основные термины и понятия (ключевые слова) и выписать их в ботанический словарь.

2. Рассмотреть рисунки, схемы, приведенные в учебнике, практикуме или лабораторной тетради, узнать, как выглядят структурные элементы клеток, тканей вегетативных и генеративных органов, уметь составлять формулы и диаграммы цветков, описывать и определять отдельные виды, овладеть методикой геоботанического описания фитоценоза.

3. На конкретном примере показать умение применить знания по изученной теме в практической деятельности.

Самостоятельная работа

Самостоятельная подготовка студентов-заочников — основная форма освоения программного материала. В связи с этим большое значение имеет работа с книгой, умение пользоваться учебником, учебными пособиями, справочниками и библиографическими изданиями, каталогами и картотеками.

Прежде всего, следует ознакомиться с содержанием учебника, указанного в списке основной литературы, затем использовать дополнительную литературу.

Знакомство с книгой начинается с титульного листа (заглавного), где помещаются следующие сведения: надзаголовочные данные (название учреждения или организации, от имени которого издается книга), заглавие (название) книги, подзаголовочные сведения (о лицах, принявших участие в создании данного произведения печати и его публикации, тип издания, номера томов, выпусков и др.), выходные данные (место и год издания, название издательства). На обороте титульного листа приводятся библиотечные индексы, а также аннотация, позволяющая узнать, каким вопросам посвящена книга, кто ее автор, каково ее читательское назначение.

В каждой книге есть оглавление, которое знакомит с содержанием и логической структурой, позволяет найти интересующие читателя разделы. В книгах имеются вспомогательные указатели (авторские, предметные), по которым можно узнать, на каких страницах упоминаются имена, термины, понятия и т. д.

После того как изучены справочные данные, следует приступить к чтению и изучению содержания книги.

При самостоятельной работе с книгой необходимо следить за мыслью и логикой изложения, критически их оценивать, научиться выделять главное из прочитанного. Это способствует формированию последовательного логического мышления, а также помогает запоминанию материала.

Для лучшего усвоения и запоминания материала необходимо вести запись прочитанного.

О ботаническом словаре

Ботаника, как и любая наука, имеет много специальных терминов, понятий, в усвоении которых студенты испытывают затруднения. С целью лучшего запоминания терминов следует составлять ботанический словарь. Он оформляется в виде записной книжки с алфавитом. Все страницы словаря следует разделить на 3 колонки и сверху сделать надписи граф: название термина, содержание, тема, в которой он встречается. На каждую букву следует отвести несколько страниц в словаре.

В методических указаниях приведены основные термины в каждой теме. Студенту необходимо знать их смысловое значение. Каждый термин следует выписать в словарь, дать ему понятие и отметить тему, к которой он относится.

Краткую формулировку содержания терминов можно найти в словарях, указанных в библиографическом списке (19, т. 2; 21).

О рисунках

Рисунки, приведенные в учебнике, практикуме и в лабораторных тетрадях дают образное представление о форме, структуре клетки, ткани, органах, раскрывает процессы размножения, роста, развития, помогают выявить закономерности строения, понять функции различных частей растений.

Каждый рисунок необходимо внимательно рассмотреть и найти (узнать) на нем изучаемые структуры растений, отметить их функции. На рисунках в лабораторных тетрадях должны быть сделаны обозначения структур цифрами или соответствующими надписями.

О наблюдениях в природе

Полезно сочетать приобретенные знания по ботанике с наблюдениями за растениями в природе. На конкретных растительных объектах, прежде всего на культурных растениях, следует ознакомиться с морфологическим строением корней, побегов, листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и семян, листорасположением, ветвлением побегов. Обратить внимание на органы растений, приспособленные к вегетативному размножению. Проследить за прорастанием семян, формированием проростков, фазами роста и развития растений, провести фенологические наблюдения.

В целях конкретизации, углубления и закрепления ботанических знаний надо использовать возможность изучения коллекций ботанических садов, питомников, опытных полей, лесничеств, принимать участие в работе добровольного общества охраны природы.

2 Раздел «Морфология и анатомия растений»
(контрольная работа №1)

Задание и методические указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется по приведенным ниже вопросам.

Номера вопросов следует найти по таблице № 1, согласно двум последним цифрам своего шифра, причем по горизонтали берется последняя цифра, а по вертикали — предпоследняя. Студент выполняет контрольную работу письменно и присылает ее в институт на проверку. Работа зачитывается после устного собеседования. Собеседование проводится в любое удобное для студента время, но не позднее чем за два-три дня до начала сессии.

При выполнении контрольных вопросов по теме «Основы учения о клетке» обратите особое внимание на строение клетки и ее органоидов в световом и в электронном микроскопах. Описывая отдельные органоиды, укажите их субмикроскопическое строение, химический состав и выполняемые функции. Особенно тщательно рассмотрите пигменты пластид. Излагая материал о продуктах жизнедеятельности клетки, обратите внимание на места их отложения в клетке, в тканях, обязательно приведите примеры растений.

При описании разных типов тканей отметьте своеобразие их строения и функций, местонахождение в теле растений. Тщательно излагайте материал по проводящим пучкам: открытым и закрытым — по наличию камбия; коллатеральным, концентрическим и радиальным — по расположению луба и древесины. Указывайте ткани, входящие в их состав.

При ответе на вопросы по вегетативным органам растений детально описывайте их внутреннее строение, последовательность расположения тканей и их роль в жизни растения. Детально излагайте материал по морфологии растений, приводите конкретные примероы растений и примеры использования вегетативных органов растений и их метаморфозов в практике сельского хозяйства.

При изложении вопросов по теме «Цветок», «Плоды и семена» четко раскрывайте поставленный вопрос, приводите примеры строения цветков и плодов растений различных семейств. Особенно внимательно отнеситесь к вопросам по развитию цветка и его органов, описанию микроспорогенеза и мегаспорогенеза, двойного оплодотворения. Ответы иллюстрируйте рисунками.

Тема «Низшие растения»

При изучении данной темы следует обратить внимание на классификацию низших растений и детально рассмотреть царство (отдел) Грибы, отдел Синезеленые водоросли, группу отделов водорослей (Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные) и отдел Лишайники. По каждому отделу дать характеристику с указанием среды обитания, особенностей строения тела и клетки, способов питания и размножения, а также роли в природе и в жизни человека.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснения следующим терминам: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, хемотрофы, симбиотрофы, симбиоз.

Отдел Синезеленые водоросли (Цианнеи): центроплазма, хроматоплазма, фикоциан, фикоэритрин, гликоген, волютин, цианофицин, гетероциста, гормогония.

Царство (отдел) Грибы: мицелий, гифа, зооспора, конидии, хламидоспора, почкование, гологамия, изогамия, гетерогамия, оогамия, зигогамия, гаметангиогамия, сперматизация, соматогамия, автогамия, аска (сумка), склероций, аскоспора, плодовое тело, клейстотеций, перитеций, апотеций, базидия, холобазидия, фрагмобазидия, гимений, базидиоспора, эцидиоспора, уредоспора, телейтоспора, дикарион.

Группы отделов водорослей: колония, таллом, гипотека, эпитека, поясок, шов, хроматофор, каротиноиды, диатомин, фукоксантин, пиреноид, ламинарии, багрянковый крахмал, зооспорангий, зооспора, гаметангий, оогоний, антеридий, кар-погон, брюшко, трихогина, яйцеклетка, сперматозоид, спермаций, цистокарпий, конъюгация, ауксоспора, ооспора, гаметофит, спорофит.

Отдел Лишайники: слоевище, гомеомерный тип, гетеромерный тип, накипные, листоватые, кустистые, соредии, изидии.

2. На рисунках, приведенных в практикуме, найти обозначенные элементы строения тела, клеток, органов размножения цианей, грибов, водорослей, лишайников (8, с. 191—217, рис. 138—165; с. 227—241, рис. 170—185).

3. Какова роль водорослей, грибов, лишайников в природе и их практическое значение?

Задания и методические указания по выполнению контрольной работы № 2

Номера вопросов для выполнения контрольной работы № 2 указаны в таблице 2. Студент выполняет тот вариант, который соответствует последним двум цифрам личного шифра, причем по вертикали берется предпоследняя цифра, по горизонтали — последняя.

Вся программа курса разбита на 98 вопросов, в каждой варианте по 9 вопросов. Как правило, первые два вопроса касаются общих положений флорографии и систематики растений или относятся к низшим растениям, третий и четвертый вопросы направлены на освещение группы архегониальных растений, с пятого по восьмой предусматривают описание цветковых растений и девятый вопрос ориентирован на раздел «Основы фитогеографии и экологии растений».

Вопросы контрольной работы имеют различный характер. Часть из них охватывает описание конкретной группы растений. Здесь важно показать систематическое положение рассматриваемой группы, дать общую характеристику, в которой раскрыть среду обитания, особенности строения тела и клетки, способы питания и размножения, указать представителей, подчеркнуть роль их в природе и практическое использование.

Некоторые вопросы носят сравнительный характер. При ответах на них надо не просто описать две группы, два растения или два явления, а провести сравнение их, отметить черты сходства и различия, показать черты более высокой специализации. Например, при сравнении высших растений с низшими подчеркнуть, что тело высших растений расчленено на органы и ткани, т. е. имеет более совершенное строение по сравнению с телом низших растений.

Многие вопросы относятся к характеристике семейств Покрытосеменных растений. При ответе на них следует придерживаться предложенного выше плана. Важно отметить практическую значимость семейства и проследить связь материала по изучаемому семейству с профилирующими дисциплинами. В некоторых вопросах требуется привести примеры растении, имеющие конкретное практическое значение и дать им ботаническую характеристику.

Последние вопросы посвящены изучению географии растении и ее разделов при ответах на эти вопросы следует использовать не только учебник по ботанике, но и учебное пособие «Ботаническая география с основами экологии» (1). Эти вопросы тесно связаны с курсом «Охрана окружающей среды».

Приложение А - Схема описания покрытосеменных растений

Растение:

а) древесное, кустарниковое, травянистое (многолетнее, двулетнее, однолетнее);

б) однодольное, двудольное;

Корневая система:

а) система главного корня, придаточных корней, смешанная и др;

б) стержневая, мочковатая, ветвистая;

в) видоизменение – корнеклубни, корнеплод, клубеньки;

Стебель:

а) прямостоячий, вьющийся, цепляющийся, ползучий, стелющийся и др;

б) ветвистый, неветвящийся;

в) опушенный, голый;

г) форма поперечного сечения – округлая, четырехгранная, трехгранная и др;

д) видоизменение побега:

корневище – горизонтальное, вертикальное, длинное, короткое, тонкое, толстое;

луковица:

пленчатая, чешуйчатая

клубни – подземные, надземные;

усы, колючки и др.

листья:

а) простые:

черешковые, Сидячие, влагалищные, нисбегающие, без прилистников, с прилистниками, с раструбом

форма листовой пластинки:

форма края – цельная, пильчатая, зубчатая, горотчатая;

жилкование – перистое, пальчатое, параллельное, дуговое и др;

б) сложные:

без прилистников, с прилистниками

форма листа –

форма листочка –

форма края листочка – цельная, пильчатая, зубчатая, горотчатая;

число листочков –

в) листорасположение – очередное, супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка;

г) видоизменения: колючки, усики, филлодии и др;

соцветие:

а) сложные:

симподиальные – монохазий (завиток, извилина), дихазий, плейохазий, тирс;

моноподиальные – сложный колос, сложный зонтик, метелка, щиток;

агрегатное –

б) простое:

с удлиненной осью – кисть, колос, сережка, початок;

с укороченной осью - зонтик, головка, корзинка;

цветок:

а) актиноморфный, зигоморфный;

б) околоцветник – двойной, простой (венчиковидный, чашечковидный), цветок голый;

в) чашечка – свободная, сросшаяся: форма срастания –

число долей –

г) венчик – свободный, сросшийся:

форма срастания –

число долей –

окраска –

имеется – шпорцы, мектарий, шлем;

д) андроцей:

свободный – тычинки одинаковой длины, двусильные, четырехсильные и др;

сросшийся – однобратственный, двубратственный, многобратственный;

число тычинок –

е) гинецей:

одночленный, многочленный (апокарпный, ценокарпный);

число плодолистиков или пестиков -;

ж) пестик:

завязь – верхняя, нижняя, полунижняя;

число столбиков –

з) формула цветка –

плод:

а) простой: сухой многосемянный – листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка;

сухой односемянный – орех, орешек, семянка, крылатка, зерновка, желудь;

сочный многосемянный – ягода, яблоко, тыквина, померанец;

сочный односемянный – костянка (сочная, сухая);

б) сборный – сборная листовка, сборная семянка, сборный орешек, сборная костянка;

в) соплодие

 

Приложение Б - Список латинских названий видов растений для обязательного изучения

Содержание

1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины.. 2

1.1 Цели и задачи курса. 2

1.2. Распределение учебного времени на изучение дисциплины.. 3

1.3 Общие методические рекомендации по изучению разделов и тем курса. 3

2 Раздел «Морфология и анатомия растений» (контрольная работа №1) 7

2.1 Тема «Основы учения о клетке» (цитология) 7

2.2 Тема «Ткани растений» (гистология) 7

2.3 Тема «Органы растений» (органография) 8

2.4 Тема «Размножение растений и эволюция полового процесса». 9

2.5 Задание и методические указания по выполнению контрольной работы.. 10

2.6 Перечень вопросов для выполнения контрольной работы № 1. 11

3 Разделы «Флорография и систематика растений», «Основы фитогеографии и экологии растений» (контрольная работа №2) 18

3.1 Раздел «Флорография и систематика растений». 18

3.1.1 Тема «Низшие растения». 19

3.1.2 Тема «Высшие споровые растения». 20

3.1.3 Тема «Высшие семенные растения». 20

3.2 Раздел «Основы фитогеографии и экологии растений». 21

3.3 Перечень вопросов для выполнения контрольной работы № 2. 22

Приложение А - Схема описания покрытосеменных растений. 28

Приложение Б - Список латинских названий видов растений для обязательного изучения 30

Содержание. 32

 

Ботаника

 

 

Методические указания и задания к выполнению контрольных работ
для студентов заочного отделения

 

 

Миасское, 2011

 

 

1 Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

Цели и задачи курса

Курс ботаники, изучаемый в сельскохозяйственном институте, включает в себя следующие разделы:

— цитологию растений, рассматривающую строение и жизнедеятельность растительных клеток;

— гистологию растений, изучающую растительные ткани, их расположение в органах растений и выполняемые функции;

— органографию, описывающую органы растений, их внешнее и внутреннее строение в связи с выполняемыми функциями;

— систематику растений, классифицирующую все многообразие существующих видов и устанавливающую родственные связи между группами растений;

— экологию растений, исследующую взаимосвязь растений с окружающей средой, влияние последней на структуру и жизнедеятельность растительных организмов;

— фитоценологию — науку о растительных сообществах (фитоценозах);

— географию растений, изучающую распределение видов и растительных сообществ по поверхности Земли в зависимости от климата, почв и геологической истории.

Следовательно, ботаника как наука дает всестороннее представление о строении и жизнедеятельности растительных организмов, их распространении по поверхности Земли, а также о взаимоотношениях друг с другом и окружающей средой.

Задача курса ботаники — дать студенту основные знания в области морфологии, анатомии, систематики, фитоценологии и фитогеографии, ознакомить с методами научно-ботанических исследований.

Ботаника в сельскохозяйственном вузе является фундаментальной наукой, создающей основу для изучения специальных дисциплин и практики агропромышленного производства.

Ботанические знания необходимы при исследовании и оценке растительных сообществ, получении максимального урожая сельскохозяйственной продукции. Особо следует подчеркнуть роль ботаники при разработке вопросов рационального использования, преобразования и охраны природы. По видовому составу и жизненности растений можно правильно оценить состояние окружающей среды. Агроном должен быть знатоком природы, замечать происходящие в ней изменения и способствовать повышению продуктивности фитоценозов с учетом охраны природных условий.

В результате изучения курса ботаники студенты приобретают навыки и умение работы с микроскопом, описания морфологического строения растений, проведения наблюдений за фазами роста и развития, правильного подхода к вегетативному и семенному размножению растений, определения видов, геоботанического описания фитоценозов и др.

Ботаника тесно связана с такими дисциплинами, как растениеводство, овощеводство, плодоводство, селекция и семеноводство, генетика,

фитопатология, луговодство, лесоводство, кормопроизводство и другими.

1.2. Распределение учебного времени на изучение дисциплины

По учебному плану, утвержденному советом ВСХИЗО 28.02.90 г., на первом курсе студент должен изучить разделы— цитологию, гистологию, органографию и размножение растений, выполнить одну контрольную работу, сдать зачет и экзамен и один зачет.

На втором курсе необходимо усвоить разделы — флорография и систематика растений, основы фитогеографии и экологии растений, написать и защитить вторую контрольную работу и сдать экзамен.

В межсессионный период и во время сессии проводятся индивидуальные консультации по интересующим студента вопросам. Можно получить письменную консультацию, направив письмо на кафедру.

Специфической частью работы является проведение наблюдений в природе, сбор, определение растений, подготовка и оформление гербария. Методика этой работы описана в специальных Методических указаниях (см. библиографический список, № 10).

Студент 2 курса должен лично представить на кафедру морфологический и систематический гербарий в количестве 20 экземпляров, знать русские и латинские названия 60 видов и сдать зачет по гербаризации, который проводится путем индивидуального собеседования. Сдача гербария на втором курсе, обязательна. Без зачета по гербарию студент не допускается до экзамена.

Для самостоятельной работы в межсессионный период и при подготовке к занятиям во время сессии рекомендуется следующая литература.

 

Библиографический список

а) основная литература:

1. Андреева И. И., Родман Л.С. Ботаника. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Колос, 1999.

2. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М. Эдито-риал УРСС, 2000

3. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И., Ботаника. Морфология и анатомия растений. - 2-е изд., пе­рераб. - М.: Просвещение, 1988.

4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. - М.: Высш. школа, 1990.

5. Практикум по анатомии и морфологии растений: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.П. Викторов, М.А. Гуленкова, Л.Н. Дорохина и др.; Под ред. Л.Н. Дорохиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Практикум по систематике растений и грибов растений: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьева, Н.М. Ключникова и др.; Под ред. А.Г. Еленевского. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

б) дополнительная литература:

1. Артюшенко З.Т., Федоров Ал. А. и др. Атлас по описательной морфологии высдшх растений. М.- Л.: Изд. - во АН СССР, 1956 -1990.

2. Воронин Н. С, Руководство к лабораторным занятиям по анато­мии и морфологии растений. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.

3. Губанов И. А., Киселев К. В., Новиков В. С, Тихомиров В. Н. Оп­ределитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-е, до­полненное и переработанное. М.: Аргус, 1995.

4. Тахтаджян А. Л. Система магнолиофитов. - Л.: Наука, 1987.

5. Хржановский В. Г., Викторов С. В., Литва П. В., Родионов Б. С, Родман Л.С. Ботаническая география с основами экологии растений (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Колос, 1994.

6. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. В 2 ч. М.Просвещение, ч. 1, 1996, ч. 2, 1997.

1.3 Общие методические рекомендации по изучению разделов и тем курса

Большой объем и разнообразие материала дисциплины «Ботаника» вызывает трудности в ее изучении. Это требует от студента систематической самостоятельной работы. Предлагаем придерживаться следующего плана изучения разделов и тем в соответствии с тремя уровнями усвоения знаний:

1. Подобрать литературный источник, изучить в нем соответствующую тему, выделить основные термины и понятия (ключевые слова) и выписать их в ботанический словарь.

2. Рассмотреть рисунки, схемы, приведенные в учебнике, практикуме или лабораторной тетради, узнать, как выглядят структурные элементы клеток, тканей вегетативных и генеративных органов, уметь составлять формулы и диаграммы цветков, описывать и определять отдельные виды, овладеть методикой геоботанического описания фитоценоза.

3. На конкретном примере показать умение применить знания по изученной теме в практической деятельности.

Самостоятельная работа

Самостоятельная подготовка студентов-заочников — основная форма освоения программного материала. В связи с этим большое значение имеет работа с книгой, умение пользоваться учебником, учебными пособиями, справочниками и библиографическими изданиями, каталогами и картотеками.

Прежде всего, следует ознакомиться с содержанием учебника, указанного в списке основной литературы, затем использовать дополнительную литературу.

Знакомство с книгой начинается с титульного листа (заглавного), где помещаются следующие сведения: надзаголовочные данные (название учреждения или организации, от имени которого издается книга), заглавие (название) книги, подзаголовочные сведения (о лицах, принявших участие в создании данного произведения печати и его публикации, тип издания, номера томов, выпусков и др.), выходные данные (место и год издания, название издательства). На обороте титульного листа приводятся библиотечные индексы, а также аннотация, позволяющая узнать, каким вопросам посвящена книга, кто ее автор, каково ее читательское назначение.

В каждой книге есть оглавление, которое знакомит с содержанием и логической структурой, позволяет найти интересующие читателя разделы. В книгах имеются вспомогательные указатели (авторские, предметные), по которым можно узнать, на каких страницах упоминаются имена, термины, понятия и т. д.

После того как изучены справочные данные, следует приступить к чтению и изучению содержания книги.

При самостоятельной работе с книгой необходимо следить за мыслью и логикой изложения, критически их оценивать, научиться выделять главное из прочитанного. Это способствует формированию последовательного логического мышления, а также помогает запоминанию материала.

Для лучшего усвоения и запоминания материала необходимо вести запись прочитанного.

О ботаническом словаре

Ботаника, как и любая наука, имеет много специальных терминов, понятий, в усвоении которых студенты испытывают затруднения. С целью лучшего запоминания терминов следует составлять ботанический словарь. Он оформляется в виде записной книжки с алфавитом. Все страницы словаря следует разделить на 3 колонки и сверху сделать надписи граф: название термина, содержание, тема, в которой он встречается. На каждую букву следует отвести несколько страниц в словаре.

В методических указаниях приведены основные термины в каждой теме. Студенту необходимо знать их смысловое значение. Каждый термин следует выписать в словарь, дать ему понятие и отметить тему, к которой он относится.

Краткую формулировку содержания терминов можно найти в словарях, указанных в библиографическом списке (19, т. 2; 21).

О рисунках

Рисунки, приведенные в учебнике, практикуме и в лабораторных тетрадях дают образное представление о форме, структуре клетки, ткани, органах, раскрывает процессы размножения, роста, развития, помогают выявить закономерности строения, понять функции различных частей растений.

Каждый рисунок необходимо внимательно рассмотреть и найти (узнать) на нем изучаемые структуры растений, отметить их функции. На рисунках в лабораторных тетрадях должны быть сделаны обозначения структур цифрами или соответствующими надписями.

О наблюдениях в природе

Полезно сочетать приобретенные знания по ботанике с наблюдениями за растениями в природе. На конкретных растительных объектах, прежде всего на культурных растениях, следует ознакомиться с морфологическим строением корней, побегов, листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и семян, листорасположением, ветвлением побегов. Обратить внимание на органы растений, приспособленные к вегетативному размножению. Проследить за прорастанием семян, формированием проростков, фазами роста и развития растений, провести фенологические наблюдения.

В целях конкретизации, углубления и закрепления ботанических знаний надо использовать возможность изучения коллекций ботанических садов, питомников, опытных полей, лесничеств, принимать участие в работе добровольного общества охраны природы.

2 Раздел «Морфология и анатомия растений»
(контрольная работа №1)

Тема «Основы учения о клетке» (цитология)

При изучении этой темы следует обратить внимание на строение, химический состав и процессы жизнедеятельности растительной клетки, ее отличии от животной клетки. Необходимо узнать производные протопласта и способы деления клетки.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснения следующим терминам:

Паренхимные клетки, прозенхимные клетки, цитоплазма, мембраны, плазмалемма, тонопласт, гиалоплазма, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи, сферосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, хромопласты лейкопласты, пигменты, хлорофилл, каротиноиды, каротин, ксантофилл, строма, граны, тилакоиды, ламеллы, ядро, ядерная оболочка, нуклеоплазма, хроматин, хромосомы, ядрышко, амитоз, митоз, мейоз, цитокинез, производные протопласта, вакуоль, клеточный сок, гликозиды, антоциан, алкалоиды, дубильные вещества, осмос, тургор, плазмолиз, физиологически активные вещества, ферменты, фитогормоны, антибиотики, витамины, фитонциды, эргастические вещества, алейроновые зерна, крахмальные зерна, липидные капли, конечные продукты обмена, кристаллы, друзы, рафиды, эфирные масла, смолы, клеточная оболочка, первичная оболочка, срединная пластинка, вторичная оболочка, поры, плазмодесмы, пектиновые вещества, гемицеллюлоза, целлюлоза, суберин, кутин, лигнин, опробковение, кутинизация, одревеснение, минерализация, ослизнение, мацерация.

2. На рисунках, приведенных в практикуме (8), найти структурные элементы клеток, связать их с выполняемыми функциями, проследить процессы деления клеток путем митоза (8, с. 19—45, рис. 9—26).

3. Объяснить, чем обусловлены пищевые, кормовые, лекарственные и ядовитые свойства растений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.164 с.)