Бюджет как экономическая категория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджет как экономическая категория.



Бюджет - ведущее звено государственных финансов. Суть бюджета - финансовое обеспечение выполнения государством его функций: экономической, социальной, управленческой и оборонной.

Чистые общественные блага, к которым относят государственное управление, национальную оборону, обеспечение охраны правопорядка и т.д. и которые полностью оплачиваются с бюджета, т.к. рыночная система неспособна обеспечить общество такими благами вообще. Каждый без исключения гражданин пользуется этими благами, независимо от своего желания или платежеспособности.

Существуют также такие общественные блага и услуги, которые могут производится и использоваться в соответствии с рыночными условиями, но последствия такого процесса с общественно-экономической или политической точки зрения нежелательны. Если бы эти блага и услуги продавались бы по ценам, которые покрывали бы затраты на их производство, это бы исключило из числа потребителей значительные слои населения. К таким благам относят смешанные общественные блага или социальные блага (услуги образования, охраны здоровья, культуру, спорт, обеспечение жильем и коммунальными услугами и т.д.). Их предоставляет как частный сектор, так и государство за счет бюджета.

Как экономическая категория - отражает отношения по поводу формирования на общегосударственном и региональных уровнях централизованных фондов, предназначенных для выполнения функций государством.

Специфические признаки этих отношений:

1. Перераспределительный характер - бюджет выполняет функции перераспределения ВВП между отраслями, регионами, социальными слоями населения, перераспределение во времени при использовании государственных займов.

2. Всеобъмлющий характер - им охвачены все юридические и физические лица.

3. Законодательное регулирование.

Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в Украине:

1)Конституция Украины. В ней закрепляются права государства и местных органов власти на управление и утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления, рассмотрение и утверждение. В ней также определяется структура бюджетной системы.

2)Бюджетный кодекс Украины. Им регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрение отчетов о их выполнении, а также контроля за выполнением гос бюджета У и местных бюджетов.

3)Закон о государственном бюджете Украине

4)др. законы, регулирующие правоотношения, предусмотренные п.2.

5)Нормативно-правовые акты КМУ.

6)нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти.

7)решения органов АРК, местных госадминистраций, органов местного самоуправления.

 

3.Бюджет как финансовый план.

Бюджет как финансовый план -­ роспись доходов и расходов государства, которая утверждается органами законодательной и представительской власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отражает экономическую, социальную, военную, международную политику государства.

В Украине бюджет как финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической категории, т.к. в него включаются фонды целевого назначения. Это обусловлено причинами:

-предоставление им законодательной силы;

-необходимость осуществления государственного контроля за средствами этих фондов.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:

-равновесие доходов и расходов;

-превышение доходов над расходами (профицит);

-превышение расходов над доходами (дефицит)

Во многих странах размер дефицит составляет от 2 до 15% ВНП, средняя величина 4,5%. Размер дефицита, превышающий 3% ВНП, приводит к снижению инвестиционной активности, развитию инфляции.

Различают понятия:

-устойчивый дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде;

-временный дефицит - при кассовых разрывах исполнения бюджета или непредусмотренными обстоятельствами.

По форме проявления бюджетный дефицит:

-открытый - официально определенный в законе о бюджете;

-скрытый - официально не признается. Формы:

а)завышение плановых объемом доходов;

б)включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита.

Скрытый бюджет более негативное явление, чем открытый.

По причинам возникновения бюджетный дефицит:

-вынужденный - следствие низкого уровня производства ВВП и обусловлен недостаточностью финансовых ресурсов в стране;

-сознательный - определяется характером финансовой политики государства - оно пытается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. Недостающие ресурсы мобилизуются при помощи займов. Кроме того использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для них устанавливается минимальный уровень процентных ставок при максимальной надежности - с их помощью государство стимулирует или сдерживает финансовый рынок.

По направлению дефицитного финансирования:

-активный - средства направляются на инвестиции в экономику, что ведет к росту ВВП;

-пассивный - покрытие текущих бюджетных расходов.

Источники покрытия дефицита:

1)государственный заем;

2)средства от приватизации;

3)денежная эмиссия.

Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения:

-дополнительные налоговые поступления, которые получит государство, благодаря росту ВВП в случае инвестирования привлеченных средств;

-повышения уровня налогообложения;

-уменьшение расходов;

-выпуск новых займов.

Денежная эмиссия может использоваться при условии строгого контроля за использованием этих денег. Она используется только в случае ограничения:соотношение бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. При размещение данных средств в инвестиции происходит рост ВВП, что амортизирует всплеск инфляции (ур-е Фишера P*Q=MV), при использование на текущие расходы бюджета - инфляция неизбежна.

 

Тема 2: Бюджетное устройство и построение бюджетной системы.

Бюджетная система.

Бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства и урегулированная нормами права.

Бюджетная система состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджеты местного самоуправления- бюджеты территориальных обществ сел, селищ, городов и их объединений.

Местные бюджеты - бюджет Автономно республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Сводный бюджет - совокупность показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Сводный бюджет У включает показатели Государственного бюджета У, сводного Бю АвРК и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Согласно с финансовой терминологией централизованные виды бюджета обозначаются прилагательными (областной, районный, городской), а децентрализованные- существительными в родительном падеже (бюджеты городов, сел, районов)

Бюджетное устройство.

Согласно Бюджетного кодекса бюджетная система У базируется на следующих принципах:

1)Принцип единства БСУ обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2)Принцип сбалансированности - затраты бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный год.

3)Принцип самостоятельности - ГБУ и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности по бюджетным обязательствам органов власти АвРК и органов местного самоуправления и наоборот. Самостоятельность бюджетов обеспечивается за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АвРК и органом местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством Украины. Их правом независимо др. от друга рассматривать и утверждать соответствующие ББ.

4)Принцип полноты - в состав бюджета подлежат включению все поступления в бюджет и все расходы из бюджета.

5)Принцип обоснованности - Б формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в Б и затрат Б, которые производятся согласно утвержденных методик и правил.

6)Принцип эффективности - при составлении и исполнении Б все участники Б процесса должны стараться достичь запланированных целей при привлечении минимального объема Б-х средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

7)Принцип субсидиарности - распределение видов затрат между государственным Б и местными ББ, а также между местными ББ должен основываться на максимально возможном приближении предоставлении общественных услуг к непосредственному потребителю.

Субсидирование - передача ср-в с Б высшего уровня ББ низшего с целью предоставления фин. помощи. (субсидии, субвенции, дотациями)

Субсидия - целевая (на конкретные Р) и обезличенной. Она не связывается с фин. состоянием Б, который получает ее.

Субвенция - разновидность целевой субсидии, которая предусматривает участие в фин-и определенных мероприятий и программ Бю, который ее выдает и Б. который ее получает.

Дотация - целевая фин. помощь на покрытие дефицита Б. В зависимости от возможностей Б. который ее выдает - покрытие может быть полным или частичным.

Изъятие ср-в - обратное дотации - передача излишних бю ср-в низшего уровня ББ высшего.

Бю ссуды - предоставление ср-в с Бю высшего уровня Бю низшего на покрытие временного кассового разрыва. Х-ка:

-б/%%-й х-р;

-должны быть погашены до окончания Бю года.

-выдаются органами власти и Уп только непосредственно подчиненным им органам.

Взаимные расчеты - передача ср-в с одного Б в др., в связи с перераспределением между ним Д или Р после утверждения Б. При таком перер-е возникает избыток в одном и недостаток в др.Б (в таком же размере).

Взаимоотношения между ББ могут договорными или обязательными. Субсидирование и Бю ссуды - на договорной основе, изъятие ср-в и взаиморасчеты - в обязательном порядке.

По направлению проведению расчетов - горизонтальные и вертикальные. В Укр - только вертикальные.

8)принцип целевого использования Б ср-в - Б ср-ва используются только на цели, определенные бюджетным назначением.

9)Принцип справедливости и непредвзятости - справедливое распределение общественного богатства между гражданами и территориальными обществами.

10)принцип публичности и прозрачности - ГБУ и ммБ утверждаются. а решение относительно отчета о их выполнении принимается соответственно ВРУ, ВРАвРК и соответствующими советами.

11)Принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник Б процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.021 с.)