Эффективность бизнеса и возможные перспективы 87 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность бизнеса и возможные перспективы 87



 

Методика оценки эффективности проекта (ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА)87

Чистый доход (NCF)

Чистый дисконтированный доход (NPV)

Срок окупаемости (PB)

Дисконтированный срок окупаемости (DPB)

Индекс прибыльности (PI)

Внутренняя норма доходности (IRR)

 

Эффективность ИП - категория, отражающая соответствие проекта, порождающего данный ИП (см. разд.П1.1 Приложения 1), целям и интересам его участников.

Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами (акционерами и работниками), банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.

Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:

- эффективность проекта в целом;

- эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

- общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;

- коммерческую эффективность проекта.

 

 

Общая схема оценки эффективности

 

Перед проведением оценки эффективности экспертно определяется общественная значимость проекта. Общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты (см. Приложение 1).

Далее оценка проводится в два этапа (см. схему на рис.2.1)

Ha первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Цель этого этапа - агрегированная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность и, если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки. Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность в соответствии с разд.4. При неудовлетворительной общественной эффективности такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их общественная эффективность оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность в соответствии с разд.5.

При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого ИП рекомендуется рассмотреть возможность применения различных форм его поддержки, которые позволили бы повысить коммерческую эффективность ИП до приемлемого уровня.

Если источники и условия финансирования уже известны, оценку коммерческой эффективности проекта можно не производить.

Второй этап оценки осуществляется после выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из них*(5) (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и пр.).

Для локальных проектов на этом этапе в соответствии с разд.6 и 8 определяется эффективность участия в проекте отдельных предприятий-участников, эффективность инвестирования в акции таких акционерных предприятий и эффективность участия бюджета в реализации проекта (бюджетная эффективность). Для общественно значимых проектов на этом этапе в первую очередь определяется региональная эффективность в соответствии с разд.7 и в случае, если она удовлетворительна, дальнейший расчет производится так же, как и для локальных проектов. При необходимости на этом этапе может быть оценена также отраслевая эффективность проекта в соответствии с п.7.3.

 

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Первый этап |

| |

| Э ————————————————————— |

| ф | Оценка общественной | |

| ф | значимости проекта | |

| е |—————————————————————| |

| к | + | - | |

| т ————————————————————— |

| и —————— —————————— |

| в v | |

| н ————————————————————— | |

| о | Оценка общественной | | |

| с | эффективности | | |

| т |—————————————————————| | |

| ь Проект | + | - | | |

| неэф- ————————————————————— | |

| п фекти- <————— v v |

| р вен ————————————————————— ————————————————————— |

| о | Оценка коммерческой | | Оценка коммерческой | |

| е | эффективности | | эффективности | |

| к |—————————————————————| |—————————————————————| |

| т | - | + | | + | - | Проект|

| а ————————————————————— ————————————————————— неэф- |

| v ———————— | —————> фекти-|

| " ————————————————————— | | вен |

| в |Рассмотрение и оценка| | | |

| |вариантов поддержки| | | |

| ц |проекта. Оценка ком-| | | |

| е |мерческой эффектив-| | | |

| л |ности с учетом под-| | | |

| о |держки | | | |

| м |—————————————————————| | | |

| " Проект | - | + | | | |

| неэф- ————————————————————— | | |

| фекти- <————— | | | |

| вен | | | |

|—————————————————————————————|————————|————————|———————————————————————|

| Э | Второй|этап | |

| ф v v v |

| ф —————————————————————————————————————————————————————————————— |

| е | Определение организационно-экономического механизма реализа- | |

| к | ции проекта и состава его участников. Выработка схемы финан- | |

| т | сирования, обеспечивающей финансовую реализуемость для каж- | |

| и | цого из участников | |

| в |——————————————————————————————————————————————————————————————| |

| н | - | + | |

| о —————————————————————————————————————————————————————————————— |

| с | | |

| т Проект не <———— ———————————————— |

| ь реализуем | |

| v

 

 

|

| у ————————————————————— |

| ч |Оценка эффективности | |

| а |проекта для каждого | |

| с |участника | |

| т |—————————————————————| |

| и Проект | - | + | |

| я неэф- ————————————————————— |

| фекти- <————— | |

| в вен | |

| v |

| п Конец расчета |

| р |

| о |

| е |

| к Рис.2.1. Концептуальная схема оценки эффективности |

| т инвестиционного проекта |

| е |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

2.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта

 

Оценка эффективности ИП должна осуществляться на стадиях:

- разработки инвестиционного предложения и декларации о намерениях (экспресс-оценка инвестиционного предложения);

- разработки "Обоснования инвестиций";

- разработки ТЭО (проекта);

- осуществления ИП (экономический мониторинг).

Принципы оценки эффективности ИП одинаковы на всех стадиях. Оценка может различаться по видам рассматриваемой эффективности, а также по набору исходных данных и степени подробности их описания

 

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления ИП для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и "внешние": затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. "Внешние" эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если "внешние" эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего ИП, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нем всех его участников.

Эффективность участия в проекте включает:

- эффективность участия предприятий в проекте (эффективность ИП для предприятий-участников);

- эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров акционерных предприятий - участников ИП);

- эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам ИП, в том числе:

региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РФ;

отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

- бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).

 

Открытие магазина одежды вот уже на протяжении многих лет является в России достаточно выгодным видом предпринимательской деятельности, который способен окупиться за сравнительно небольшой промежуток времени. Поэтому сегодня уже вопрос - выгодно ли открывать магазин одежды, - вовсе не стоит перед желающими заняться реализацией одежды.

Суть каждого из магазинов - нет необходимости «изобретать велосипед»: все что нужно - это следовать подробной инструкции, которая, как правило, включает все, начиная от дизайна магазина и заканчивая системой ведения отчетности.
Суть франчайзинга проста: в обмен на преимущества уже на деле проверенной методики ведения бизнеса и право использовать относительно известную торговую марку франчайзи (предприниматель, желающий начать бизнес) делится с франчайзером (владельцем марки и технологии) частью своей прибыли и независимости.

Чтобы открыть магазин одежды на основе франчайзинга необходимо оплатить первоначальный взнос (размер которого составляет, как правило, 5-10 % общей стоимости необходимых инвестиций в бизнес) и регулярно выплачивать текущие платежи, или «роялти» (обычно, - 6-7 % валового объема продаж). В большинстве форм франчайзинга предусмотрены и регулярные отчисления на рекламу и маркетинг, в размере 1-1,5 % общего объема продаж.

Однако не все марки требуют таких высоких отчислений за имя. Ряд компаний (как правило российских) готовы предоставить вам франшизу за символическую плату или вообще без оной. Причина проста - для завоевания известности им необходимо глубоко проникнуть на рынок, и лучший способ - открытие фирменных бутиков, пусть даже принадлежащих не им (товары то все равно закупаются у производителя).

 

Эффективность данного вида деятельности достигнет своего максимума, когда все три магазина – «Залетов»ИП «Якименко»ИП «Акимов» ИП – объединятся в единое ООО «МИКИ». После мы преобразим внешний вид магазинов в самые настоящие бутики,с последующим приобретением франшиз для официального способа продаж конкретного марочного списка. Так же часть продаж будет приходиться на товары произведенные и сертифицированные товарной маркой «МИКИ».В городе Зеленоград должно находится не более трех Бутиков «МИКИ», что бы не создавать себе конкуренции своими же магазинами. Возможно привлечение других предпринимателей, которые так же занимаются организацией купли-продажи, в наше дело, этот шаг является весьма широким и прагматичным для удержания позиции лидера на рынке по продаже одежды, по дороге к недалекому будущему. Успех данного Бизнес-плана зависит от скорости его реализации, чем раньше «МИКИ» приступит к старту, тем быстрее и эффективнее будет финиш, который по сути своей является новым стартом!

 

Дистрибьютор — в сети магазинов «МИКИ» будет являться представителем и/или директором того бутика, который он откроет в любом другом городе мира, с целью получения выручки от магазина и развитию системы «МИКИ», после предоставления подходящего бизнес-плана.

 

После возникновения полноценного ООО «МИКИ» приступившей к работе в полной мере, в штаб «МИКИ» будут набираться дизайнеры-модельеры для создания своих линей одежды – будем тянуть с мира по нитки, и приблизительная дата образования команды специалистов для данной перспективы приходится на 2014 год.

 

 

Качественный анализ рисков

Качественный анализ рисков позволяет выявить и идентифицировать возможные виды рисков, свойственных проекту, также определяются и описываются причины и факторы, влияющий на уровень данного вида риска. Кроме того, необходимо описать и дать стоимостную оценку всех возможных последствий гипотетической реализации выявленных рисков и предложить мероприятия по минимизации и/или компенсации этих последствий, рассчитав стоимостную оценку этих мероприятий. Первым шагом в проведении качественного анализа рисков является четкое определение (выявление, описание - "инвентаризация") всех возможных рисков инвестиционного проекта. Существенную практическую помощь в этом направлении может оказать предлагаемая классификация инвестиционных рисков. Рассмотрение каждого вида инвестиционного риска можно производить с трех позиций: 1. с точки зрения истоков, причин возникновения данного типа риска; 2. обсуждения гипотетических негативных последствий, вызванных возможной реализацией данного риска; 3. обсуждения конкретных мероприятий, позволяющих минимизировать рассматриваемый риск. Основными результатами качественного анализа рисков являются: выявление конкретных рисков инвестиционного проекта и порождающих их причин, анализ и стоимостной эквивалент гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков, предложение мероприятий по минимизации ущерба и их стоимостная оценка. К дополнительным, но также весьма значимым результатам качественного анализа, следует отнести определение пограничных значений возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риск. Этапы качественного анализа рисков: 1. идентификация (определение) возможных рисков; 2. описание возможных последствий (ущерба) реализации обнаруженных рисков и их стоимостная оценка; 3. описание возможных мероприятий, направленных на уменьшение негативного влияния выявленных рисков, с указанием их стоимости; 4. исследования на качественном уровне возможности управления рисками инвестиционного проекта: - диверсификация риска; - уклонение от рисков; - компенсация рисков; - локализация рисков. Качественный анализ инвестиционных рисков проводится на стадии разработки настоящего Бизнес-плана, а обязательная комплексная экспертиза инвестиционного проекта позволяет подготовить обширную информацию для начала работы по анализу рисков. В процессе качественного анализа рисков Мы исследуем причины возникновения рисков и факторы, способствующие их динамике, затем даем описание возможно ущерба от проявления рисков и их стоимостную оценку. Так как расчеты эффективности проекта базируются на построении его денежных потоков, величина которых может измениться в результате реализации каждого из отмеченных рисков, то для аналитика важна количественная оценка последствий осуществляемых на данном шаге, выраженная в стоимостных показателях. Методы экспертных оценки включают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью эксперта по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. Центральной "фигурой" экспертной процедуры является сам эксперт - это специалист, использующий свои способности (знания, умение, опыт, интуицию и т.п.) для нахождения наиболее эффективного решения. ЭКСПЕРТ-ЛОГИСТ Э.Мошеев Эксперты, привлекаемые для оценки рисков, должны:
  • иметь доступ ко всей имеющейся в распоряжении разработчика информации о проекте;
  • обладать достаточным уровнем креативности мышления и необходимыми знаниями в соответствующей предметной области;
  • быть свободным от личных предпочтений в отношении проекта (не лоббировать его).
Можно выделить следующие основные методы экспертных оценок, применяемые для анализа рисков:
  • Вопросники
  • SWOT-анализ
  • Роза и спираль рисков
  • Оценка риска стадии проекта
  • Метод Дельфи
Имеющийся практический опыт позволяет вывести общее правило: чем сложнее задача, которую ставит перед собой исполнитель, чем многообразнее условия и возможные результаты его деятельности, тем острее ощущается необходимость оперирования понятием риска, тем более разносторонне истолковывается его содержание. В этих условиях приходится действовать лишь исходя из некоторых предположений о возможностях развития ситуации, основанных на прошлом опыте. Сам процесс изучения объекта также может вносить дополнительную неопределенность из-за несовершенства используемого инструментария, ошибок анализа и моделирования и т.п. Также как дополнительные признаки рассматриваются новаторство и размер получаемого дохода (к предпринимателям предлагается относить только тех, у кого доходы от такого рода деятельности являются основными). И, кроме того, можно отметить также наличие риска в предпринимательстве. Подтверждением тому могут служить определения предпринимательства, раскрывающие суть этого понятия через категорию риска[1]. Например, предпринимательской названа «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…»[2]. Такое определение вполне оправдано, поскольку понять суть предпринимательства вне категории риска невозможно.

Таким образом, риск является неотъемлемым свойством и атрибутом предпринимательской деятельности.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе, связанном с приобретением сырья, одним из источников рисков является состояние отрасли, производящей сырье. Если в целом по данной отрасли наблюдается спад, регистрируются проблемы, связанные с организацией производства, проведением расчетов, обеспеченностью финансовыми ресурсами, то данная отрасль может являться мощным источником риска для предприятий, пользующихся ее продукцией в производственных целях. Факторами риска, вытекающими из данного источника, являются:

- качество сырья и его стабильность;

- цены на сырье, их динамика, соответствие общему уровню инфляции, соотношение с ценами на аналогичную продукцию зарубежного производства, соотнесение цены с качеством;

- стабильность и надежность поставщиков;

- стоимость транспортировки сырья;

- потери в процессе транспортировки;

- расходы на ввоз сырья из-за границы;

- способ и график оплаты.

Достаточно мощным источником рисков являются договорные отношения, возникающие по поводу поставок сырья, особенно из-за границы. Факторы риска в данном случае сводятся к составлению и выполнению договорных условий, в числе которых наиболее принципиальными являются следующие:

- условия поставки, включающие обязательства сторон по транспортировке товара, наличие упаковки и маркировки, момент перехода собственности на товар;

- условия и график оплаты, в т.ч. величина и сроки предоплаты либо отсрочки платежа;

- распределение оплаты транспортных и накладных расходов;

- критерии качества товара (соответствие ГОСТам и ТУ);

- штрафные санкции за невыполнение условий договоров в случае нарушения условий оплаты поставки либо качественных характеристик товара.

Кроме того, в данном случае источниками рисков могут являться несбалансированность:

- условий договоров на поставку сырья и на отгрузку готовой продукции;

- сроков поставки сырья и отпуска его в производство;

- денежных потоков с точки зрения своевременного обеспечения оплаты поставленного согласно договорам сырья.

Проблемы менеджмента на стадии заготовления сырья как источник риска отчасти вытекают из рациональности и сбалансированности условий договоров и могут порождать следующие факторы:

- процесс формирования запасов сырья на складе (их избытка или дефицита);

- организацию и качество складского учета движения сырья;

- соблюдение условий хранения сырья;

- эффективное распределение ответственности между сотрудниками – участниками процесса заготовления и отпуска в производство сырья и контроль ее соблюдения.

__________________________________

 

 

Источники: «Методические Рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (№ ВК 447 от 21.06.1999г.)

 
 

Рис. 1. Структура внешней и внутренней среды предприятия с точки зрения источников риска.

 

Все упомянутые факторы риска, проявляющиеся на первом этапе, могут усугубляться тем, что процесс закупки сырья, как и процесс производства, может носить сезонный характер. Такая картина порождает необходимость приобретения существенных запасов сырья с учетом сезонных колебаний спроса, отсюда сложности не только с планированием оптимальной величины запасов сырья, но и с координацией денежных потоков.

ВТОРОЙ ЭТАП

На стадии производства в качестве одного из источников рисков может фигурировать производственно-технологический цикл. Действительно, существенные потери материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов могут иметь место, например:

- при несоблюдении требований технологии;

- в результате остановки производства, вызванной различными причинами, скажем, в случае вынужденного переоборудования;

- в результате хищений или халатности работников, задействованных в производстве;

- в результате неучета отклонений фактических потерь сырья от нормативных в рамках технологического цикла;

- в процессе ведения документации;

- при нарушении условий труда, в том числе социально-психологического климата, величины и стабильности заработной платы;

- при производственном травматизме и несоблюдении правил техники безопасности;

- при экологическом факторе, проявляющемся в загрязнении окружающей среды и др.

Все перечисленное относится к факторам риска, возникающим в рамках производственно-технологического цикла.

В процессе производства факторы риска также могут быть обусловлены некорректным и неэффективным менеджментом. В данном случае они могут включать:

- соблюдение условий хранения полуфабрикатов и готовой продукции;

- формирование и исполнение графика производства;

- определение материальной и административной ответственности за возникновение потерь, произошедших по вине сотрудников и администрации.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП

Основными источниками риска на стадии реализации готовой продукции являются направления политики предприятия в отношении основных элементов комплекса маркетинга – товара, цены, методов распространения и методов стимулирования. Однако формирование и реализация такой политики согласно основному принципу и философии маркетинга всецело определяется поведением и пожеланием потребителей.

Существенным источником риска для предприятий являются особенности потребительского поведения и структура потребительских предпочтений. Соответственно, факторами риска в этой области являются:

- темпы роста рынка;

- емкость рынка;

- стадия жизненного цикла рынка;

- эластичность спроса;

- сегментация потребителей, ориентация предприятия на определенные целевые сегменты;

- удовлетворенность потребительских предпочтений.

При этом в качестве специфических факторов риска, присущих данной сфере производства могут быть упомянуты:

- специфическая структура спроса на рынках товаров и народного потребления, и производственного назначения;

- цикличность / сезонность спроса;

- необходимость ориентации на различные целевые сегменты на различных рынках, вызывающая необходимость по-разному строить маркетинговую политику в отношении различных товаров.

Используемая предприятием товарная политика также может являться источником риска и охватывает следующие факторы:

- товарный ассортимент и его структуру;

- потребительские характеристики товаров и их соответствие потребительским предпочтениям;

- стадии жизненных циклов товаров и их согласованность во времени;

- предложение сопутствующих, дополнительных и др. товаров;

- упаковку;

- сервисное обслуживание.

При анализе ценовой политики как источника риска важными моментами являются:

- тип рынка, на котором работает предприятие, тип конкуренции;

- структура предложения на рынке и тип товара;

- согласованность в динамике цен на продукцию и сырье;

- процесс формирования торговой надбавки (метод установления цены).

Существующая сбытовая политика как источник риска порождает следующие факторы:

- используемые каналы товародвижения, их протяженность, широта;

- посредников, участвующих в процессе товародвижения;

- условия работы с посредниками, в т.ч. договорные. Здесь важным моментом также является согласованность условий договоров на поставку сырья и отгрузку готовой продукции. Дополнительно возникает вопрос относительно сбалансированности денежных потоков.

Политика маркетинговой коммуникации (система ФОССТИС) предполагает следующее:

- рациональное использование средств маркетинговой коммуникации;

- организацию рекламного процесса, начиная с определения желаемой ответной реакции целевой аудитории и заканчивая медиапланированием;

- применение различных методов стимулирования сбыта.

Конкуренты, их поведение на рынке также являются мощным источником риска. В качестве факторов риска в данном случае могут быть рассмотрены:

- тип конкуренции;

- занимаемые конкурентами доли рынка, их динамика.

При анализе конкурентов внимание необходимо обращать на те же аспекты деятельности, что и при анализе собственных элементов комплекса маркетинга, а именно:

- на товарную политику;

- на ценовую политику;

- на сбытовую политику;

- на политику ФОССТИС.

В результате такого анализа должен быть сделан вывод относительно конкурентных преимуществ анализируемого предприятия и его основных конкурентов. Слабые стороны конкретного предприятия по отношению к конкурентам также будут являться факторами риска.

 

Риски могут иметь источниками не только производственные аспекты деятельности предприятия, но и финансовую ее сторону. В данном случае источники будут как внутренние, вызванные процессом управления финансами предприятия, так и внешние, поскольку действующее предприятие не может быть рассмотрено как замкнутая система, оно осуществляет свою деятельность в тесной взаимосвязи с окружающим пространством, описанным элементами макро– и микросреды.

 

Кроме того, мощным источником рисков являются информационные потоки, при помощи которых осуществляется взаимодействие структурных подразделений внутри предприятия и связь предприятия с окружающей средой.

 

Возможны два подхода к описанию и классификации источников риска, проявляющихся в финансовых аспектах деятельности предприятия.

Первый подход предполагает в качестве источников риска выделять внешние по отношению к предприятию и внутренние источники. Внешние источники – это, прежде всего, действия основных финансовых контрагентов (поставщиков, подрядчиков, фискальных и контролирующих органов) на микроуровне, а также – на макроуровне – состояние и изменения существующей общегосударственной или мировой финансовой системы. И, соответственно, внутренние источники обусловлены действиями и отношениями, возникающими в процессе производственно-хозяйственной деятельности внутри фирмы. Такой подход имеет существенный недостаток, который заключается в затруднениях, возникающих при попытке оценить эффективность и адекватность управленческой реакции на изменение условий внешней среды.

При формировании второго, более предпочтительного подхода, автор исходит из предпосылки, что результатом внешних и внутренних источников риска станут некие изменения, связанные с привлечением (приобретением, формированием) финансовых ресурсов и их расходованием. Кроме того, значительная часть внешних источников риска может быть эффективно нейтрализована благодаря грамотному внутрифирменному финансовому менеджменту. Таким образом, предлагается все источники риска, связанные с финансовыми аспектами деятельности предприятия, разделить на две группы: о процесс управления активами и процесс управления пассивами.

При этом мыслится некорректным относить данную группу источников строго к стадии производства, так как яркая необходимость управления активами и пассивами присутствует как на стадии заготовления сырья, так и на стадии формирования финансовых результатов.

Согласно второму подходу одним из основных источников риска для любого предприятия является процесс использования финансовых ресурсов. Факторы риска в данном случае могут быть названы следующие:

- структура кредиторской задолженности;

- соотношение собственных и заемных средств;

- структура источников оборотных средств;

- управление финансовыми результатами, в т.ч.:

- структурой себестоимости;

- формированием и использованием прибыли.

Эффективность использования активов также может быть рассмотрена как источник риска. Факторы следующие:

- структура активов в целом, в т.ч. основных и оборотных средств;

- эффективность формирования и использования основных и оборотных средств.

 

Недостаток, неполнота или низкое качество информации также могу являться источниками рисков. В данном случае в качестве факторов риска могут быть названы:

– отсутствие или недостаточное качество проведенных исследований рынка;

– потери информации в процессе ее движения внутри предприятия (в результате некачественного учета, анализа или неполноты передачи от одного структурного звена или сотрудника другому);

– искажение информации, поступающей от контрагентов (поставщиков, подрядчиков, посредников, других участников рыночной инфраструктуры) или переданной им;

– игнорирование информации, описывающей изменения параметров внешней макросреды.

 

 

Роза рисков

На основе экспертных оценок разработан наглядный метод оценки рискованности инвестиционного проекта, условно называемый «розой рисков», или «звездой рисков». Эксперты, изучив документацию и бизнес-план исследуемого проекта, проводят балльную оценку (например, по 10-балльной шкале) его факторов, проверяемых на риск. При этом, чем выше балл, тем выше рискованность. Как и ряд других экспертных методов, данный подход не является количественно точным, но позволяет сопоставить различные факторы проекта.

Например, для некоторого гипотетического проекта эксперты оценивают степень его рискованности по следующим выявленным факторам риска:

– проработка рынка – 4 балла;

– производственный план – 7 баллов;

– наличие концепции управления проектом – 9 баллов;

– анализ себестоимости – 5 баллов;

– анализ конкурентов – 6 баллов;

 
 

– финансирование – 8 баллов;

– мотивация команды проекта – 3 балла;

– проработка бизнес-плана – 7 баллов.

Проведенное экспертами аналитическое исследование можно проиллюстрировать графически в виде упомянутой «розы рисков», изображенной на рис. 3.

 

Рис. 3. Роза рисков

 

«Роза рисков» оцениваемого проекта (см. рис. 3) указывает на недостаточность проработки концепции управления проектом и вопросов финансирования.

Спираль рисков

Дальнейшее развитие этого метода достигается с помощью графического построения «спирали рисков» (рис. 4), отражающей упорядочивание (ранжирование) факторов риска.

Оценка риска с помощью экспертного листа

Еще один вариант экспертного подхода предлагает такую последовательность:

– определить по стобалльной шкале приемлемый для организации, реализующей данный проект, предельный уровень по каждому виду риска;

– установить по десятибалльной шкале при необходимости дифференцированную оценку уровня компетентности экспертов, являющейся конфиденциальной.

 
 

Экспертную оценку риска рекомендуется производить с учетом вероятности наступления рискового события (в долях единицы) и опасности данного риска для успешного завершения проекта (по стобалльной шкале). Возможная форма такого экспертного листа – представлена в табл. 1.

 

Рис. 4. Спираль рисков

Таблица 1

Форма экспертного листа

№ п/п Наименование риска Опасность Вероятность Важность
        (гр. 5 = гр. 3 х гр. 4)
         
         

Данные такого листа сводятся разработчиком проекта в таблицы, отражающие интегральный уровень по каждому виду риска, а также степень компетентности эксперта. Полученные результаты анализируются, и выносится решение о приемлемости данного вида риска для разработчика проекта.

 

Если принятый предельный уровень одного или нескольких видов риска ниже полученных интегральных значений, необходимо перейти к разработке комплекса мероприятий, направленных на снижение влияния выявленных рисков на успех реализации проекта, и осуществить повторный анализ риска.

Следующий способ также базируется на работе с экспертными листами и балльной оценке риска (табл. 2, 3). Отметим, что в ходе риск-анализа важно выявить так называемые независимые конечные или простые риски, которые нельзя представить в виде комбинации каких-либо компонентов. Проведение экспертной оценки эффективнее, если использует именно такие риски.

"сначала свой магазин, который доказывает востребованность марки, а потом заказы и франшиза" - ну да. только перед тем как открывать магазин, люди прощупывают клиентский интерес на неделе моды"

Также специалисты выделяют три основных субъективных препятствия для осуществления эффективного бизнес-планирования.

Первая и наиболее важная причина неудач - это чрезмерное давление, приоритет краткосрочных показателей над долгосрочными. У любой фирмы есть много неотложных задач, которые она стремится решить в максимально короткий период времени. Но срочное - это не всегда самое важное: пожалуй, наиболее важным является определение общего направления действий организации, ее главных целей, долгосрочных задач. Поэтому управляющий должен научиться предпочитать действительно важное срочному, текущему, а иногда и просто мимолетному. Специалисты по внутреннему бизнес-планированию произвели подсчеты времени, необходимого для участия высшего руководителя в планировании (т.е. максимального времени, необходимого для планирования). В соответствии с выводами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.161 с.)