Менеджмент библиотечно-информационной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджмент библиотечно-информационной



ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контрольная работа

Цель контрольной работы – помочь студентам освоить понятийную базу дисциплины, рассчитать динамику изменения основных статистических показателей, проанализировать их, познакомиться с планово-отчетной документацией библиотеки. Исходя из этой цели, студенты выполняют следующие задания.

Задание 1 Понятийный аппарат дисциплины «Библиотечный менеджмент».

Используя выявленную самостоятельно справочную, учебную, научную литературу по библиотечному менеджменту и маркетингу, экономике, дать определения следующим терминам: абсолютные показатели; библиотечная статистика; библиотечный менеджмент; бухгалтерский учет; бюрократическая организационная структура управления; делегирование полномочий; должностная инструкция; контроль; линейно-функциональная структура управления; линейно-штабная структура управления; матричная структура управления; менеджмент; методы управления; норма времени; норма выработки; норма обслуживания; нормирование библиотечного труда; оперативный учет; организационная структура управления; относительные показатели; планирование; принципы управления библиотекой; проектная структура управления; разделение труда; руководитель высшего звена; руководитель низового звена; руководитель среднего звена; средние показатели; статистический учет; стиль управления; стратегическое планирование; учет в библиотеке; функции управления.

Задание выполняется в табличной форме. При заполнении таблицы студенту необходимо привести несколько определений одного и того же термина, содержащихся в разных изданиях (в учебной, справочной и другой литературе).

Таблица 1 Терминология дисциплины

№ п/п Термин Определение термина Цитируемый источник
       
       
       

 

В графе «Цитируемый источник» приводятся в квадратных скобках ссылки на те документы, из которых студент взял приведенное в таблице определение с указанием на какой странице содержится цитируемое определение, например: [4, с. 39]. Список литературы, сформированный студентом самостоятельно, приводится после первого задания. Библиографические записи систематизируются в алфавитном порядке авторов и заглавий документов.

Структура библиографических записей в списке использованных источников должна соответствовать таким государственным стандартам: ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.12 – 93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила; ГОСТ 7.80 – 2000. Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления; ГОСТ 7.82 – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления

Задание 2 Анализ статистических показателей.

На основе абсолютных показателей числа пользователей, посещений, объема фонда, книговыдачи, содержащихся в отчетной документации библиотеки, где работает студент-заочник или услугами которой пользуется, рассчитать относительные показатели интенсивности библиотечной деятельности: посещаемости, обращаемости, читаемости, книговыдачи. Также он рассчитывает показатели динамики числа пользователей, посещений, объема библиотечного фонда и книговыдачи.

Для выполнения задания нужно использовать статистические показатели за три последние года. Относительные показатели посещаемости, обращаемости, книгообеспеченности, читаемости вычисляются на основе формул, содержащихся в справочной и учебной литературе. Все расчеты должны быть приведены в работе.

Полученные статистические данные оформляются в виде таблиц.

Таблица 2 Статистические абсолютные показатели

№ п/п Абсолютные показатели      
1. Пользователи      
2. Посещения      
3. Объем фонда      
4. Книговыдача      

Таблица 3 Относительные показатели интенсивности деятельности библиотек

№ п/п Относительные показатели      
1. Читаемость      
2. Посещаемость      
3. Обращаемость      
4. Книгообеспеченность      

Таблица 4 Динамика числа пользователей

Год Число пользователей Абсолютный прирост Темп роста числа пользователей Темп прироста числа пользователей
         
         
         

 

Таблица 5 Динамика числа посещений

Год Число посещений Абсолютный прирост Темп роста числа посещений Темп прироста числа посещений
         
         
         

Таблица 6 Динамика объема фонда

Год Объем фонда Абсолютный прирост Темп роста объема фонда Темп прироста объема фонда
         
         
         

 

Таблица 7 Динамика книговыдачи

Год Число книговыдач Абсолютный прирост Темп роста книговыдач Темп прироста книговыдач
         
         
         

 

После выполненных расчетов необходимо проанализировать полученные данные и на этой основе предложить свои управленческие решения, направленные на сохранение стабильной деятельности библиотеки или на ее улучшение.

Задание 3 Анализ качества планово-отчетной документации.

Задание выполняется на основе изучения плана и анализа (отчета) деятельности библиотеки или МУК «ЦБС», где работает студент-заочник.

Приступая к выполнению задания, студент предварительно знакомится с содержанием плана и отчета, их структурой. После этого студент продумывает, какие сведения он будет приводить в аналитической справке для подкрепления собственных положений и выводов.

По результатам предварительного знакомства составляется аналитическая справка отдельно на план и отчет деятельности библиотеки. Главное требование, предъявляемое к ее составлению, - аналитический подход. Переписывание отдельных фрагментов плана и отчета не допускается.

В справке должно быть указано, какой (плановый или отчетный) документ и какой библиотеки подлежит анализу. После этого следует анализ качества наполнения разделов плана, а затем отчета.

Начать целесообразно с раздела, где представлены цели и задачи, стоящие перед библиотекой, обратив особое внимание на формулировку целей и задач, их соответствие миссии библиотечных учреждений, выделение приоритетных целей, последовательность расположения. Также нужно просмотреть, насколько содержание плана и отчета соответствует сформулированным целям и задачам.

Используя материалы плана и отчета, студент выявляет актуальность тематики мероприятий, использование современных форм и методов работы.

Анализируя плановый и отчетный документы, студент подчеркивает положительные стороны, а также ошибки и недостатки, допущенные в процессе их разработки.

В заключение студент формулирует собственные выводы о качестве изученного планового документа, представляет рекомендации, которые помогли бы в дальнейшем избежать отмеченных недостатков.

Задание 4 Учет деятельности библиотеки. Формы учета

Выполняя задание, студенту следует познакомиться с учетной документацией библиотеки, где он работает. Ему нужно охарактеризовать существующие в библиотеке формы учета, привести их образцы и указать, на основании каких нормативных документов осуществляется учет.

Студенту необходимо показать, как в библиотеке осуществляется учет:

а) пользователей (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях);

б) посещений (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях);

в) посетителей мероприятий;

г) мероприятий, проводимых в библиотеке;

д) читателей, берущих книги на семейный формуляр;

е) выдачи книг, журналов, газет, копий, аудиовизуальных материалов, CD-ROM;

ж) выполненных справок (в целом по библиотеке и в структурных подразделениях);

з) постоянно действующих запросов.

В задании следует отразить, с какими проблемами встречаются библиотекари в процессе организации и осуществления учета, показать, какую роль играет ГОСТ 7.20 – 2000 «Библиотечная статистика» в осуществлении учетной деятельности библиотеки.

Контрольная работа выполняется в тетрадях (текст пишется через клеточку, чтобы была возможность записать замечания), или на листах формата А 4 (размеры полей: левое, нижнее и верхнее – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм) машинописным способом или набран на компьютере. Независимо от способа оформления текста он должен быть написан грамотно, без грамматических и стилистических ошибок и погрешностей.

Небрежно оформленные работы, содержащие значительное количество ошибок, не проверяются и возвращаются на доработку.

Контрольную работу необходимо сдать за месяц до экзаменационной сессии в сроки, установленные деканатом заочного отделения.

5. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные предпосылки возникновения и этапы развития менеджмента как теории и практики управления

2. Ведущие западные школы управления

3. Современные подходы, существующие в управлении библиотекой: процессный, стратегический, системный, ситуативный

4. Формирование традиционного подхода к управлению библиотекой

5. Библиотечный менеджмент как современная концепция управления библиотекой и как научная дисциплина.

6. Принципы, функции и методы библиотечного менеджмента

7. Коллектив как субъект управления

8. Руководитель в системе управления библиотекой

9. Классификация типов управления библиотекой

10. Иерархические структуры управления библиотекой и их ограничения

11. Адаптивные структуры управления библиотекой, их особенности

12. Централизованные и децентрализованные структуры управления библиотекой

13. Организация условий труда в библиотеке

14. Разделение труда в библиотеке как основа его организации

15. Документы, регламентирующие разделение труда в библиотеке

16. Библиотечная технология, ее ведущие категории

17. Документы, регламентирующие выполнение технологических процессов

18. Нормирование библиотечного труда, его значение

19. Виды норм и их использование в управлении библиотекой

20. Организационная структура библиотеки

21. Планирование библиотечной работы, его принципы, методы и виды деятельности библиотеки как функция управления

22. Бизнес-планирование как экономическое обоснование хозяйственной деятельности библиотеки

23. Система планов, обеспечивающая деятельность библиотеки

24. Контроль как функция управления библиотечной деятельностью

25. Управленческий учет в библиотеке, его виды

26. Объекты и формы учета библиотечной деятельности

27. Библиотечная статистика, ее назначение, цели, задачи

28. Этапы статистического исследования, система статистических показателей

29. Стандартизация библиотечной статистики на национальном и международном уровнях

30. Отчетность как регулярное подведение итогов и анализ деятельности

31. Менеджмент качества, его назначение, принципы

32. Критерии самооценки возможностей библиотеки

33. Критерии самооценки результатов деятельности библиотеки

34. Организация процесса самооценки библиотеки. Методы проведения самооценки

35. Стратегия преобразования деятельности библиотеки

36. Индикаторы качества деятельности библиотеки

Список литературы

3.1. Основная литература

1. Дубровина, Л.А. Минимум управления, максимум управляемости: руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 399 с.

2. Колесникова, М.Н.Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 255 с.

3. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для вузов культуры искусств / И.М. Суслова, В.К, Клюев. – СПБ.: Профессия, 2009. – 600 с.

3.2. Дополнительная литература

1. Авдулова, Т.П. Психологические основы менеджмента: учеб.-метод. пособие / Т.П. Авдулова. – М. Либерея-Бибинформ, 2007. – 150 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 24).

2. Ахмадова, Ю.Л. Менеджмент качества и библиотеки: учеб.-практ. пособие / Ю.Л. Ахмадова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 175 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 55).

3. Ахмадова, Ю.Л. Система менеджмента качества библиотеки: учеб.-практ. пособие / Ю.Л. Ахмадова; ред. В.В. Минкина. – СПб.: Профессия, 2007. – 264 с. – (Библиотека).

4. Библиотека и закон: справочник: док., комментарии, консультации: юрид. советы на каждый день. – Вып. 1 –. – М.: Либерея, 1996 –.

5. Документальное обеспечение технологических циклов библиотеки. Ч. 1: Альбом технологических схем / Гос. публ. науч.-техн. б-ка. – М., 2005.

6. Дригайло, В. Г. Основы научной организации труда в библиотеке: учеб.-метод. пособие / В.Г. Дригайло. – М.: Либерея-Бибинформ., 2005. – 423 с. – (Библиотека и время.XXI век: 100 вып.; вып. 20).

7. Дригайло, В. Г. Основы управления библиотекой высшего учебного заведения: науч.-практ. пособие / В.Г. Дригайло, Е.В. Башун, В.Н. Волынец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Либерия, 2004. – 328 с.

8. Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие / И.С. Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – 342 с. – (Библиотека).

9. Пилко, И.С. Технологические процессы в библиотечной работе: учеб.-метод. пособие / И.С. Пилко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 175 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 26).

10.Суслова, И.М. Управленческий учет в библиотеке (Библиотечная статистика: современное состояние, проблемы): учеб. пособие / И.М. Суслова, Т.Л. Манилова. – М.: Профиздат.; Изд-во Моск. гос. ун-та искусства и культуры, 2000. – 123 с.

Самостоятельный просмотр профессиональных журналов с целью выявления дополнительного материала.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.042 с.)