Задачи и общие правила (принципы) организации бухгалтерского учета (БУ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и общие правила (принципы) организации бухгалтерского учета (БУ).



Нормативные документы, регулирующие организацию БУ в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:

Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации)

других Федеральных законов,

указов Президента Российской Федерации,

постановлений Правительства Российской Федерации, например:

Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за МинФином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности);

 

приказов Министерства Финансов РФ:

Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;

Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;

Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами МинФина РФ, по состоянию на 2010 год принято 23 ПБУ)

и другие;

прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств, например:

«Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине РФ 29 декабря 1997 года)

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.[7]

В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности

 

Объекты изучения БУ.

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются: 1) имущество организации; 2) обязательства организации; 3) хозяйственные операции организации, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Имущество – совокупность оборотных и внеоборотных активов организации.

Оборотные активы – денежные средства или продукция, которая может быть обращена в денежные средства или потреблена в течение одного года или обычного операционного цикла: 1) наличные деньги в кассе организации; 2) денежные средства, хранящиеся на счетах организации в банке; 3) дебиторская задолженность; 4) запасы сырья, готовой продукции, материалов.

Внеоборотные активы – активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года: 1) основные средства; 2) земельные участки; 3) капитальные вложения; 4) нематериальные активы.

Обязательства организации – долговые обязательства, которые должны быть оплачены организацией в течение обычного операционного цикла (одного года) – текущие (краткосрочные) обязательства: 1) счета к оплате; 2) заработная плата к выплате; 3) отчисления с заработной платы на социальное страхование; 4) налоги к выплате; 5) краткосрочные векселя к оплате; 6) если долги оплачиваются в течение срока, превышающего один год, то это долгосрочные обязательства (облигации к оплате, долгосрочные векселя к оплате, арендные обязательства).

Хозяйственные организации – отдельные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств.

Все объекты бухгалтерского учета можно разделить на группы: 1) активы организации – все имущество, принадлежащее организации на праве собственности, владения или пользования, а также задолженность юридических и физических лиц; 2) пассивы организации – источники приобретения активов организации (собственные и заемные средства); 3) хозяйственные операции – действия, связанные с движением активов и пассивов процессе осуществления предпринимательской деятельности и непроизводственных расходов.

Собственный капитал.

Развитие рыночных отношений сопровождается существенными сдвигами в составе и структуре источников финансового обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Одним из главных показателей, характеризующих его финансовую устойчивость становится величина собственного капитала. Эта свойственная в условиях рыночной экономики категория, заменившее традиционное понятие «источники собственных средств предприятия», позволяет более четко разграничить внутренние источники финансирования деятельности от вовлекаемых в хозяйственный оборот внешних источников в форме банковских кредитов, краткосрочных и долгосрочных займов других юридических и физических лиц, различной кредиторской задолженности.

Собственный капитал предприятия представляет собой финансовые средства отдельного хозяйствующего субъекта, принадлежащие ему на правах собственности и используемые для формирования определенной части его активов.

Собственный капитал равен сумме активов минус сумма задолженности. Фактически это чистая стоимость капитала.

Собственный капитал подразделений на:

 

Уставный капитал;

Дополнительный оплаченный капитал;

Резервный капитал;

Нераспределенный доход (непокрытый убыток).

Уставный капитал. До недавнего времени уставный фонд любого государственного предприятия характеризовал величину закрепленных за ним основных и оборотных средств. Всякое поступление или выбытие основных средств, а также изменение их износа тогда сопровождалось записями об увеличении или уменьшении уставного фонда.

С переходом к рынку и созданием предприятий различных организационно-правовых форм (АО, ТОО и др.) уставный капитал представляет собой объединение вкладов собственников предприятия в его имущество в денежном выражении в размерах определяемых учредительными документами.

Дополнительный оплаченный капитал. Организации, созданные в форме акционерных обществ (кроме инвестиционных фондов) увеличивают свой собственный капитал за счет эмиссионного дохода, обеспечиваемого разницей между продажной и номинальной стоимостью собственных акций. Источником дополнительного капитала может быть также продажа фирмой части активов по цене, превышающей их балансовую стоимость, или приобретение ею активов другой компании по цене ниже их балансовой стоимости.

Резервный капитал представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенную для обеспечения защиты от возможных убытков и непредвиденных потерь.

В законодательных актах многих стран определяется необходимость создания официальных, и нормативных резервов.

Формирование резервного капитала осуществляется за счет ежегодных отчислений из чистой прибыли.

Согласно законодательству многих стран отчисления производятся до тех пор, пока резерв не достигнет определенной величины (обычно 25 % стоимости акционерного капитала). Этот резерв учитывается при распределении дивидендов в убыточные годы или обращен в акционерный капитал по решению Совета директоров.

Нераспределенный доход (непокрытый убыток) – это аккумулированный доход предприятия с момента ее создания за вычетом объявленных и выплаченных дивидендов. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия. Это та часть прибыли, которая не была выплачена акционерам в форме дивидендов, а была использована для финансирования деятельности предприятия. Иногда эта статья обозначается как оставшаяся часть дохода, в которой суммируются не выплаченные налоги и чистая прибыль.

Рассмотрев состав собственного капитала перейдем к источникам их формирования.

 

Заемный капитал.

Заемный капитал — совокупность заемных средств (денежных средств и материальных ценностей), авансированных в предприятие, и приносящих прибыль. Раемный капитал, используемый предприятием, характеризует объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). В соответствии с главой 42 ГК РФ эти финансовые обязательства могут быть оформлены в виде договоров кредита и займа, товарного и коммерческого кредита. Выделяются и отдельные виды финансовых обязательств: вексельные обязательства и обязательства, возникающие при выпуске и продаже хозяйственным обществом облигаций.

 

В составе долгосрочных источников заемных средств организаций следует выделить и такие специфические источники финансирования, как финансовая аренда, финансирование под уступку денежного требования, финансирование по договору коммерческой концессии.

 

Формально заемный капитал представлен в бухгалтерском балансе организации разделами IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства». Однако некоторые группы статей раздела краткосрочных пассивов нуждаются в более детальном рассмотрении, поскольку по своему характеру они могут быть отнесены к собственным источникам финансирования.

 

В составе заемного капитала в соответствии с содержанием Пассива баланса организации можно выделить следующие его элементы:

• долгосрочные займы и кредиты;

• отложенные налоговые обязательства;

• прочие долгосрочные обязательства;

• краткосрочные займы и кредиты;

• кредиторская задолженность;

• задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;

• доходы будущих периодов;

• резервы предстоящих расходов;

• прочие краткосрочные обязательства.

Методы БУ

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бух. учета.

 

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода:

- документация;

- инвентаризация;

- оценка;

- калькуляция;

- счета;

- двойная запись;

- баланс.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве ее совершения. Каждая хозяйственная операция оформляется документально. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации. Докум-я дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

 

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре с данными учета.

 

Оценка – способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение (базируется на фактической себестоимости)

 

Калькуляция – способ учета затрат на производство и реализацию продукции в целом и по отдельным статьям.

 

Баланс – как метод б.у. отражает состояние имущества и обязательств в двойной группировке в денежном выражении на определенную дату, как правило, на первое число следующего за отчетным периодом. Баланс (равенство 2-х чаш) – двусторонняя таблица, левая сторона = правой. Левая сторона отражает состояние имущества (актив), правая – обязательства (пассив). Каждому виду имущества / обязательства обязательно отведена статья баланса, на основании которых разносятся остатки (начальное сальдо) по счетам б.у.

 

Счета – бухгалтерские документы, на которых сгруппированы и отражены хозяйственные операции. Левая часть счета именуется «дебет», правая – «кредит».

 

Двойная запись – отражение хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах по дебету одного и кредиту другого (контроль за правильностью ведения учета)

Счета и двойная запись.

Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а так же хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженных в натуральных, денежных, и трудовых измерителях.

 

Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 99 "Прибыль и убытки", 80 "Уставный капитал" и др.

 

Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета - дебет (от латинского "должен"), правая сторона - кредит (от латинского "верит"). Эти термины стали применяться в бухгалтерском учете в период его возникновения в западноевропейских странах. В то время бухгалтерия охватывала торговые и кредитные операции и эти слова использовались в учете в основном для обозначения расчетных взаимоотношений между купцами и банками. В последующем они утратили свое былое значение и превратились в простые технические термины.

В теории и на практике применяются три схемы счетов. Первая схема применяется для написания пособий и проведения учебных занятий.

 

Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит - уменьшение, для других наоборот, дебет - уменьшение, а кредит - увеличение.

В зависимости от содержания бухгалтерского счета подразделяются на активные, пассивные, активно-пассивные.

Счета являются активными по:

Экономическому содержанию, т.е. эти счета предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;

Сальдо (остаток) т.е. счета имеют дебетовый остаток.

Счета считаются пассивными по:

экономическому содержанию, т.е. счета отражают учет;

имущества по источникам его образования;

балансу, т.е. расположению в пассивной части баланса;

сальдо, т.е. счета имеют кредитовый остаток.

Кроме активных и пассивных счетов в практике бухгалтерского учете используют активно-пассивные счета, которые могут иметь кредитовое либо дебетовое сальдо, либо дебетовое и кредитовое сальдо одновременно. Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположной операции.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счет и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например между счетами 70 "Расчет с персоналом по оплате труда" и 50 "Касса", 10 "Материалы" и 60 "Расчеты с поставщиками" и т.д.

Баланс и отчетность.

Бухгалтерская (финансовая.) отчётность - совокупность итоговых данных

бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей,

используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов,

обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща

более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном

оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные

подтверждаются материалами инвентаризации.

Составление бухгалтерской отчётности - завершающий этап всего учётного

процесса на предприятии. Т.к. отчёты, и квартальный и годовой, являются

результатом обобщения текущего учёта, максимальное подчинение

бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности обеспечит

получение отчётных показателей с надёжными качественными характеристиками в

установленные сроки.

Процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа:

. первый этап - подготовительная работа;

. второй этап - непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении

определённой очерёдности.

Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:

а) разработка плана работы по составлению отчётности;

б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового

отчёта;

в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.

Чтобы быть уверенным в правильности показателей годовой бухгалтерской

отчетности на предприятии необходимо еще раз проверить записи

бухгалтерского учета и убедиться в том, что:

. на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные

операции отчетного года (полнота отражения);

. записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих

первичных документов (обоснованность отражения);

. отражение хозяйственных операций не противоречит соответствующим

положениям действующих нормативных актов (правильность отражения).

Бухгалтерский учет на предприятии может быть организован по одной из двух

форм – мемориально-ордерной или журнально-ордерной. Основой мемориально-

ордерной формы являются мемориальные ордера, назначения которых – оформить

бухгалтерские записи по корреспондирующим счетам (составить проводки).

В первом разделе баланса “Нематериальные активы” - это часть основных

средств, не имеющая физической основы. Оценка нематериальных активов по

первоначальной стоимости производится при их постановке на учета и

определяется общей суммой затрат на приобретение или изготовление активов.

Второй раздел актива баланса. Оборотные активы содержат данные об

остатках запасов призванных обслуживать процессы производства и обращения.

Финансовое состояния фирмы - это комплексная оценка его здоровья и

жизнеспособности, характеризующая рядом показателей.

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие бухгалтеру управлять

дебиторской задолженностью:

. контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным

(просроченным) задолженностям;

. по возможности ориентироваться на большое число покупателей целью

уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

. следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

. используется способ предоставления скидок при досрочной оплате.

Оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании

бухгалтерского баланса – форма №1., ф.№2 — «Отчет о прибылях и убытках».

На первом этапе проводится визуальная и простейшая проверка показателей

бухгалтерского отчета по формальным и качественным признакам; правильность

и ясность заполнения форм (реквизиты: название предприятия, отчетная дата,

необходимые подписи и т. д.), увязка показателей форм отчетности.

На втором этапе с помощью баланса оценивают тенденции изменения в

имущественном и финансовом положении предприятия. К таким тенденциям

относятся:

. увеличение (уменьшение) стоимости имущества предприятия и его отдельных

составляющих;

. изменение в структуре активов предприятия и источников их образования и

др.

На третьем этапе – расчет и оценка динамики аналитических коэффициентов,

характеризующих финансовую устойчивость предприятия.

План счетов БУ

Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно - правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально - производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.

 

18) Основные средства. Классификация и оценка

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации в течение длительного периода времени, которая сохраняет свою первоначальную форму, но постепенно изнашивается и переносит свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

 

Главные определяющие признаки основных средств организации следующие:

 

а) они используются для производства товаров и услуг, для сдачи в аренду другим организациям;

 

б) участвуют в производственно-хозяйственной деятельности организации свыше одного года;

 

в) сохраняют свою натурально-вещественную форму в течение длительного времени:

 

г) стоимость их переносится на производимую продукцию постепенно, частями, в течение ряда циклов.

 

Классификация основных средств по натурально – вещественному составу в практической деятельности принята в качестве типовой:

 

здания - группа основных средств основного вида деятельности, включающая здания и строения (основных, вспомогательных и обслуживающих производств, административные здания, склады и т.д.), в которых осуществляются производственные процессы;

 

сооружения - группа, состоящая из инженерно-строительных объектов (стволы шахт, нефтяные скважины, очистные сооружения, мосты, эстакады и т.д.), которые создают условия для процесса производства и выполнения технических функций;

 

передаточные устройства - группа, включающая объекты (электросети, теплосети, трубопроводы и т.д.), с помощью которых осуществляются передача различных видов энергий от машин-двигателей к рабочим машинам, транспортировка жидких и газообразных веществ;

 

машины и оборудование. Данная группа подразделяется, на несколько подгрупп:

 

силовые машины и оборудование (паровые машины, турбины, силовые трансформаторы и другие, т.е. агрегаты, предназначенные для выработки и распределения энергии);

 

 

рабочие машины и оборудование (станочное оборудование, прессы, подъемно-транспортное оборудование и другие агрегаты и оборудование, которое предназначено для механического, химического, термического и другого воздействия на предметы труда при изготовлении продукции);

 

измерительные и регулирующие приборы, устройства, лабораторное оборудование, используемое для проведения измерений, выполнения функций автоматического контроля, управления, сигнализации и др.;

 

вычислительная техника (средства для обеспечения автоматизации решения различного рода задач);

 

прочие машины и оборудование (различные виды технологического и другого оборудования, не вошедшего в вышеперечисленные подгруппы);

 

транспортные средства группа, включающая объекты, предназначенные для перемещения людей и грузов;

 

инструмент - группа, состоящая из орудий труда, которые оказывают непосредственное формообразующее воздействие на предметы труда;

 

инвентарь и принадлежности (рабочие столы, верстаки и т.д.), которые способствуют лучшему выполнению производственных операций;

 

прочие основные средства - группа, состоящая из видов, не включенных в другие группы основных средств (например, библиотечные фонды).

Различают следующие виды оценки основных средств в денежном выражении (стоимостной оценке):

 

первоначальная стоимость, включающая фактические затраты, которые произведены в момент создания или приобретения основных средств (включая их доставку и монтаж), в ценах того года, когда они были приобретены или созданы;

 

восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводства ранее введенных основных средств в ценах и тарифах

 

текущего (данного) года. Практически восстановительная стоимость основных средств определяется путем их переоценки в ценах, действующих в данное время, что позволяет обеспечить единую оценку основных средств, созданных в разное время (переоценка проводится периодически через определенные промежутки времени).

 

амортизируемая стоимость — стоимость основных средств, по которой они числятся в бухгалтерском учете. Амортизируемая стоимость может изменяться в результате проведения переоценки основных средств; модернизации, дооборудования, достройки объектов; капитального ремонта электрических и тепловых сетей, основного энергетического оборудования с заменой основных элементов, стоимость которых превышает 30 % амортизируемой стоимости каждого объекта, и т.д.;

 

недоамортизированная (остаточная) стоимость представляет собой разницу между амортизируемой стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной по данному объекту. Она характеризует реальную стоимость основных средств с учетом стоимости, которая перенесена на изготовленную продукцию;

 

ликвидационная стоимость определяется стоимостью демонтированных элементов основных средств по цене их возможной реализации, т.е. это сумма денежных средств, которая может быть получена организацией после реализации изношенных и снятых с производства основных средств (например цена лома);|

 

среднегодовая стоимость основных средств отражает размер основных средств основного вида деятельности, которыми организация располагала в течение года.

 

В бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, состоящей из фактических затрат на их приобретение, возведение (сооружение) и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке, из процентов за кредит, уплат госпошлины и других расходов. В балансе организации они показываются по остаточной стоимости, включаемой в его валюту

Хозяйственный способ

Ремонт осуществляется ремонтной службой предприятия. Расходы по ремонту относят на затраты того периода, в котором они возникли. Д-т 20,23 К-т 10,70,69

Создание резерва

Для равномерного включения в издержки производства затрат на ремонт ОС можно создавать резерв.

Сумма резерва ежемесячно включается в себестоимость в размере норматива, установленного самостоятельно организацией. Сумма ежемесячных отчислений в резерв на ремонт ОС определяется путем деления сметной стоимости ремонта на количество месяцев с начала отчетного года до месяца, в котором запланировано его проведение.

Д-т 20,25,26,44 К-т 96 – создание резерва (месячная часть сметной стоим.)

При инвентаризации резерва расходов на ремонт излишне зарезервированная сумма сторнируется Д-т 20,23,25 К-т 96 – сторно,

либо неиспользованная часть резерва в конце года присоединяется к прибыли Д-т 96 К-т 91-1

Д-т 25, 23 К-т 60 либо Д-т 23,25 К-т 96 – если затраты на ремонт превышают сумму начисленного резерва

А) Д-т 23 К-т 10, 70, 69 – сбор затрат на ремонт, выполняемым хозяйственным способом

Д-т 96 К-т 23 – списание затрат на ремонт за счет резерва

Б) Д-т 96 К-т 60 – списание затрат на ремонт, выполняемым подрядным способом

Д-т 19 К-т 60 – учет НДС

Подрядный способ

Заключается договор с подрядчиком. Прием законченного ремонта оформляется актом приема - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (Ф № ОС-3)

Д-т 25, 23 К-т 60 - на стоимость законченных работ

Д-т 19 К-т 60 – на сумму НДС

Синтетический учет НМА

Учет НМА ведется по их видам и отдельным объектам на основе документов, аналогичных основным средствам (акт приемки нематериальных активов, акт передачи и т.п.), основанием для составления акта приемки служат такие документы, как патенты, договора купли-продажи свидетельства и т.д. Синтетический учет НМА ведется на активном счете 04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость НМА – это стоимость приобретения и создания, включающая все затраты, произведенные организацией до момента передачи объекта в эксплуатацию.Все нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по их фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия к учету. Однако порядок определения этой стоимости зависит от способа поступления нематериального актива в организацию.Первоначальная стоимость НМА, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов). Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма всех фактических расходов на их создание или изготовление (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).Первоначальная стоимость НМА, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Первоначальная стоимость нематериальных активов, которые получены безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Поступление НМА может осуществляться в виде:

-Вклада в уставный капитал по согласованной оценке учредителей (Д 08 К 75, Д 04 К 08);

-безвозмездного получения (Д 08 К 98, Д 04 К 08, Д 98 К 91 по мере начисления амортизации), для целей налогообложения включаются в состав налогооблагаемой прибыли, принимаются по рыночной стоимости, но не ниже, чем у передающей стороны;

-приобретения. Все затраты на приобретение и сопровождающие этот процесс накапливаются на 08 счете (Д 08 К 60). НДС, предъявленный (может быть и уплаченный) при покупке относится на 19 счет (Д 19 К 60);

-разработки собственными силами (Д 08 К 10, 70, 69, 76; Д 04 К 08);

-доведение НМА до требований эксплуатации (Д 08 К 70, 69, 60; Д 04 К08).

Начисление амортизации НМА

Начисление амортизационных отчислений по объектам НМА начинается с первого чис­ла месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта в связи с уступкой (утратой) организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В течение срока полезного использования НМА начисление амортизационных отчисле­ний не приостанавливается, кроме случаев консервации организации. Начисление амортизационных отчислений по объектам НМА производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтер­ском учете отчетного периода, к которому оно относится.
Начисление амортизационных отчислений по объектам НМА прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Установлены следующие способы начисления амортизации нематериальных активов:

-линейный способ;

-способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных нема­териальных активов производится в течение всего их срока полезного использования. Организация должна использовать для каждого объекта НМА только один из способов начисления амортизации, который определяется в момент принятия его на учет и не ме­няется в течение всего срока полезного использования или до его выбытия.

При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений оп­ределяется исходя из первоначальной стоимости объекта НМА и нормы амортизации, ис­численной исходя из срока полезного использования этого объекта.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта нематериальных акти­вов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезно­го использования этого объекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.178 с.)