Источники хоз.средств и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники хоз.средств и их классификация



Хозяйственный учет

Чем больше человек, и общество в целом, будет знать о происходящих событиях и фактах, тем правильнее и эффективнее будет его деятельность. Таким образом, необходимо принимать во внимание, учитывать непрерывно происходящие события и факты с помощью слов и цифр. Они могут касаться различных сторон деятельности общества и человека – хозяйственной, социальной, политической, экономической, культурной и других. В этом и заключается сущность учета в самых общих чертах.

Хозяйственный учет возник на самых ранних стадиях перехода людей к организованному добыванию средств существования, то есть в общинном хозяйстве. Суть хозяйственного учета в начале развития современной цивилизации демонстрирует поучение царя Соломона, приведенное в Библии: «С кем находишься в торговых сношениях, считай и оценивай; что даешь и что получаешь – запиши».

Первую часть курса «Бухгалтерский учет» называют теорией, основами, принципами бухгалтерского учета. Эти названия вполне правомерны, так как именно здесь изучаются теоретические основы этой науки, излагается ее азбука, одинаковая для всех стран и народов, закладывается фундамент знаний всех видов учета.

С понятием «учет» каждый неоднократно встречается в повседневной жизни, но при этом люди обычно не задумываются о его содержании. Учет ведут специалисты разных профессий, – врач, астроном, космонавт, астролог, автоинспектор, метеоролог и другие. В профессиональной деятельности специалиста всегда присутствуют такие элементы как наблюдение, измерение, регистрация, обобщение данных. С помощью этих элементов создается информация об этом субъекте, изучение которой является основанием для принятия решения.

Учет – это количественное отражение событий и фактов в жизни общества, используемое для управления обществом на различных организационных уровнях. В процессе своего развития учет превратился в одну из разновидностей управленческой деятельности человека.

Процесс учета состоит из следующих относительно самостоятельных этапов: наблюдения, измерения, регистрации и обобщения результатов с целью принятия управленческих решений.

Наблюдение как начало учетного процесса может осуществляться как самим человеком, так и различными техническими устройствами.

Измерение позволяет дать количественную характеристику наблюдаемых фактов и событий, выраженную в определенных единицах СИ (штуки, килограммы, тонны, метры, литры, секунды и другие).

Регистрация результатов наблюдения и измерения производится путем записи данных на бумаге или других технических носителях информации. Это позволяет длительно хранить информацию, пользоваться ею в любое время, документально подтверждать подлинность событий и фактов.

Обобщение полученных данных и представление их в виде, удобном для обозрения и пользования, является заключительной стадией учета. Эта стадия необходима для принятия управленческих решений, если они принимаются периодически, для хранения учетной информации в удобном для использования виде.

Слагаемые учета везде одинаковы, но субъекты учета различны и многообразны. Если для врача субъектом его учета является пациент, для астронома – небесное тело, для автоинспектора – автодорожное движение, то предпринимателя – коммерческая организация (фирма, компания, предприятие).

В коммерческой организации осуществляется хозяйственная деятельность – заготовительная, производственная, сбытовая, поэтому такую организацию принято называть хозяйствующим субъектом. Для осуществления хозяйственной деятельности организации необходимы три обязательных условия – наличие капитала, умение правильно вести учет, умение содержать свои дела в порядке.

Хозяйственный учет ведется в различных целях. Он нужен для оперативного выявления размеров долгов и требований (юридическая природа учета), надлежащего устройства своих дел и получения законной прибыли (экономическая природа учета).

 

Виды хоз.учета

Хозяйственный учет в самом широком смысле есть функция управления, достаточно рано обособившаяся в самостоятельный вид общественно полезного труда. Хозяйственный учет всегда, при любом общественно-экономическом строе по своему назначению призван обеспечивать информацией аппарат управления.

В настоящее время хозяйственный учет включает три отдельных вида учета: оперативный, бухгалтерский, статистический. Каждому из этих видов учета присущи свои особенности и объекты. В то же время независимость каждого из них не исключает их взаимозависимости и взаимообусловленности.

Оперативный учет является системой текущего наблюдения и контроля отдельных хозяйственных операций и процессов с целью руководства ими непосредственно в ходе их совершения.

Оперативный учет охватывает разнообразные хозяйственные явления и дает различные показатели, главным образом, производственно-технического характера. Он обеспечивает сведениями о количестве выпущенной продукции, об использовании рабочего времени, о загрузке оборудования, об остатках сырья на складе и т.п.

Характерной чертой оперативного учета является ограничение его функций рамками организации. Данные оперативного учета обобщаются и включаются в состав оперативной отчетности. В оперативном учете используются все три вида измерителей.

Основное назначение оперативного учета – содействовать нормальному ходу хозяйственной деятельности организации. Его данные регистрируются в книгах, журналах, карточках, ведомостях, передаются устно по телефону и другим средствам связи, используют различные измеряющие и запоминающие приборы и устройства.

Статистический учет представляет собой систему сбора и обработки данных о количественно-качественной стороне массовых хозяйственных и общественных явлений. Статистический учет направлен на изучение процессов развития всей национальной экономики, всего общества в целом. Основные формы статистического наблюдения – это переписи и обследования, а также сводка и группировка данных оперативного и бухгалтерского учета. Статистический учет использует все виды измерителей.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 25.06.2001 г.) бухгалтерский учет – это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет – это вид активного отражения объективной действительности, предназначенный для обеспечения имущественных интересов в обществе и представляющий совокупность общественных отношений по поводу создания и использования информации об экономической жизнедеятельности хозяйствующих субъектов.

Бухгалтерский учет как законченная система, имеющая особый объект изучения и специфические приемы исследования, представляет собой самостоятельную науку. Бухгалтерская наука – это учение о системе получения и обработки экономической информации для исчисления показателей хозяйственной деятельности организаций с целью контроля и управления ею.

Немецкий поэт и мыслитель Иоганн Гёте назвал бухгалтерский учет одним из «самых прекраснейших изобретений человеческого разума».

Оперативный, статистический и бухгалтерский учет представляют собой единую систему народнохозяйственного учета.

 


4 Основные задачи и требования учета

Для успешного решения поставленных перед ним задач хозяйственный учет должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего, учет должен объективно, правдиво, точно и своевременно отражать финансово-хозяйственную деятельность организаций.

Учет неразрывно связан с контролем выполнения заданий, контролем использования производственных ресурсов. Контроль позволяет не только выявить факты перерасхода, нерационального использования средств, но и предупреждать их возникновение, способствовать экономному ведению хозяйства. Учет и контроль рассматриваются как взаимосвязанные и взаимообусловленные функции управления, ибо без учета нет контроля. Потребность контроля вызывает необходимость учета.

К бухгалтерскому учету предъявляются следующие основные требования:

1) Он должен быть полным, то есть охватывать все хозяйственные операции и процессы, вызывающие движение имущества организации;

2) Он должен быть точным, то есть его данные призваны отображать наличие имущества и связанные с ним хозяйственные операции в полном соответствии с действительностью;

3) Он должен быть своевременным, то есть обязан отображать в записях хозяйственные операции ежедневно, не допускать отставания, обеспечивать руководство данными о состоянии и движении собственности;

4) Он должен быть непрерывным во времени, то есть повседневно отражать все изменения, происходящие в составе средств организации в результате хозяйственной деятельности;

5) Он должен быть строго документальным, то есть хозяйственная операция может быть зарегистрирована только при наличии документального подтверждения факта ее совершения.

Эти требования, заложенные в «душе» хозяйственного учета на заре его становления определяют правила ведения современного бухгалтерского учета и помогают выполнять стоящие перед ним задачи. Они являются едиными для всех коммерческих организаций Республики Беларусь независимо от сферы деятельности и формы собственности, включая иностранные организации.

Бухгалтерский учет служит связующим звеном между людьми и принимаемыми решениями, а именно измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных, их обработки, сохранения их до нужного момента, а затем переработки таким образом, чтобы они стали полезной информацией, и передачи ее тем, кто принимает решения, посредством отчетности.

В связи с этим основными задачами бухгалтерского учета являются:

1) Контроль сохранности собственности;

2) Контроль выполнения планового задания в организации;

3) Охрана коммерческой тайны организации.


Функции БУ

Различают информационную и контрольную функции бухгалтерского учета.

Первичные данные об актах хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете таким образом, что формируются множественные информационные показатели о состоянии отдельных видов средств, их источников и возникших обязательствах.

Выбор системы показателей, определение каждого элемента системы обусловливаются целями и задачами планирования, контроля и анализа. Обязанность бухгалтерского учета состоит в том, чтобы:

а) Полностью удовлетворить потребности управления в информации о свершившихся хозяйственных процессах и явлениях;

б) Отразить эти процессы и явления таким образом, чтобы на основе количественных данных, характеризующих их внутреннюю определенность, можно было получить их достоверную качественную характеристику.

Контрольная функция бухгалтерского учета носит комплексный характер и включает следующие задачи:

а) Контроль состояния объекта управления в соответствии с заданной ему управляющей системой программой;

б) Контроль экономической целесообразности хозяйственных операций;

в) Контроль сохранности имущества.

 


Предмет БУ и его объект

Для характеристики общего перечня вещей и явлений, которые подлежат бухгалтерскому учету, применяют понятие «объект учёта».

Бухгалтерский учёт, отражая обратную связь в системе управления, с одной стороны, предполагает субъект управления, т. е. тот орган, который целенаправленно использует учётную информацию, а с другой стороны, объект, т.е. реально осуществляемый в хозяйственной деятельности процесс, который наблюдается и познаётся субъектом управления при помощи бухгалтерского учёта.

Объектом бухгалтерского учета являются экономические процессы в хозяйственной деятельности во взаимосвязи с ее другими процессами, т.е. это процессы создания, распределения и перераспределения стоимости продуктов труда в денежном измерителе.

Процесс воспроизводства включает следующие четыре взаимосвязанных момента: производство, распределение, обращение, потребление.

В производстве создается общественный продукт, для чего используются материалы, оборудование и труд человека. Эти элементы производства, выраженные в денежном измерителе, входят в объекты бухгалтерского учета.

Созданный продукт подлежит распределению. Часть его направляется на возобновление потребленных средств производства, часть распределяется между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда в виде заработной платы, а оставшаяся часть идет в накопление. Указанные части распределяемого продукта являются объектами бухгалтерского учета.

В процессе обращения продукты передаются от производителя к потребителю. В обращении могут находиться денежные средства и товары. В этом процессе возникают расчеты, связанные с обменом продукта. Обращение товаров и денежных средств, а также расчеты между покупателями и продавцами являются объектами бухгалтерского учета.

Потребление – использование продукта по назначению. Различают производственное потребление (потребление средств производства) и непроизводственное (потребление для удовлетворения личных потребностей человека и общества). Производственное потребление является объектом бухгалтерского учета, а личное потребление совершается за пределами организации и не является объектом бухгалтерского учета.

Состав объектов бухгалтерского учета зависит от формы собственности и сферы деятельности субъекта хозяйствования. Важнейшими объектами бухгалтерского учета являются движимое и недвижимое имущество, денежные средства, ценные бумаги, затраты в процессе снабжения, производства и реализации продукции, доходы и расходы, финансовые результаты.

Перечень объектов бухгалтерского учета устанавливается законодательством Республики Беларусь, типовыми планами счетов бухгалтерского учета, содержанием отчетности. Степень детализации объектов в бухгалтерском учете устанавливается организацией самостоятельно.

Согласно материалистической концепции философии под предметом любой науки понимается какая-то часть или сторона объективной действительности, которая изучается данной наукой.

Хозяйственная деятельность как объект управления изучается многими науками и подвергается воздействию многими управляющими функциями (планирование, учет, анализ, регулирование). Каждая из этих наук и соответственно каждая управляющая функция исследует определенную сторону или часть хозяйственной деятельности с целью обеспечения эффективного управления хозяйственной деятельностью в целом.

В отечественной научной и учебной литературе сформировалось два основных подхода к определению предмета бухгалтерского учета.

М.А. Снитко дает определение предмета бухгалтерского учета через его объект, т.е. предметом бухгалтерского учета является имущество (средства производства) предприятий, организаций, учреждений, находящееся в их распоряжении и имеющее стоимостную (денежную) оценку.

Предмет бухгалтерского учета в таком представлении является собирательным, обобщенным понятием. В реальной деятельности этот предмет представлен множеством отдельных разнообразных объектов. Их вид, назначение, количество в натуральном и стоимостном выражении зависит от сферы и отрасли, к которой относится организация.

В.И. Стражев указывает, что предметом бухгалтерского учета являются фактические результаты экономических процессов в хозяйственной деятельности и фактическая величина стоимости хозяйственных средств и их источников в денежном измерителе.

Такая трактовка четко выделяет место бухгалтерского учета среди функций управления. В системе управления хозяйственная деятельность является общим объектом всех управляющих функций. Она включает разные процессы, результаты которых с помощью планирования прогнозируются на будущие периоды, с помощью учета они фактически отражаются, с помощью анализа исследуются факторы их образования и изменения, а с помощью регулирования принимаются оптимальные управленческие решения по достижению намеченных целей.


7 Хоз.средства и их классификация…

Хозяйственные процессы и происходящие под их влиянием изменения в хозяйственных средствах и источниках нельзя наблюдать прямо и непосредственно. Информация о них в бухгалтерском учете создается на основании наблюдения, регистрации фактов хозяйственной жизни, в качестве которых выступают действия и события, приводящие к изменению в составе хозяйственных средств и влекущие изменения в хозяйственно-правовых отношениях.

Под действиями необходимо понимать организованную и целенаправленную работу и другие усилия персонала организации по обеспечению выполнения производственной программы, бизнес-плана и прогноза хозяйственной деятельности.

Под событиями следует понимать случаи, приводящие к изменению в составе хозяйственных средств независимо от усилий работников (потери от стихийных бедствий, естественные убыли). Эти события являются неизбежными в процессе хозяйственной деятельности, но они не являются организованными и целенаправленными действиями людей.

Хозяйственные процессы как форма движения хозяйственных средств, в действительности происходят в виде множества хозяйственных операций. В общественном производстве хозяйственную деятельность ведут производственные коллективы. Коллективы подразделяются на структурные подразделения, в которых совершаются хозяйственные операции как составные элементы хозяйственных процессов. Значит, хозяйственные операции представляют собой элемент более общего хозяйственного процесса и сохраняют все основные особенности этого процесса. Они являются целенаправленным действием, позволяющим получить определенный результат на данном участке хозяйственной деятельности.

Объектом отражения в бухгалтерском учете выступает обычно завершенная хозяйственная операция. В учете отражается, как правило, сам факт совершения операции и ее результат. Наблюдают и обобщают раздельные прерывные данные о хозяйственных операциях.

Хозяйственные операции могут приводить к изменениям в составе хозяйственных средств или их источников, не оказывая влияния на общую величину средств, имеющихся в организации. Это в основном внутренние факты, которые отражаются в системе одной коммерческой организации. Например, передача готовой продукции из цеха на склад, списание сырья и материалов в производство.

Другая часть хозяйственных операций приводит к одновременному изменению объема хозяйственных средств и их источников. Общая сумма средств при этом тоже изменяется: увеличивается или уменьшается. Это внешние факторы, которые отражаются в информационной системе двух или нескольких организаций. Например, поступление материалов от поставщиков, погашение задолженности перед банком по кредиту.

Хозяйственные факты можно подразделить на кратковременные и длительные. Для свершения хозяйственной операции необходимо время. Однако часть из них протекает довольно быстро в течение одного дня. Например, получение наличных денег с расчетного счета в кассу, выдача сырья со склада на производство. Эти хозяйственные факты называются кратковременными. Другие хозяйственные операции, например обработка партии деталей на механическом участке, амортизация оборудования, возникновение естественной убыли товаров при хранении, происходят за длительный период времени, называются длительными, и в бухгалтерском учете находят отражение только после их документирования.

К общим свойствам хозяйственных фактов или операций относятся их документирование в момент свершения или после завершения операции и их денежная оценка.

Совокупность однородных хозяйственных операций называется хозяйственным процессом.

Различают три хозяйственных процесса:

1) Заготовление производственных запасов (снабжение);

2) Производство продукции;

3) Реализация продукции (сбыт).

Сущность заготовления заключается в том, что организация, нуждающаяся в производственных запасах, покупает их у других организаций. В этом процессе денежные средства обмениваются на предметы труда. Взаимодействующие в процессе заготовления организации могут выступать то в роли поставщиков, то в роли покупателей. В результате заготовления материальных ценностей между организациями возникают различные расчеты. Они носят двусторонний характер и заключаются в том, что одна организация выступает в роли должника перед второй (дебитор), а другая организация – в роли дающей в долг (кредитор).

Сущность процесса производства заключается в том, что рабочие при помощи машин и других орудий труда воздействуют на предметы труда, превращая их в готовый продукт. Затраты на производство продукции, выраженные в денежной форме, позволяют определить ее себестоимость.

В процессе сбыта (реализации) организации продают продукцию и получают денежные средства. В этом процессе продукт превращается в денежную форму в возросшем размере, так как цена продукции должна быть выше себестоимости.

 


6 Хоз.операции и процессы….

Бухгалтерский учет как система изучает отдельные объекты имущества организации, входящие в понятие объекта бухгалтерского учета. Для более детального изучения, а затем и учета всей совокупности средств, их необходимо сгруппировать по определенному признаку.

В бухгалтерском учете выделяют две основные классификации имущества коммерческой организации:

1) По функциональной роли в процессе воспроизводства (по содержанию и размещению).

2) По источникам образования и целевому назначению.

Первая классификация средств показывает роль средств в процессе хозяйственной деятельности, их состав, вид, размещение и использование.

По функциональной роли в процессе воспроизводства средства подразделяются на две группы: внеоборотные активы (средства долгосрочного использования) и оборотные активы (средства краткосрочного использования).

Внеоборотные активы включают следующие подгруппы:

1) Основные средства – это здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, инструменты, рабочий скот, многолетние насаждения и некоторые другие объекты.

Для целей бухгалтерского учета к основным средствам относятся материальные средства труда, используемые в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для целей управления организацией в течение срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью не менее 30 базовых величин за единицу.

2) Нематериальные активы – это права пользования природными ресурсами, патенты, программные продукты, ноу-хау, монопольные права и привилегии, лицензии, торговые марки и товарные знаки, брокерские места на бирже и другие активы, не имеющие вещественной формы.

3) Доходные вложения в материальные ценности – это имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное владение и пользование по договорам аренды (лизинга), проката, найма с целью получения дохода.

4) Вложения во внеоборотные активы – это затраты по незавершенному строительству и приобретению новых объектов основных средств и нематериальных активов, стоимость оборудования, требующего монтажа.

Оборотные активы включают следующие подгруппы:

1) Производственные запасы – это запасы сырья, материалов, топлива, тары, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей на складе.

2) Незавершенное производство – это полуфабрикаты и детали, части изготавливаемой продукции, не прошедшие всех стадий технологической обработки и находящиеся в цехах.

3) Готовая продукция – это законченное производство продукции, прошедшее испытание и приемку, соответствующее стандартам или техническим условиям.

4) Дебиторская задолженность – это задолженность юридических и физических лиц данной коммерческой организации.

5) Денежные средства – это наличные деньги и документы в кассе, денежные средства на расчетном, валютных и прочих счетах, а также денежные переводы в пути.

6) Финансовые вложения – это инвестиции организации в государственные ценные бумаги, в ценные бумаги и уставные фонды других коммерческих организаций, а также предоставленные займы другим организациям.

Вторая классификация показывает источники образования средств и целевое назначение этих средств.

По источникам образования и назначению средства коммерческой организации подразделяются на две группы: собственные и заемные.

Источники собственных средств включает в себя следующие подгруппы:

1) Уставный фонд – это совокупность вкладов участников (собственников имущества) при создании коммерческой организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

2) Добавочный фонд – это прирост источников собственных средств в результате переоценки внеоборотных активов, а также эмиссионный доход акционерных обществ.

3) Резервный фонд – это дополнительный финансовый внутренний ресурс организации, предназначенный для покрытия убытков и потерь в результате неблагоприятно сложившейся конъюнктуры.

4) Прибыль – это источник финансирования расходов на развитие производства и социальное развитие организации, источник доходов государственного бюджета в виде налогов, который определяется как сумма превышения доходов над расходами коммерческой организации.

5) Резервы – это средства, зарезервированные организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство (резерв на ремонт основных средств, резерв на выплату отпускных рабочим и др.)

6) Целевое финансирование – это источник дополнительных средств, полученных из бюджета, целевых бюджетных и отраслевых фондов, от других организаций, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения (расширение деятельности, научно-исследовательские работы, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и др.).

Источники заемных средств включают следующие подгруппы:

1) Кредиты банков – это предоставленные банком организации средства на хозяйственные цели с обязательством возврата в установленные сроки.

2) Займы – это предоставленные организации другими юридическими или физическими лицами средства на хозяйственные цели с обязательством возврата в установленные сроки.

3) Кредиторская задолженность – это задолженность организации перед другими юридическими и физическими лицами (задолженность поставщикам, подрядчикам, персоналу, бюджету и другие виды задолженности по текущим операциям).

Кредиторская задолженность появляется у коммерческой организации потому, что момент возникновения долга не совпадает с моментом его уплаты.


Понятие ББ

Бухгалтерский баланс является одним из специфических элементов метода бухгалтерского учета. Отражая состояние хозяйственных средств, бухгалтерский баланс представляет собой применение способа балансового обобщения к частному случаю наблюдения за объектом бухгалтерского учета.

Слово «баланс» означает равновесие, равенство каких-либо двух сторон, показателей, итогов. Название его происходит от двух латинских слов: bis – дважды и lanx – чаша весов, т.е. две чаши весов.

Принцип двойственности (двусторонности) относится к основополагающим фундаментальным концепциям бухгалтерского учета. Он формулируется уравнением, связывающим между собой три базовых понятия: экономические ресурсы (активы хозяйствующего субъекта), капитал собственника и обязательства экономического субъекта перед физическими и юридическими лицами.

В общем виде уравнение двойственности, отражающее суть коммерческой организации, можно записать следующим образом:

Активы – Обязательства = Собственный капитал

Научное обоснование этого уравнения принадлежит основоположнику балансовой теории швейцарскому ученому Иоганну Фридриху Шеру (1890 г.), который видел цель учета в двойном выводе чистого имущества, выделяя в первую очередь расчет капитала собственника.

Современники назвали капитальное уравнение постулатом Шера: величина собственного капитала фирмы равна разности между имуществом и ее кредиторской задолженностью.

Несколько позже представитель немецкой бухгалтерской науки Фридрих Ляйтнер внес в эту формулу важное уточнение: в левой части представлено косвенное исчисление величины собственных средств, в правой – прямое определение этой величины. Сегодня в большинстве научных источников левую часть уравнения называют чистой стоимостью имущества, или нетто-активами.

В современной отечественной теории и практике наиболее известно не капитальное, а формальное уравнение двойственности, на котором базируется форма финансовой отчетности «Бухгалтерский баланс» (форма № 1).

Формальное балансовое уравнение имеет вид:

Активы = Пассивы = Собственный капитал + Обязательства

Определяя актив и имущество, можно придерживаться либо юридической, либо экономической трактовок.

Если исходить из экономического содержания объектов учета, то в этом случае активы определяют как имущество, которое можно изъять у организации (имеется в виду продать или подарить). Отсюда с очевидностью вытекает, что объекты учета, отражаемые в активе баланса, подразделяются на две группы: непосредственно имущество, т.е. то, что можно изъять, и отвлеченные средства (НДС по приобретенным ценностям, задолженность учредителей и другие).

На практике четкого различия между возможностью юридического и экономического подходов не делается. Поэтому в настоящее время наибольшее распространение получили следующие две взаимосвязанные трактовки актива баланса, условно называемые предметно-вещественной и расходно-результатной.

Согласно предметно-вещественной трактовке в активе баланса показывают состав, размещение и фактическое целевое использование средств организации. Основной упор делают на то, во что вложены финансовые ресурсы коммерческой организации, каково функциональное назначение приобретенных хозяйственных средств. В соответствии с этим актив баланса – это средства, которые, образно говоря, «можно потрогать руками» и которые могут быть подтверждены инвентаризацией. Подобная интерпретация актива баланса была доминирующей в нашей стране в советское время.

Второй подход к интерпретации актива баланса более глубок по сути. Согласно этому подходу актив баланса представляет собой величину затрат организации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок и понесенных ею расходов ради возможных будущих доходов. Здесь упор делается на факт вложения средств, т.е. рассматривается финансовая, а не вещественная природа объектов учета, представленных в активе.

Кроме того, актив в этом случае дает и вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым в данный момент владеет организация, и который может быть получен после расчетов со всеми кредиторами. Эта трактовка, предложенная крупнейшим немецким теоретиком бухгалтерского учета XX века Эйгеном Шмаленбахом, в последнее время получила признание и на постсоветском пространстве.

Таким образом, бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения в денежном измерителе состава и размещения средств и источников их формирования на определенном этапе в виде двухсторонней таблицы.


Содержание и строение ББ

Бухгалтерский баланс играет огромную роль в управлении. Он позволяет получать оперативные сведения о состоянии основных средств, наличии денежных средств в кассе и на расчетном счете, объемах незавершенного производства, что позволяет повысить оперативность управления. На основе информации баланса анализируется финансовое положение организации путем расчета показателей ликвидности.

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» вменяет в обязанность всех организаций составлять бухгалтерскую отчетность, определяет ее состав, требования к содержанию, параметры отчетного года.

Бухгалтерский баланс составляется, как правило, на первое число по определенной форме и состоит их двух взаимосвязанных частей: актива и пассива.

Баланс может представлять собой таблицу, разделенную на две части. Та часть таблицы (верхняя или левая), где показываются хозяйственные средства коммерческой организации по их составу и размещению, – это актив, а та часть таблицы баланса, где отражаются источники формирования хозяйственных средств по их целевому назначению (нижняя или правая) – это пассив.

В заголовочной части указывается наименование организации и на какую дату составлен баланс. Группировка средств в активе и источников их формирования в пассиве основывается на их экономической классификации.

Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статья баланса – это вид средств или источников, имеющих свое наименование и показываемых в балансе отдельной суммой.

Все статьи баланса группируются в нем в определенном порядке, установленном Министерством финансов Республики Беларусь.

Отдельные статьи актива и пассива баланса, сходные по экономическому содержанию, сгруппированы в разделы баланса, а внутри них – в группы.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться раздельно в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним – не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Актив бухгалтерского баланса состоит из двух разделов:

I Внеоборотные активы.

II Оборотные активы.

Пассив бухгалтерского баланса состоит из трех разделов:

III Капитал и резервы.

IV Долгосрочные обязательства.

V Краткосрочные обязательства.

В разделе I «Внеоборотные активы» показываются данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.

Основные средства и нематериальные активы показываются в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости (справочно) и остаточной стоимости, которая включается в итог баланса.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам застройщика (инвестора).

В разделе II «Оборотные активы» содержится информация о средствах, вложенных в имущество краткосрочного использования: производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства и финансовые вложения.

Запасы и затраты показываются в балансе по фактической себестоимости их заготовления и производства.

Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной производственной себестоимости. Отгруженные товары отражаются по фактической или нормативной полной себестоимости, включающей затраты, связанные с реализацией продукции.

Финансовые вложения отражаются в балансе по покупной стоимости (в сумме фактических затрат инвестора), а дебиторская задолженность и денежные средства – непосредственно.

Путем суммирования итогов первого и второго разделов баланса получают итог актива баланса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.103 с.)