Бюджетные права субъектов Российской Федерации и проблемы их реализации в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетные права субъектов Российской Федерации и проблемы их реализации в современных условиях



Подробности

Категория: Ответы по бюджетной системе

Просмотров: 197

Выделяют две группы полномочий:

– регулируемые нормами процессуального права, в отношении которых субъекты РФ обладают равными полномочиями с другими уровнями публичной власти;

– регулируемые нормами материального права, касающимися полномочий по принятию бюджетных обязательств, ограниченные Конституцией России и федеральным законодательством по вопросам разграничения предметов ведения.

Первая группа полномочий определяет сферу регулирования вопросов организации бюджетного процесса в субъекте РФ, в которой последний самостоятелен при условии соблюдения принципа единства бюджетной системы РФ. Например, наиболее широко используемыми правами являются: детализация (в части дополнения) разных видов бюджетной классификации, утверждение ведомственных классификаций, определения форм утверждения бюджета и отчетов о его исполнении, организации исполнения бюджета и финансового контроля.

Границы второй группы полномочий до настоящего времени определены не окончательно, что связано с политическим характером их регулирования.

В частности, бюджетные права субъектов РФ в значительной степени формируются по «остаточному» принципу, включая в себя финансовое обеспечение полномочий, отнесенных Конституцией России к исключительным предметам их ведения, а также вопросам совместного ведения, порядок разграничения полномочий по финансированию которых определяется соглашениями с федеральными органами власти или в нормативно-правовом порядке. Помимо того, «нижняя граница» сферы ведения субъектов РФ в части принятия бюджетных обязательств и администрирования бюджетных доходов зависит от объемов делегированных полномочий органам местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации имеют право издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.

По направленности бюджетные права субъектов Российской Федерации можно подразделить на три группы:

1) бюджетные права по отношению к федеральному бюджету;

2) бюджетные права по отношению к собственному бюджету;

3) бюджетные права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня.

Все субъекты Российской Федерации обладают равными бюджетными правами по всем трем направлениям.

Согласно договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ каждый субъект РФ участвует в осуществлении федеральных полномочий в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Именно данным положением и обусловлена первая группа бюджетных прав субъектов РФ. Эта группа прав выражается в конкретном участии всех субъектов Российской Федерации в осуществлении бюджетных прав, принадлежащих непосредственно Российской Федерации.

Субъекты РФ имеют также право на получение отчислений от регулирующих источников доходов, утверждаемых федеральными органами при принятии федерального бюджета.

Субъекты Российской Федерации имеют право на получение в установленном законом порядке дополнительных регулирующих и даже закрепленных за федеральным бюджетом доходов. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъекты РФ имеют право на получение дотаций и субвенций из федерального бюджета. При этом они несут ответственность за использование полученных средств и отчитываются за это перед федеральными органами.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют направление расходов своих бюджетов и объемы бюджетных средств по этим направлениям.

В составе своих бюджетов субъекты РФ имеют право образовывать резервные и иные целевые фонды.

В пределах предоставленной компетенции субъекты РФ в лице представительных и исполнительных органов власти самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют свои бюджеты. При этом законодательство запрещает вмешательство в этот процесс каких-либо иных органов и организаций, если это не предусмотрено законодательными актами. Они же утверждают и отчет об исполнении бюджетов, а также осуществляют контроль за исполнением своих бюджетов.

Если в ходе исполнения бюджетов образуются дополнительные доходы, то субъекты РФ имеют право оставлять их в своем распоряжении и использовать по своему усмотрению.

Законодательство РФ предусматривает право субъектов Федерации на компенсационные возмещения из федерального бюджета. Таким образом, устанавливается взаимная ответственность представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

В рамках своих территорий субъекты РФ определяют бюджетную систему и составляют консолидированные бюджеты.

Субъекты РФ имеют право принимать нормативные акты, регулирующие их бюджетную деятельность и бюджетные права органов местного самоуправления. Однако эти акты не должны противоречить федеральному законодательству

Статья 8 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относит:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за полнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

• установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

• осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Основной проблемой в урегулировании этого вопроса представляется слабость существующей научно-теоретической базы. Так, исторически сформировавшаяся модель российского федерализма основана на делегировании властных полномочий по направлению «сверху-вниз», что ограничивает возможности применения большинства опробованных мировой практикой теорий организации федеративных отношений.

Следует принять во внимание и тот факт, что причиной возникающих проблем в применении норм материального права служат значительные различия в уровне экономического развития субъектов РФ, исключающие возможность единообразия нормативного регулирования их бюджетных прав. Поэтому эта проблема не может быть разрешена исключительно правовыми методами и предполагает перенос внимания в сферу политики развития социально-экономических отношений в стране.


 

 

Бюджетный дефицит, причины его образования и методы покрытия.

Подробности

Категория: Ответы по бюджетной системе

Просмотров: 681

 

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда. Его нельзя категорично относить к разряду чрезвычайных, катастрофических финансовых явлений, так как различным может быть качество, природа дефицита. Проведение политики дефицитного финансирования активирует экономический рост и обеспечивает полную занятость.

Государственные бюджеты большинства стран с развитой рыночной экономикой хронически дефицитны. Это связано с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, при этом дефицит не является отражением кризисного течения, а скорее становиться следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Основными причинами бюджетного дефицита могут являться:

1) Увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов, то есть, когда становиться невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах.

2) Кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий и другие), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

3) Необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики.

4) Сокращение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а так же неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (уклонение от уплаты налогов, рост объема недоимок).

5) Нарастание убытков и финансовых потерь предприятий и организаций, при общем ухудшение финансового положения реального сектора и сокращение налогооблагаемой базы.

6) Активизация государственной социальной политики.

7) Повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение - преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения;

- увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест - характерно для тех стран, где возрастает доля молодого населения.

 

В соответствии со ст. 96.7 БК РФ введенной в 2008 году:

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Данный термин в свою очередь связан с такими понятиями, как нефтегазовые доходы (ст. 96.6) и нефтегазовый трансферт (ст. 96.8).

Нефтегазовые доходы используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К таким доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья).

- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую.

- вывозных таможенных пошлин на газ природный.

- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда

Кассовый дефицит - недостаток наличных денежных средств в компании.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

Вопрос о соотношении государственных доходов и расходов является дискуссионным и имеет концептуальные основы.

Существуют три концепции балансирования государственного бюджета:

1) Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным.

2) Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета.

В ходе последующего инфляционного подьема правительство повышает налоги и правитальственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема.

3) Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о балансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.

 

Статья 94 БК РФ.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение.

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций.

 

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

- разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.026 с.)