Место и роль экономической теории в системе экономических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль экономической теории в системе экономических наук



Место и роль экономической теории в системе экономических наук

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

. Вот некоторые из таких определений экономики

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономическая теория включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.Но наиболле правильное-второе

Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений присущих общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.

Экономическая Теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования. BARIN™

 

Собственность как экономическая категория

Под собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся фактически на деле отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. Собственность же в юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, которые устанавливает государство в обязательном порядке для всех граждан.

Современные формы и типы собственности, их характеристика

Основные виды собственности

Характерной чертой периода перехода от административно-командной системы к рыночной экономической системе является формирование многоукладной экономики, в которой присутствую разнообразные формы собственности на средства производства - это частная трудовая, частная капиталистическая, частная корпоративная, кооперативная, коллективная (или народная, собственность трудовых коллективов), государственная (федеральная, республиканская, местная или коммунальная).

Характеристика форм собственности:

Частная собственность - это закрепление прав контроля экономических ресурсов и жизненных благ за отдельными людьми или их группами. Частная собственность имеет разновидности:

Индивидуальная или семейная собственность - это когда право непосредственного контроля объекта собственности находится у одного человека или семьи (фермерские хозяйства, напр.).

Паевая неакционерная собственность - это объединенная частная собственность, где право непосредственного контроля объекта принадлежит группе субъектов, которые договариваются о способе управления им. Эти субъекты называются совладельцами или пайщиками, каждому из них причитается определенная доля объекта собственности. Величина пая устанавливается в денежном выражении.

Акционерная собственность - имеет важное отличие от паевой неакционерной собственности, в этом случае акционер это тот, кто внес определенный пай, капитал в предприятие и взамен получил титул собственности - ценную бумагу, акцию.

Собственность общественных организаций - это собственность групп людей, объединенных в какие-то общественные организации (политические партии, профсоюзы и т.д.).

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность, обычно делится на:

Общегосударственную собственность - при этой форме собственности основные распорядительные и управленческие функции над объектами собственности возлагаются на общегосударственные институты (крупные предприятия, системы энергообеспечиния и связи и т.д.).

Коммунальную или муниципальную собственность - при этой форме собственности распорядительные и управленческие функции по отношению к объектам этой собственности принадлежат местным органам власти (медицинские учреждения, культурные и т.д.).

Экономическое содержание и правовые формы собственности

Понятие "собственность" отражает совокупность экономических (объективных) и правовых (волевых) отношений складывающихся в обществе. Если экономические отношения характеризуются формой отношений между производителем и владельцем средств производства, то право собственности находит свое выражение через:

право владения, определяющее принадлежность той или иной ценности.

право пользования, определяющее условия использования принадлежащей кому-либо собственности другими лицами или экономическими субъектами.

право распоряжения (управления), принадлежащей кому-либо собственностью другими лицами или экономическими субъектами на определённых условиях.

Целью использования любого права собственности является получение экономического эффекта (доход, прибыль и т.д.). В законодательном порядке основные права собственности дополняются целым рядом положений, закрепляющих и развивающих эти права, это право наследования, бессрочного обладания, получения дохода от использования принадлежащих благ, система социальной защиты и т.д. Право собственности зафиксировано в Конституциии законе о собственности. BARIN™

 

Конкуренция: понятие, виды

Конкуренция - экономическое соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за максимальную прибыль.

Функции конкуренции:

1)обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль; 2)стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей 3)дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем) 4)давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли; 5)ликвидация неконкурентоспособных предприятий 6)стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова.

Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую (по цене и качеству). BARIN™

 

Переходные экономики.

Необходимость реформирования экономики бывших соц.стран назрела давно.

Переход от одной соц.-эк.системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. Таким образом процесс становления современной рыночной экономики требует времени, в течение которого будет существовать переходная экономика, сочетающая в себе черты административно-командной и рыночной систем.

Осн.черты переходной экономики:

1)Для пер.эк. характерны изменчивость, нестабильность, носящие ‘безвозвратный’ характер

2)Характерно существование особых переходных экономических форм

3)Присущ характер противоречий

4)Характерная черта-историчночть, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран.

Особенности функционирования переходной экономики:

1)Первая особенность связана с преемственностью воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными

2)Интенсивное развитие всех новых форм и отношений BARIN™

 

28)Спрос.Закон спроса.величина спроса.Неценовые факторы спроса

Спрос – форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная деньгами.

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, т. е. меньше спрос. Каждая точка на кривой Д показывает количество продукции, которое могут купить потребители по данной цене.

Главный фактор, влияющий на уровень спроса – цена.

Обратная зависимость между спросом и ценой: цена снижается – увеличивается число покупателей; по мере удовлетворения потребности потребители будут приобретать дополнительные единицы продукции только в том случае, если цена на него снижается; если цена на один товар снижается при постоянстве цен на другие товары и постоянстве дохода потребителя, то подешевевший товар будет приобретаться чаще, причем потребитель не будет отказывать себе в приобретении другого товара; покупатель будет стремиться приобретать подешевевший товар вместо аналогичного, цена на который остается прежней.

Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя, индивида. Кривая спроса – выпуклая.

Рыночный спрос – общий спрос потребителей предъявленный на рынке на определенный товар. Кривая спроса – вогнутая.

Неценовые факторы спроса: вкусы потребителей, доход потребителя, число потребителей на рынке, цены на сопряженные товары, инфляционные ожидания, ожидание изменения дохода потребителя.

Равновесная цена – цена такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).

Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения.

Нарушения рыночного равновесия:

1) Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается

2) Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается

BARIN™

 

 

29)Предложение.Закон предложения.

Предложение – количество продукции, предложенное на рынке.

Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение на уровень продукции. Прямая зависимость между предложением и ценой.

Каждая точка на кривой предложения показывает какую цену надо заплатить за единицу товара для каждого его количества, чтобы данное количество продукции было произведено и предложено на рынке.

Кроме цены на предложение влияют и неценовые факторы. Под их влиянием кривая предложения будет сдвигаться вправо вниз – предложение растет, и влево вверх – предложение падает.

Неценовые факторы: издержки производства; применяемые технологии производства; налоги; количество производителей; ожидание изменения цены на созданную продукцию.

Равновесная цена – цена такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).

Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения.

Нарушения рыночного равновесия:

3) Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается

4) Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается

BARIN™

 

 

Эластичность спроса

Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Классический пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить.

ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы.

ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо.

ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.

ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.

Рис.4 Кривые Энгеля

При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения, ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который предъявляется спрос—по вертикальной.

Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных и сократят потребление некачественных товаров.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1)Фактор времени 2)Степень сохранности товара, стоимость его хранения 3)Возможности (гибкость) технологического процесса.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

а) в кратчайшем периоде, когда все факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения (ЕS = 0).

б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно(1 > ЕS > 0):

в) в длительном (долгом) периоде, когда возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.) коэффициент эластичности:

Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи - могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения

Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.

В отличие от эластичности спроса показатель суммарного (валового) дохода для предложения просто не существует, поскольку зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности, цена и валовой доход всегда изменяются в одном и том же направлении.

Следует подчеркнуть огромное практическое значение использования концепции эластичности: Показатели эластичности используются при обосновании введения различных налогов и, прежде

BARIN™

 

 

Варианты практического применения эластичности.

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Несколько примеров продемонстрируют этот факт со всей очевидностью.

7.1. Переговоры об уровне заработной платы.

Объединенный Союз рабочих-автомобилестроителей (ОСРА) однажды пришел к выводу, что руководству автомобильной промышленности следует повысить заработную плату рабочим и одновременно снизить цены на автомобили. Аргументируя это тем, что эластичность спроса на автомобили примерно равна 4, ОСРА заключил, что снижение цен поможет затормозить инфляцию, увеличить суммарную выручку от продаж и сохранить или даже повысить прибыли производителей. между рабочими и управляющими и в переговорах об уровне заработной платы.

7.2. Небывалый урожай.

Для фермеров как социальной группы неэластичный характер спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров зависит от ограничения фермерского производства.

7.3. Автоматизация.

Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от эластичности спроса на производимый продукт. Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые (все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу, так как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.

7.4. Дерегулирование воздушного транспорта.

Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.

7.5. Акцизный налог.

Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них.Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения.

7.6. Героин и уличная преступность.

7.7. Минимум заработной платы.

Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно, составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует, что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной платы, превышает его потерю.

Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным. BARIN™

 

 

37)Предприятие (фирма) и его ф-ции.

Самостоятельно хозяйствующий субъект наз.предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие образует юр.лицо, имеет наз-ние и печать, р/счет в банке. Юр.лицом принято считать орг-цию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов, имеющую в распоряжении обособлен.имущество, несущую самостоятельную имуществ. ответственность, выступ-ю в кач-ве самостоят-го субъекта права в роли истца, так и ответчика.

Предприятие м.осуществлять производств., коммерч., научно-исслед., инвестиционную и др. виды деятельности в соответ-вии с уставом предприятия, а также решать вопросы,связанные с развитием социал.сферы (стр-во жилья для раб., содержание д/отдыха, д/лагерей, мед.учр-ний и т.д.), проводить природоохранные мероприятия, модернизацию произ-ва...

Ф-ции предприятия: организует производств.процесс, ведет бух.учет, проводит поисковые научно-исслед.и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др.предприятиями и др.

Организационно-правовые формы предприятий (ОПФП).

ОПФП - это определенные, установленные з-ном и нормами хоз-го права формы организации и стр-ры упр-ния. Они дают возможность чел-ку, гражданину, коллективу, обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта.

ОПФП в целом зависят от форм собств-сти на имущественных комплекс предприятия. Т.обр., предприятия делятся на гос. (муниципальные) и частные (акционерные, кооперативные). Последние различаются в завис. от числа владельцев предпр-я, от ответственности за деят-тью предпр-я, от способов вкл. капитала в общий капитал.

ИЧП основано на личной собственности граждан (одно лицо владеет и получает весь доход и несет всю ответственность).

Полное тов-щество основано на долевой собств-сти членов, и не является юр. лицом. Все члены несут полную ответственность. Прибыль делется пропорц-но вкладам.

Смешан. тов-щество (коммандитное) основано на долевой собст-сти. Оно вкл.действит. членов (комплементариев), к-рые несут полную ответств-сть, и членов-вкладчиков (коммандистов), несущих ответств-сть в пределах своего вклада. Смеш тов-во - юр. лицо.

Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное общ-во закр.типа) - его усавной капитал образ. только за счет вкладов учредителей. Каждый отвечает в пределах своего вклада. Прибыль распред. пропорц. вкладу. Гл. особенность - запрет на продвжу своих паев на открытом рынке.

Акционерн. общ-во открыт. типа - денежн. средста образуется путем выпуска и продажи акций. Владельцами акций могут быть юр. и физ. лица. Акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своих акций. Направления и хар-р деят-ти АО м.б.различными, общей явл. цель - получ.прибыли.

Объединение предпр-тий создается на основе договора (межфирм-го соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или территор. объединений.Цель - в осуществлении дорогостоящих инвестиц. проектах, взаимном обслуживании участников ассоциации. Имщество явл. совместн. для ее членов.

Концерны - это форма договорных крупных сверхобъединений обычно монопольного типа. Важнейший признак - единство собств-сти входящих в них фирм, предпр-тия, банков. Держателем контр.пакетов акций всех предпр-тий концерна явл. холдинговая компания. Мех-зм принятия решений в АО позволяет холдингу влиять на хоз., коммерч решения предпр-тий-членов концерна. холдинг направляет их деятельность в интересах концерна. Холдинг осуществляет централизацию и пеерераспределение фин средст участников концерна.

Консорциумы - временное объдинение предприятий образуемые для решения конкретных задач, осуществление крупных инвестиционных, научно-технич., социал-х, экологич. проектов. Предпр-тие м.б. членом неск. консорциумов одновременно.

Хозяйств. ассоциация - объединение предпр-тия в целях углубления специализации и развития кооперац-х связей, организация совместной деятельности. Для нее характерны менее тесные связи между предприятиями, возможность одновременно быть членом сразу неск. ассоциаций, централизация меньшего числа управленческих ф-ций, носящих сервисный хар-р. BARIN™

 

 

Изокванта

Изокванта-кривая, точки которой показывают различные комбинации используемых факторов., при которых производится одинаковый объем продукции.Построенная изокванта имеет форму вогнутой кривой. Это значит, что сокращение количества потребляемого фактора-капитала при движении вдоль изокванты требует соответствующего увеличения количества фактора-труда, чтобы не допустить снижения объема производства.

Изокванты свидетельствуют о возможностях фирмы гибко применять производственные решения, изменять комбинации используемых ресурсов. Однако есть и ограничения. Одно из них-продолжительность временного интервала.

Краткосрочный период-такой временной отрезок, в течении которого фирма не в состоянии количественно изменить все свои производственные факторы.

Долгосрочный период-такой временной отрезок, в течении которого фирма в состоянии изменить количество используемых факторов, включая и производственные мощности.

Из анализа изоквант видно, что возможна технологическая замена одного фактора другим в определенных пропорциях без сокращения объема производства. Если объем выпуска задан, то при неизменной технологии любое уменьшение(увеличение) одного из факторов требует соответствующего увеличения(уменьшения) другого. Так называемая норма технологического замещения производственных факторов показывает какое количество фактора А необходимо для того, чтобы заменить единицу фактора В не вызывая изменения объема производства. BARIN™

 

Размер фирмы и издержки

Представьте промышленное предприятие с одним заводом, вначале весьма скромных размеров, кото­рое со временем в результате усиленных производ­ственных операций сумело значительно расширить свои мощности. Что в этом случае происходит со средними общими издержками? В течение какого-то времени эффективное расширение мощностей сопровождается снижением средних общих издер­жек. Однако в конце концов строительство еще более крупного завода может вызвать их рост.

Строительство все более мощных заводов ведет к снижению минимальных средних общих издер­жек, и это происходит вплоть до третьего по разме­ру предприятия. Однако дальнейшее расширение производственных мощностей сверх этой точки вле­чет за собой повышение минимального уровня сред­них общих издержек

Доход и прибыль фирмы.

Итогом хозяйственной деятельности фирмы выступает ее доход. Доход- определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. Различают общий, средний и предельный доход.

Общий доход-общая сумма денежной выручки, полученной фирмой в результате реализации произведенной ею продукции. Средний доход-величина денежной выручки, приходящейся на единицу реализованной продукции. Предельный доход-есть приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

Как правило валовый доход состоит из выручки от реализации продукции и внереализационные доходов.

Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую прибыль.

Фирма максимизирует доход сравнивая либо совокупные издержки и совокупный доход, либо предельные издержки и предельный доход. BARIN™

 

 

Национальная экономика

Национальная экономика-исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

Нац.экономика состоит из ряда крупных сфер: мат. и немат.пр-во, непроизводственная сфера.

Материальное пр-во- часть нац.эк., в кот. создаются необходимые для жизни и развития общества средства пр-ва и предметы потребления.(промышленность, с/х, торговля, сфера услуг)

Нематериальное производство-отличается от материального продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация, произведения искусства. (образование, здравоохранение, наука)

Непроизводственная сфера созданием благ не занимается, но она необходима обществу.(оборона страны, судебная система, религиозные учреждения)

Цели нац.экономики: 1)стабильные высокие темпы роста национального объема производства.

2)стабильность цен 3)высокий уровень занятости 4)поддержание внешнеторгового баланса

BARIN™

 

Система национальных счетов

Система национальных счетов-это “бухгалтерский учет страны”. Система нац.счетов представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются имеющиеся ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив продавца, второй как актив покупателя.

Система нац. счетов состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает возможность сопоставить инвестиции и сбеоежения и дать количественную оценка создания, распределения и конечного пользования национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями. Третий представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке BARIN™

 

 

Валовой внутренний продукт

ВВП отражает результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства: материального производства и услуг. Определяется как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Этот показатель подсчитывается в ценах как текущих (действующих), так и постоянных (ценах какого-либо базового года).

- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

Произведенная продукция включает промежуточный и конечный продукт (двойной учет). Промежуточный продукт - та часть ВОП (валовой общественный продукт), который используется на протяжении года на текущие материальные затраты (сырье, материалы, топливо, энергия, п/фабрикаты и т.д.), т.е. такие предметы труда, которые не выходят из производственного цикла. Конечный продукт - это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи.

Методы подсчета:

ВВП может быть определен одним из трех методов, путем суммирования:

- добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);

- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);

- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).

На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ЧНП представляет собой ВНП за вычетом амортизации. НД рассчитывается путем вычета из ЧНП косвенных налогов. ВНП рассчитывается путем суммирования продукции (благи и услуги), приносящие доход, затем из этой величины вычитаем текущие материальные затраты и вычитаем разницу между импортом и экспортом.

ВНПр=ВНПн/Упц, где ВНПн - номинальный (в текущих ценах), ВНПр - реальный (в фиксированных ценах), Упц - индекс цен. BARIN™

Национальное богатство.

Нац.богатство-один из важнейших показателей экономической мощи страны, который в денежном выражении представляет совокупность потребительских стоимостей, духовных ценностей, интеллектуального потенциала, накопленных обществом за весь период развития по состоянию на определенную дату.

Для подсчета нац.богатсва используются понятия ‘активы’ и ‘пассивы’.

Активы-объекты собственности, в отношении которых инстуциональные субъекты осуществляют свои права собственности и от владения и использования которых получают экономическую выгоду.

Пассивы-задолженности или обязательства по погашению своих долгов.

Состав нац.богатства:

1) Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных произведенных активов.(здания, оборудование, украшения, поделки и др.)

2) Непроизводственные фонды (жилой фонд, оборудование учреждений здравоохранения, просвещения, искусства и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.141 с.)