Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические макрорегионы Российской Федерации
- Северный, - Прибалтийский, - Северо-Западный, - Волго-Вятский - Поволжский, - Центрально-Чернозёмный, - Центральный - Уральский, - Западно-Сибирский, - Восточно-Сибирский, - Дальневосточный. Но комплексное районирование традиционно выделяет только два: Западный – Европейская часть России, и Восточный – Азиатская часть России. Именно так российские макрорегионы изучают в девятых классах общеобразовательных школ страны. Понятие «макрорегион» имеет и юридическое измерение. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года устанавливает: «Макрорегион – часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования». Сферы влияния. Сфера влияния – это, прежде всего, территория за пределами границ государства, на которую это государство оказывает культурное, экономическое, военное или политическое влияние. При этом в сфере международных отношений право на использование силы – right for force может обычно присваиваться ведущей страной при помощи: - дипломатии; - вооруженных сил; - экономического потенциала; - технологической, информационной, политической и культурной экспансии. Следует иметь в виду, что сам принцип силы в разные эпохи реализовывался в формах, сугубо адекватных этим эпохам: - в эпоху до великих географических открытий (Великой Римской империи, Империи Великих Моголов, Империи Карла Великого, нескольких Китайских империй) – в форме контроля над Европой или Евразией, над так называемым heartland – сердцем земли; - в эпоху великих географических открытий – в форме контроля над морским пространством и морскими путями; - в эпоху великих революций – в форме насаждения буржуазных и пролетарских идеологий; - в ядерную эпоху – в форме контроля над воздушным и космическим пространством; - в современную эпоху – в форме так называемой глобализации. Оправдательный аспект присвоения права на использование силовых методов в международной политике состоит в том, что ведущими провозглашают себя те страны, которые или объективно являются наиболее демократическими, наиболее развитыми в экономическом и социальном отношении, или считают себя таковыми.
Но всегда ведущими являются страны, которые выигрывают соревнования на политическом рынке в информационном, технологическом и военном аспектах. Сегодня это США, Франция, Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Китай и, с большими оговорками в отношении экономики – Россия. Право называть себя ведущими, а остальных – ведомыми, дают этим странам следующие обстоятельства: 1. Военное могущество, которое сегодня не сопоставимо с военным потенциалом ни одной ведомой страны. 2. Территориально организованное пространство, которое контролируется при помощи развитых автомобильных, речных, морских, железнодорожных, воздушных и космических коммуникаций. 3. Географическое положение, то есть расположение в таком геополитическом ареале, который позволяет обеспечивать собственную безопасность и оказывать влияние на культурное, экономическое и политическое развитие сопряжённых и отдалённых регионов мира. 4. Экономика, основанная на экспорте производственных и информационных технологий и импорте интеллектуальных ресурсов. 5. Население и степень его работоспособности по демографическому составу, образовательному уровню и профессиональной подготовке. 6. Природные ресурсы и экология: состояние почвы, воды, флоры и фауны, запасы полезных ископаемых, уровень природоиспользования и сохранения окружающей среды. 7. Социально-культурный уровень развития: эффективность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, уровень образования и науки, материальная обеспеченность и уровень доходов рядовых граждан. 8. Цивилизованность действий и легитимность политического режима. Степень демократизации управленческих структур и степень развитости гражданского общества. 9. Менталитет нации: характер стереотипов коллективного поведения в проблемных и кризисных ситуациях мирового, общегосударственного масштаба, психофизические поведенческие стереотипы на бытовом уровне.
11. Дипломатия, то есть способность поддерживать и наращивать престиж государства в рамках мирового сообщества. 12. Международный авторитет и имидж государства, его способность и возможности в оказании финансовой, продовольственной, военной, гуманитарной помощи нуждающимся странам, степень ресурсного участия в международных организациях, программах и акциях. 13. Степень участия в международных финансово-промышленных корпорациях, разветвлённость национальных производственных и торгово-промышленных компаний на экономической карте мира. Мягкая сила. Право на влияние в современном мире не ограничивается исключительно применением права силы. Часто оно связано с межгосударственным договором. Но влияние возможно и при отсутствии договора, о чём свидетельствует так называемая концепция мягкой силы, необычайно распространённая в международных отношениях последнего времени. Кроме того, сегодня формальный союз между странами не обязательно означает, что одна страна находится в сфере влияния другой. Термин «мягкая сила» происходит от английск. soft power, то есть мягкая сила – это форма внешнеполитической стратегии, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности. В отличие от «жёсткой силы» – hard power, которая подразумевает принуждение. По словам ввёдшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны и есть «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику и деловые связи. Мягкая сила России. В роли такой мягкой силы выступает, например, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Сокращённо – Россотрудничество. По сути это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере обеспечения и развития международных отношений Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Россотрудничество было создано Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 и является правопреемником Российского центра международного научного и культурного сотрудничества. Подведомственно Министерству иностранных дел Российской Федерации. Организация имеет свои зарубежные структуры почти во всех бывших союзных республика СССР. В форме культурных представительств при посольствах Российской Федерации, Российских информационно-культурных центров и Российских центров науки и культуры ведёт работу в 19 странах Азии, 5 странах Южной Америки (включая Аргентину, Венесуэлу, Бразилию, Чили, Перу), 3 странах Центральной и Северной Америки (Куба, Мексика США). В 8 странах Африки, 27 странах Европы. Основные направления деятельности Россотрудничества: 1. Содействие международному развитию – формирование стабильного, справедливого и демократического миропорядка, борьба с бедностью, преодоление последствий гуманитарных, природных, экологических, техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.
2. Общественная дипломатия – общественные организации и объединения, контакты на уровне городов-побратимов, общественно-политические акции, международные неправительственные организации. 3. Продвижение русской культуры в мире – приоритетное направление деятельности, сосредоточенное на подготовке и реализации за рубежом программ в сфере науки, культуры, образования и продвижения русского языка. 4. Поддержка соотечественников за рубежом – взаимодействие с другими федеральными органами власти в осуществлении государственной политики, направленной на поддержку соотечественников за рубежом, поддержку их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных законных прав и интересов. 5. Укрепление позиций русского языка – последовательная и активная работа по поддержке и продвижению русского языка, русской литературы и культуры, оказанию содействия в изучении русского языка как неотъемлемой части мировой культуры и инструмента межнационального общения. 6. Образование и наука – Россотрудничество реализует ряд проектов и программ, направленных на экспорт российского образования, содействие развитию международного научного сотрудничества, привлечение иностранных граждан на обучение в России за счёт средств федерального бюджета, а также взаимодействие с выпускниками российских (советских) вузов, иностранными студентами, обучающимися в российских учебных заведениях. 7. Сохранение историко-мемориальных памятников и мест погребения – с 2010 года Россотрудничество во взаимодействии с МИД России, Минкультуры России, Росархивом и Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) осуществляет организацию работ по поддержанию и сохранению находящихся за рубежом мест погребения, имеющих для России историко-мемориальное значение. 8. Развитие международных связей субъектов РФ – работа по содействию, поддержанию и развитию международных контактов субъектов Российской Федерации в научно-технической, культурной, экономической областях, а также в сфере образования. 9. Укрепление общего гуманитарного пространства и содействие интеграции стран СНГ – согласно Концепции внешней политики и руководствуясь долговременными политико-экономическими интересами Российской Федерации, пространство СНГ является для Россотрудничества приоритетным направлением.
Мягкая сила Китая. Экономический подъём Китая создал условия для усиления его влияния в мире. В настоящее время КНР занимает лидирующие позиции в международных структурах. В частности, в таких организациях, как МВФ, ООН, Всемирный Банк и др., а также в глобальных и региональных проектах – форумах БРИКС, ШОС, АТЭС, АСЕАН и пр. При этом Китай стремится быть не только полноценным участником в системе международных отношений, но и одним из полюсов многополярного мира. Для осуществления своих далеко идущих планов руководство Китая также широко использует политику «мягкой силы». Но, в отличие от Джозефа Ная, некоторые китайские учёные считают, что «жёсткая сила и мягкая сила неразрывно связаны между собой, и одно без другого не существует». Тем самым продвигая идею о том, что нынешняя китайская модель развития является «источником национальной мягкой силы», что способствует при воздействии на мировое сообщество, с одной стороны, распространению древней китайской культуры, основанной на народных традициях и конфуцианских морально-этических ценностях, а с другой – помогает понять сущность социализма с китайской спецификой. Осознавая преимущества мягкой силы, правительство Китая традиционно стремится углубить отношения со всеми регионами мира, особенно с развивающимися странами Африки, Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В качестве средств мягкой силы Китай использует дипломатию, экономическую помощь, включая инвестиции и торговые преференции, гуманитарную помощь, научные и образовательные программы обмена, моральные ценности, привлекательность духовной и материальной культуры традиционного и современного Китая. Наиболее значимым и эффективным инструментом «мягкого» влияния КНР являются постоянно растущие инвестиции. Причём китайские инвестиции особенно привлекательны для развивающихся стран, так как за ними не следуют требования о соблюдении прав человека, принципов правильного, с точки зрения Запада, управления, экологических норм качества, которые неотъемлемы в случае привлечения западных инвестиций. Подстраиваясь под потребности мягкой силы, изменяется дипломатия КНР. Так, Китай увеличил количество встреч на высшем и высоком уровне, повысил квалификацию и профессионализм дипломатов, которые получают образование в престижных зарубежных университетах. Создавая образ сильного миролюбивого Китая, Пекин занимает второе место после Франции по количеству миротворцев, отправленных под флагом ООН в горячие точки планеты. В оказываемой Китаем гуманитарной помощи значительную роль играют медицинские услуги. Несмотря на то, что китайское наступление в области мягкой силы хорошо подкрепляется материально, в Китае не учли, что сама мягкая сила подразумевает, прежде всего, наличие ценностей, высокого уровня благосостояния и открытости, а также привлекательного примера, которому хотят следовать. В Китае до сих пор активно воздействуют на зарубежное общественное мнение через специально создаваемые псевдообщественные организации, которые на практике полностью контролируются государственно-партийной властью. В этих условиях публичная дипломатия неизбежно превращается в простую государственную пропаганду. Кроме того, китайские власти закрывают слишком откровенные СМИ, приговаривают к длительным тюремным срокам даже умеренных оппозиционеров, закрывают доступ к многочисленным сайтам ГИС Интернет. Несмотря на все усилия по превращению агентства Синьхуа и китайского центрального телевидения в конкурентов Си-эн-эн и Би-би-си, зарубежных зрителей и слушателей у китайской пропаганды немного. Поэтому китайская модель развития вряд ли станет особенно привлекательной для всего мира.
Между тем Китай в настоящее время испытывает давление Запада практически на все стороны жизни своего государства – политику, общество, духовную жизнь народа. Сегодняшняя борьба между Китаем и США носит принципиальный, идеологический характер, поскольку затрагивает главные вопросы китайской идентичности, включая систему ценностей и общую модель развития страны, и ведётся в сфере общественного сознания. При этом в Поднебесной обеспокоены тем, что не столько Китай привносит в мир свою культуру, сколько США, которые приобрели черты культурологической гегемонии в мире, включая растущее влияние американской мягкой силы в самом Китае. Мягкая сила США – заключается в политических ценностях и институтах. Это: - демократические выборы и многопартийность; - соблюдение прав человека; - гражданские свободы; - благотворительность, например, план Маршалла (Marshall Plan) под официальным названием Программа восстановления Европы(European Recovery Program) – Программа помощи Европе после Второй мировой войны. План был выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию. План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление экономики Европы, разрушенной войной, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом. К американской благотворительности можно отнести и восстановление Японии после Второй мировой войны; Культурные ценности: - музыка, например, джаз, рок-н-ролл; - фильмы, например, голливудские высокобюджетные блокбастеры; - английский язык и литература; Потребительские предпочтения: - автомобили; - Coca-Cola, Snickers; - джинсы, модная одежда; - инновационная техника и технологии (Microsoft, Apple).
Вопросы и задания для самостоятельной работы. 1. На контурной карте мира найдите: океаны, моря, проливы, реки, Хартленд, дугу военно-политической нестабильности, материки, континенты, части света – шести- и пятиконтинентальные модели, макрорегионы мира по классификации ООН, экономические макрорегионы Российской Федерации, локализуйте ДНР и ЛНР.
Контурная карта мира
2. Письменно продолжите логический ряд основных видов страноведения: туристическое страноведение, … 3. Письменно завершите фразу: Яков Григорьевич Машбиц трактовал комплексное страноведение как …. 4. Письменно перечислите основные методы и принципы страноведения. 5. Письменно сформулируйте определения к таким страноведческим категориям: геостратегия, геополитическая картина мира, Hartland, shatterbelt, материк, регион, макрорегион, часть света, дуга нестабильности, принцип права, принцип силы, мягкая сила. 6. Обоснуйте 7 – 8 аргументами следующее утверждение: «Россия является ведущей (ведомой) страной, потому что…».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.025 с.) |