Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательные и языковые приёмы сжатияСтр 1 из 3Следующая ⇒
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ (Из методических рекомендаций ФИПИ).
Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся: Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым. Исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких из синонимов. Слияния: слияние нескольких предложений в одно. Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.
Как писать сжатое изложение 1) Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить. 2) Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной. 3) Определите значение непонятных слов. 4) Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план. 5) Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при написании изложения: передача только основной информации текста; краткое изложение одного из фрагментов или нескольких фрагментов текста (например, замена диалога одним предложением, выражающим содержание разговора персонажей). 6) Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения. 7) Отредактируйте черновик, обращая внимание на: 8) а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста; 9) б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания; в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
г) соблюдение лексических и грамматических норм; д) орфографическое и пунктуационное оформление текста. 10) Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
МИКРОТЕМА – часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.
Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом. В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку).
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса).
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС) 1) фраза, принадлежащая герою дискуссии; 2) собственное высказывание СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни) 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: -назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?) -парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?) -антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) -умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?) -вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) -риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!) 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.) 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: -вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу) Пример Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 (лучше их цитировать) предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу. Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их. Функции знаков препинания: 1)Разделение (разделяющие знаки).?! … Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения. Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. Запятая разделяет: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного. ТИРЕ разделяет: состав подлежащего и состав сказуемого, прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения. Двоеточие разделяет: обобщающие слова и однородные члены при них, слова автора и прямую речь, простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения 2)Выделение (выделяющие знаки) Запятые выделяют: вводные слова, обращения, причастный оборот (обособленные определения), деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, уточняющие члены предложения.
«» Кавычки выделяют прямую речь.
С 2.2. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса). ВНИМАНИЕ!!! Сочинение - это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца. (Вступление, основная часть, вывод (заключение). Пример. В настоящем тексте художником называется человек, не занимающийся искусством, а человек с душой и особым умом художника. «Рисовать он не умел», но умел быть художником – он создавал обстановку и проявлял находчивость так, как обычный человек не смог бы этого сделать. Последней фразой автор хотел сказать, что настоящий художник не обязательно должен писать картины; он должен творить не только в искусстве, но и в жизни. В последней фразе говорится, что Серёга не писал картины, но воплощал их в жизнь – хотя картина не была написана, произведение искусства было сотворено». Истинное произведение искусства помогает в жизни. Мы невольно любуемся полотнами великих художников, работами скульпторов, их произведения вечны и бесценны. Речевые ошибки
Грамматические ошибки
Необходимая терминология Текст - функционирующая в устной или письменной речи упорядоченная последовательность языковых единиц, объединенная общей темой и идеей. Важнейшим признаком текста является цельность и связность.
Тема текста – то, о чем в нем говорится; изображаемое явление. Часто тема отражается в заглавии текста. Основная мысль текста, идея – то, ради чего создавался текст, к чему призывает, в чем убеждает. Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли. Аргументировать- т.е. приводить доказательства, аргументы. Исходный текст - текст, предложенный для анализа. Идея авторская - главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому. Комментарий проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста. Коммуникативный замысел (от лат.communico - делаю общим) – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция - способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения). Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд; точка зрения. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько. Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте. Позиция автора- отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д.(иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы). Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи. Характеристика героя - раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно – прямой речи, а также в описании её особенностей автором.
ФИГУРЫ РЕЧИ Гласные в корне слова.
Сомнительные согласные Чтобы не ошибаться в написании парных согласных по глухости — звонкости, нужно чтобы после сомнительной согласной стояла гласная: Зу б - зу б ы, ко с ьба –ко с ит. Непроизносимые согласные Правописание непроизносимых согласных в корне слова нужно определять подбором таких проверочных слов, в которых этот согласный слышится отчётливо: здра в ствуй – здра в ие, честный – честь. Но в некоторых похожих словах нет непроизносимых согласных: вкусный – вкус, чудесный – чудеса. Непроверяемые согласные в корне слова нужно запоминать: хоккей, вокзал, рюкзак. Правописание приставок
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ Правописание суффиксов имён существительных.
Правописание суффиксов имён прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий на –о и –е. Н НН в суффиксе -ИН-; в суффиксах -ОНН-. -ЕНН-: гусиный, лебединый, экскурсионный, лекциОННый в суффиксах -АН-, -ЯН-, утрЕННий, торжествЕННый ледяной, серебряный, кожаный если прилагательное образова- но от существительного с основой Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный на -Н: туман – туманный, дно - бездонный Н и НН в причастиях НН в полных причастиях: 1. Есть приставка, кроме НЕ Засушенный цветок. Есть зависимые слова сушенные на солнце грибы (есть зависимые от причастия слова). Одна Н в кратких причастиях; каша сварена, книга прочитана, лодка брошена. Обращениями. Однородные члены предложения - такие члены предложения, которые: отвечают на один и тот же вопрос; относятся к одному и тому же члену предложения; соединяются между собой сочинительной связью. Например: Снег ложился на крыши, скамейки, тротуар ы. Однородными членами предложения могут быть все члены предложения: подлежащие (Дети и взрослые радовались празднику), сказуемые (Швед колет, рубит, режет), определения. (Елку украшали красные, желтые, синие огонечки), дополнения (Вижу небо. берег, море), обстоятельства (Люблю сильно, пламенно, нежно.). Однородные члены предложения могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи; могут соединяться в предложении при помощи сочи-нительных союзов и перечислительной интонации; осложнять предложение один рядом, двумя или несколькими; иметь при себе обобщающие слова все, всюду, ничто и др. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Запятая ставится Между частями сложного предложения, соединенных союзами: Запятая не ставится Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член: Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза. Если есть общее придаточное предложение: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь. Запятая ставится Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми: Мы тронулись, когда взошло солнце. Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним. При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все. Запятая не ставится отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал. Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда. Перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся. Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало... Словосочетание Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.. Главное слово - это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому.
Главное слово в словосочетании может быть выражено различными самостоятельными частями речи. По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные. Именные - в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи - существительным, прилагательным, числительным, местоимением. Глагольные - в таких словосочетаниях главное слово может быть выражено глаголом, деепричастиями или причастиями. Наречные - в таких словосочетаниях главное слово выражено наречием. По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп:
Слова в словосочетаниях соединяются при помощи подчинительной связи. По типу связи слов в словосочетании выделяются следующие группы: Связь слов в словосочетании
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО
Односоставные предложения
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.08 с.) |