Вид транспорта – транспортируемое вещество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вид транспорта – транспортируемое вещество.



1. простая диффузия 2. облегченная диффузия а. НСО3 - и Сl- б. глюкоза
3. пассивный симпорт в. мочевина, вода, кислород
4. пассивный антипорт г. HPO4 2- и Н+

Липид – его характеристика

1. глицерофосфолипид

2. сфинголипид

3. холестерол

А. Находится в мембране в этерифицированной форме.

Б. Построен на основе фосфатидной кислоты.

В. Содержит один остаток жирной кислоты.

Г. Относится к группе триацилглицеролов.

Д. Придает мембранам «жесткость».

Задание 3. Подберите сочетания правильных ответов.

3.1. Из перечисленных ферментов антиоксидантной активностью обладают….

1. Глутатионпероксидаза

2. Аланинаминотрансфераза

3. Супероксиддисмутаза

4. Аденилатциклаза

5. Нитратредуктаза

3.2. Жирная кислота, в молекуле которой содержится 20 атомов углерода и 4 двойные связи -….

1. Арахиновая

2. Линоленовая

3. Пальмитиновая

4. Арахидоновая

5. Лигноцериновая

Задание 4. Определите правильность утверждений в предложении и наличие логической связи между ними.

4.1. Структурную основу мембран формирует липидный бислой, потому что гидрофобные радикалы (алифатические жирные кислоты) спрятаны внутрь, а гидрофильные (полярные головки) обращены наружу.

4.2. Холестерол содержится в мембранах животных, растительных и бактериальных клеток, потому что он обеспечивает «жесткость» мембраны.

Примеры ситуационных задач

Задача 1.

В процессе подготовки животных к зимней спячке изменяется фосфолипидный бислой мембран. Эти изменения выражаются в первую очередь в увеличении содержания ненасыщенных жирных кислот в составе фосфолипидов.Как увеличение полиненасыщенных жирных кислот влияет на структуру бислоя при понижении температуры? Какие преимущества для метаболизма приносит такое изменение жирнокислотного состава и фосфолипидов?

Задача 2.

Известно, что в мембранах бактерий часто встречаются окси- и циклопропансодержащие жирные кислоты, а в мембранах термоацидофильных, метанобразующих архебактерий – нетипичные липиды, содержащие изопреноидные цепи, метильные концы которых соединены ковалентными связями. Сравните с составом липидов мембран животных клеток, объясните, насколько целесообразно такое строение.

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1.1. – в

1.2. – 3

2.1. – 1-в, 2-б, 3-г, 4-а

2.2. – 1-б; 2-в; 3-д

3.1. – 1,3

3.2. – 4

4.1. – В (+ + -)

4.2. – Д (- + -)

Эталоны ответов к ситуационным задачам

Задача 1.

Ненасыщенные жирные кислоты имеют более низкую температуру плавления, т.е. они находятся в жидком состоянии при более низких температурах, вследствие этого более подвержены катаболизму, лучше растворяются в липидах и выполняют роль разобщителей тканевого дыхания и окисления. Последнее необходимо для согревания тела.

Задача 2.

В мембранах бактерий отсутствует холестерин, который обеспечивает прочность внешней мембране эукариотической клетки. Изопреноидные цепи нетипичных липидов бактерий своими концами ковалентно связываются и обеспечивают повышенную прочность липидного бислоя. В составе сложных липидов бактерий отсутствют ненасыщенные жирные кислоты, но имеются разветвленные и циклопропансодержащие жирные кислоты, при этом температура фазового перехода «кристалл – жидкий кристалл» увеличивается, а упаковка становится более рыхлой, что позволяет бактериям существовать в широком диапазоне температур и обеспечивать обмен крупными молекулами со средой обитания.

Занятие 12. Регуляторные механизмы у эукариот и прокариот.

Рецепторы (семинар).

Цель занятия. Изучить общие свойства регуляторных молекул, молекулярные механизмы передачи гормональных сигналов на клетки-мишени.

Содержание занятия.

– контроль выполнения заданий по самоподготовке;

– выполнение заданий тестового контроля;

– решение ситуационных задач;

– прослушивание и обсуждение реферативных сообщений;

– контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем.

Примерные темы реферативных сообщений по УИРС:

1. Методы изучения гормонов.

2. Вторичные мессенджеры: циклические АМФ и ГМФ. Ферменты, участвующие в их метаболизме (аденилатциклаза, гуанилатциклаза, фосфодиэстераза, протеинкиназа).

3. Ионы кальция в роли вторичных посредников гормонов. Белки и ферменты, участвующие в метаболизме кальция внутри клетки. Роль кальмодулина..

4. Механизм действия гормонов. Мембранные липиды в роли вторичных мессенджеров: инозитолтрифосфат и диацилглицерол. Роль фосфолипазы С, протеинкиназы С.

5. Особенности строения инсулинового рецептора – тирозиновой киназы и механизма передачи внутриклеточного сигнала инсулина.

6. Роль цАМФ в саморегуляции метаболизма у факультативных анаэробов.

Методические указания к самоподготовке

 

При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните задание и упражнения.

Вопросы и упражнения для аудиторной и внеаудиторной работы:

1. Обратите внимание, чем отличаются железы внутренней секреции (эндокринные железы) от экзокринных желез.

2. Сформулируйте определение понятия «гормон», «эндокринная железа», «эндокринология». Выписывая определение понятия «гормон», подчеркните отличительные особенности этой группы биологически активных соединений: специфичность химической структуры, функции и места выработки; секретируемость в кровь и межклеточные пространства; высокую биологическую активность.

3. Сформулируйте определение эндокринологии, как науки и перечислите основные этапы ее становления.

4. Разберите классификацию гормонов.

5. Перечислите эндокриннные железы и продуцируемые ими гормоны.

6. Выделите основные группы гормонов по химической природе, и распределите все известные гормоны по этим группам.

7. Разделите гормоны по влиянию на отдельные виды обмена веществ (обмен белков, обмен углеводов, обмен липидов).

8. Рассмотрите классификацию гормонов по типу гормонального влияния.

9. Рассмотрите механизм действия гормонов белковой природы. Охарактеризуйте рецепторы белково-пептидных гормонов.

10. Перечислите вторичные посредники передачи гормональных сигналов гормонов белковой природы.

11. Выпишите схемы образования и действия цАМФ, цГМФ, Са2+ инозитолтрифосфата, диацилглицерола.

12. Выпишите отличия механизма действия белково-пептидных и стероидных гормонов.

13. Охарактеризуйте рецепторные комплексы стероидных гормонов.

14. Выпишите схему действия стероидных гормонов.

15. Неспецифические механизмы саморегуляции метаболизма у бактерий. Влияние физических факторов среды на активность ферментов.

16. Рассмотрите особенности влияния температуры на процесс транскрипции у бактерий, образование белков «теплового» и «холодового» шока.

17. Вспомните общие механизмы регуляции активности ферментов: ретроингибирование, химическая модификация: фосфорилирование, аденилирование, ацетилирование и др.

18. Изучите особенности регуляции синтеза конститутивных и индуцибельных ферментов прокариот путем индукции и репрессии у прокариот.

19. Зарисуйте схемы регуляции транскрипции лактозного оперона E. colli путем индукции и катаболитной репрессии.

20. Отметьте важную регулирующую роль цАМФ в процессе катаболитной репрессии, зависимость этого процесса от состава углеводов в культуральной жидкости.

 

Примеры тестов контроля исходного уровня знаний

Задание 1. Выберите один наиболее верный ответ.

1.1. Гормон ….(продолжите предложение).

а) образуется в клетках-мишенях

б) секретируется в ответ на специфический стимул

в) требует специфического переносчика и затраты энергии

г) проникает в клетку путем пиноцитоза

1.2. Вторичными посредниками гормонов являются все вещества, кроме…

1. цАМФ

2. цГМФ

3. диацилглицерол

4. фосфатидилсерин

5. инозитолтрифосфат

Задание 2. Установите соответствие буквенных и цифровых положений:

Гормон – место синтеза



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.013 с.)