Патохимия наследственных болезней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патохимия наследственных болезней



ЧИТА-2008

УДК 612.015

 

 

Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. Патохимия наслед-ственных болезней: Учебное пособие. – Чита, 2008. – 134 с.

 

 

Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой по биологической химии для студентов медицинских вузов.

В настоящем пособии излагаются биохимические механизмы повреж-дений обменных процессов и клинический аспект патологических состояний.

Предназначена для студентов лечебного, педиатрического факультетов медицинских вузов.

Рецензенты: заведующая кафедрой госпитальной педиатрии ЧГМА, профес-сор, д.м.н. И.Н. Гаймоленко,

доцент кафедры педиатрии лечебного и стоматологического факультетов ЧГМА, к.м.н. Н.М. Щербак.

 

Коллектив авторов, 2008

ЧГМА, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ    
Список сокращений..............................................  
Предисловие....................................................  
Введение.......................................................  
Глава 1. Наследственные болезни, классификация, номенклатура, причины........................................................  
Глава 2. Генетический аппарат митохондрий, патология................  
Глава 3. Наследственные заболевания углеводного обмена.............  
3.1. Моносахаридозы.......................................  
3.2. Непереносимость дисахаридов............................  
3.3. Молекулярная патология полисахаридов...................  
  3.3.1. Гликогенозы......................................  
  3.3.2. Мукополисахаридозы..............................  
  3.3.3. Гликопротеинозы.................................  
Глава 4. Генные болезни липидов................................  
4.1. Патология метаболизма холестерина......................  
4.2. Тезаурисмозы липидов..................................  
  4.2.1. Сфинголипидозы..................................  
  4.2.2. Болезнь Рефсума..................................  
  4.2.3. Болезни накопления холестерина....................  
4.3. Гиперлипопротеинемии и другие дислипопротеинемии.......  
Глава 5. Наследственная патология азотистого обмена...............  
5.1. Аминоацидопатии......................................  
  5.1.1. Патология синтеза мочевины........................  
  5.1.2. Генетические дефекты в метаболизме фенилаланина....  
  5.1.3. Гистидинемия....................................  
  5.1.4. Молекулярные болезни обмена триптофана............  
  5.1.5. Патологические варианты в преобразовании серосодер-жащих аминокислот....................................  
5.2. Генные повреждения в метаболизме нуклеотидов...........  
5.3. Альтерации в синтезе и распаде гема....................  
  5.3.1. Порфирии........................................  
  5.3.2. Наследственные гипербилирубинемии...............  
5.4. Наследственные дефекты протеинов крови................  
  5.4.1. Белки плазмы крови после мутаций..................  
  5.4.2. Гемоглобинопатии................................  
Глава 6. Нарушения функционирования биологически активных ве-ществ после генных мутаций.............................  
6.1. Эндогенные первичные гиповитаминозы...................  
6.2. Наследственные болезни эндокринной системы.............  
6.3. Дисбаланс в минеральном обмене как следствие повреждений в транскриптонах.......................................  
Глава 7. Наследственные болезни различных систем организма.......  
7.1. Миопатии.............................................  
7.2. Генная патология соединительной ткани...................  
7.3. Наследственные нейропатии.............................  
Глава 8. Особенности наследственной патологии органоидов.........  
8.1. Болезни пероксисом....................................  
8.2. Лизосомные болезни накопления.........................  
8.3. Генные дефекты рецепторов.............................  
Глава 9. Принципы диагностики, профилактики, лечения наследствен-ных болезней..........................................  
Предметный указатель...........................................  
Справочник использованных терминов..............................  
Приложение. Биохимические показатели крови здоровых младенцев.....  
Литература......................................................  

 

 

Список сокращений

АРЗ – антирадикальная защита

АТФ – аденозинтрифосфат

АФК – активная форма кислорода

ВЖК – высшие жирные кислоты

ГАГ – гликозаминогликан(ы)

ГПЛ – гиперлипопротеинемия

ГТФ – гуанозинтрифосфат

ДГ – дегидрогеназа

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ДОФА – диоксифенилаланин

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ЗПМР – задержка психомоторного развития

ИБС – ишемическая болезнь сердца

КА – катехоламин(ы)

КоА – коэнзим ацилирования

ЛБН – лизосомные болезни накопления

ЛДГ – лактатдегидрогеназа

ЛП – липопротеин(ы)

ЛПЛ – липопротеинлипаза

ЛПНП – липопротеин(ы) низкой плотности

ЛПОНП – липопротеин(ы) очень низкой плотности

ЛХАТ – лецитинхолестеринацилтрансфераза

МВ – муковисцидоз

мДНК – митохондриальная ДНК

МПС – мукополисахарид(ы)

НАД+ -никотинамидадениндинуклеотид окисленный

ПВК – пировиноградная кислота

ПЦР – полимеразная цепная реакция

РНК - рибонуклеиновая кислота

РЭС – ретикулоэндотелиальная система

СОД – супероксиддисмутаза

СРО – свободнорадикальное окисление

ТАГ – триацилглицерол

ТГФК – тетрагидрофолиевая кислота

ТТГ – тиротропный гормон

УДФГ – уридиндифосфоглюкуронат

УМФ – уридинмонофосфат

УТФ – уридинтрифосфат

УФО – ультрафиолетовое облучение

ФАФС – фосфоаденозилфосфосульфат

ФЛ – фосфолипид(ы)

ФП – фосфопиридоксаль

ФХ – фосфатидилхолин

ХМ – хиломикрон(ы)

ХС – холестерин

ЦНС – центральная нервная система

ЦСЖ – церебрально-спинномозговая жидкость

ЦТК – цикл трикарбоновых кислот

ЦТФ – цитидинтрифосфат

ЭТЦ – электронно-транспортная цепь

ЭХС – эфиры холестерина

IQ – коэффициент интеллектуальности

 

«Без физиологии и химии врач будет бесцельно барахтаться

на одном месте и никогда не сможет создать сколько-нибудь

правильную концепцию болезни»

Уильям Ослер, 1895

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее учебное пособие создано на кафедре биологической химии с курсом клинической биохимии. Целью данного издания является углубление знаний по одному из разделов медицинской биохимии – генетической патологии.

Государственный образовательный стандарт предусматривает изучение данных вопросов. У студентов 2-го курса формируются исходные сведения о биохимических функциях жизненно важных соединений и регуляции отдельных звеньев метаболизма. Студенты старших курсов углубляют свои знания по молекулярным основам процессов жизнедеятельности.

Биохимия и особенно молекулярная биология относятся к тем отраслям естественных наук, в которых накопление новых данных происходит особенно быстро. Поэтому оперативное создание руководств по этим дисциплинам имеет принципиально важное значение.

К настоящему времени показано, что большинство недугов связано с поломками в молекуле ДНК, приводящими к нарушениям функционирования метаболических путей. К сожалению, при постановке диагноза и проведении терапевтических мероприятий врачи не всегда уделяют должное внимание основным причинам, лежащим в основе возникновения болезни. Это происходит, по-видимому, вследствие недостаточной связи в изучении биохимии и последующих клинических дисциплин. Данное учебное пособие постарается восполнить этот пробел.

В работе изложены современные представления о биохимических нарушениях при ряде патологических состояний и болезнях. Большое внимание уделено повреждениям метаболизма липидов, аминокислот, углеводов, БАВ, минерального обмена. Освещены основные подходы к диагностике и лечению этой группы заболеваний, перспективные направления их совершенствования. Использование достижений современной патобиохимии не только позволит врачам установить причинно-следственные связи в возникновении тех или иных страданий, но вооружит их знаниями для совершенствования методов лабораторной диагностики и оценки эффективности терапевтических мероприятий.

Аспиранты, научные сотрудники и преподаватели самых разных биологических и медицинских специальностей также могут использовать настоящее издание в качестве учебного и справочного материала.

Учебное пособие составлено сотрудниками кафедры биохимии ЧГМА: профессором Л.П.Никитиной и доцентами к.б.н. А.Ц.Гомбоевой и к.м.н. Н.В.Соловьевой.

 

Введение

 

Как заметил в 19-ом веке один философ-мыслитель: «Жизнь есть способ существования белковых тел, главным и существенным моментом которого является обмен веществ». Отсюда все повреждения в структуре протеинов имеют особое значение в развитии патологических состояний.

Порядок аминокислот в белках строго запрограммирован в генах. Если в них под действием каких-либо факторов (мутагенов) меняется последовательность нуклеотидов, то это может 1) изменить порядок аминокислот в цепи полипептида, что скажется на его функционировании; 2) возникнуть вместо смыслового кодона бессмысленный, что приведет к прерыванию генеза; или 3) не сказаться на аминокислотной последовательности в протеине вследствие вырожденности кода и поэтому обнаружиться случайно.

В зависимости от степени выраженности и протяженности повреждений генетического материала различают хромосомные и генные заболевания. В основе первых лежат аномалии в количестве и структуре хромосом (дупликации, делеции, транслокации и т.д.). Выделяют геномные, когда клетки содержат необычное число этих органоидов (триплоидии), моно-, трисомии (синдромы Дауна, Клейнфельтера и т.д.).

В настоящем пособии представлена характеристика только генных заболеваний; к ним относят патологические состояния, причинами которых являются повреждения в гене (моногенные). При полигенных нарушениях наследуется лишь предрасположенность, например, к сахарному диабету, ожирению, атеросклерозу, различным формам рака.

К настоящему времени накоплен огромный материал по биохимической характеристике многих наследственных болезней, из которой видно, что лица, ими страдающие, могут попасть в поле зрения клиницистов различных профилей, перед которыми встанет трудная задача постановки диагноза и успешного лечения.

Следовательно, использование достижений медицинской генетики позволит вначале студенту, а позднее врачу понимать механизмы индивидуального течения недуга и выбирать соответствующие методы терапии. На основе медико-генетических знаний будущий медик приобретет навыки диагностики, умение направлять пациентов, членов их семей на медико-генетическое консультирование для прогноза наследственной патологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.025 с.)