Занятие № 5. Биохимия почек. Общий анализ мочи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 5. Биохимия почек. Общий анализ мочи.



Цель занятия. Рассмотреть функции почек и механизм образования мочи. Изучить общие свойства и составные части мочи в норме и при патологии.

Студент должен
знать: уметь:
1.Функции и особенности метаболизма почек. 2.Механизмы образования мочи (фильтрация, реабсорбция, секреция, экскреция). 3. Химический состав и свойства мочи. 4. Изменение состава и свойств мочи при патологии. 1.Проводить исследование физико-химических свойств мочи: плотность, прозрачность, цвет, запах, рН. 2.Определять патологические компоненты мочи: белок, кровь, глюкозу, кетоновые тела, желчные кислоты и желчные пигменты. 3.Трактовать биохимический анализ мочи.

Содержание занятия. На занятии студентам предстоит пройти проверку заданий по самоподготовке, дать ответы на тесты контроля исходного уровня знаний и вопросы преподавателя, решить ситуационные задачи, прослушать доклад по теме УИРС, выполнить ряд работ по исследованию физико-химических свойств мочи, самостоятельно определить нормальные и патологические компоненты мочи в задачах УИРС и оценить диагностическое значение полученных результатов.

 

Методические указания к самоподготовке

Знание роли почек в поддержании гомеостаза необходимо для понимания механизмов возникновения патологических отклонений в метаболизме почек и изменений биохимических параметров мочи. Изучение физико-химических свойств и химического состава мочи, определение в ней патологических компонентов, правильная интерпретация полученных лабораторных данных имеет большое значение для диагностики патологических состояний, а также контроля эффективности лечения большой группы заболеваний. При подготовке к занятию необходимо вспомнить или повторить особенности строения почек и нефрона, механизм образования мочи. При этом обратите внимание на то, что клубочковая фильтрация пассивный процесс и ее величина зависят от соотношения просвета «приносящей» и «выносящей» артериол клубочка, а также от состояния проницаемости мембраны почечного фильтра. Необходимо четко представить молекулярные механизмы реабсорбции и секреции веществ клетками почечных канальцев, нейрогуморальные механизмы их регуляции.

Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие задания:

№ № Задание Указания к выполнению задания
1. Изучите механизмы образования мочи.   1. Выпишите строение почечной ткани, строение и функции различных участков нефрона. 2. Охарактеризуйте основные функции почечной ткани: - мочеобразовательную; - экскреторную; - регуляторную. 3. Обратите внимание на особенности метаболизма почек: высокий уровень энергетического метаболизма, участие в синтезе креатина, активации витамина Д, интенсивный глюконеогенез и др. 4. Охарактеризуйте, от чего зависит количество первичной мочи. 5. Выпишите формулу расчета фильтрационной способности почек, фильтрационного давления, поясните их. 6. Сколько процентов глюкозы, воды, Nа+,С1-, гидрокарбоната, аминокислот, К+, мочевины реабсорбируется в канальцах почек? 7. Чем отличается механизм всасывания воды в проксимальном и дистальном сегментах почечных канальцев?
2. Изучите механизмы регуляции реабсорбции и секреции в почках. 1. Выпишите общую схему регуляции реабсорбции в почке. 2. Каковы механизмы действия на функцию почек: а) антидиуретического гормона (вазопрессина), б) альдостерона, в) системы ренин-ангиотензин.
3. Изучите роль почек в поддержании кислотно-основного состояния и регуляции других функций.   1. Выпишите и поясните схему реабсорбции ионов натрия и секреции ионов водорода в почках. 2. Напишите реакцию распада глутамина в почках под влиянием глутаминазы и схему выделения аммиака с мочой. 3. Перечислите биологически активные вещества, продуцируемые тканью почек.
4. Изучите общие свойства и составные части мочи. 1. Дайте определение понятия терминам: диурез, полиурия, олигоурия, анурия, никтурия. 2. Приведите примеры заболеваний, сопровождающихся полиурией, олигурией. 3. Выпишите нормальные физико-химические свойства мочи: цвет, прозрачность, удельный вес, рН, наличие осадка. 4. Приведите примеры заболеваний, характеризующихся изменениями физико-химических свойств мочи. 5. Выпишите суточное содержание в моче основных органических и неорганических компонентов мочи. 6. Перечислите патологические компоненты мочи. При каких заболеваниях они могут появиться? Приведите примеры.

Примеры контроля исходного уровня знаний

Вид 1. Для каждого вопроса выберите правильный ответ

А) Нормальная плотность мочи (г/см3) составляет.

А. 1,00-1,010 В. 1,026-1,030

Б. 1,015-1,025 Г. 1,031-1,040

Б) Билирубин в моче может быть при:

А. «Физиологической» желтухе новорожденных

Б. Гемолитической желтухе.

В. Обтурационной (подпеченочной) желтухе

Г. Печеночно-клеточной желтухе.

Вид 2. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом. Один и тот же ответ может быть использован несколько раз.

А) 1. Скорость почечного кровотока А. 125 мл/мин

2. Скорость клубочковой фильтрации Б. 350 мл/мин

3. Транспорт-максимум глюкозы В. 1300 мл/мин

4. Клиренс инулина

5. Клиренс диодраста

(рентгеноконтрастного вещества)

Б) 1.Мочевина А. Содержится в моче взрослых в норме

2. Креатин Б. Появляется при патологии

3. Глюкоза В. Определяется в моче детей грудного возраста

4. Альбумин Г. Появляется при сильной физической нагрузке

5. Са(2+)

6. Уробилин

7. Креатинин

Вид 3. А) Гиперурикемия может быть при:

1. Употребление в пищу продуктов, богатых пуринами

2. Лейкозах

3. Подагре

4. Гнойно-воспалительных процессах

5. Недостаточной продукции урогликопротеинов.

Б) Напишите патологические компоненты мочи:

А. Б. В. Г. Д.

Вид 4. Для каждого вопроса определите: 1) верно или неверно каждое из приведенных утверждений; 2) если верны оба утверждения, имеется ли между ними причинная связь.

А) При гематурии моча имеет красный цвет, потому что в ней содержится свободный гемоглобин.

Б) При паренхиматозной желтухе в моче появляется уробилин, потому что уробилиноген не разрушается в гепатоцитах до моно- и дипирролов.

Примеры ситуационных задач

Задача 1. В результате дегенеративного процесса поражен юкстагломерулярный аппарат петли Генле и приносящих артериол. Какие изменения и почему могут возникнуть в водно-солевом обмене?

Задача 2. К врачу обратился пациент с жалобами на сухость во рту, постоянную жажду, выделение больших количеств мочи. При исследовании мочи было установлено: суточный диурез - 4,5 л; цвет – слабо-желтый; запах – отсутствует; рН 5; прозрачность – прозрачная; удельный вес (плотность) – 1,006. Патологические компоненты – отсутствуют. Для какого заболевания характерны указанные изменения в моче и клинические симптомы?

Подготовьте к предстоящему занятию протокол лабораторных работ: выпишите кратко принципы методов и техники их выполнения, показатели нормы, оставляя место для расчетов и выводов.

Самостоятельная работа студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.011 с.)