Формы социальной регуляции медицинской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы социальной регуляции медицинской деятельности.



Медицинская деятельность регулируется различными социальными нормами – правовыми (медицинское законодательство), нравственными (этическими и деонтологическими), религиозными. Есть еще обычаи, этикет и др.

Прежде всего, разберемся с различными сферами нашей жизни. Можно выделить четыре основных сферы, между которыми существуют различия.

Это личная жизнь, мораль, государственная политика (публичный порядок) и законность (схема 1).

• Личная жизнь. Проблемы личной жизни (первая сфера) являются исключительно частными и не затрагивают кого-либо еще, т.е. другого человека (или людей), так как касаются действий, которые являются сугубо личными, персональными.

Допустим, к личным проблемам можно отнести индивидуальное решение вопроса - чистить зубы или не чистить, лечиться или не лечиться, вести здоровый образ жизни или курить и т.д. (Больной, курящий, пьющий врач – нонсенс? Или норма?).

• Мораль. Когда действия одного человека затрагиваются интересы других людей, проблемы перемещаются из персонального пространства во вторую сферу, область морали, которая касается межличностного поведения.

Нормы права (медицинское законодательство) Нравственные нормы (этика и деонтология) Религиозные нормы

 

Медицинская деятельность

Схема 1. Нормы, регулирующие медицинскую деятельность.

 

Курить или не курить можно рассматривать как личную проблему, а курить в присутствии не курящих? Помогать или не помогать другим людям? Защитить слабого? Уступить место в транспорте? Отдать находку? Остаться с больным после работы? Решение всех этих вопросов относятся к сфере морали.

Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет врача, например, может быть не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью, а является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его же моральными качествами.

В отличие от простых обычаев, нормы морали не только поддерживаются силой общепринятого порядка, и давлением мнения окружающих на человека, но получают идейное выражение и обоснование в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах, идеалах, критериях добра и зла) о том, как должно поступать. Вообще же, в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью, поэтому моральное воззрение может находиться в критическом отношении к образу жизни. Дело в том, что в обществе нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно. Например, неприкосновенности жизни человека, честности, уважения чужих прав, гуманности и т. д.

Моральные качества определяются особенностями индивидуального сознания (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.

• Государственная политика (публичный порядок). Когда общество устанавливает некоторые ценности, признавая, в то же самое время, личное несогласие некоторых индивидуумов с этими ценностями, проблемы перемещаются в третью сферу, государственную политику. Действия в области государственной политики, подобно действиям в области морали, затрагивают интересы других людей. Однако если они не совпадают с государственной политикой, то такие действия не обязательно считаются «аморальными».

К примеру, общество имеет тенденцию препятствовать употреблению алкоголя (налогообложение, образование, пропаганда здорового образа жизни и т.д.) и регулировать его (алкогольные напитки нельзя продавать несовершеннолетним), но люди могут, в общем-то, употреблять спиртные напитки без того, чтобы их считали «безнравственными».

В качестве другого примера, возьмем усыновление. Общество хотело бы, чтобы совершеннолетние люди усыновляли нуждающихся детей (и может пытаться стимулировать и поощрять усыновление), но никто не думает, что для бездетной пары «аморально» не усыновить младенца.

Итак, согласно этим различиям, не каждая проблема является моральной. Область морали ограничена с двух сторон: во-первых, выделяя частную, личную жизнь; и, во-вторых, позволяя обществу поощрять поведение или препятствовать ему без явной моральной оценки.

• Законность и незаконность:

Когда общество поощряет одни действия и препятствует другим, не допуская индивидуального несогласия, проблемы перемещаются в четвертую сферу, сферу законности. Вообще, чем более вредным считают действие, тем более вероятно, что оно должно относиться к сфере законности.

Сфера законности касается позитивных действий, которые, в соответствии с законом, являются обязательными, и негативных действий, которые являются запрещенными. Наказания (например, штрафы и лишения свободы) налагаются при не совершении обязательных действий или выполнении запрещенных действий.

В сфере законности нравственные проблемы решаются одновременно с правовыми. Кроме того, мы помним, что нормы права формируются из этических норм. Мораль для права имеет исходное, определяющее значение. Поэтому право есть низший предел или определенный минимум нравственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.006 с.)