Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности



Введение

На сегодняшний день одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий является профессиональное самоопределение старшеклассников. Вопрос о выборе профессии требует особого внимания, так как старшеклассники выбирают путь к дальнейшей жизни. От правильности выбранной профессии зависит многое: благосостояние, удовлетворенность, польза предприятию или организации, в которой человек работает. Но в школьные годы мы еще не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений и ответственности.

Выбор профессий на рынке труда очень велик. Он включает в себя множество разных интересных специальностей. И старшему школьнику нелегко определиться с выбором профессии из такого количества. И к тому же, разные виды трудовой деятельности требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств. Например, в одном случае важна способность человека устанавливать контакт с людьми, управлять ими или подчиняться, в другом – высокая культура движений, а в третьем – острота наблюдений. Естественно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей и ценностей очень трудно, а уж тем более в юношеском возрасте.

Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Он приходится на девятый – одиннадцатый классы общеобразовательных школ, т.е. примерно на 15 – 17 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В этот период у старшеклассников появляются: желание стать интересным для окружающих и проявление интереса к учению, самоутверждение, желание самосовершенствоваться, стремление повышать свой культурный уровень. Именно в этот период закладываются основные интересы, которые, в последствии, реализуются в профессиональной деятельности.

Проблема исследования заключается в том, что в старшем школьном возрасте очень трудно определиться с выбором подходящей профессии. Именно в этом возрасте интенсивно начинает формироваться система ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с тем, что для формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте начинают формироваться такие предпосылки как: овладение понятийным мышлением, занятие определенного социального положения в обществе, накопление достаточного опыта.

Старший подросток в процессе общения с окружающими попадает в такую ситуацию, которая требует от него принятия того или иного решения. То есть, он стоит перед выбором одного из множества вариантов. Отсюда возникает необходимость рассматривать и оценивать все возможные альтернативы, в частности, в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако, в таком юном возрасте ценности еще не устоялись, а испытываются практикой собственного поведения и поведения окружающих.

Отметим актуальность исследования. Она заключается в том, что ценностные ориентации старшеклассника не всегда совпадают с их социальной значимостью. Это можно заметить в трудностях юноши-подростка решения, каким образом соединить степень интересности будущей профессии для него самого с ее общественной пользой. И, как правило, чаще всего он склоняется к принятию решения, которое диктуется социумом – карьера, деньги, власть. И такое положение дел заставляет снова и снова задумываться о проблеме профессиональных интересов и их психодиагностике.

Проблема ценностей и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении занимает особое место. Так, сформированные в юношеском возрасте ценностные ориентации определяют особенности личности, ее поведение и характер отношений с окружающим миром.

Под профессиональным самоопределением понимается процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Это более широкое понимание, чем профессиональная направленность, которая является интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, выражающаяся в побуждениях, интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Но в нашей работе будем считать эти понятия синонимами.

Цель исследования – выявить ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников.

Объект исследования – профессиональная направленность старшеклассников.

Предмет исследования – ценностные ориентации как фактор формирования профессиональной направленности старшеклассников.

Применительно к данной работе была сформулирована гипотеза – ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте.

Задачи:

1). Изучить психологическую литературу о проблеме исследования в зарубежных и отечественных источниках;

2). Изучить профессиональные интересы учеников старших классов;

3). Исследовать уровень самоактуализации и ценности у испытуемых;

4). Провести обработку и анализ результатов;

Методологическую основу составляют труды:

посвященные изучению ценностных ориентаций человека (Немов Р.С. [30], Рокич М., Рубинштейн С.Л. [43]);

посвященные изучению развития и становления личности (Колберг Г., Мерлин В.С., Немов Р.С. [30], Олпорт Г., Поршнев Б.Ф. [36], Якобсон П.М. [55]);

посвященные изучению профессионального самоопределения (Байтингер О.Е. [5], Буякас Т.М. [7], Климов Е.А. [25], Пряжников Н.С. [38]);

посвященные изучению возрастных особенностей в подростковом и юношеском возрасте (Божович Л.И. [8], Кон И.С. [26, 27], Мудрик А.В., Эльконин Д.Б.).

Для достижения цели и реализации задач были использованы следующие методы:

1. метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблематике;

2. констатирующий эксперимент с исследованием методик:

  • «ценностные ориентации» М. Рокич,
  • дифференциально-диагностический опросник Е. Климова
  • методика «самоактуализационный тест» Э. Шострома

3. метод математической обработки данных (критерий Манна-Уитни).

Теоретическая новизна исследования заключается в том, что впервые предметом исследования стал вопрос о взаимосвязи профессиональной направленности и профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами в школах.

Структура дипломной работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Количество таблиц - 7, количество диаграмм -1, количество приложений с описанием методик – 3. Список литературы содержит 57 источников, всего в дипломной работе 100 страниц.

 


Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников

Выводы по 1 главе

 

1. Важное место в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников занимают ценностные ориентации, являясь общественными регуляторами сознания и поведения человека. (по М. Пряжникову)

2. Профессиональное самоопределение – процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная направленность». Это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

3. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Профессиональное самоопределение становится характерной особенностью в юношеском возрасте.

4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которые оказывают особое влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.

Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. В своем поведении старшеклассник все больше начинает ориентироваться на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

5. В возрасте 16-17 лет подростки еще не готовы сделать зрелый, полноценный выбор дальнейшего профессионального самоопределения по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

6. При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека, в которых сплетаются воедино личностный и социальный аспекты выбора профессии.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и направленностью этой картины в будущее.

 


Программа исследования

 

Цель исследования– изучить ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирования профессиональной направленности старшеклассников.

Гипотеза – ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте.

Задачи:

1). Изучить психологическую литературу о проблеме исследования в зарубежных и отечественных источниках;

2). Изучить профессиональные интересы учеников старших классов;

3). Исследовать уровень самоактуализации у испытуемых;

4). Провести обработку и анализ результатов;

Для проведения эмпирического исследования была выбрана следующая база. Это муниципальное образовательное учреждение г. Нижнего Новгорода средняя общеобразовательная школа. Выборку для эмпирического исследования составили 35 подростков в возрасте 16-17 лет, учащиеся 10-х классов. Из них 22 девушки и 13 юношей. Участие в исследовании было добровольным с обеспечением анонимности подростков и обратной связи.

Для эмпирического исследования были выбраны следущие методики:

Ценностные ориентации М. Рокича

При выборе методик мы руководствовались предположением о том, что в основе предпочтительного отношения старшеклассников к выбору определенного профессионального направления находятся ценностные ориентации. И для их выявления была взята методика М. Рокича. Главным достоинством этой методики является универсальность. Она удобна и экономична в проведении и обработке результатов, предоставляет возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкцию. Результаты сильно зависят от адекватности самооценки испытуемого. Методика "Ценностные ориентации" разработана Милтоном Рокичем как тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Дифференциально-диагностический опросник

Для выявления профессиональной направленности был взят дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Интересы человека и его склонности являются важными факторами при выборе профессии, которые необходимо учитывать. Как раз ДДО направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Именно склонности отражают положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо роду деятельности. Соответственно данная методика позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой он области деятельности более склонен, а к какой – менее. Эта методика является наиболее распространенной и удобной в обработке результатов. Касаясь формы проведения, то данную методику можно использовать как индивидуально, так и в группе. В нашем случае испытуемые выполняли задание индивидуально.

Самоактуализационный тест

Для определения личностных ориентаций был взят самоактуализационный тест Э. Шострома. Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними "сырыми" баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики.

Для определения связи ценностных ориентаций с профессиональной направленностью старшеклассников была проведена математическая статистика.

Таким образом, можно выделить четыре этапа проведения исследования:

1). Исследование ценностных ориентаций с помощью методики М. Рокича.

2). Исследование профессиональной направленности с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова.

3). Исследование уровней самоактуализации с помощью методики САТ

4). Выявление связи ценностных ориентаций старшеклассников и их профессиональной направленности с помощью статистической обработки данных.

Этапы исследования:

Первый этап исследования заключался в выявлении доминирующих групп ценностей старшеклассников с помощью методики, основанной на прямом ранжировании списка ценностей.

Во время проведения исследования наши испытуемые находились в адекватном состоянии и с хорошим самочувствием в просторном школьном кабинете, сидя за партами. По договоренности с учителем о проведении исследования, школьникам было предложено добровольно поучаствовать в нем с последующим предоставлением результатов (тому, кого это вызывает интерес). Испытуемым были предъявлены два списка ценностей, каждый из которых состоял из 18 наименований ценностей в алфавитном порядке. В списках испытуемые должны присвоить каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для них, как принципов, которыми они руководствуется в жизни. Сначала предъявляется список терминальных ценностей, а затем – инструментальных.

Испытуемым устно сообщалась инструкция, а затем были розданы индивидуальные бланки, в которых указано что и как выполнять. Время проведения методики не ограничено, но в данном случае было затрачено на выполнение задания 15 – 20 минут. Образец опросника находится в приложении 1.

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников исследования.

На втором этапе исследования была использована методика Е.А. Климова – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) для изучения особенностей профессиональной направленности старшеклассников. Образец опросника находится в приложении 2.

Содержание методики: испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и поставить знак «+» в соответствующей клетке листа ответов.

Лист ответов сделан так, чтобы было удобно подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов, которым соответствуют определенные типы профессий, выделенные Е.А. Климовым.

Вот эти названия типов профессий:

I. «Человек-природа».

II. «Человек-техника».

III. «Человек-человек».

IV. «Человек-знак».

V. «Человек - художественный образ».

Испытуемые были предупреждены о том, что над вопросами не следует долго задумываться, хотя время проведения опроса не ограничивается. В нашем случае на выполнение задания было потрачено всего 10 минут.

На третьем этапе исследования была проведена методика самоактуализациоонный тест Э. Шострома для выявления личностных ориентаций. Образец находится в приложении 3.

Испытуемым предлагается тест-опросник каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами “а” и “б”. Следует внимательно прочитать каждую пару и пометить на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей' степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)”

Базовые шкалы:

Шкала компетентности во времени (Тс)

Шкала поддержки (I)

Дополнительные шкалы:

1. Шкала Ценностных ориентации

2. Шкала Гибкости поведения

3. Шкала Сензитивности к себе

4. Шкала Спонтанности

5. Шкала Самоуважения

6. Шкала Самопринятия

7. Шкала Представлений о природе человека

8. Шкала Синергии

9. Шкала Принятия агрессии

10. Шкала Контактности

11. Шкала Познавательных потребностей

12. Шкала Креативности

Четвертый этап исследования включал в себя методы математической обработки полученных, в выше описанных методиках, данных с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0. Для выявления различий в уровне исследуемого признака был использован критерий Манна-Уитни (U). Это непараметрический критерий, и предназначен он для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

В нашем случае оцениваются различия между каждыми двумя из всех групп типов профессий по каждой ценности в отдельности. Такой метод поможет нам математически определить, существуют ли различия между сравниваемыми группами и с какой достоверностью. Тем самым, мы узнаем, существует ли взаимосвязь между ценностными ориентациями старшеклассников и их профессиональной направленностью.

И «человек-человек».

Ценности U p-level
Активная деятельная жизнь 49,50000 0,856327
Мудрость 39,00000 0,346465
Здоровье 30,00000 0,111104
Интересная работа 47,50000 0,744505
Красота природы и искусства 47,00000 0,717275
Любовь 50,00000 0,884836
Материально обеспеченная жизнь 36,00000 0,246567
Наличие хороших и верных друзей 47,00000 0,717275
Общественное признание 46,00000 0,663908
Познание 32,00000 0,147502
Продуктивная жизнь 40,50000 0,404937
Развитие 26,00000 0,059710
Развлечения 37,00000 0,277343
Свобода 17,50000 0,012472*
Счастливая семейная жизнь 43,00000 0,514540
Счастье других 39,00000 0,346465
Творчество 42,00000 0,468939
Уверенность в себе 33,00000 0,168825
Аккуратность 45,00000 0,612194
Воспитанность 41,50000 0,447006
Высокие запросы 51,00000 0,942267
Жизнерадостность 46,00000 0,663908
Исполнительность 47,50000 0,744505
Независимость 41,00000 0,425668
Непримиримость к недостаткам 35,00000 0,218267
Образованность 37,50000 -1,05010
Ответственность 35,00000 -1,23115
Рационализм 41,50000 -0,76042
Самоконтроль 43,50000 0,61558
Смелость в отстаивании своего мнения 48,50000 -0,25347
Твердая воля 45,00000 0,50694
Терпимость 30,00000 1,59326
Широта взглядов 39,50000 0,90526
Честность 40,50000 -0,83284
Эффективность в делах 43,00000 0,65179
Чуткость 36,00000 1,15873

* - р<0,05

 

В сравниваемых группах профессиональной направленности «человек-художественный образ» и «человек-человек», как показывает математическая статистика, существуют значимые различия в ценностях «творчество» и «образованность». Критерий Манна-Уитни (выделен жирным шрифтом) и уровень значимости (p-level) показывают, что различия по ценности «образованность» достоверны на 5% уровне (вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,05). А различия по ценности «творчество» достоверны на 1%-ом уровне значимости (вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,01). Эти ценности в сравниваемых группах различны и стоят на разных местах по значимости. Различий по другим ценностям обнаружено не было (таблица 7).

Таблица 7

Выводы по 2 главе

Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Установлено, что наибольшее количество опрошенных десятиклассников относится к профессиональной направленности типа «человек-человек». Наименьшее количество исследуемых относится к двум группам профессий типа «человек-природа» и «человек-знак».

2. Для каждой группы испытуемых, распределенных в соответствии с типами профессий, характерен выбор определенных ценностей по значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в жизни. Здоровье и воспитанность – главные ценности исследуемых десятиклассников.

3. Получены достоверные различия лишь некоторых ценностей между сравниваемыми профессиональными группами. Одни и те же ценности в разной степени значимы для подростков, относящихся к различным профессиональным группам (счастье других, свобода, творчество и образованность).

4. Выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников.

5. У большинства школьников низкие характеристики самоактуализации. Это говорит о высокой степени их зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию


Заключение

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы по взаимосвязи ценностных ориентаций профессиональной направленности старшеклассников:

Проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования ценностных ориентаций старшеклассников и их профессиональной направленности, а также особенностей личности в старшем школьном возрасте.

Для большинства опрошенных старшеклассников важными ценностями в жизни являются воспитанность и здоровье.

В проведенном эмпирическом исследовании выявлены ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников. Главными предопределяющими ценностями для школьников группы «человек-техника» стали здоровье и воспитанность, для группы «человек-человек» - здоровье и любовь, а для «человек-знак» - ответственность, воспитанность, рационализм, образованность и самоконтроль.

Одной из главных характерных особенностей юношеского возраста является профессиональное самоопределение. Старшеклассник находится перед выбором своего дальнейшего профессионального пути.

При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека. Представления о ценностях, связанных с характером профессии, влияют на степень активности в профессии и на качество профессиональных достижений.

 

С помощью математической статистики выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности десятиклассников, но не по всем ценностям из списка методики.

Гипотеза исследования о том, что ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте, нашла своё подтверждение.

Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Их можно применять психологам и педагогам в школах. Выявленные данные показывают, что не у всех старшеклассников сформировались система ценностей и способность видения себя в дальнейшем. Поэтому необходимо вести консультационную работу среди школьников в данном возрасте по поводу профессионального самоопределения, организовывать мероприятия для повышения уровня нравственности и становления системы ценностей, что поможет формированию у старшеклассников представлений о себе и мире профессий.

Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства школьников низкие значения, это говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъектов в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Таким образом, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.


Список литературы

 

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика, 1981. – №8. – С. 61-69.

2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – 1996. – №6. – С. 34-36.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аватар, 2004. – 395 с.

4. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. – №4. – С. 117-121.

5. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблема в юношеском возрасте: Диссертация канд. психол. наук. – СПб, 2006. – 117 с.

6. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – №1. – С. 28-38.

7. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С. 28-40.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. –Воронеж, 1997. – 352 с.

9. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс, 2004. – №2. – С. 98-103.

10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. – М.: Трикста, 2006. – 256 с.

11. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С. 96-105.

12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного личностного самоопределения // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3. – С. 37-59.

13. Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Диссертация канд. пед. наук. – М., 2000. – 108 с.

14. Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика, 1995. – №4. – С. 44-48.

15. Данакин Н.С., Сакулин В.Е., Гордилова О.А., Ломазова В.А. Профессиональная ориентация и профессиональная готовность учащейся молодежи. – Белгород: Центр социальных технологий, 1996. – 21 с.

16. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 89-95.

17. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет. – М.: Педагогика, 1988. – 129 с.

18. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. – выпуск 4. – 71 с.

19. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. – М.: Мысль, 1976. – С.32.

20. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1989. – 321 с.

21. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.

22. Казакина М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников // Советская педагогика, 1983. - №3. – С. 69-73.

23. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

24. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 215 с.

25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 198 с.

26. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 2004. – 207с.

27. Кон И.С. психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 321 с.

28. Лисовский В.Т. динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5. – С. 98-104.

29. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 196 с.

30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 1998. – 141 с.

31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 2004. – 275 с.

32. Павлова Е.В. Стимулирование старших школьников к ценностному осмыслению жизни: Диссертация канд. пед. наук. – Псков, 2004. – 118 с.

33. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С. 111-115.

34. Пископпель А.А. от традиционных ценностей к уникальным смыслам // вопросы психологии. – 2001. – №6. – С. 40-46.

35. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Владос, 2002. – 288 с.

36. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности // проблемы личности: материалы симпозиума. – М.: Педагогика, 1999. – С. 344-349.

37. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: просвещение, 1995. – 78 с.

38. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001. – 183 с.

39. Пряжников Н. С., Пряжникова, Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: ИД Первое сентября, 2004. – 256 с.

40. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. – 2003. – №4. – С. 12-14.

41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 230 с.

42. Ремшилдт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. – М.: Мир, 1994. – 317 с.

43. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. – М., 1976. – С. 365.

44. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

45. Селиванов З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социол. исслед. – 2001. – №2. – С. 87-92.

46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.

47. Собкин В.С. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, 1990. – №4. – С.34-35.

48. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, – СПб.: прайм-Еврознак, 2007. – 633 с.

49. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 314 с.

50. Хорак И., Вачек И. Ценностные ориентации молодежи // народное образование, 1999. – №8. – С. 114-116.

51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.

52. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Новая школа, 2004. – 311 с.

53. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика, 2005. – №1. – С.19-26.

54. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности // Советская педагогика, 1980. – №9. – С.27-29.

55. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 137 с.

56. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л.: Наука, 1979. – 142 с.

57. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М.: Высшая школа, 1994. – 163 с.


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

На сегодняшний день одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий является профессиональное самоопределение старшеклассников. Вопрос о выборе профессии требует особого внимания, так как старшеклассники выбирают путь к дальнейшей жизни. От правильности выбранной профессии зависит многое: благосостояние, удовлетворенность, польза предприятию или организации, в которой человек работает. Но в школьные годы мы еще не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений и ответственности.

Выбор профессий на рынке труда очень велик. Он включает в себя множество разных интересных специальностей. И старшему школьнику нелегко определиться с выбором профессии из такого количества. И к тому же, разные виды трудовой деятельности требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств. Например, в одном случае важна способность человека устанавливать контакт с людьми, управлять ими или подчиняться, в другом – высокая культура движений, а в третьем – острота наблюдений. Естественно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей и ценностей очень трудно, а уж тем более в юношеском возрасте.

Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Он приходится на девятый – одиннадцатый классы общеобразовательных школ, т.е. примерно на 15 – 17 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В этот период у старшеклассников появляются: желание стать интересным для окружающих и проявление интереса к учению, самоутверждение, желание самосовершенствоваться, стремление повышать свой культурный уровень. Именно в этот период закладываются основные интересы, которые, в последствии, реализуются в профессиональной деятельности.

Проблема исследования заключается в том, что в старшем школьном возрасте очень трудно определиться с выбором подходящей профессии. Именно в этом возрасте интенсивно начинает формироваться система ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с тем, что для формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте начинают формироваться такие предпосылки как: овладение понятийным мышлением, занятие определенного социального положения в обществе, накопление достаточного опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.164 с.)