Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личностиСтр 1 из 5Следующая ⇒
Введение На сегодняшний день одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий является профессиональное самоопределение старшеклассников. Вопрос о выборе профессии требует особого внимания, так как старшеклассники выбирают путь к дальнейшей жизни. От правильности выбранной профессии зависит многое: благосостояние, удовлетворенность, польза предприятию или организации, в которой человек работает. Но в школьные годы мы еще не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений и ответственности. Выбор профессий на рынке труда очень велик. Он включает в себя множество разных интересных специальностей. И старшему школьнику нелегко определиться с выбором профессии из такого количества. И к тому же, разные виды трудовой деятельности требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств. Например, в одном случае важна способность человека устанавливать контакт с людьми, управлять ими или подчиняться, в другом – высокая культура движений, а в третьем – острота наблюдений. Естественно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей и ценностей очень трудно, а уж тем более в юношеском возрасте. Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Он приходится на девятый – одиннадцатый классы общеобразовательных школ, т.е. примерно на 15 – 17 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В этот период у старшеклассников появляются: желание стать интересным для окружающих и проявление интереса к учению, самоутверждение, желание самосовершенствоваться, стремление повышать свой культурный уровень. Именно в этот период закладываются основные интересы, которые, в последствии, реализуются в профессиональной деятельности. Проблема исследования заключается в том, что в старшем школьном возрасте очень трудно определиться с выбором подходящей профессии. Именно в этом возрасте интенсивно начинает формироваться система ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с тем, что для формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте начинают формироваться такие предпосылки как: овладение понятийным мышлением, занятие определенного социального положения в обществе, накопление достаточного опыта.
Старший подросток в процессе общения с окружающими попадает в такую ситуацию, которая требует от него принятия того или иного решения. То есть, он стоит перед выбором одного из множества вариантов. Отсюда возникает необходимость рассматривать и оценивать все возможные альтернативы, в частности, в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако, в таком юном возрасте ценности еще не устоялись, а испытываются практикой собственного поведения и поведения окружающих. Отметим актуальность исследования. Она заключается в том, что ценностные ориентации старшеклассника не всегда совпадают с их социальной значимостью. Это можно заметить в трудностях юноши-подростка решения, каким образом соединить степень интересности будущей профессии для него самого с ее общественной пользой. И, как правило, чаще всего он склоняется к принятию решения, которое диктуется социумом – карьера, деньги, власть. И такое положение дел заставляет снова и снова задумываться о проблеме профессиональных интересов и их психодиагностике. Проблема ценностей и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении занимает особое место. Так, сформированные в юношеском возрасте ценностные ориентации определяют особенности личности, ее поведение и характер отношений с окружающим миром. Под профессиональным самоопределением понимается процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Это более широкое понимание, чем профессиональная направленность, которая является интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, выражающаяся в побуждениях, интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Но в нашей работе будем считать эти понятия синонимами.
Цель исследования – выявить ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников. Объект исследования – профессиональная направленность старшеклассников. Предмет исследования – ценностные ориентации как фактор формирования профессиональной направленности старшеклассников. Применительно к данной работе была сформулирована гипотеза – ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте. Задачи: 1). Изучить психологическую литературу о проблеме исследования в зарубежных и отечественных источниках; 2). Изучить профессиональные интересы учеников старших классов; 3). Исследовать уровень самоактуализации и ценности у испытуемых; 4). Провести обработку и анализ результатов; Методологическую основу составляют труды: посвященные изучению ценностных ориентаций человека (Немов Р.С. [30], Рокич М., Рубинштейн С.Л. [43]); посвященные изучению развития и становления личности (Колберг Г., Мерлин В.С., Немов Р.С. [30], Олпорт Г., Поршнев Б.Ф. [36], Якобсон П.М. [55]); посвященные изучению профессионального самоопределения (Байтингер О.Е. [5], Буякас Т.М. [7], Климов Е.А. [25], Пряжников Н.С. [38]); посвященные изучению возрастных особенностей в подростковом и юношеском возрасте (Божович Л.И. [8], Кон И.С. [26, 27], Мудрик А.В., Эльконин Д.Б.). Для достижения цели и реализации задач были использованы следующие методы: 1. метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблематике; 2. констатирующий эксперимент с исследованием методик:
3. метод математической обработки данных (критерий Манна-Уитни). Теоретическая новизна исследования заключается в том, что впервые предметом исследования стал вопрос о взаимосвязи профессиональной направленности и профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательной школы. Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами в школах. Структура дипломной работы включает: введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Количество таблиц - 7, количество диаграмм -1, количество приложений с описанием методик – 3. Список литературы содержит 57 источников, всего в дипломной работе 100 страниц.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников Выводы по 1 главе
1. Важное место в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников занимают ценностные ориентации, являясь общественными регуляторами сознания и поведения человека. (по М. Пряжникову)
2. Профессиональное самоопределение – процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная направленность». Это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. 3. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Профессиональное самоопределение становится характерной особенностью в юношеском возрасте. 4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которые оказывают особое влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. В своем поведении старшеклассник все больше начинает ориентироваться на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. 5. В возрасте 16-17 лет подростки еще не готовы сделать зрелый, полноценный выбор дальнейшего профессионального самоопределения по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. 6. При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека, в которых сплетаются воедино личностный и социальный аспекты выбора профессии. Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и направленностью этой картины в будущее.
Программа исследования
Цель исследования– изучить ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирования профессиональной направленности старшеклассников. Гипотеза – ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте. Задачи: 1). Изучить психологическую литературу о проблеме исследования в зарубежных и отечественных источниках; 2). Изучить профессиональные интересы учеников старших классов; 3). Исследовать уровень самоактуализации у испытуемых; 4). Провести обработку и анализ результатов; Для проведения эмпирического исследования была выбрана следующая база. Это муниципальное образовательное учреждение г. Нижнего Новгорода средняя общеобразовательная школа. Выборку для эмпирического исследования составили 35 подростков в возрасте 16-17 лет, учащиеся 10-х классов. Из них 22 девушки и 13 юношей. Участие в исследовании было добровольным с обеспечением анонимности подростков и обратной связи. Для эмпирического исследования были выбраны следущие методики: Ценностные ориентации М. Рокича При выборе методик мы руководствовались предположением о том, что в основе предпочтительного отношения старшеклассников к выбору определенного профессионального направления находятся ценностные ориентации. И для их выявления была взята методика М. Рокича. Главным достоинством этой методики является универсальность. Она удобна и экономична в проведении и обработке результатов, предоставляет возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкцию. Результаты сильно зависят от адекватности самооценки испытуемого. Методика "Ценностные ориентации" разработана Милтоном Рокичем как тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Дифференциально-диагностический опросник Для выявления профессиональной направленности был взят дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова. Интересы человека и его склонности являются важными факторами при выборе профессии, которые необходимо учитывать. Как раз ДДО направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Именно склонности отражают положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо роду деятельности. Соответственно данная методика позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой он области деятельности более склонен, а к какой – менее. Эта методика является наиболее распространенной и удобной в обработке результатов. Касаясь формы проведения, то данную методику можно использовать как индивидуально, так и в группе. В нашем случае испытуемые выполняли задание индивидуально.
Самоактуализационный тест Для определения личностных ориентаций был взят самоактуализационный тест Э. Шострома. Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними "сырыми" баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики. Для определения связи ценностных ориентаций с профессиональной направленностью старшеклассников была проведена математическая статистика. Таким образом, можно выделить четыре этапа проведения исследования: 1). Исследование ценностных ориентаций с помощью методики М. Рокича. 2). Исследование профессиональной направленности с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. 3). Исследование уровней самоактуализации с помощью методики САТ 4). Выявление связи ценностных ориентаций старшеклассников и их профессиональной направленности с помощью статистической обработки данных. Этапы исследования: Первый этап исследования заключался в выявлении доминирующих групп ценностей старшеклассников с помощью методики, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. Во время проведения исследования наши испытуемые находились в адекватном состоянии и с хорошим самочувствием в просторном школьном кабинете, сидя за партами. По договоренности с учителем о проведении исследования, школьникам было предложено добровольно поучаствовать в нем с последующим предоставлением результатов (тому, кого это вызывает интерес). Испытуемым были предъявлены два списка ценностей, каждый из которых состоял из 18 наименований ценностей в алфавитном порядке. В списках испытуемые должны присвоить каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для них, как принципов, которыми они руководствуется в жизни. Сначала предъявляется список терминальных ценностей, а затем – инструментальных. Испытуемым устно сообщалась инструкция, а затем были розданы индивидуальные бланки, в которых указано что и как выполнять. Время проведения методики не ограничено, но в данном случае было затрачено на выполнение задания 15 – 20 минут. Образец опросника находится в приложении 1. Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников исследования. На втором этапе исследования была использована методика Е.А. Климова – дифференциально-диагностический опросник (ДДО) для изучения особенностей профессиональной направленности старшеклассников. Образец опросника находится в приложении 2. Содержание методики: испытуемые должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и поставить знак «+» в соответствующей клетке листа ответов. Лист ответов сделан так, чтобы было удобно подсчитать количество знаков «+» в каждом из пяти столбцов, которым соответствуют определенные типы профессий, выделенные Е.А. Климовым. Вот эти названия типов профессий: I. «Человек-природа». II. «Человек-техника». III. «Человек-человек». IV. «Человек-знак». V. «Человек - художественный образ». Испытуемые были предупреждены о том, что над вопросами не следует долго задумываться, хотя время проведения опроса не ограничивается. В нашем случае на выполнение задания было потрачено всего 10 минут. На третьем этапе исследования была проведена методика самоактуализациоонный тест Э. Шострома для выявления личностных ориентаций. Образец находится в приложении 3. Испытуемым предлагается тест-опросник каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами “а” и “б”. Следует внимательно прочитать каждую пару и пометить на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей' степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)” Базовые шкалы: Шкала компетентности во времени (Тс) Шкала поддержки (I) Дополнительные шкалы: 1. Шкала Ценностных ориентации 2. Шкала Гибкости поведения 3. Шкала Сензитивности к себе 4. Шкала Спонтанности 5. Шкала Самоуважения 6. Шкала Самопринятия 7. Шкала Представлений о природе человека 8. Шкала Синергии 9. Шкала Принятия агрессии 10. Шкала Контактности 11. Шкала Познавательных потребностей 12. Шкала Креативности Четвертый этап исследования включал в себя методы математической обработки полученных, в выше описанных методиках, данных с помощью компьютерной программы STATISTICA 6.0. Для выявления различий в уровне исследуемого признака был использован критерий Манна-Уитни (U). Это непараметрический критерий, и предназначен он для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В нашем случае оцениваются различия между каждыми двумя из всех групп типов профессий по каждой ценности в отдельности. Такой метод поможет нам математически определить, существуют ли различия между сравниваемыми группами и с какой достоверностью. Тем самым, мы узнаем, существует ли взаимосвязь между ценностными ориентациями старшеклассников и их профессиональной направленностью. И «человек-человек».
* - р<0,05
В сравниваемых группах профессиональной направленности «человек-художественный образ» и «человек-человек», как показывает математическая статистика, существуют значимые различия в ценностях «творчество» и «образованность». Критерий Манна-Уитни (выделен жирным шрифтом) и уровень значимости (p-level) показывают, что различия по ценности «образованность» достоверны на 5% уровне (вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,05). А различия по ценности «творчество» достоверны на 1%-ом уровне значимости (вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,01). Эти ценности в сравниваемых группах различны и стоят на разных местах по значимости. Различий по другим ценностям обнаружено не было (таблица 7). Таблица 7 Выводы по 2 главе Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы: 1. Установлено, что наибольшее количество опрошенных десятиклассников относится к профессиональной направленности типа «человек-человек». Наименьшее количество исследуемых относится к двум группам профессий типа «человек-природа» и «человек-знак». 2. Для каждой группы испытуемых, распределенных в соответствии с типами профессий, характерен выбор определенных ценностей по значимости для них как принципов, которыми они руководствуются в жизни. Здоровье и воспитанность – главные ценности исследуемых десятиклассников. 3. Получены достоверные различия лишь некоторых ценностей между сравниваемыми профессиональными группами. Одни и те же ценности в разной степени значимы для подростков, относящихся к различным профессиональным группам (счастье других, свобода, творчество и образованность). 4. Выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников. 5. У большинства школьников низкие характеристики самоактуализации. Это говорит о высокой степени их зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию Заключение Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы по взаимосвязи ценностных ориентаций профессиональной направленности старшеклассников: Проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования ценностных ориентаций старшеклассников и их профессиональной направленности, а также особенностей личности в старшем школьном возрасте. Для большинства опрошенных старшеклассников важными ценностями в жизни являются воспитанность и здоровье. В проведенном эмпирическом исследовании выявлены ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников. Главными предопределяющими ценностями для школьников группы «человек-техника» стали здоровье и воспитанность, для группы «человек-человек» - здоровье и любовь, а для «человек-знак» - ответственность, воспитанность, рационализм, образованность и самоконтроль. Одной из главных характерных особенностей юношеского возраста является профессиональное самоопределение. Старшеклассник находится перед выбором своего дальнейшего профессионального пути. При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека. Представления о ценностях, связанных с характером профессии, влияют на степень активности в профессии и на качество профессиональных достижений.
С помощью математической статистики выявлена связь ценностных ориентаций и профессиональной направленности десятиклассников, но не по всем ценностям из списка методики. Гипотеза исследования о том, что ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте, нашла своё подтверждение. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Их можно применять психологам и педагогам в школах. Выявленные данные показывают, что не у всех старшеклассников сформировались система ценностей и способность видения себя в дальнейшем. Поэтому необходимо вести консультационную работу среди школьников в данном возрасте по поводу профессионального самоопределения, организовывать мероприятия для повышения уровня нравственности и становления системы ценностей, что поможет формированию у старшеклассников представлений о себе и мире профессий. Проведенное исследование характеристик самоактуализации показало, что у большинства школьников низкие значения, это говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъектов («извне направляемые» личности), внешнем локусе контроля, ориентации на конкретный промежуток времени, низкой осознанности своих потребностей и чувств, низкой степени гибкости субъектов в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, отсутствии способности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Таким образом, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута. Список литературы
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Советская педагогика, 1981. – №8. – С. 61-69. 2. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – 1996. – №6. – С. 34-36. 3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аватар, 2004. – 395 с. 4. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999. – №4. – С. 117-121. 5. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблема в юношеском возрасте: Диссертация канд. психол. наук. – СПб, 2006. – 117 с. 6. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. – №1. – С. 28-38. 7. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. – 2002. – №2. – С. 28-40. 8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. –Воронеж, 1997. – 352 с. 9. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс, 2004. – №2. – С. 98-103. 10. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. – М.: Трикста, 2006. – 256 с. 11. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С. 96-105. 12. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного личностного самоопределения // Мир психологии и психология в мире. – 1995. – №3. – С. 37-59. 13. Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни: Диссертация канд. пед. наук. – М., 2000. – 108 с. 14. Гурина Т.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика, 1995. – №4. – С. 44-48. 15. Данакин Н.С., Сакулин В.Е., Гордилова О.А., Ломазова В.А. Профессиональная ориентация и профессиональная готовность учащейся молодежи. – Белгород: Центр социальных технологий, 1996. – 21 с. 16. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 89-95. 17. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет. – М.: Педагогика, 1988. – 129 с. 18. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972. – выпуск 4. – 71 с. 19. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. – М.: Мысль, 1976. – С.32. 20. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1989. – 321 с. 21. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: Пер. с лит. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с. 22. Казакина М.Г. Формирование ценностных ориентаций в коллективе старшеклассников // Советская педагогика, 1983. - №3. – С. 69-73. 23. Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов – М.: Просвещение, 1990. – 159 с. 24. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 215 с. 25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 198 с. 26. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 2004. – 207с. 27. Кон И.С. психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979. – 321 с. 28. Лисовский В.Т. динамика социальных изменений: Опыт сравнит. социол. исслед. рос. молодежи // Социол. исслед. – 1998. – №5. – С. 98-104. 29. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 196 с. 30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 1998. – 141 с. 31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 2004. – 275 с. 32. Павлова Е.В. Стимулирование старших школьников к ценностному осмыслению жизни: Диссертация канд. пед. наук. – Псков, 2004. – 118 с. 33. Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социол. исслед. – 2002. – №5. – С. 111-115. 34. Пископпель А.А. от традиционных ценностей к уникальным смыслам // вопросы психологии. – 2001. – №6. – С. 40-46. 35. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. – М.: Владос, 2002. – 288 с. 36. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности // проблемы личности: материалы симпозиума. – М.: Педагогика, 1999. – С. 344-349. 37. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: просвещение, 1995. – 78 с. 38. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001. – 183 с. 39. Пряжников Н. С., Пряжникова, Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: ИД Первое сентября, 2004. – 256 с. 40. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность // Школьный психолог. – 2003. – №4. – С. 12-14. 41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 230 с. 42. Ремшилдт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. – М.: Мир, 1994. – 317 с. 43. Рубинштейн С.Л. Проблема общей психологии. – М., 1976. – С. 365. 44. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся / Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с. 45. Селиванов З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социол. исслед. – 2001. – №2. – С. 87-92. 46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с. 47. Собкин В.С. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, 1990. – №4. – С.34-35. 48. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, – СПб.: прайм-Еврознак, 2007. – 633 с. 49. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. – 314 с. 50. Хорак И., Вачек И. Ценностные ориентации молодежи // народное образование, 1999. – №8. – С. 114-116. 51. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. 52. Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Новая школа, 2004. – 311 с. 53. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика, 2005. – №1. – С.19-26. 54. Шубенкова Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности // Советская педагогика, 1980. – №9. – С.27-29. 55. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969. – 137 с. 56. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л.: Наука, 1979. – 142 с. 57. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М.: Высшая школа, 1994. – 163 с. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Введение На сегодняшний день одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий является профессиональное самоопределение старшеклассников. Вопрос о выборе профессии требует особого внимания, так как старшеклассники выбирают путь к дальнейшей жизни. От правильности выбранной профессии зависит многое: благосостояние, удовлетворенность, польза предприятию или организации, в которой человек работает. Но в школьные годы мы еще не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений и ответственности. Выбор профессий на рынке труда очень велик. Он включает в себя множество разных интересных специальностей. И старшему школьнику нелегко определиться с выбором профессии из такого количества. И к тому же, разные виды трудовой деятельности требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств. Например, в одном случае важна способность человека устанавливать контакт с людьми, управлять ими или подчиняться, в другом – высокая культура движений, а в третьем – острота наблюдений. Естественно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей и ценностей очень трудно, а уж тем более в юношеском возрасте. Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Он приходится на девятый – одиннадцатый классы общеобразовательных школ, т.е. примерно на 15 – 17 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В этот период у старшеклассников появляются: желание стать интересным для окружающих и проявление интереса к учению, самоутверждение, желание самосовершенствоваться, стремление повышать свой культурный уровень. Именно в этот период закладываются основные интересы, которые, в последствии, реализуются в профессиональной деятельности. Проблема исследования заключается в том, что в старшем школьном возрасте очень трудно определиться с выбором подходящей профессии. Именно в этом возрасте интенсивно начинает формироваться система ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с тем, что для формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте начинают формироваться такие предпосылки как: овладение понятийным мышлением, занятие определенного социального положения в обществе, накопление достаточного опыта.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.164 с.) |