Биохимия иммунной системы. Возбудитель вич-инфекций - вирусы иммунодефицита человека. Методы выделения и анализа белков, используемые в медицине» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биохимия иммунной системы. Возбудитель вич-инфекций - вирусы иммунодефицита человека. Методы выделения и анализа белков, используемые в медицине»



См. вопросы к занятиям №№1, 2, 3, 4,.

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ ДОКЛАДОВ

 

1. Структура белка и оптическая активность.

2. Специфические взаимодействия белков с лигандами - основа многообразия биологических функций белков.

3. Реагенты и условия, вызывающие денатурацию белков. Исполь­зование в практической медицине.

4. Особенности строения, свойств и биологических функций гло­булярных белков (альбуминов, глобулинов, протаминов и гис­тонов)

5. Особенности строения, свойств, биологических функций фиб­риллярных белков (коллаген, эластин).

6. Методы определения количества белков, используемые в меди­цине.

7. Правила Чаргаффа. Двойная спираль Уотсона-Крика.

8. Механизмы воспроизведения и сохранения стабильности генома (репликация и репарация).

9. Ингибиторы матричных биосинтезов: лекарственные препараты, вирусные и бактериальные токсины.

10. Молекулярные мутации в геноме и их биологические последс­твия (эволюционная изменчивость, полиморфизм белков, нас­ледственные болезни).

11. Изучение видовой специфичности ДНК методом молекулярной гибридизации.

12. Классификация, локализация и биологические функции нукле­опротеидов клетки: рибосом, хроматина, информосом, полисом.

13. Типы повреждений, этапы репарации ДНК. Биологические про­явления недостаточности ферментов репарации ДНК.

14. Генная инженерия и ее значение для медицины.

15. Гликопротеиды: состав, биологическая роль.

16. Липопротеиды плазмы крови: состав, биологические функции, структура, свойства, участие в формировании атеросклеротической бляшки.

17. Биологические мембраны: состав, строение, функции, меха­низмы транспорта веществ.

18. Иммунная система организма человека.

19. Структура вируса иммунодефицита человека - возбудителя ВИЧ-инфекции.

20. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции: обнаружение в крови антител к ВИЧ, антигенов ВИЧ, ДНК провируса.

21. Влияние внешних факторов среды обитания на процессы хранения, передачи и реализации наследственной информации.

22. Лекарственные вещества как мутагены.

23. Аминокислоты, пептиды и белки как фармакопрепараты

Основная литература:

 

1. Северин Е.Е. Биохимия. – М.: ГОЭТАР-Мед., 2003.

2. Иллюстрированная биохимия (метаболические карты) /Под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2004.

3. Лекции.

4. Лабораторный практикум по биохимии для студентов /Под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2003.

5. Тесты по биохимии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов /Под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2006.

6. Ситуационные задачи по биохимии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов /Под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2006.

Дополнительная литература:

1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медици­на, 1998.

2. Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: Медицинское информационное агентство, 2001.

3. Березов Т.Т. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1976.

4. Алейникова Т.Л. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высшая школа, 1988.

5. Щербак И.Г. Биологическая химия.- СПб.: Изд. СПбГМУ, 2005.

6. Клиническая биохимия /Под ред. В.А Ткачука. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002.

7. Кольман Я., Рем К. Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2000.

8. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии. – СПб.: ЭЛБИ, 2000. – Ч.2.

 

ПЛАН ЦИКЛА ПО ТЕМАМ:

«ФЕРМЕНТЫ», «ВИТАМИНЫ»

для стоматологического факультета

 

ЗАНЯТИЕ № 1. Методы изучения физико-химических свойств ферментов (на примере амилазы слюны).

Практическая часть:

1. Гидролиз крахмала амилазой слюны. Обнаружение продуктов гидролиза крахмала.

2. Влияние температуры на активность амилазы слюны.

3. Влияние рН среды, активаторов и ингибиторов на активность амилазы слюны.

4. Специфичность действия амилазы слюны.

Программированный контроль: Строение и физико-химические свойства ферментов.

ЗАНЯТИЕ №2.Водорастворимые витамины и витаминоподобные вещества

Качественные реакции на витамины. Количественное определение витамина С в капусте.

 

Практическая часть:. 1. Качественная реакция на витамин В 1

2. Качественная реакция на витамин В 2

3. Качественная реакция на витамин В 6

4. Качественная реакция на витамин С

5. Количественное определение витамина С в капусте по методу Тильманса

 

Программированный контроль:. Водорастворимые, жирорастворимые витамины и витаминоподобные соединения. Провитамины, антивитамины, синтетические витамины. Гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы.

ЗАНЯТИЕ № 3. Коллоквиум по теме: «Ферменты, строение, функции, механизм действия. Энзимы в диагностике и лечении человека»

Предусматривается:

- самостоятельная работа студентов в библиотеке по подготовке реферативных докладов;

- прослушивание и обсуждение реферативных докладов в группе;

- письменная контрольная работа по теоретическому разделу и практикуму цикла;

- устная беседа с преподавателем.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №1

«ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ФЕРМЕНТОВ».

 

1. Химическая природа ферментов. Ферменты – простые и сложные белки.

2. Что такое апофермент, кофермент (кофактор), холофермент?

3. Какова роль кофермента в структуре фермента? Коферменты витаминной и невитаминной природы.

4. Как формируется активный центр фермента? Какие функциональные группы участвуют в его формировании? Какова роль активного центра в катализируемой реакции?

5. Что представляет собой аллостерический центр фермента и какие функции он выполняет?

6. Какой витамин входит в структуру тиаминовых коферментов? Химическое строение и функции тиаминдифосфата (ТДФ).

7. Какой витамин входит в состав никотинамидных коферментов? Химическое строение и роль НАД и НАДФ.

8. Какой витамин входит в состав флавиновых коферментов? Химическое строение ФМН и ФАД, их функции.

9. Какой витамин входит в состав пантотеновых коферментов? Из каких компонентов состоит коэнзим А и какие функции он выполняет?

10. Какой витамин входит в состав пиридоксиновых коферментов? Химическое строение фосфопиридоксаля и фосфопиридоксамина, каковы их функции?

11. Какой витамин входит в состав биотиновых коферментов? Химическое строение биотина и его роль.

12. Что такое изоферменты? Чем отличаются по строению, свойствам изоферменты ЛДГ?

13. Что такое полиферментные системы, как они действуют? Приведите примеры.

14. Что такое термолабильность ферментов? Как это свойство используется в медицине?

15. Какова зависимость активности ферментов от рН среды? Какие изменения в активности ферментов могут возникнуть при ацидозе и алкалозе?

16. Что подразумевают под понятиями «энергетический барьер реакции» и «энергия активации»? Какими приемами можно повысить скорость химической реакции?

17. Какие имеются сходства и различия в механизме действия ферментов и неорганических катализаторов?

18. Изложите гипотезы, объясняющие механизм действия ферментов (гипотезы Бейлиса-Варбурга и Михаэлиса-Ментен).

19. Что такое кислотно-основной и ковалентный катализ?

20. Перечислите, под влиянием каких причин может изменяться скорость химических реакций, катализируемых ферментами?

21. Кривая Михаэлиса-Ментен. Опишите зависимость скорости ферментативной реакции от концентрации субстрата.

22. Какие свойства ферментов характеризует константа Михаэлиса-Ментен? Какова биологическая роль ферментов, катализирующих одну и ту же реакцию и имеющих разные значения Кm (на примере действия гексокиназы и глюкокиназы)?

23. Опишите зависимость скорости химической реакции от количества фермента. Как эту зависимость можно использовать в медицине?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №2

«ВИТАМИНЫ И ВИТАМИНОПОДОБНЫЕ ВЕЩЕСТВА»

 

1. Что такое витамины, общие черты и свойства витаминов, источники витаминов для человека

2. Классификация витаминов.

3. Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз. Причина их возникновения. Возрастные особенности.

4. Антивитамины (сульфаниламидные препараты, дикумарол и др.) их использование в медицине.

5. Провитамины (b-каротин), синтетические витамины (викасол).

6. Характеристика витаминов (водорастворимых - В 1, В 2 , В 3, В 56, В 9, В 12, В 13, Биотин (вит.Н), С, витаминоподобных веществ, а также жирорастворимых витаминов - А, D, Е, К, витамина F (эссенциальные жирные кислоты) по схеме:

а) название витаминов (буквенные, по биологическому действию),

б) химическое строение,

в) пищевые источники витаминов,

г) суточная потребность, возрастные особенности,

д) участие в обмене веществ,

е) основные клинические признаки гипо- и авитаминозов. Гипервитаминозы.

 

7. К занятию необходимо находить формулы в метаболической карте следующих витаминов: В 1, В 2 3, В 5, В 6, В 9, В12, В 13 (оротовой кислоты), убихинона, биотина, витамин С, липоевой кислоты, парааминобензойной кислоты, холина, метионина, инозита, жирорастворимых витаминов:D, витамина F (эссенциальных жирных кислот - линолевой, линоленовой, арахидоновой).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ №3

«ФЕРМЕНТЫ И ВИТАМИНЫ. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ»

При подготовке к итоговому занятию необходимо использовать вопросы по темам № 1 и №2, а также следующие вопросы:

 

1. Понятие о специфичности действия ферментов. Какие виды специфичности действия характерны для ферментов? Приведите примеры.

2. Какие вещества называются активаторами ферментов? Расскажите об активировании ферментов (превращении профермента в активный фермент). Приведите примеры других механизмов активирования ферментов в организме (субстраты, коферменты, ионы металлов, в роли активаторов ферментов).

3. Какие вещества называются ингибиторами ферментов? Приведите примеры.

4. Понятие об обратимом и необратимом ингибировании. Что такое конкурентное и неконкурентное ингибирование? Приведите примеры.

5. В чем заключается механизм аллостерического ингибирования?

6. Объясните роль аллостерических ферментов в регуляции обмена веществ. Приведите примеры. Какие ферменты называют ключевыми, регуляторными ферментами в последовательной цепи реакций?

7. В чем заключается ингибирование по типу обратной связи (ретроингибирование)? Приведите примеры.

8. Как используется в практической медицине свойство ингибирования ферментов?

9. На чем основана номенклатура ферментов? Как формируется рабочее (тривиальное) и систематическое названия ферментов?

10. Как классифицируют ферменты? Перечислите классы и подклассы ферментов, укажите типы реакций, катализируемых этими ферментами. Что такое шифр фермента? Приведите примеры.

11. На чем основаны методы определения активности ферментов? Что принимают за единицу активности фермента? Назовите современные единицы активности ферментов (Е - мкмоль/мин, катал - моль/с).

12. Универсальная концепция энзимопатологии.

13. Использование ферментов в энзимодиагностике и энзимотерапии.

14. Влияние солей тяжелых металлов, лекарственных препаратов, нитратов, кислот и щелочей, а также других воздействий на активность ферментов.

15. Задачи и тесты по теме «Витамины и ферменты»

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ ДОКЛАДОВ

1. Коферменты витаминной и невитаминной природы и их использование в медицине.

2. Применение ингибиторов ферментов в медицине.

3. Синтетические витамины и антивитамины в медицине.

4. Применение ферментов в качестве лекарственных средств (энзимотерапия).

5. Ферменты в диагностике заболеваний сердца, печени, легких и др. органов (энзимодиагностика).

6. Методы определения активности ферментов.

7. Ферменты и наследственные заболевания.

8. Иммобилизованные ферменты.

9. Строение и обмен витамина А в организме. Витамин А и процессы фоторецепции.

10. Витамин D: строение, биологическая роль, недостаточность, роль в процессе минерализации костной ткани.

11. Биологическая роль витаминов Е и К в организме.

12. Витамины и иммунитет.

Основная литература:

  1. Северин Е.Е. Биохимия. – М.: ГОЭТАР-Мед., 2003.
  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медици­на, 1998.
  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001.
  4. Лекции.
  5. Иллюстрированная биохимия (метаболические карты) / под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2004.
  6. Березов Т.Т. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1976.
  7. Алейникова Т.Л. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высшая школа, 1988.
  8. Лабораторный практикум по биохимии для студентов. – Тверь, 2003.
  9. Тесты по биохимии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов. – Тверь, 2006.
  10. Ситуационные задачи по биохимии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов. – Тверь, 2006.

Дополнительная литература:

 

1. Элиот В., Элиот Д. Биохимия и молекулярная биология. – М.: Материк-альфа, 2000.

2. Марри Р., Греннер Д., Меййерс П., Родуэлл В. Биохимия человека. – М.: Мир, 2004.

3. Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия. – М.: Мир, 1999.

4. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии. – СПб.: ЭЛБИ, 2000.

5. Щербак И.Г. Биологическая химия. СПб.: Изд. СПбГМУ, 2005. – 480 с.

6. Клиническая биохимия / под ред. В.А Ткачука. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – 360 с.

7. Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф., Меншиков В.В. Биохимические исследования в клинике. – Элиста: Джингар, 1998.

8. Медицинские лабораторные технологии. Справочник / под. ред. А.И. Карпищенко. – СПб.: Интермедика, 1999.

9. Памк М.С., Рожанская Т.И. и др. Регуляторы активности фер­ментов и их применение в медицине. – М.: Мир, 1989.

10. Торчилин В.П. Иммобилизованные ферменты в медицине. – М.: Медицина, 1989.

11. Ходосова И.А. Ферменты опухолевых клеток. – Л.: Наука, 1988.

12. Яковлев Т.Н. Лечебно-профилактическая витаминология. – Л.: Медицина, 1981.

13. Кокорина А.И. и др. Жирорастворимые витамины. – Иваново, 1985.

14. Надиров Н.К. Токоферолы (витамины группы Е) – биологически активные вещества. – М., 1981.

15. Бауман В.К. Биохимия и физиология витамина D. – М., 1989.

 

ПЛАН ЦИКЛА ПО ТЕМЕ:

«РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБЩИЕ ПУТИ МЕТАБОЛИЗМА БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ. ЦИКЛ КРЕБСА. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОКИСЛЕНИЕ»

для стоматологического факультета

 

ЗАНЯТИЕ № 1. Исследование действия окислительно-восстановительных ферментов и ферментов дыхательной цепи. Методы определения активности ферментов, используемые в медицине.

Практическая часть:

  1. Определение активности ферментов:

а) каталазы крови,

б) сукцинатдегидрогеназы – доказательство действия фермента и конкурентное ингибирование малоновой кислотой активности сукцинатдегидрогеназы,

  1. Качественные реакции на каталазу и пероксидазу.

Программированный контроль: Рациональное питание. Введение в обмен веществ. Энергетический обмен. Общие пути метаболизма белков, жиров, углеводов. Цикл Кребса.

 

ЗАНЯТИЕ № 2. Семинар по теме: «Биологическое окисление». Коллоквиум по теме: «Рациональное питание. Введение в обмен веществ. Общие пути метаболизма белков, жиров, углеводов. Цикл Кребса. Биологическое окисление».

 

Предусматривается:

- самостоятельная работа студентов в библиотеке по подготовке реферативных докладов;

- прослушивание и обсуждение реферативных докладов в группе;

- письменная контрольная работа по теоретическому разделу и практикуму цикла;

- решение тестовых и ситуационных заданий;

- устная беседа с преподавателем.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ № 1: «РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ В ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ОБЩИЕ ПУТИ МЕТАБОЛИЗМА. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ЦИКЛ КРЕБСА»

 

1. Основные требования к рациональному питанию.

2. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов и других веществ в питании человека. Химический состав пищи человека. Органические и минеральные компоненты пищи.

3. Положительные и отрицательные значения избытка или недостатка углеводов, жиров, белков в питании человека.

4. Понятие о метаболизме, катаболизме и анаболизме.

5. Понятие об энергетическом обмене клетки.

6. АТФ – универсальный макроэрг. Что это значит? Синтез АТФ путем окислительного и субстратного фосфорилирования. Приведите примеры других макроэргов.

7. Общие механизмы метаболизма (катаболизма и анаболизма) белков, жиров, углеводов. Понятие об универсальном метаболите.

8. Цикл трикарбоновых кислот как классический пример общего пути метаболизма белков, жиров, углеводов.

9. Описать реакции цикла трикарбоновых кислот (ферменты, коферменты, особенности этих реакций).

10. Реакции дегидрирования и декарбоксилирования в цикле трикарбоновых кислот: особенности их протекания, судьба конечных продуктов.

11. Регуляция скорости и баланс энергии цикла трикарбоновых кислот.

12. Биологическое значение цикла. Анаболические функции ЦТК.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ № 2: «БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОКИСЛЕНИЕ»

 

1. Основные механизмы окисления веществ в тканях (оксидазный, оксигеназный, пероксидазный и перекисное окисление липидов).

2. Современные представления о биологическом окислении, особенности биологического окисления.

3. Объясните схему организации главной дыхательной цепи (ферменты, коферменты). Укороченные варианты цепи биологического окисления.

4. Редокс-потенциалы и локализация компонентов дыхательной цепи.

5. Опишите формулы окисленных и восстановленных форм пиридинзависимых коферментов (НАД и НАДФ). Какая часть структуры НАД и НАДФ является акцептором (донором) в переносе электронов и протонов?

6. Опишите механизм действия пиридинзависимых дегидрогеназ (механизм действия НАД в окислительно-восстановительных реакциях).

7. Опишите формулы окисленных и восстановленных форм флавиновых коферментов (ФМН, ФАД). Какая часть структуры ФМН и ФАД является акцептором (донором) в переносе электронов и протонов (формулы)?

8. Опишите механизм действия флавинзависимых дегидрогеназ (механизм действия ФАД и ФМН в окислительно-восстановительных реакциях).

9. Опишите формулу коэнзима Q (убихинон) и механизм его действия в окислительно-восстановительных реакциях.

10. Цитохромная система (типы цитохромов) Химический состав и строение цитохромов. Цитохромоксидаза. Функции цитохромов в дыхательной цепи.

11. Как происходит синтез эндогенной воды? Сколько ее образуется в сутки?

12. Сопряжение окисления и фосфорилирования. Точки сопряжения.

13. Объясните механизм окислительного фосфорилирования (хемиосмотическая гипотеза) и формирование электрохимического потенциала при переносе электронов по дыхательной цепи.

14. Коэффициент фосфорилирования Р/О в норме и при патологии. Отношение АТФ/АДФ как регулятор окислительного фосфорилирования: дыхательный контроль.

15. Разобщение окисления и фосфорилирования (свободное окисление).

16. Гормоны и лекарственные вещества, как разобщители (механизм их действия).

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ ДОКЛАДОВ:

 

1. Ксенобиотики - разобщители окислительного фосфорилирования.

2. Нарушение обмена веществ при гипо- и гипероксии.

3. Повреждающее действие перекисного окисления липидов на мембрану. Защита от ПОЛ.

4. Гипоксия и нарушения биоэнергетики клетки.

5. Лекарственные препараты – доноры метаболической энергии, их применение в медицине.

6. Лекарственные вещества как разобщающие агенты.

7. Регуляторы перекисного окисления липидов – прооксиданты и антиоксиданты. 8. 8. Антиоксиданты как лекарственные препараты

Основная литература:

1. Северин Е.Е. Биохимия. – М.: ГОЭТАР-Мед., 2003.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – М.: Медици­на, 1998.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001.

4. Лекции.

5. Иллюстрированная биохимия (метаболические карты) / под ред. Ю.Н. Боринского. – Тверь, 2004.

6. Березов Т.Т. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. – М.: Медицина, 1976.

7. Алейникова Т.Л. Руководство к практическим занятиям по биологической химии. – М.: Высшая школа, 1988.

8. Лабораторный практикум по биохимии для студентов. – Тверь, 2003.

9. Тесты по биохимии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов. – Тверь, 2006.

10. Ситуационные задачи по биохимии для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов. – Тверь, 2006.

Дополнительная литература:

1. Щербак И.Г. Биологическая химия. СПб.: Изд. СПбГМУ, 2005. – 480 с.

2. Клиническая биохимия / под ред. В.А Ткачука. – М: ГЭОТАР-Мед., 2002. – 360 с.

3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы патохимии. – СПб.: ЭЛБИ, 2000. – Ч.2.

4. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов стоматологического факультета к лабораторным занятиям. – Тверь, 1991.

5. Ленинджер А. Митохондрии. – М.: Мир, 1986.

6. Хорст В. Молекулярные основы патогенеза болезни. – М.: Медицина, 1982.

7. Бузин И.В. Энергетический обмен и питание. – М.: Медицина, 1978.

8. Скулачев В.П. Энергетика биологических мембран. – М.: Наука, 1989.

9. Страйер А. Биохимия. - М: Мир, 1984.

 

ПЛАН ЦИКЛА ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ

«ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ»

для стоматологического факультета

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.087 с.)