Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.



 

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. Наибольшее кол-во ДТП происходит с участием детей в возрасте до 7 лет и 10-14 лет, при этом по происшествиям с детьми до 7 лет отмечается относительный рост. Также увеличивается кол-во происшествий, где пострадали дети в возрасте с 14 до 16 лет. Аварийность с участием детей всех категорий носит сезонный характер. В летний период количество ДТП возрастает в два и более раз, особенно – с участием детей-пассажиров, а также детей-водителей. На протяжении последних лет прослеживается устойчивая тенденция увеличения числа пострадавших детей в расчёте на 1000 ДТП. Наибольший риск получения травмы в качестве пассажира. Динамика количества ДТП с участием детей различных категорий показывает, что рост отмечается по ДТП с участием пассажиров и водителей. Основная часть (более 3-х четвертей) ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами сосредоточено на территории столиц субъектов Российской Федерации; городах республиканского, краевого и областного значения, а также на территориальных дорогах.[4]

Так за январь -февраль 2014 года в ДТП пострадало 23156 человека, из этого числа ранено 29717 и унесенных жизней от ДТП составляет 3017 человека. За 2 месяца текущего года на территории Белгородской области зарегистрировано 159 дорожно-транспортных происшествий, в которых 32 человека погибли и 172 получили ранения.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, не смотря на снижение числа погибших в ДТП людей на 13,5%, количество ДТП и число раненых увеличилось на 20,5% и 14,7% соответственно. Рост дорожно-транспортных происшествий зарегистрирован в 12 районах области.

Наиболее сложная обстановка наблюдается в Шебекинском районе, где совершено 14 ДТП, в которых погибли 8 и получили ранения 12 человек. Что касается ДТП с участием несовершеннолетних, то здесь отмечено снижение по всем показателям аварийности (с участием детей в возрасте до 16 лет совершено 9 ДТП, 1 ребенок – пассажир погиб и 8 получили травмы).[5]

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.

Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год назвал одной из актуальных задач развития страны.[6]

Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.

Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.

Одним из инструментов достижения целей демографической политики Российской Федерации согласно плану мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р, должна стать федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах.»[7]

Оценка последствий ДТП используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления. Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и профилактических мероприятий в этой сфере.

Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в области обеспечения безопасности дорожного движения обуславливает наличие множества нормативных правовых актов различной юридической силы, регламентирующих деятельность в данной области.

В настоящее время вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют: федеральные законы, другие законодательные акты, изданные высшим законодательным органом страны или Президентом Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; ведомственные (межведомственные) нормативные правовые акты. Отдельные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения регламентируются органами власти субъектов Российской Федерации. По оценкам специалистов, в настоящее время только на федеральном уровне действует более 1000 нормативных правовых актов.

Основополагающими из них являются: федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[8]; федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ;[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ; [10] Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»;[11] положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711;[12] Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090.[13]

Федеральными законами и другими нормативными правовыми актами устанавливаются наиболее общие положения, касающиеся целей, задач, принципов, полномочий органов управления, отдельных специальных видов деятельности, ответственности в области обеспечения безопасности дорожного движения. Основополагающим этапом в создании правовой основы государственной политики явилось принятие федерального закона от 01.12.95 г. № 196 «О безопасности дорожного движения». В нем сформулированы основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, частично разрешена проблема разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в общем виде регламентируются основные требования, которые предъявляются к субъектам обеспечения безопасности дорожного движения.[14]

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в области обеспечения дорожного движения внесены изменения в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который вступает в силу 1 сентября 2013 года. За ряд правонарушений – в частности, за превышение установленной скорости движения и проезд на запрещающий сигнал светофора – законом вводится повышенная ответственность в случае их повторного совершения. Это одни из самых серьезных нарушений Правил дорожного движения, лидирующие среди причин смертельных дорожно-транспортных происшествий, поэтому водители, допускающие их неоднократно, будут нести значительно более строгую ответственность. Законом также определяется, в каких случаях устанавливается факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, с одновременным усилением ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения или отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Законом также предусмотрена отмена такого документа как «временное разрешение»[15]

Правила безопасности дорожного движения Российской Федерации движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. ПДД 2014 - основной юридический документ, регламентирующий поведение водителей на дороге. Текст правил дорожного движения 2014 года взят за основу экзаменационных билетов ГИБДД, применяемых для сдачи теоретического экзамена. За нарушение правил действующее законодательство предусматривает наложение штрафов ГИБДД и других административных наказаний (лишение прав, запрещение эксплуатации транспортного средства).[16]

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.[17]

Также МВД России возлагает на органы внутренних дел контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.Так сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.[18] Так УУП в соответствии с Приказом МВД РФ от 31.12.2-12г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» в соответствии с ч.8 п.73. Пункт 227.Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.[19]

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения БДД. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения БДД. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения БДД. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения БДД. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Следовательно, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления возлагаются полномочия по:

· формированию и проведению на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

· установлению правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;

· установлению единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

· контролю за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

· созданию федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

· разработке и утверждению федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

· образованию федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

· организации осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;

· координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Так в белгородской области создано управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта области. Целью данной программы является обеспечение требуемого технического состояния сети автомобильных дорог, их пропускной способности, эффективно содействующей развитию экономики, реализации приоритетных национальных проектов, решению социальных проблем, улучшению качества жизни населения области, созданию безопасных условий движения.[20]

Наряду с этим было принято постановление Правительства Белгородской области от 14 января 2013 г. N 4-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы. Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013 - 2020 годы». Программа соответствует стратегическим направлениям социально-экономического развития Белгородской области, системе целей и задач по снижению смертности, сокращению социальной базы преступности, формированию у населения потребности здорового образа жизни, определенных в постановлении Правительства области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года".

Цель программы - сокращение преступности на 20 процентов, сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий на 25 процентов к 2020 году, по сравнению с 2010 годом. Программа реализуется в два этапа (первый этап - 2013 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы). Задачи программы - повышение эффективности деятельности межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения, координирующих деятельность субъектов профилактики на территориях муниципальных образований предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока; снижение тяжести травм в дорожно-транспортных происшествиях; развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения; повышение правосознания и ответственности участников дорожного движения [21].

Также в Белгороде и Белгородской области проводятся различные социальные программы, например: социальная программа «ПРИТОРМОЗИ!» Школьники и воспитанники детских садов Борисовского района Белгородской области собрались на центральной площади поселка, чтобы еще раз напомнить взрослым и детям о соблюдении правила дорожной безопасности. "Соблюдайте скорость - сохраняйте жизнь!", - таков был основной призыв акции, в которой приняли участие более 300 детей.[22]

В ГИБДД По Белгородской области намечен ряд профилактических мероприятий, в числе которых операция «Внимание, каникулы!», областные конкурсы «Безопасное колесо» и «Дорожный калейдоскоп». Будет продолжена практика проведения «сплошных проверок» водителей по соблюдению ими правил перевозки детей, ведь на сегодняшний день каждый второй ребенок получил травмы, находясь в качестве пассажира транспортного средства.[23]

Подводя вывод по данному вопросу, необходимо отметить, что правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. Они включают документы федерального органа управления (Законы, Постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации), ведомственные (межведомственные) документы (Положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам – нормативные документы субъектов Российской Федерации.

Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой просматривается ведомственное нормотворчество при отсутствии оптимальных форм взаимодействия между различными Министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место множество нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования. Требуют развития и корректировки нормативные акты, регламентирующие деятельность по профилактике аварийности хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, особенно это относится к деятельности предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе. Значительным шагом в создании правовой основы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в России явилось принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Утверждён Президентом Российской Федерации 10.12.1995 г., № 196-ФЗ). Закон создал серьёзные предпосылки для перехода от ведомственного к государственному регулированию правоотношений в сфере БДД. В статьях закона нашла отражение проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в области обеспечения безопасности дорожного движения, что чрезвычайно актуально в настоящий период – период экономического преобразования России. Следует понимать, что безопасность дорожного движения – это создание на существующей улично-дорожной сети условий для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения транспортных средств и пешеходов с помощью инженерно-технических и организационных мероприятий. Чётко определить границы этой деятельности весьма непросто, поскольку спектр названных мероприятий может быть очень широким.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.017 с.)