Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса
Языковые явления
(Лексические)
| теоретическая интерпретация тезиса
| многозначность
| Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь».
В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие.
Многозначные слова делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла.
• Неопределенно-личное предложение позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. (Главный член выражен глаголом изъявительного наклонения в форме 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени).
• Представляя субъект как неопределенно-личный (определить лицо по данному глагольному сказуемому нельзя), говорящий имеет в виду «кто-то другие, но не я», исключает себя из возможных субъектов действия.
• Также глагол-сказуемое подчеркивает, что говорящему эти лица либо неизвестны, либо он не хочет их называть.
| лексика с точки зрения стилистической окраски
- Разговорная и просторечная лексика
| 1. Средство речевой характеристики героя:
«Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик.
2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА
• создаёт стилистическую окраску слова,
• используется для словесной характеристики героя (рассказчика).
КНИЖНЫЕ СЛОВА
• позволяют автору обратить внимание читателя на важные события (общественные, политические), нравственные ценности,
• помогают автору подчеркнуть и охарактеризовать общественно значимую проблему,
• служат для образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
• служат речевой характеристикой персонажей.
| слова одной тематической группы
| Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.
| • синонимы
| Функции синонимов
- Помогают избежать неоправданных повторов.
- Служат для связи предложений в тексте
- Уточняют, конкретизируют содержание понятия
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства.
• помогают избежать однообразия изложения;
• разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной;
• позволяют
v всесторонне охарактеризовать образ, явление, поступок и т.д.;
v выразить самые тонкие смысловые оттенки;
v тонко и красочно описать предметы, явления;
• способствуют точности и ясности высказывания,
• помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание;
• дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
Контекстные синонимы
• Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте.
Например: Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд.
· их подбор делает речь яркой, художественной;
· они позволяют увидеть и охарактеризовать
– внутренний мир рассказчика или героя;
– их действия, состояния;
- отражают недостающие смыслы слова;
- подчеркивают своеобразие авторской речи;
· помогают увидеть новые лексические оттенки слова.
| • антонимы
| Антонимы — слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению: добро-зло.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, Лёд и пламень не столь различны меж собой... (А. Пушкин)
Антонимы, в том числе контекстные, позволяют:
- уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее;
– дать более полную характеристику какого-либо явления;
– выразить предельное различие между вещами, явлениями, качествами;
– выразить авторскую оценку обозначаемого.
Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни.
С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
| • омонимы
|
| | С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.
| лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
| - Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами.
- Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
- Для создания комического эффекта, иронии:
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками.
• служат
v для воссоздания исторической обстановки,
v названиями предметов, явлений и т.п. прошлых лет,
v для передачи торжественности момента,
• являются средством речевой характеристики персонажа,
• используются для создания комического эффекта, иронии;
• помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий.
| | • афористично, кратко и ёмко выражают мысль:
Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний.
• выражают авторскую оценку изображаемого:
Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает».
Ярко, эмоционально описывают
· особенности душевного состояния, поведения человека;
· его поступки, действия, помогают легче их представить;
· отношение человека к окружающему миру;
· позволяют индивидуализировать речь героев;
· помогают сделать язык насыщенным, колоритным.
Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
| лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы);
| Профессионализмы
• Помогают определить принадлежность героя (рассказчика) к определённой профессии,
служат для
• обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
• создания эффекта достоверности информации,
• речевой характеристики персонажа.
ДИАЛЕКТИЗМЫ
• помогают передать местный языковой колорит, особенности речи героев.
| Лексика с точки зрения происхождения
|
| Морфемы (корень, приставка, суффикс)
|
|
Лексика и грамматика
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский)
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)
|