Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса



Языковые явления (Лексические) теоретическая интерпретация тезиса
многозначность Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь». В многозначном слове выделяются первичное значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие. Многозначные слова делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. • Неопределенно-личное предложение позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. (Главный член выражен глаголом изъявительного наклонения в форме 3 лица множественного числа настоящего, прошедшего или будущего времени). • Представляя субъект как неопределенно-личный (определить лицо по данному глагольному сказуемому нельзя), говорящий имеет в виду «кто-то другие, но не я», исключает себя из возможных субъектов действия. • Также глагол-сказуемое подчеркивает, что говорящему эти лица либо неизвестны, либо он не хочет их называть.
лексика с точки зрения стилистической окраски
  • Разговорная и просторечная лексика
  • Книжные слова
1. Средство речевой характеристики героя: «Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик. 2. Средство выражения авторской оценки: Где-то рядом верещала гармошка и нестройные голоса горланили песню. РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА • создаёт стилистическую окраску слова, • используется для словесной характеристики героя (рассказчика). КНИЖНЫЕ СЛОВА • позволяют автору обратить внимание читателя на важные события (общественные, политические), нравственные ценности, • помогают автору подчеркнуть и охарактеризовать общественно значимую проблему, • служат для образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, • служат речевой характеристикой персонажей.
слова одной тематической группы Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества.
• синонимы Функции синонимов
  • Помогают избежать неоправданных повторов.
  • Служат для связи предложений в тексте
  • Уточняют, конкретизируют содержание понятия
Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства. • помогают избежать однообразия изложения; • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной; • позволяют v всесторонне охарактеризовать образ, явление, поступок и т.д.; v выразить самые тонкие смысловые оттенки; v тонко и красочно описать предметы, явления; • способствуют точности и ясности высказывания, • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание; • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение. Контекстные синонимы • Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте. Например: Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. · их подбор делает речь яркой, художественной; · они позволяют увидеть и охарактеризовать – внутренний мир рассказчика или героя; – их действия, состояния;
  • отражают недостающие смыслы слова;
  • подчеркивают своеобразие авторской речи;
· помогают увидеть новые лексические оттенки слова.
• антонимы Антонимы — слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению: добро-зло. Контекстные (или контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, Лёд и пламень не столь различны меж собой... (А. Пушкин) Антонимы, в том числе контекстные, позволяют: - уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее; – дать более полную характеристику какого-либо явления; – выразить предельное различие между вещами, явлениями, качествами; – выразить авторскую оценку обозначаемого.   Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».
• омонимы  
  • Оценочная лексика
С помощью оценочной лексики («Иван ни в ком не терпел лжи, лицемерия и фальши») автор характеризует героя как честного, открытого человека.
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.);
  1. Для воссоздания колорита эпохи: Безвозвратно ушёл в прошлое XIX век с его каретами, двуколками и дилижансами.
  2. Для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности: На уважении к слову и зиждется здание русской словесности.
  3. Для создания комического эффекта, иронии:
Сей отрок отнюдь не блистал талантами и часто огорчал родителей двойками. • служат v для воссоздания исторической обстановки, v названиями предметов, явлений и т.п. прошлых лет, v для передачи торжественности момента, • являются средством речевой характеристики персонажа, • используются для создания комического эффекта, иронии; • помогают автору убедить читателя в правдивости изображаемых событий.
  • Фразеологизмы
• афористично, кратко и ёмко выражают мысль: Творческий труд никогда не укладывался в прокрустово ложе отчётов и предписаний. • выражают авторскую оценку изображаемого: Человек он из тех, о которых говорят «звёзд с неба не хватает» или «пороху не выдумает». Ярко, эмоционально описывают · особенности душевного состояния, поведения человека; · его поступки, действия, помогают легче их представить; · отношение человека к окружающему миру; · позволяют индивидуализировать речь героев; · помогают сделать язык насыщенным, колоритным. Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего».
лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); Профессионализмы • Помогают определить принадлежность героя (рассказчика) к определённой профессии, служат для • обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п., • создания эффекта достоверности информации, • речевой характеристики персонажа. ДИАЛЕКТИЗМЫ • помогают передать местный языковой колорит, особенности речи героев.
Лексика с точки зрения происхождения  
Морфемы (корень, приставка, суффикс)  

Лексика и грамматика

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский)

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский)

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский)

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.007 с.)