Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественная мысль и культура в новое время: век просвещения
1. Хронологические рамки: Хронология: просветительское движение возникло еще в конце XVII в., а последние очаги его угасли лишь в начале XIX в. Такая растянутость во времени обусловлена неравномерностью развития западных стран, спецификой социальной базы и контекста просветительского движения в различных странах Западной Европы. 2. На становление просветительского движения оказали две буржуазные революции – Английская и Нидерландская. Под эгидой Просвещения формировался новый целостный взгляд на философию, политику, педагогику, литературу, живопись, эстетику. Как и гуманизм эпохи Возрождения, просветительское движение было, прежде всего, явлением салонной элитарной культуры. Однако идеи просветителей отражали уже не только духовные искания интеллектуальной элиты, но и радикальные перемены в самой картине мира европейского человека. Просветители осознанно стремились популяризовать свои идеи. Так впервые произведения учёных и философов издавались значительными тиражами по тем временам. Так же существует определённая взаимосвязь между Реформацией и Просвещением. Протестантизм дал новый толчок для переосмысления привычных этических категорий (предпосылки для формирования нового типа личности, а также фанатичное уважение частной собственности). Просвещенческие научные традиции также тесно переплетались с естественнонаучными и философскими достижениями предшествующей эпохи (Декарт, Ньютон, Бэкон, Спиноза). 18 в. – учёные унаследовали рационалистический поход к знанию, представление о единстве и взаимосвязи природных законов. Однако учёная мысль 18 в. за редким исключением, по-прежнему оставалась во власти метафизических представлений о природе человека и общества. В этом плане область философских изысканий не принесла особых успехов, исключение составляет творчество Канта, Юма и Беркли. Но они относятся уже скорей к последующей эпохе. История воспринималась просветителями как восходящее поступательное движение общества от состояния дикости к цивилизации, от несовершенства к совершенству. Это ярко выраженный прогрессивизм просветительской идеологии. Большинством мыслителей 18 в. понятие «цивилизация» и связанные с нею расцвет науки, литературы, искусства воспринимались как безусловное благо, а деятельный человеческий разум рассматривался как важнейший источник общественного развития. Синтез механической картины мира и антропоцентризм породил в идеологии Просвещения веру в возможность «человека разумного» и изменить мир на основе рационального построенной модели. Себя же просветители считали миссионерами, призванными вести борьбу против главных источников бедствий и ошибок человечества – разного рода суеверий, религиозного фанатизма, невежества.
Идея деятельного, преобразовательного разума в философии Просвещения была предельно взаимосвязана с культом естественности. Философы – просветители широко оперировали к терминам «естественный закон», «естественное состояние», естественные права». Однако просвещенческий взгляд на идею естественности принципиально отличался от античного и средневекового. Выделяли тесную взаимосвязь природного и социального. Естественное состояние – гармония природных и социальных начал. Начинает зарождаться и деятельное, преобразовательном отношении к природе. По и мнению – вышедшее из «природного состояния» человечество бесповоротно связало свою судьбу с гражданским обществом, которому неуклонно сопутствует прогресс наук т.д. Диалектическое соотношение понятий природы и цивилизации, противостоявших и одновременно дополнявших друг друга, являлось отличительной чертой философии Просвещения. Вывод: Просвещение стало новым этапом развития и модернизации духовной жизни Зап.Е общества. Соединяла в себе идеи Гуманизма и Реформации, подготовила масштабную секуляризацию сознания европейской культуры, радикальное обновление картины мира, рождение принципиально новых форм интеллектуального социально творчества
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.140.206 (0.008 с.) |