Основные этапы развития географии с начала 20 в. до начала 21 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития географии с начала 20 в. до начала 21 в.



Как вы знаете, после Первой мировой войны, революции 1917 г. в России и раскола мира на две системы в истории человечества началась эпоха Новейшего времени. С ней связан новый этап развития всей географической науки, включая и экономическую географию.

На Западе возникли новые научные школы, были выдвинуты новые научные теории и концепции – например, теория центральных мест, теория региональной науки, концепции диффузии нововведений, полюсов роста и др.

Теорию центральных мест в 30-х гг. ХХ в. выдвинул немецкий ученый, ученик А. Вебера, В. Кристаллер на основе изучения системы населенных пунктов Южной Германии. Исследовав размещение этих пунктов как сбытовых, транспортных и административных центров, Кристаллер построил типовую абстрактную модель центральных мест, которая имела вид идеальной шестиугольной (гексагональной) решетки. В дальнейшем эта теория была усовершенствована другим немецким ученым – А. Лёшем, который работал в США и проводил свои исследования в штате Иллинойс. Его книга «Географическое размещение хозяйства» была переведена на русский язык в 1959 г. Теория центральных мест не потеряла актуальности и в наши дни.

Уже после Второй мировой войны, в 50-х гг., французские ученые Ф. Перру и Ж. Будвиль разработали концепцию «полюсов роста». Если Перру под «полюсом роста» понимал прежде всего набор быстрорастущих отраслей, то Будвиль – центр, город, где они сосредоточены. Впоследствии эта концепция была развита и другими учеными. В СССР она пользовалась меньшим успехом и зачастую подвергалась критике, хотя именно в советской хозяйственной практике таких «полюсов роста» было, пожалуй, особенно много. Достаточно назвать Мурманск, Воркуту, Норильск, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Братск и т. д. Типичными «полюсами роста» стали и многие крупнейшие новостройки, созданные с помощью СССР в развивающихся странах – Бхилаи в Индии или Асуан в Египте.

Из других концепций западноевропейских ученых упомянем еще концепцию диффузии нововведений, сформулированную еще в 50-х гг. ХХ в. шведским географом Т. Хагерстрандом, который выделил четыре «волны нововведений» (культурных, социальных, экономических и др.), а также предложил модели такой диффузии. В США в то же время вышла книга экономиста У. Изарда «Методы регионального анализа: введение в науку о регионах», которая была переведена на русский язык в 1966 г. Изард понимал региональную науку как своего рода комплекс экономики, социологии, географии, которые каждая со своих позиций изучает территорию региона, района. Следовательно, по Изарду, региональная наука является междисциплинарной, с участием и экономической географии.

С началом научно-технической революции и вызванного ею «информационного взрыва» под влиянием кибернетики и ЭВМ в науке началась количественная революция, которая привела и к математизации географии. Эта математизация нашла наиболее яркое выражение в работах английских и американских географов В. Бунге, П. Хаггета и некоторых других, оказавших большое влияние и на советскую географию.

С середины 70-х гг., в том числе и под влиянием мирового экономического кризиса, в западной географии возникло новое течение, получившее наименование «радикальная география». Его сторонники действительно призывали к коренному, радикальному пересмотру географических (и особенно экономико-географических) теорий и концепций, иногда выступая с крайне «левых» позиций. Их рупором стал журнал с характерным названием «Антипод».

Все сказанное свидетельствует о том, что в эпоху Новейшего времени в западной географии не сложилась более или менее целостная и единая научная школа, поскольку отдельные, даже самые интересные теории и концепции ее не формируют.

В Советском Союзе развитие экономической географии шло в значительной мере иными путями.

На первом этапе, в 20-х гг. ХХ в. наиболее заметными фигурами в этой отрасли науки были В.П. Семенов – Тян-Шанский и В.Э. Ден. Сын великого русского географа В.П. Семенов – Тян-Шан ский многое сделал для отечественной географии еще в царское время. Достаточно вспомнить, что он был редактором такого труда как «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (до 1914 г. вышло 11 томов из намеченных 22-х). А во второй половине своей жизни он много занимался проблемами географии населения страны и статистикой. Умер В.П. Семенов – Тян-Шанский зимой 1942 г. в блокадном Ленинграде, категорически отказавшись покинуть родной город. В.Э. Ден тоже был ленинградцем и создал свою школу. Но если В.П. Семенова – Тян-Шанского нередко упрекали за склонность к антропогеографии, то В.Э. Дена резко критиковали за то, что он во многом ориентировался на отжившие камеральную статистику и коммерческую географию и вообще считал экономическую географию отраслью политической экономики. Поэтому его школу обычно называют отраслево-статистической.

Но главная особенность становления экономической географии в СССР заключалась в ее тесной связи с практикой социалистического строительства – с осуществлением плана электрификации России (ГОЭЛРО), работами Госплана по экономическому районированию страны, а затем и по выполнению планов первых пятилеток. Этими работами руководили Г.М. Кржижановский, И.Г. Александров, Л.Л. Никитин, но в них участвовали и экономико-географы, среди которых особенно выделялась колоритная фигура Н.Н. Баранского.

В 1935 г. вышел в свет знаменитый школьный учебник Н.Н. Баранского по экономической географии СССР, появились и другие работы. А уже после Великой Отечественной войны вышли в свет не менее знаменитая «Методика преподавания экономической географии», книги по экономической картографии, страноведению, учебной и теоретической географии и многие другие.

Ю.Г. Саушкин, один из ближайших учеников Н.Н. Баранского, в своих работах о нем попытался оценить общий вклад своего наставника в советскую (и мировую) экономическую географию. По Саушкину этот вклад в самом кратком изложении заключается Н.Н. Баранский обладал феноменальной трудоспособностью, высоко ценил дружбу и коллектив единомышленников. И это помогло ему создать собственную научную школу экономической географии, которая получила наименование школы Баранского. Среди его самых близких соратников по этой школе обычно называют Н.Н. Колосовского и И.А. Витвера, которые работали с ним на географическом факультете МГУ.

Николай Николаевич Колосовский прошел большую практическую школу, участвуя в реализации плана ГОЭЛРО и первой пятилетки. На этой основе он создал стройную теорию экономического районирования, получившую большое теоретическое и практическое значение. В 1947 г. он в основных чертах сформулировал учение о территориально-производственном комплексе (ТПК) – одном из самых востребованных в советской экономической географии. Им же была разработана тоже хорошо известная концепция энергопроизводственных циклов (ЭПЦ).

В отличие от Баранского и Колосовского Иван Александрович Витвер по своему научному профилю был «забурежником». Но тем не менее их очень многое объединяло – интерес к теории географии, страноведению, историческим подходам, экономической картографии и др. В 1934 г. И.А. Витвер был назначен заведующим кафедрой экономической и политической географии капиталистических стран МГУ – первой такой кафедрой в стране. (В конце 2004 г. в МГУ было торжественно отмечено 75-летие кафедры Баранского и 70-летие кафедры Витвера.) В 1935 г. был издан школьный учебник И.А. Витвера по экономической географии капиталистических стран, который сам он считал главным делом соей жизни. И это не говоря уже о таких его общих с Баранским чертах, как преданность географии, энциклопедическая образность, честность, искренность, внимание к своим ученикам (об этом могу судить как дипломник и аспирант И.А Витвера).

Из других прямых учеников и сподвижников Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского и И.А. Витвера особо упомянем двух – Ю.Г. Саушкина и И.М. Маергойза – ярких представителей второго поколения той экономико-географической школы, которую мы рассматриваем.

Ю.Г. Саушкин стал самым крупным и авторитетным преемником и продолжателем идей «отцов-основателей» этой школы. В своих более чем 20 книгах и брошюрах и в сотнях статей он затрагивал теоретические вопросы географии, занимался проблемами взаимодействия природы, общества и хозяйства, истории географической науки, географии поселений, преподавания географии, ее подходов и методов и др. Саушкин был блестящим лектором. Более 30 лет он возглавлял созданную Баранским кафедру в МГУ.

В многоплановой научной деятельности И.М. Маергойза тоже принято выделять несколько главных направлений – изучение экономико-географического положения (ЭГП), страноведение, географию городов, географию промышленности, теорию и методологию экономической географии.

Предметом экономической географии является изучение хозяйственного своеобразия стран и районов, изучение пространственных различий в хозяйстве на земном шаре, т. е. различий от места к месту, а также пространственных сочетаний в хозяйстве.

Это классическое определение не потеряло своего значения и в наши дни. Слово «экономическая» по своему смыслу означает, что эта отрасль географии имеет дело прежде всего с хозяйством, с производством материальных благ. Такой подход был особенно характерен для эпохи существования Советского Союза, где господствовал методологический тезис примата материального производства, определяющего все развитие общества. Но с переходом развитых стран к постиндустриальной стадии развития, для которой характерно резкое увеличение роли нематериальной сферы, выросло и значение внеэкономической – социальной географии, изучающей пространственные процессы и формы организации жизни людей и производства прежде всего с позиций человека, т. е. условий его труда, быта, развития личности и воспроизводства жизни. В результате появилось новое словосочетание – экономическая и социальная география (ЭСГ) или равнозначное ему – социально-экономическая география (СЭГ). Экономический и социальный аспекты образуют в этих словосочетаниях неразрывное единство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.008 с.)