Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первоистоки Скандинавских стран.
В Скандинавии традиции сравнительного права были заложены скальдами, которые в сагах рассказывали об обычаях и нравах других народов. Вершиной творчества скальдов стал "Круг земной", составленный в XIII в. исландским поэтом Снорри Стурлусоном. Свое повествование он начал с незапамятно далеких времен, когда северными народами правил Один. Он ввел первые законы и учил им, как и другим искусствам, рунами и песнями <1>. -------------------------------- <1> См.: Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С. 14.
После Одина законы провозглашали скальды-законоговорители, а с утверждением королевской власти - ярлы и конунги. О некоторых из них Снорри Стурлусон рассказывал подробно. Так, описывая норвежского конунга Хальвдана Черного, скальд отмечал, что он был умным, правдивым и справедливым правителем, который "вводил законы, соблюдал их сам и заставлял других соблюдать их" <1>. Мудрыми законодателями были Хакон Добрый, установивший законы в Северной Норвегии, и Святой Олав, принявший христианство и пытавшийся искоренить обычаи варварских времен. Интересен рассказ Снорри Стурлусона, который раскрывает образ Олава как мудрого законодателя: он "много расспрашивал знающих людей об обычаях в разных странах и особенно часто спрашивал он о христианской вере и о том, как она соблюдается на Оркнейских, Шетлендских и Фарерских островах. Из рассказов он узнал, что там далеко не все хорошо. Он часто вел такие беседы или говорил о законах и порядках в стране" <2>. -------------------------------- <1> Там же. С. 41. <2> Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 197.
"Круг земной" описывал законы и обычаи не только скандинавских государств - Норвегии, Швеции, Дании, но и других стран, в том числе Руси, в которой, по свидетельству скальдов, царил "нерушимый мир" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 101. Речь идет о времени княжения Святого Владимира. О правопорядке Швеции см. с. 216, о правопорядке Дании см. с. 280.
§ 2. В поиске целей и методов сравнительного правоведения
Новый этап в истории сравнительного правоведения наступил на рубеже XIV - XV вв., когда эпоха Возрождения пробудила дремавшие в народах Европы силы, а Великие географические открытия раскрыли перед ними необъятный мир. Среди работ философов, историков, юристов все чаще появляются очерки, посвященные сравнительному анализу законов. Постепенно формулируются цели, методы и приемы такого анализа, намечается тенденция к обособлению и выделению сравнительного правоведения из состава тех наук, в недрах которых оно было рождено.
Ибн Халдун (1332 - 1406 гг.). В Новое время историю сравнительного правоведения необходимо продолжить рассказом о замечательном арабском мыслителе и судье Ибн Халдуне. Его родители были выходцами из Андалусии, они бежали во время реконкисты из Испании в Тунис. Ибн Халдун был на службе у многих арабских эмиров - Туниса, Феса, Кордовы, Тлемсена. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного судьи (кади). Основное сочинение Ибн Халдуна - "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". В этой книге, состоявшей из четырех частей, он описал историю, географию, экономику, законы и обычаи не только исламского мира, но и западных и восточных христиан, народов Индостана и Африки. А первой частью большого труда стала "Мукаддима" ("Введение в историю"), в которой он представил свое видение истории развития цивилизаций и эволюции государства и права. Поставленные перед ним задачи Ибн Халдун определил так: "Ученый в этой области (историографии. - В.Л.) должен знать принципы политики, природу вещей и различия между народами, место и время существования форм общественной жизни, характерные особенности, обычаи, секты, школы и все остальное. Далее, он должен обладать всеобъемлющим знанием о современном положении дел в этих вопросах. Он должен сравнивать схожие черты и различия между настоящим и прошлым. Он должен знать причины схожих черт в одних случаях и различия в других. Он должен быть осведомлен о различающихся корнях и началах династий и религиозных групп, а также о причинах и обстоятельствах, вызвавших их к жизни, и, кроме того, об истории и обстоятельствах жизни тех людей, которые их поддерживали. Его цель - полное знание о причинах каждого явления и познание истоков каждого явления" <1>.
-------------------------------- <1> Ibn Haldun. The Mugaddimah. An Introduction to History. Princeton. 2005. P. 24.
Всемирную историю Ибн Халдун рассматривал в общем контексте развития цивилизаций, которые он различал в зависимости от форм общественной жизни <1>. Основными типами цивилизаций были цивилизации пустынь (в частности, бедуинская) и оседлые цивилизации. И каждому из них были присущи свои формы организации общественного хозяйства и государственного устройства, свои формы правления и законы, поскольку все они "стремились к сохранению цивилизации" <2>. Цивилизации, по мнению Ибн Халдуна, развивались в географических поясах с умеренным климатом. За их пределами - в знойных пустынях Африки и холодных пустынях Севера - цивилизации не было. Там обитали народы, которые не знали ни религии, ни законов и чей образ жизни был подобен жизни зверей <3>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 35. <2> Ibid. P. 40. <3> Ibid. P. 59.
Основные различия между народами определялись тем, как они обеспечивали свое существование <1>. В цивилизации пустынь не было излишеств в одежде, питании, жилищах и в организации общественной жизни. Там действовали только "необходимые обычаи и законы" <2>. Такими были цивилизации не только бедуинов, но и многих других народов - берберов, турков, туркменов, славян, не подвергавших себя "городскому игу" <3>. Эти народы были свободными - свободными от многих ограничений и обязательств. И, что важно, они были свободны от роскоши, порождавшей многие пороки, присущие оседлым народам. Они, продолжал Ибн Халдун, были "ближе к первоначальному естественному состоянию и более далеки от дурных привычек оседлых народов, которые впечатаны в их души по причине множества уродливых и достойных порицания обычаев" <4>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 91. <2> Ibid. P. 92. <3> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 92, 93. <4> Ibid. P. 94.
Благодаря плодам цивилизации "оседлые народы привыкают к ленивой и спокойной жизни. Они утопают в благополучии и роскоши. И доверяют защиту своей собственности и своих жизней правителю, который управляет ими, и стражникам, которым поручено их охранять... Они становятся похожи на женщин и детей, зависимых от хозяина дома. В конечном счете это сказывается на их нравах, вытесняя из них природные задатки" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 94, 95.
Оседлые цивилизации, убеждал Ибн Халдун, обречены на уничтожение, поскольку в них все подвергается разложению, даже религия. А как только религия утрачивает свое значение, приходится вводить "ограничивающие" законы, которые приносят много дурного, так как они уничтожают в людях доблесть <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 96.
Одной из основных причин падения оседлых цивилизаций была утрата чувство единства <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 101.
Чувство единства, по мнению Ибн Халдуна, - это одна из главных отличительных черт народов цивилизаций пустынь. Некоторое время оно сохранялось и после завоевания ими оседлых цивилизаций. "Где бы мы ни наблюдали народ, обладающий чувством единства и завоевавший контроль над многими землями и народами, мы обнаруживаем в нем страстное желание добра и добрых нравов, таких как щедрость, прощение ошибок, терпимость к слабым, гостеприимство к гостям, забота о бедных, терпение в сложных обстоятельствах, преданное исполнение обязательств, отказ от денег во имя сохранения свободы, уважение к религиозному закону и ученым, которые сведущи в нем" <1>.
-------------------------------- <1> Ibid. P. 112.
Но народы пустыни, завоевав оседлые народы, меняют свой образ жизни. Они наслаждаются роскошью, размеренной и спокойной жизнью. Как следствие, чувство единства разрушается. К четвертому поколению оно, как правило, исчезает. А вместе с ним исчезают и те династии, которые когда-то пришли к власти, опираясь на мощное чувство единства своего народа <1>. -------------------------------- <1> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 115, 137.
Процесс падения династий мог быть ускорен либо замедлен. Как свидетельствовала история, его ускоряли многие факторы, в частности: объединение в одном государстве разных племен и народов, порочность правителей, несовершенство систем правления и законов, неудачные войны, ошибки в организации и ведении общественного хозяйства. Особое внимание Ибн Халдун обращал на тот факт, что в современных ему исламских государствах многие религиозные законы не соблюдались, а светские законы не соответствовали законам религии и требованиям разума. "Все продиктованное силой, чувством превосходства либо несдерживаемым гневом, является тиранией и несправедливостью и должны порицаться с точки зрения требований как религиозного права, так и политической мудрости" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 154, 155.
Вместе с тем он отмечал, что религиозное право "не осуждает королевскую власть и не запрещает ее осуществление. Оно просто осуждает то зло, которое от нее исходит, например тиранию, несправедливость, стремление к удовольствиям" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 157.
Религиозное право не осуждало и бушевавшие в простых подданных чувства, но стремилось к тому, чтобы эти чувства "служили допустимым целям во благо общественных интересов для того, чтобы человек стал деятельным слугой Бога, добровольно исполняющим божественные повеления" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 161.
Наиболее подробно Ибн Халдун описывал существовавшие системы правления, проводя сравнения между разными исламскими государствами и некоторыми христианскими странами и отмечая присущие им достоинства и недостатки, которые во многом определяли судьбы современных ему и давно исчезнувших династий и цивилизаций <1>.
-------------------------------- <1> Ibid. P. 158 - 221.
Столь же внимательно он изучал системы управления и ведения общественного хозяйства, анализируя наиболее распространенные ошибки и просчеты, нарушавшие устойчивость цивилизаций. Так, он призывал правительства ограничить свое участие в ведении хозяйственных дел, так как оно препятствовало развитию частных хозяйств и торговых отношений <1>. Столь же пагубными были нападки на собственность людей, поскольку они устраняли стимулы к ее приобретению и приумножению <2>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 237. <2> Ibn Haldun. The Mugaddimah. P. 238.
Продолжая, Ибн Халдун писал: "Величайшей несправедливостью, ведущей в наибольшей степени к разрушению цивилизации, было необоснованное возложение повинностей и привлечение подданных к принудительным работам... Но еще большей несправедливостью, которая еще быстрее вела к разрушению цивилизации, было изъятие собственности у народа по цене как можно более низкой и перепродажа народу товаров по наиболее высокой цене посредством принудительных актов купли-продажи" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 241.
Обобщая формы и методы государственного управления, Ибн Халдун выделил две модели: утопического и рационального правления. В свою очередь, рациональное правление разделялось на две разновидности. Первая была сконцентрирована на общем интересе и рассматривала интересы правителя только в контексте организации управления государством. Таким было правление древних персов и первых арабских халифов. Вторая разновидность рациональной политики "сконцентрирована на интересах правителя и на том, как он может поддерживать свое правление посредством силовых методов власти. Общий интерес в этом случае имеет второстепенное значение. Такую политику проводят все правители, как мусульмане, так и неверующие. Однако мусульманские правители осуществляют эту политику согласно требованиям мусульманской религии, конечно, в той мере, в которой они способны на это. Поэтому нормы политического правления предстают здесь как смесь религиозных законов и этических правил, а также норм, которые являются естественными в общественной организации" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 257.
Впрочем, главными, убеждал Ибн Халдун, должны оставаться нормы религиозного права, поскольку оно регулирует поступки всех верующих мусульман "как обязательные, запрещенные, рекомендуемые, не одобряемые либо допустимые" <1>. -------------------------------- <1> Ibid. P. 344, 345.
Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.). Бурные события, сотрясавшие Флоренцию в последней декаде XV в. и вынудившие Макиавелли отправиться в изгнание, во многом определили его стремление к познанию истинной природы человека, подлинных основ общественного устройства, действительных форм правления. Он постоянно об этом думал: и в те годы, когда был на службе республиканского правительства Флоренции (1489 - 1512 гг.), и в годы опалы, наступившей после возвращения к власти Медичи (1512 - 1527 гг.).
Плодом этих изысканий стали такие труды, как "Государь" (1513), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (1513 - 1516), "О военном искусстве" (1519 - 1520), "Рассуждение о способах упорядочения дел во Флоренции после смерти герцога Лоренцо" (1520), "Описание событий в городе Лукке" (1520), "Жизнь Каструччо Кастракани" (1520), "История Флоренции" (1520 - 1525). В этих книгах Макиавелли широко использовал приемы сравнительного правоведения, оценивая и сопоставляя правопорядок государств, существовавших не только в его время, но и в далеком прошлом. Обращение к истории не было случайным, поскольку "во всех государствах и у всех народов всегда бытовали и бытуют одни и те же желания и одни и те же настроения" <1>. Более того, Макиавелли полагал, "что мир всегда был устроен одинаково и всегда в нем было столько же хорошего, сколько и плохого", хотя эта картина и менялась в зависимости от многих обстоятельств <2>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 94. <2> Там же. С. 137, 138.
Он раскрывал тайны истории, политики и права, чтобы передать их другим. "Ведь долг каждого честного человека - учить других тому доброму, которое из-за тяжелых времен и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными к этому" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Рутенбург. Жизнь и творчество Макьявелли. С. 359, 360.
Была еще одна причина. Познав историю, можно было не только понять настоящее, но и заглянуть в будущее. "Желающий предвидеть будущее, - писал Макиавелли, - должен обратиться к прошлому, потому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены с подобными же им в старину. Происходит это от того, что действуют в них люди, и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями, и это с необходимостью приводит к одинаковым результатам" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 289.
Описывая современные ему города-государства Италии - Флоренцию, Милан, Венецию, Сиену, Геную и другие, он отмечал, что одной из самых больших бед стало правление порочных властителей, "которые занимались больше грабежом, нежели исправлением своих подданных, и не столько объединяли их, сколько сеяли семена раздора" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. М., 2002. С. 377.
Такие же семена раздора сеяла и церковь, оставляя страну "разобщенной" <1>, "раздробленной и бессильной" <2>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 45. <2> Макьявелли Н. История Флоренции. М., 1987. С. 22.
Второй бедой была порочность самого народа. В нем, по мнению Макиавелли, объединилось все, "что может быть испорчено и что может заразить порчей других": молодежь бездельничала, старики развратничали, мужчины и женщины в любом возрасте предавались дурным привычкам. Даже самые лучшие законы были бессильны воспрепятствовать этому, потому что их губило дурное применение. Такое общество порождало во всех гражданах "жадность... и стремление не к подлинной славе, а к недостойным почестям - источнику всякой ненависти, вражды, раздоров" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 106.
Порокам своей эпохи Макиавелли противопоставил добродетели Древнего Рима. Он рассказывал о мужестве, честности, справедливости его народа: "Римский народ... пока республики не коснулось разложение, никогда не был ни смиренным рабом, ни чванливым господином, а, напротив, он с достоинством нес свое звание, подчиняясь собственным постановлениям и должностным лицам" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 130.
По мнению Макиавелли, для преодоления пороков общества требовался "великий переворот, на который могли решиться немногие" <1>. Но преодолеть распад общества иным образом было нельзя. -------------------------------- <1> Там же. С. 57.
Здесь средства права были бессильны. "Не существует законов и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения законов нужны добрые нравы" <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Подтверждая это суждение, он вновь обращался к опыту древнего мира: "По мере распространения испорченности среди граждан издавались разные законы, ограничивающие действия граждан, как, например, закон о прелюбодеяниях, закон против роскоши, против властолюбия и так далее. Но так как государственные устои, уже непригодные при всеобщем разложении, оставались незыблемыми, новые законы не могли поддержать добронравие в людях" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 58.
Более того, в извращенном обществе даже самые лучшие законы становились орудием зла. В пример он приводил Древний Рим, где каждый мог предложить народу принятие закона, и каждый мог высказываться как в пользу, так и против него. Такой обычай служил общему благу до тех пор, пока народ был добродетельным. Но как только "нравы испортились, дурным стал и обычай" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 9.
По мнению Макиавелли, государство в своем развитии проходит те же стадии, что и любой живой организм. Оно растет, стареет и умирает, чтобы воскреснуть вновь. Этот процесс он описывал так: "Переживая беспрерывные превращения, все государства обычно из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от беспорядка к новому порядку". Такой круговорот, был неизбежным. Его не мог остановить даже полный распад государства, поскольку оно, находясь в состоянии полного упадка, не может пасть еще ниже и по необходимости должно идти на подъем <1>. -------------------------------- <1> Макьявелли Н. История Флоренции. С. 181.
С такой же закономерностью чередовались формы правления. Виды правительств, - утверждал Макиавелли, - "легко сменяют друг друга: принципат может быстро стать тиранией, правление оптиматов - сосредоточить власть в руках меньшинства, народное правление без труда переходит в произвол" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 15.
Остановить такой круговорот сложно. Редко, отмечал Макиавелли, появлялись законодатели, которые могли объяснить народу, "в чем состоит зло и в чем заключается истинное благо" <1> и создать законы, которые могли удовлетворить интересы как народа, так и знати и, наряду с этим, лишить их возможности совершать зло. -------------------------------- <1> Там же. С. 119.
Все события в политике и праве он оценивал в преломленном свете одной идеи - спасения Италии. Ради нее он был готов на все. "Когда на весы положено спасение родины, - писал Макиавелли, - его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, похвального или позорного. Наоборот, предпочтение во всем надо отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и свободу" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 344.
И он обращался к правителям Италии, наставляя их в искусстве управления, следуя "настоящей, а не воображаемой правде вещей" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. С. 403.
Многие его наставления, обобщившие опыт правителей, были страшными: "Государь... бывает часто вынужден во имя спасения государства действовать против веры, против милосердия, против человечности, против религии" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 411.
"Можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, а второй - дикими животными, но, поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. С. 409.
Вместе с тем Макиавелли подчеркивал необходимость осторожности и умеренности в правлении: "Следует действовать умеренно, сохраняя благоразумие и человечность, чтобы излишняя доверчивость не обратилась в неосторожность, а чрезмерная подозрительность не сделала правление невыносимым" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 407.
Главное - не вызывать ненависти народа. "Лучшая крепость - отмечал Макиавелли, - это не быть ненавистным народу; ибо если народ тебя ненавидит, крепости не спасут" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 424.
Продолжая наставления, Макиавелли доказывал, что государь должен проявлять заботу о своих подданных, показывая себя покровителем доблести на всех поприщах и поощряя лиц, отличившихся в искусстве. Кроме того, он должен был внушать гражданам, что они могут спокойно заниматься своими делами: "торговлей, земледелием и прочими предприятиями, дабы сельский житель мог украшать свое имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец перевозить товары, не страшась налогов. Желающих поступать так и всех, кто собирается приумножить владения и богатства государства, правитель должен вознаграждать" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 427.
Следующий совет правителям - опираться на право. Гораздо легче подчинить людей законам, чем навязывать им свои прихоти <1>. Более того, власть начинает уходить у них из рук, как только они усваивают "привычку нарушать законы, а также древние нравы и обычаи, которыми люди руководствовались на протяжении долгого времени" <2>. -------------------------------- <1> См.: Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. С. 245. <2> Там же.
Вместе с тем правители должны были постоянно заботиться об исполнении законов и применять при необходимости силу. "Нужно быть готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру", - писал Макиавелли. "Моисей, Кир, Тезей и Ромул недолго могли бы поддерживать соблюдение своих законов, если бы были безоружными" <1>. -------------------------------- <1> Макиавелли Н. Государь. С. 373.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.088 с.) |