Виды социального консультирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды социального консультирования.



Виды социального консультирования по объекту воздействия: индивидуальное и групповое. Особенности дистантного социального консультирования. Виды социального консультирования по содержанию. Общее социальное консультирование. Специальное социальное консультирование. Обучающее социальное консультирование. Социальное договорное консультирование. Социальное конкретное и программное консультирование. Виды социального консультирования по характеру и содержанию обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое. Семейное консультирование. Рефлексивное консультирование. Проектное консультирование Технологическое консультирование. Прогностическое консультирование

44.Субъекты и объекты консультирования в социальной работе

Понятие субъекта и объекта консультирования в социальной работе. Типология социальных проблем клиентов.

Специфика консультирования безработных, детей-сирот, выпускников детских домов. Социальное консультирование проблемных семей с детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; молодёжи, вернувшейся из мест лишения свободы; людей пожилого возраста; многодетных семей; молодых семей; молодёжи групп социального риска.

Работа социальных служб консультирования и реабилитации молодых инвалидов в России.

45. Алгоритм социального консультирования.

Консультативный процесс: этапы, процедуры, техники. Приёмы установления психологического контакта. Первичная социальная диагностика, информирование. Выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией. Оформление запроса. Сбор информации. Проектирование социальной гипотезы. Согласие на сотрудничество. Установление стратегии и плана действий. Социальный договор. Осуществление соответствующих действий. Социальное информирование клиента. Социальный совет или разъяснение по формам поведения или жизнедеятельности.

Разработка программы социальной помощи. Формирование ответственности клиента. Оценка результатов консультации и выводы. Соконсультирование клиентов социальной помощи как обязательный этап консультативного процесса. Доведение до клиента дополнительной информации.

Литература

1. Лекции по технологии социальной работы: В 3-х частях / Под ред. Холостовой Е.И. – М.: Изд.Центр «ЭКСМО», 2008. – Т.2. – С.26-89.

2. Психология социальной работы / Под общ. ред.М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

3. Российская энциклопедия социальной работы. / Под. ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. В 2-х тт. – М.: Изд.Центр «ЭКСМО», 2008. – Т.1. – С. 180-203.

4. Технология социальной работы: Учеб пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнищева. – М.: Изд.Центр «ЭКСМО», 2010. – 240 с.

46.Современное психологическое образование

Психология как научная и учебная дисциплина и её отрасли. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

Основные тенденции современного психологического образования в мире. Базовое психологическое образование; последипломное психологическое образование. Преподавание психологии студентам других специальностей.

Основные документы, регламентирующие учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях РФ. Понятия лицензирования, аттестации и аккредитации. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОСы высшего профессионального образования (ВПО). Особенности ФГОС3+ ВО Бакалавриат. Магистратура. Дистанционное обучение.

Планирование учебной деятельности преподавателя высшей школы

Профессиональные образовательные программы и преподавание психологии. Цели преподавания психологии в разных типах высших учебных заведений. ФГОС ВПО и учебный план. Принципы планирования учебной деятельности.

Понятие трудоемкости образовательных программ. Фундаментальные и прикладные психологические дисциплины. Подготовка преподавателей психологии. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей психологии. Культура самоорганизации и деятельности преподавателя психологии.

48. Организация учебных занятий по психологии в вузах.

Процесс обучения психологии в высших учебных заведениях. Подразделения и должностные лица, отвечающие за организацию учебных занятий (проректор по учебной работе, заместитель декана факультета по учебной работе; учебный отдел, отдел планирования и мониторинга учебного процесса). Профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза. Требования к ППС. Кафедра как подразделение вуза и научно-педагогическая единица.

Виды учебных занятий по психологии в вузе. Виды аудиторных занятий по психологии в вузе (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация).

49. Разработка учебного курса (дисциплины) по психологии.

Технология разработки учебного курса по психологии. Научная ориентированность курса. Практическая ориентированность курса. Постановка учебных целей и задач. Подготовка тематического плана занятий; значение тематического плана в деятельности преподавателя. Планирование учебных занятий и самостоятельной работы студентов.

Разработка критериев оценки знаний и умений. Организация проверки знаний по психологии. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов-психологов. Содержание и характер контрольных заданий, зачётных и экзаменационных вопросов, заданий для тестирования по психологии. Разработка опросного листа для оценки курса студентами.

Методы обучения психологии.

Типология методов обучения психологии. Продуктивный и репродуктивный метод. Проблемный метод. Объяснительно-иллюстративный метод. Частично-поисковый метод. Исследовательский метод. Активные и интерактивные методы обучения психологии. Словесные методы: устные и письменные, монологические и диалогические. Наглядные методы. Практические методы: моделирование исследовательских и иных ситуаций, деловая игра, упражнение.

Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания: репродуктивная, продуктивная, логическая, риторическая, рефлексивная, социальная.

Подготовка и проведение учебных занятий по психологии: лекции и семинары.

Лекция как форма учебных занятий. Особенности и виды современной вузовской лекции по психологии. Методы и приемы обучения психологии на лекции. Подготовка содержания лекции. План-конспект лекции. Методические основы чтения лекции. Повышение эффективности лекций по психологии в вузе.

Семинар как форма учебных занятий. Особенности и виды современного вузовского семинара по психологии. Использование методов и приемов обучения психологии на семинарских занятиях. Подготовка семинарского занятия. План семинарского занятия. Повышение эффективности семинарских занятий по психологии в вузе.

Подготовка и проведение учебных занятий по психологии: практические и лабораторные занятия.

Практическое занятие как форма учебных занятий. Виды и особенности практических занятий по психологии. Использование методов и приемов обучения психологии на практических занятиях. Подготовка практического занятия. План практического занятия. Повышение эффективности практических занятий по психологии в вузе.

Лабораторная работа как форма учебных занятий. Особенности и виды лабораторной работы по психологии в вузе. Структура лабораторной работы по психологии. Подготовка к лабораторной работе и её выполнение. Оформление результатов лабораторной работы.

Подготовка преподавателей психологии

Переподготовка и повышение квалификации преподавателей психологии. Феномен организационной (корпоративной) культуры в научной и педагогической среде. Культура самоорганизации и деятельности преподавателя психологии. Профессиональная этика преподавателя психологии. Личностные качества преподавателя психологии. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание преподавателя, профилактика.

Литература

1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2008. – 250 с.

2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – СПб.:Питер, 2008.– 192 с.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Б.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. / [под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева]. – СПб.: Питер, 2011. – 560 с.

4. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведения / [под ред. И.В. Дубровиной]. – М.: Сфера, 2011. – 528 с.

5. Программы авторских курсов по гуманитарным дисциплинам для высшей школы. – М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 2010-2016 гг.

6. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 184 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.012 с.)