Перечень тем контрольных работ и эссе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень тем контрольных работ и эссе



1. Понятия «безопасность» и «жизнедеятельность». Национальная безопасность как система.

2. Классификация форм человеческой деятельности и их характеристика.

3. Сущность и характерные состояния системы «человек – среда обитания».

4. Классификация негативных факторов среды обитания и их воздействия на человека.

5. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.

6. Профессиональные вредности производственной сферы и их влияние на организм человека.

7. Производственные средства безопасности.

8. Техногенное воздействие на природу.

9. Экологический кризис и его последствия.

10. Идентификация опасностей технических систем и защита от них.

11. Безопасность при работе на персональных ЭВМ (компьютерах).

12. Правовые нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

13. Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

14. Безопасность жизнедеятельности и жилая (бытовая среда): неблагоприятные факторы и их нейтрализация.

15. Чрезвычайные ситуации, классификация и причины их возникновения.

16. Поражающие и вредные факторы в условиях чрезвычайных ситуаций.

17. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

18. Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

19. Принципы обеспечения устойчивости объектов, экономики и оценки последствий при чрезвычайных ситуациях.

20. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура и задачи ГО в РФ.

21. Методы защиты населения и проведение ликвидаций последствий в чрезвычайных ситуациях.

22. Антропогенные и социальные опасности.

23. Средства обеспечения индивидуальной (личной) безопасности.

24. Основы медицинских знаний.

25. Основы военной службы и обороны государства.

26. Управление безопасностью жизнедеятельности.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная литература:

Безопасность жизнедеятельности: Учебник. / Под ред. проф. С. В. Белова. – М.: Высшее образование, 2009

Э. А. Арустамов Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М.: Дом «Дашков и К», 2008

Микрюков В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник.– Ростов н/Д: Феникс, 2006

б) дополнительная литература:

Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2008

Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): учеб. пособие. / П. Кукин и др. – М.: Высшая школа, 2007

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Микрюков В. Ю. Безопасность жизнедеятельности: электрон. Учебник / В. Ю. Микрюков. – М.: Кнорус, 2011. – электрон. д.

учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 030900.62 Юриспруденция.

1. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

1. Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста.

2. Комплексный характер дисциплины: социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

3. Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов.

4. Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на 21 век».

5. Основные формы деятельности человека. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности.

6. Показатели комфортности и их связь с видами деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений.

7. Эргономика и инженерная психология. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда.

8. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха. Контроль параметров микроклимата.

9. Освещение. Требования к системам освещения. Контроль освещения.

10. Классификация негативных факторов. Вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов. Критерии безопасности.

11. Техносфера как зона действия опасностей повышенных и высоких уровней. Виды техносферных зон и регионов.

12. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.

13. Причины техногенных аварий и катастроф.

14. Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания.

15. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.

16. Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Нормирование вибраций, вибрационная болезнь.

17. Акустические колебания и электромагнитные поля.

18. Особенности электромагнитного импульса ядерного взрыва. Профессиональные заболевания, травмы. Негативные последствия.

19. Ионизирующие излучения. Нормы радиационной безопасности. Лучевая болезнь, другие заболевания.

20. Электрический ток. Воздействие электрического тока на человека.

21. Напряжение прикосновения, шаговое напряжение, ток фибрилляции.

22. Причины возникновения электрических, электромагнитных и ионизирующих полей при работах на ПЭВМ и последствия этих воздействий.

23. Гигиенические требования и предельно допустимые нормы излучения для ПЭВМ.

24. Защитные устройства и приёмы для защиты здоровья пользователей при работах на ПЭВМ.

25. Причины возникновения электрических, электромагнитных и ионизирующих полей при работах на ПЭВМ и последствия этих воздействий.

26. Гигиенические требования и предельно допустимые нормы излучения для ПЭВМ.

27. Защитные устройства и приёмы для защиты здоровья пользователей при работах на ПЭВМ.

28. Аксиома о потенциальной опасности производственных процессов и технических средств. Критерии и методы оценки опасных ситуаций.

29. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций.

30. Ранжирование травмирующих и вредных факторов технических систем на основе тяжести возможных травм и заболеваний в условиях эксплуатации.

31. Экобиозащитная техника. Классификация и основы применения экобиозащитной техники.

32. Охрана окружающей среды. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах.

33. Законодательство о труде. Система управления охраной труда (СУ ОТ) на предприятии.

34. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

35. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖ.

36. Охрана окружающей среды. Управление охраной окружающей среды в РФ, регионах, селитебных зонах, на промышленных объектах.

37. Законодательство о труде. Система управления охраной труда (СУ ОТ) на предприятии.

38. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

39. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖ.

40. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствия.

41. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

42. Радиационно опасные, химически опасные, пожаро- и взрывоопасные объекты.

44. Возникновение, протекание, последствие и прогнозирование стихийных бедствий.

45. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.

46. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация взрывчатых веществ. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожароопасности.

47. Преступления против личности. Терроризм и профилактика терроризма.

48.Общие сведения о чрезвычайных ситуациях военного времени. Классификация ЧС военного времени.

49. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Ядерное оружие. Поражения людей при ядерном взрыве.

50. Химическое оружие. Классификация и токсикологические характеристики отравляющих веществ.

51. Взрывчатые вещества. Классификация и свойства взрывчатых веществ.

52. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени.

53. Задачи и структура Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

54. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.

55. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура и задачи ГО в РФ.

56. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

57. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

58. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС.

59. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения.

60. Управление силами при проведении АСДНР. Основы медицинских знаний. Индивидуальные средства защиты.

61. Задачи и структура Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

62. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.

64. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура и задачи ГО в РФ.

65. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

66. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты.

67. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

68.Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ЧС.

69. Цели, состав, назначение, организация проведения, привлекаемые силы при проведении АСДНР, способы их ведения.

70. Управление силами при проведении АСДНР. Основы медицинских знаний. Индивидуальные средства защиты.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения в учебном плане выделено время на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов.

При изучении дисциплины БЖД самостоятельную (внеаудиторную) работу предполагается 54 (58) часа из 72. Планирование этой работы задано рабочей учебной программой, тематическим планом и последовательностью изучения дисциплины.

К видам самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» относятся:

работа над лекционным материалом;

работа над рекомендованными учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

изучение и конспектирование нормативного материала;

подготовка к практическому занятию;

написание контрольной работы;

подготовка к зачету.

Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции.

Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).

Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.

Записав лекцию или составив ее конспект, необходимо проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. При этом необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический словарь по БЖД, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе приблизительно.

Р абота над рекомендованными учебными пособиями, монографиями, научной периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из тематического плана курса, на сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса.

Будет прочитано всего четыре лекции по четырем темам. Девять тем полностью вынесено на самостоятельное изучение студентами, прежде всего с помощью учебных пособий. Работа с учебными пособиями должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях и правовой литературе.

Работа с монографической литературой и научной периодикой предполагает применение той же методики, что и при изучении учебных пособий. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность "утонуть" в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.

Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.039 с.)