Безопасность Жизнедеятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность Жизнедеятельности



Безопасность Жизнедеятельности

Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Тольятти 2006

 

 

УДК 574

 

Безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие для студентов заочной формы обучения / Л.Н. Горина, Н.Е. Данилина, Т.Н. Рыжкова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006. – 150 с.

 

Приведены маршрутизатор изучения дисциплины, краткий теоретический курс с блоком самоконтроля, задания для выполнения контрольной работы, вопросы для зачета, самостоятельной работы и банк тестовых заданий.

Методическое пособие может быть использовано при проведении практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей заочной формы обучения.

 

Рецензенты: начальник отдела труда по г. Тольятти Т.А. Богданова, руководитель Тольяттинского подразделения автономной некоммерческой организации УПЦ «САМАРАГОСЭНЕРГОНАДЗОР» А.В. Чемякин

Научный редактор: к.п.н. Шайкенова О.В.

 

 

Утверждено на редакционно-издательской секции научно-методического совета Тольяттинского государственного университета.

 

© Тольяттинский государственный

университет, 2006

Содержание

Выписка из ГОСа направлений подготовки дипломированных специалистов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  
Маршрутизатор изучения дисциплины  
Краткая программа теоретического курса  
1. Введение  
2. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности  
2.1. Классификация основных форм деятельности  
2.2. Физиологическое воздействие метеорологических условий на организм человека  
2.3. Промышленная вентиляция и кондиционирование  
2.4. Производственное освещение  
3. Опасности технических системи защита от них  
3.1. Анализ опасностей  
3.2. Средства снижения травмоопасности технических систем  
4. Идентификация опасностей технических систем  
4.1. Опасные и вредные производственные факторы  
4.2. Вредные вещества рабочей зоны  
4.3. Электромагнитные поля и излучения  
4.4. Защита от производственного шума, вибрации, ультразвука  
4.5. Обеспечение электробезопасности  
4.6 Пожарная безопасность  
5. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств  
6. Система управления охраной труда на производстве  
6.1 Обучение по охране труда  
6.2 Система управления охраной труда на предприятии  
6.3 Основные принципы организации работы по охране труда на предприятии  
6.4 Сертификация безопасности на производстве  
7. Защита в чрезвычайных ситуациях природного характера и ликвидация их последствий  
7.1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера  
7.2. Стихийные бедствия геологического характера  
7.3. Стихийные бедствия метеорологического характера  
7.4. Стихийные бедствия гидрологического характера  
7.5. Природные пожары  
7.6. Массовые заболевания  
8. Характеристика и классификация ЧС техногенного характера  
8.1. Аварии на химически опасных объектах  
8.2. Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия  
8.3. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах  
8.4. Аварии на гидродинамических опасных объектах  
8.5. Чрезвычайные ситуации военного времени  
8.6. Химическое оружие. Защита от поражающих факторов  
8.7. Бактериологическое оружие. Защита от поражающих факторов  
8.8. Современные обычные средства поражения и защита от них  
9. Мероприятия РСЧС и Гражданской обороны по защите населения  
9.1. Оповещение. действия производственного персонала и населения при оповещении о ЧС в мирное время и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий  
9.2. Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения эвакуации  
9.3. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов  
10. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)  
10.1. Цели и задачи РСЧС  
10.2. Структура и органы управления РСЧС  
10.3. Режимы функционирования РСЧС  
10.4. Силы и средства ликвидации ЧС  
10.5. Законодательство российской федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера  
11. Система гражданской обороны Российской Федерации на территориальном уровне  
11.1. Структура ГО на объектах экономики  
11.2. Силы ГО  
11.3. Законодательство Российской Федерации в области ГО  
Список рекомендуемой литературы  
Практикум  
Лабораторная работа №1  
Лабораторная работа №2  
Лабораторная работа №3  
Лабораторная работа №4  
Лабораторная работа №5  
Лабораторная работа №6  
Лабораторная работа №7  
Лабораторная работа №8  
Лабораторная работа №9  
Расчет искусственного освещения  
Расчет защитного заземления  
Вопросы для зачетного занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  
Задания для проведения итогового контроля знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»  
Содержание контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов заочного отделения  
Банк тестовых заданий  

Выписка из ГОСа направлений подготовки дипломированных специалистов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Введение. Жизнедеятельность как повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств. Взаимодействие человека и техносферы

Раздел 1. Система «человек-среда обитания». Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия: комфортность, минимизация негативных воздействий, устойчивое развитие систем.

Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, сокращение продолжительности жизни, материальный ущерб, их значимость.

Раздел 2. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности

Производственное освещение

Светотехнические характеристики (световой поток, сила света, освещенность, яркость, фон, контраст объекта, коэффициент пульсации освещенности, показатель ослепленности, видимость). Системы и виды производственного освещения. Требования к производственному освещению. Нормирование производственного освещения. Источники света и осветительные приборы. Цветовое оформление производственного интерьера.

 

Анализ опасностей.

Аппарат анализа опасностей. Качественный анализ опасностей. Количественный анализ опасностей. Анализ последствий чрезвычайных ситуаций.

Шум, вибрация, ультразвук.

Природа колебаний. Количественные характеристики. Воздействие на организм человека. Нормирование. Защита на производстве от шума, вибрации и ультразвука.

Электробезопасность.

Действие электрического тока на организм человека. Электротравмы. Классификация электроустановок по степени электробезопасности. Мероприятия по обеспечению электробезопасности. Защита от статического электричества. Молниезащита.

Пожарная безопасность.

Категории производств по взрыво-, пожароопасности. Способы тушения пожаров. Средства тушения пожаров. Молниезащита. Степень огнестойкости. Дымозащита.

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить, прежде всего, место БЖДв общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке экология.

Экология — наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.

В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIXв. и в XX в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

В окружающем нас мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний — «Экология техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замешаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в ХХ в. непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы («Охрана природы») и человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Эго и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний — экологии техносферы.

Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере. В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания».

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

- обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

- создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.

Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. Ксожалению, появление жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи — все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.

На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX с.— начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:

- высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;

- рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;

- интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;

- массовое использование средств транспорта;

- рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Взаимодействие человека и техносферы. Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (Закон сохранения жизни, Ю.Н. Куражковский).

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек — среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информаций.

Производственное освещение

Освещение в производственных зданиях и на открытых площадках может осуществляется естественным и искусственным светом. При недостаточном естественном освещении используют совмещенное освещение, когда в светлое время суток применяются лампы искусственного освещения.

Естественное освещение может осуществляется через окна в боковых стенах (боковое), через верхние световые проемы (аэрационные фонари) или одновременно через фонари и окна (комбинированное).

Искусственное освещение проектируется из двух систем: общее и комбинированное. В последнем случае к общему освещению добавляется местное.

Общее освещение предназначено для освещения всего помещения. Комбинированное освещение состоит из общего и местного. Его целесообразно устраивать при работах высокой точности. Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей. Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях запрещается.

В соответствии с СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» все зрительные работы делятся на 8 разрядов в зависимости от размера объекта различения и зрительной работы. Так к I разряду относятся зрительные работы наивысшей точности, и для них установлена наибольшая освещенность 5000 лк, а к VIII - работы, связанные с общим наблюдением за ходом производственного процесса, и для них установлена наименьшая освещенность 30 лк.

 

3. ОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ЗАЩИТА ОТ НИХ

Анализ опасностей

Общий подход к анализу опасностей. Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, последовательности развития событий, вероятности (чрезвычайного происшествия) ЧП, величину риска, величину последствий, пути предотвращения ЧП и смягчения последствий.

На практике анализ опасностей начинают с грубого исследования, позволяющего идентифицировать в основном источники опасностей.

Качественные методы анализа опасностей включают: предварительный анализ опасностей, анализ последствий отказов, анализ опасностей с помощью дерева причин, анализ опасностей с помощью дерева последствий, анализ опасностей методом потенциальных отклонений, анализ ошибок персонала, причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей (ПАО) обычно осуществляют в следующем порядке:

- изучают технические характеристики объекта, системы, процесса, а также используемые энергетические источники, рабочие среды, материалы; устанавливают их повреждающие свойства;

- устанавливают законы, стандарты, правила, действия которых распространяются на данный технический объект, систему, процесс;

- проверяют техническую документацию на ее соответствие законам, правилам, принципам и нормам стандартов безопасности;

- составляют перечень опасностей, в котором указывают идентифицированные источники опасностей (системы, подсистемы, компоненты), повреждающие факторы, потенциальные чепе, выявленные недостатки.

При проведении ПАО особое внимание уделяют наличию взрывопожароопасных и токсичных веществ, выявлению компонентов объекта, в которых возможно их присутствие, потенциальным чепе от неконтролируемых реакций и при превышении давления. После того как выявлены крупные системы технического объекта, которые являются источниками опасности, их можно рассмотреть отдельно и более детально исследовать с помощью других методов анализа, описанных ниже.

Анализ последствий отказов (AIIO) — преимущественно качественный метод идентификации опасностей, основанный на системном подходе и имеющий характер прогноза. Этим методом можно оценить опасный потенциал любого технического объекта. АПО обычно осуществляют в следующем порядке:

- техническую систему (объект) подразделяют на компоненты;

- для каждого компонента выявляют возможные отказы,

- изучают потенциальные чепе, которые может вызвать тот или иной отказ на исследуемом техническом объекте;

- результаты записывают в виде таблицы;

- отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры, включая конструкционные изменения.

Анализ последствий отказов может выявить необходимость применения других, более емких методов идентификации опасностей. Кроме того, в результате анализа отказов могут быть собраны и документально оформлены данные о частоте отказов, необходимые для количественной оценки уровня опасностей рассматриваемого технического объекта.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП (АОДП) обычно выполняют в следующем порядке. Сначала выбирают

потенциальное ЧП (например, какой-либо отказ, который может привести к ЧП). Затем выявляют все факторы, которые могут привести к заданному ЧП (системы, подсистемы, события, связи и т. д.). По результатам этого анализа строят ориентированный граф. Вершина (корень) этого графа занумерована потенциальным ЧП. Поэтому граф является деревом.

Анализ опасностей методом потенциальных отклонений (АОМПО).

Метод потенциальных отклонений (МПО) — процедура искусственного создания отклонений с помощью ключевых слов. Этим методом анализируют опасности герметичных процессов и систем. Наибольшее распространение он получил в химической промышленности. АОМПО обычно предшествует ПАО.

После того, как с помощью ПАО были установлены источники опасностей (системы, ЧП), необходимо выявить те отклонения, которые могут привести к этим ЧП. Для этого разбивают технологический процесс или герметичную систему на составные части и, создавая с помощью ключевых слов отклонения, систематично изучают их потенциальные причины и те последствия, к которым они могут привести на практике. Для проведения анализа необходимо иметь: проектную документацию на стадии проектирования; алгоритм анализа, который позволяет исследовать один за другим все компоненты, набор ключевых слов, с помощью которых выявляют ненормальный режим работы компонента. Этот метод по своей логике очень похож на диверсионный анализ объекта, проводимый для выявления возможных причин отказа еще до того, как система или процесс начали функционировать.

Анализ ошибок персонала (АОП) включает следующие этапы:

- выбор системы и вида работы;

- определение цели;

- идентификацию вида потенциальной ошибки;

- идентификацию последствий; идентификацию возможности исправления ошибки;

- идентификацию причины ошибки;

- выбор метода предотвращения ошибки;

- оценку вероятности ошибки;

- оценку вероятности исправления ошибки;

- расчет риска; выбор путей снижения риска.

Электромагнитные излучения.

Источниками электромагнитных полей являются, например, индукционная катушка (в установках индукционного нагрева), рабочий конденсатор (в установках диэлектрического нагрева), отдельные элементы генераторов – катушки контуров и связи, конденсаторы, подводящие линии и т.п., трансформаторы, антенны и др. Источниками электромагнитных полей промышленной частоты являются высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП), открытые распределительные устройства, устройства защиты и автоматики и др. Источниками постоянных магнитных полей являются электромагниты, соленоиды, литые или металлокерамические магниты и др.

Электромагнитное поле (ЭМП) обладает определенной энергией и распространяется в виде электромагнитных волн. Основными параметрами электромагнитных колебаний являются: длина волны, частота колебаний и скорость распространения.

Основной характеристикой постоянного магнитного (магнитостатического) поля (ПМП) является напряженность магнитного поля (МП), определяемая по силе, действующей в поле на проводник с током, единицей является ампер на метр (А/м).

Основной характеристикой постоянного электрического (электростатического) поля (ЭСП) является его напряженность, определяемая по силе, действующей в поле на электрический заряд, выражается в вольтах на метр (В/м).

Степень воздействия электромагнитных излучений на организм человека зависит от диапазона частот. Интенсивности воздействия соответствующего фактора, продолжительности облучения, характера излучения (непрерывное или модулированное), режима облучения, размеров облучаемой поверхности тела и индивидуальных особенностей организма.

Длительное воздействие электрического поля (ЭП) низкой частоты вызывает функциональные нарушения центральной нервной и сердечно-сосудистой систем человека, а также некоторые изменения в составе крови, особенно выраженные при высокой напряженности ЭП.

В зависимости от диапазона частот в основу гигиенического нормирования электромагнитных излучений положены разные принципы. Критерием безопасности для человека, находящегося в электрическом поле промышленной частоты, принята напряженность этого поля.

Напряженность ЭМП на рабочих местах и в местах возможного нахождения персонала не должна превышать следующих предельно-допустимых значений:

По электрической составляющей, В/м:

50 – для частот от 60 кГц до 3 МГц

20 – для частот от 3 МГц до 30 МГц

10 – для частот от 30 МГц до 50 МГц

5 – для частот от 50 МГц до 300 МГц

По магнитной составляющей, А/м:

5 – для частот от 60 кГц до 1,5 МГц

0,3 – для частот от 30 МГц до 50 МГц

Для постоянного поля предельно допустимым уровнем на рабочем месте является напряженность, которая не должна превышать 8 кА/м.

При превышении допустимых напряженности и плотности потока энергии ЭМП необходимо применять следующие средства и способы защиты персонала:

- уменьшение напряженности и плотности потока энергии ЭМП путем использования согласованных нагрузок и поглотителей мощности;

- экранирование рабочего места;

- удаление рабочего места от источника ЭМП;

- рациональное размещение в рабочем помещении оборудования, излучающего электромагнитную энергию;

- установление рациональных режимов работы оборудования и обслуживающего персонала;

- применение предупреждающей сигнализации (световой, звуковой);

- применение средств индивидуальной защиты.

Лазерное излучение. Лазером называется генератор электромагнитного излучения оптического диапазона, основанный на использовании вынужденного излучения.

Область применения лазеров в промышленности расширяется с каждым годом. Это прежде всего обработка материалов – резка, пайка, точечная сварка, сверление отверстий в металлах, сверхтвердых материалах, кристаллах. Применяются лазеры при дефектоскопии материалов, в строительстве, радиоэлектронной промышленности и др.

Основной особенностью лазерного излучения является его острая направленность (малая расходимость пучка излучения), что позволяет на сравнительно малой площади получать большие значения плотности энергии.

По характеру генерации излучения лазеры подразделяются на импульсные (длительность излучения 0,25 с) и лазеры непрерывного действия (длительность излучения 0,25 с и более).

Лазеры генерируют электромагнитное излучение с длиной волны от 0,2 до 1000 мкм. Этот диапазон с точки зрения биологического действия подразделяются на четыре области:

- ультрафиолетовую (от 0,2 до 0,4 мкм);

- видимую (свыше 0,4 до 0,75 мкм);

- ближнюю инфракрасную (свыше 0,75 до 1,4 мкм);

- дальнюю инфракрасную (свыше 1,4 мкм).

Нормируемыми величинами лазерного излучения является отношение мощности к площади поверхности или плотность энергии на единицу поверхности .

Различают термическое и нетермическое действия лазерных излучений. Поражающее действие зависит от мощности (или плотности энергии), длины волны излучения, длительности импульса, частоты повторения импульсов, времени воздействия, биологических и физико-химических особенностей облучаемых тканей и органов. Наиболее биологически активно ультрафиолетовое излучение, которое вызывает фотохимические реакции в биологических средах.

 

Пожарная безопасность

 

Правила пожарной безопасности ППБ – 01-93 устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности), их работниками, а также гражданами.

Лица, виновные в нарушении Правил пожарной безопасности, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1. Все работники предприятий должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

2. Ответственных за пожарную безопасность определяет руководитель предприятия.

3. Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности предприятий и их структурных подразделений возлагается на их руководителей, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок – на арендаторов.

Средства пожаротушения

 

Класс пожара Характеристика класса Подкласс пожара Характеристика подкласса Рекомендуемые средства пожаротушения
А Горение твердых веществ А 1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением Вода со смачивателями, хладоны, порошки типа АВСЕ
А2 Горение твердых веществ, не сопровождающееся тлением Все виды огнетушащих средств
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты), а также сжижаемых твердых веществ Пена, мелкораспыленная вода, хладоны, порошки типа АВСЕ и ВСЕ
В2 Горение полярных жидких веществ, растворимых в воде (спирты, ацетон, глицерин и др.) Пена на основе специальных пенообразователей, мелкораспыленная вода, хладоны, порошки типа АВСЕ и ВСЕ
С Горение газообраз-ных веществ - Бытовой газ, пропан, водород, аммиак и др. Объемное тушение и флегматизация газовыми составами, порошки типа АВСЕ и ВСЕ, вода для охлаждения оборудования
Д Горение металлов и металлосо-держащих веществ Д1 Горение легких металлов и их сплавов (алюминий, магний и др.), кроме щелочных Специальные порошки
Д2 Горение щелочных металлов (натрий, калий и др.) Специальные порошки
Д3 Горение металлосодержащих соединений (металлоорганические соединения, гидроиды металлов) Специальные порошки

 

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Обучение по охране труда

 

Здесь необходимо разграничить обучение и проверку знаний по охране труда рабочих и специалистов и проведение инструктажей по охране труда.

Согласно ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» обучение по охране труда проходят рабочие при подготовке к трудовой деятельности, при переподготовке в связи с изменением профиля профессии, при повышении квалификации. Рабочие, занятые на работах с повышенными требованиями безопасности, обучение и проверку знаний проходят ежегодно.

Обучение и проверка знаний по охране труда у рабочих осуществляется по программе, утвержденной руководителем предприятия и согласованной с профсоюзным органом. Руководители предприятий, их заместители, работники службы охраны труда, руководители и специалисты подразделений проходят обучение по охране труда 1 раз в 3 года.

Внеочередная проверка знаний по охране труда может быть проведена независимо от сроков проведения предыдущей проверки:

- при введении в действие новых или переработанных законодательных, нормативных, правовых актов по охране труда;

- при изменении технологического процесса и замене оборудования;

- при переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда;

- по требованию государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации при установлении недостаточности знаний;

- после аварии, несчастных случаев, при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативно - правовых актов по охране труда.

Инструктаж по охране труда. Основополагающим нормативным документом по организации и проведению инструктажа является ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения».

 

На предприятии должны проводиться следующие инструктажи:

1. Вводный

2. Первичный

3. Повторный

4. Внеплановый

5. Целевой

И ликвидация их последствий

Массовые заболевания

Инфекционные болезни людей -это заболевания, вызываемыеболезнетворными микроорганизмами и передающиесяот зараженного человекаилиживотного к здоровому. Такие болезни появляютсяв видеэпидемическихочагов.

Эпидемический очаг - место заражения и пребывания заболевшего, окружающие его люди и животные, а также территория, в пределах которой возможно заражение людей возбудителями инфекционных болезней.

Эпидемическим процессом называется явление возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди людей, представляющее собой непрерывную цепь последовательно возникающих однородных заболеваний. Проявляется он в форме эпидемической и экзотической заболеваемости. Для характеристики интенсивности используются такие понятия, как спорадическая заболеваемость, эпидемическая вспышка, эпидемия и пандемия.

Эпидемическая заболеваемость - это постоянно регистрируемая на определенной территории заболеваемость, свойственная данной местности.

Экзотическая заболеваемость отмечается при завозе возбудителей на тeppиторию, где рaнее такая форма не отмечалась.

Спорадическая заболеваемость - это единичные или немногие случаи проявления инфекционной болезни, обычно не связанные между собой единым источником возбудителя инфекций, самая низкая степень интенсивности эпидемического процесса.

Эпидемической вспышкой называют ограниченный вовремени и по территории резкий подъем заболеваемости, связанный с одномоментным заражением людей.

Эпидемия - широкое распространение инфекционнойболезни,значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории.

Пандемия - необычно большое распространение заболеваемости как по уровню, так и по масштабам, с охватом ряда стран, целых континентов и даже всего земного шара.

Для количественной характеристики эпидемического процесса используют такие понятия, как заболеваемость, смертность и летальность. Заболеваемость определяется отношением числа заболеваний за определенный промежуток времени (например, за год) к числу жителей данного района, города. Заболеваемость выражается коэффициентами на100,10 или 1 тыс. человек.

Смертность - число смертей от данного заболевания, выраженное коэффициентом на 100, 10 или 1 тыс. человек.

Летальность - процент умерших от числа заболевших данным инфекционным



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.128 с.)